Тренинги для работы со старшей группой студии

Тимошенко Юлия Владимировна

Сборник состоит из трех циклов тренинга, по 10 занятий тренинга в каждом. Это первая часть тренинга - основные упражнения. По мере необходимости упражненея тренинга можно повторять. Далее начинается репетиционно-постановочная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Разминка

«Встреча.» 
Начинаем свободное движение по комнате. Не смотрим на партнеров. Двигаемся, как бы погруженные в собственные мысли. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем заполнить равномерно все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми.
-Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка – остановка на зрительный контакт – и вновь движение к следующей встрече. Приостановились – взгляд – движение.
-Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встречи: радость, удивление, приветствие, безразличие и др.
-Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы успеть здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни одного человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно: вся комната в нашем распоряжении. Импровизируем в выборе маршрута.
-Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет педагог. «Локоть!» - значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаем бег, пока я не проверю, все ли нашли себе пару. «Плечо!» - значит, стоим плечом к плечу»;

Биологические часы.
«Закройте глаза и сядьте поудобнее. Услышав хлопок, попытайтесь, пользуясь лишь внутренними ощущениями, определить длительность минуты. Тот, кто решит, что с момента хлопка уже прошло 60 секунд, встает.
В конце упражнения выясняем, кому удалось правильно определить длительность минуты»(Обычно, когда упражнение проводится в первый раз, таких участников бывает очень мало. В основном, все ошибаются в ту или иную сторону почти на 20 секунд).

  1. Этап настройки.

Идем внутрь, вспоминаем, а не изображаем! сесть, расслабиться, мысленно вернуться в прошлое на 2 года назад. Вспомнить самую яркую эмоцию, которая приходит на ум, и характеризует данный период. Вспоминать все ощущения, краски и цвета, температуру воздуха, время года, запахи, ощущения в теле, если не удается вспомнить придумывать. Лицом ничего не играть. Не показывать.
- вернуться на 5 лет назад. Тоже самое погрузиться в эмоцию того периода жизни.
- вернуться на 10 лет назад. Тоже самое.
- перенестись во времени в период жизни когда вам было 10,5 2 года. Вспомнить ощущения. Отпускать эмоцию на проявление.
- ощущение от пребывания в утробе матери: спокойствие, защищенность, связь с мамой от которой поступает тебе все что необходимо.
- вспомнить ощущение от полного счастья.
- эмоция от соприкосновения со смертью
- эмоция от предательства
- эмоция от осознания того, что твои родители не боги
- эмоция от любви
- эмоция от того, что твоя душа находится на самом дне
- эмоция от ощущении свободы, осознания того, что ты хозяин своей жизни

  1.  Основная тема.  Внутренний монолог, отношение.

«Десять масок.» (Внутренний монолог, отношение)
Каждую маску обязательно обсудите с группой. Обсудите в подробностях: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т.д.
- Страх
-Злость
-Любовь (влюбленность)
- Радость
- Смирение
-Раскаяние, угрызение совести
-Плач
-Стеснение, смущение
-Раздумье, размышление
-Презрение
-Равнодушие
-Боль
-Сонливость
-Прошение (вы кого-то о чем-то просите)

Чтобы лучше получалось изображать, к примеру, презрение, говорите про себя соответствующие слова (ты посмотри, на кого ты похож? да я тебя терпеть не могу, ты посмотри, что ты на себя одел? И не стыдно тебе, что от тебя так воняет? И т.п.). Может, это не совсем этично, зато помогает.

«Групповая скульптура.»
Каждый учащийся одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый учащийся (это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух учащихся в композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1) действовать в довольно быстром темпе, 2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить».
темы: - солнечный день
- скучное занятие
- очень интересное кино
- очень жаркий день

«Волшебный стул»

В центре кабинета стоит стул, каждый, кто садится на него, получает индивидуальное задание:  у себя в комнате поругала мама за оценки, место в пустом кинотеатре, скамейка в парке, в кафе ожидая подачи ужина, на контрольной, перед телевизором и тп.

  1. Рефлексия, закрепление


Предварительный просмотр:

  1. Разминка

«Десять секунд.»
«Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на мои разнообразные задания и выполнять их в кратчайший срок – в течение десяти секунд».Развитию навыков собранности, сосредоточенности помогут, например, такие упражнения:

а) встаньте в строй по росту, в алфавитном порядке (по фамилиям, именам), по цвету волос (от самых светлых к самым темным);
б) назовите самый дальний и самый близкий объекты в поле вашего зрения;
в) перечислите в аудитории все предметы определенного цвета и оттенка; предметы, названия которых начинаются с одной буквы алфавита;
г) точно воспроизведите ряд движений, проделанных товарищем;
д) рассмотрите глаза товарищей, расскажите, какой они формы, цвета, каково их выражение, по памяти. Затем проверьте наблюдения, найдите тонкости, не замеченные с первого раза.

Упражнение на ощущение пространства
-пройти из одного конца зала в другой и на середине зала сделать разворот на 180 гр
-пройти из одного конца зала в другой с закрытыми глазами до педагога и остановиться возле него
- пройти из одного конца зала в другой с закрытыми глазами до педагога и остановиться возле него предварительно завязавшись энергетически
-тоже самое только с разворотом на середине

Упражнение на ощущение времени:

Сесть и закрыть глаза, настроится на эмоциональное состояние (у каждого свое, задается педагогом), первый участник держит полминуты, открывает глаза и («будит» другого) тот держит еще 40 секунд и предает эстафету. Временные отрезки менять сначала пару раз увеличить (но не больше минуты), потом уменьшать. Про себя не считать, а держать настройку! Можно усложнить задание и соответсвующим касанием не просто передавать свою эстафету, а еще и смену эмоциональной настройки.

  1. Этап настройки.

«Путешествие»

Мысленно нарисовать планету, начать приземляться на нее из космоса, видеть, слышать звуки, чувствовать запахи, ощущать температуру на планете
- приземлиться погулять по планете, отправиться в путь по планете до своего дома. Четко видеть дорогу, растения, природу планеты, ощущать запахи
-прийти домой, четко нарисовать в голове этот дом, из какого материала построен, двери, окна, внешнее и внутреннее убранство
-пообедать. Четко фантазировать вкус еды.
-лечь и выспаться. Представить четко какой сон приснился. Во сне чувствовать запахи, вкус, свои необычайные возможности
- проснуться и выйти на улицу. Познакомиться с каким то существом, обитающим на данной планете, попробовать с ним подружиться. Если не получается найти с ним контакт, то попробовать в следующий раз.
- отправиться назад домой

В конце упражнения войти в роль своего «инопланетянина». Ничего не изображаем, не играем лицом – чувствуем и мыслим!

  1. Основная тема.  Внутренний монолог, отношение.

«Волшебный стул»

В центре кабинета стоит стул, каждый, кто садится на него, получает индивидуальное задание:  у себя в комнате поругала мама за оценки, место в пустом кинотеатре, скамейка в парке, в кафе ожидая подачи ужина, на контрольной, перед телевизором и тп.

«Десять масок.» (Внутренний монолог, отношение) повтор упражнения
Каждую маску обязательно обсудите с группой. Обсудите в подробностях: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови?
- Страх
-Злость
-Любовь (влюбленность)
- Радость
- Смирение
-Раскаяние, угрызение совести
-Плач
-Стеснение, смущение
-Раздумье, размышление
-Презрение
-Равнодушие
-Боль
-Сонливость
-Прошение (вы кого-то о чем-то просите)

Чтобы лучше получалось изображать, к примеру, презрение, говорите про себя соответствующие слова (ты посмотри, на кого ты похож? да я тебя терпеть не могу, ты посмотри, что ты на себя одел? И не стыдно тебе, что от тебя так воняет? И т.п.). Может, это не совсем этично, зато помогает.

«Войдите!»

Группа сидит в комнате, один человек выходит. Его задача войти в комнату с определенной целью (придумывает сам, группа пытается угадать в конце), участники группы в свою очередь создают атмосферу (подключаем внутреннее отношение):

-страха;

-любви;

- радости;

- подозрения;

-презрения и т.п.

  1. Рефлексия, закрепление

Одиночный этюд:

  1. Проговариваем мысли вслух
  2. Работаем молча


Предварительный просмотр:

  1. Разминка

Движение, ритм и дистанция
- выбрать партнера и держать за ним дистанцию в 1,5 метра, менять ритм движения

- выбрать 2 партнера держать равнобедренный треугольник в движении

Упражнение на ощущение пространства и партнерство
Встать в круг взяться за руки. Закрыть глаза. Постоять, ощущая руки. Перемешаться и найти свои руки слева и справа.

Закрыть глаза перемешаться и построить крест из группы, треугольник.

Упражнение на ощущение времени: (с уложнением)

Сесть и закрыть глаза, настроится на эмоциональное состояние (у каждого свое, задается педагогом), первый участник держит полминуты, открывает глаза и («будит» другого) тот держит еще 40 секунд и предает эстафету. Временные отрезки менять сначала пару раз увеличить (но не больше минуты), потом уменьшать. Про себя не считать, а держать настройку! Можно усложнить задание и соответсвующим касанием не просто передавать свою эстафету, а еще и смену эмоциональной настройки.

  1. Этап настройки.

2. Основа восприятия и отношения

Садимся, закрываем глаза. Вспоминаем события за неделю (было д/з). Все-все события. Как вышли с занятия в понедельник, что произошло, какие испытывали эмоции. Какой был вечер этого дня? Вспоминаем во всех подробностях.

  1. Основная тема. Внутреннее действие

Одиночный этюд:

  1. Проговариваем мысли вслух
  2. Работаем молча

Освоение новой темы: Партнерство, взаимодействие с подключением внутренней оценки

«Машина»
«Первый участник выходит на площадку и начинает свое действие. Второй после секундного раздумья выходит на площадку и подстраивается к движению первого. Желательно, чтобы между действиями возникла какая-то взаимосвязь: причинно-следственная или эмоционально-действенная оценка происшедшего. Третий участник, оценив за короткую паузу, что происходит уже с действующими частями механизма, добавляет к существующему новое движение. Так же, как первые два участника, он продолжает возвращаться к избранному действию вновь и вновь, как заводная кукла. Так от участника к участнику работа «машины» становится все более и более многоуровневой. Возникают логические связи, и вся цепочка продолжает работать до тех пор, пока последний участник не подключится к упражнению. При этом участники могут произносить какие-то звуки.
Если «машина» работала ритмично, слаженно, бесперебойно, если была достигнута логическая согласованность действия каждого из партнеров с работой всего механизма, то мы можем увидеть целую развернутую сцену» и др.

«Конфликт»
Показать несколько пластических мизансцен (в статике), изображающих конфликтную ситуацию. Найти внутреннее оправдание каждой мизансцене тела. Дать название конфликтным ситуациям.

«Насос и надувная кукла»
Учащиеся разбиваются на пары. Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслаблено на полу. Другой – «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание ее воздухом опасно - кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя закончить. Это время окончания надувания учащийся с «насосом» определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление-напряжение, а также на парное взаимодействие.

  1. Рефлексия, закрепление

Упражнение «Хищник –жертва»
-ПЕРВАЯ СТАДИЯ группа делится на 2 части. Одна часть хищники. Они заполняют собой пространство, они ходят так как- будто они хозяева. Другая часть жертвы. Это не их пространство. Их психологический жест сжаться в точку, быть как можно незаметнее.
-ВТОРАЯ СТАДИЯ хищники начинают испытывать голод и желание поймать жертву, начинают испытывать азарт охоты, жертвы развивают в себе страх
-ТРЕТЬЯ СТАДИЯ хищники начинают загонять жертву, руками трогать нельзя, надо загнать жертву в угол или прижать к стенке, можно загнать жертву на пару с другим хищником, жертва пытается спастись и убежать, развивая в себе панический страх. Ничего не играть ничего не показывать внутренне понять что такое мощь хищника и страх жертвы

«Путешествие» - если успеем

Мысленно нарисовать планету, начать приземляться на нее из космоса, видеть, слышать звуки, чувствовать запахи, ощущать температуру на планете
- приземлиться погулять по планете, отправиться в путь по планете до своего дома. Четко видеть дорогу, растения, природу планеты, ощущать запахи
-прийти домой, четко нарисовать в голове этот дом, из какого материала построен, двери, окна, внешнее и внутреннее убранство
-пообедать. Четко фантазировать вкус еды.
-лечь и выспаться. Представить четко какой сон приснился. Во сне чувствовать запахи, вкус, свои необычайные возможности
- проснуться и выйти на улицу. Познакомиться с каким то существом, обитающим на данной планете, попробовать с ним подружиться. Если не получается найти с ним контакт, то попробовать в следующий раз.
- отправиться назад домой

В конце упражнения войти в роль своего «инопланетянина». Ничего не изображаем, не играем лицом – чувствуем и мыслим!



Предварительный просмотр:

  1. Разминка

Движение в определенной заданной скорости

Упражнение выполняется не по кругу, а в хаотичном движении. Потом с закрытыми глазами.

Упражнение на ощущение пространства и партнерство
Закрыть глаза перемешаться и построить крест из группы, треугольник.

«Встреча.» 
Начинаем свободное движение по комнате. Не смотрим на партнеров. Двигаемся, как бы погруженные в собственные мысли. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем заполнить равномерно все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми.
-Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка – остановка на зрительный контакт – и вновь движение к следующей встрече. Приостановились – взгляд – движение.
-Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встречи: радость, удивление, приветствие, безразличие и др.
-Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы успеть здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни одного человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно: вся комната в нашем распоряжении. Импровизируем в выборе маршрута.
-Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет педагог. «Локоть!» - значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаем бег, пока я не проверю, все ли нашли себе пару. «Плечо!» - значит, стоим плечом к плечу»;

Упражнение на ощущение времени: (с уложнением)

Сесть и закрыть глаза, настроится на эмоциональное состояние (у каждого свое, задается педагогом), первый участник держит полминуты, открывает глаза и («будит» другого) тот держит еще 40 секунд и предает эстафету. Временные отрезки менять сначала пару раз увеличить (но не больше минуты), потом уменьшать. Про себя не считать, а держать настройку! Можно усложнить задание и соответсвующим касанием не просто передавать свою эстафету, а еще и смену эмоциональной настройки.

  1. Этап настройки.

1. Основа восприятия и отношения

Садимся, закрываем глаза. Вспоминаем события за выходные дни (было д/з). Все-все события. Как вышли с занятия в пятницу, что произошло, какие испытывали эмоции. Какой был вечер этого дня? Вспоминаем во всех подробностях. Держим настрой на положительные эмоции (так как не удалось на предыдущем занятии)

2. педагог называет понятия, учащиеся пытаются ощутить ритм понятия и выразить его в статике/движении, стараться ничего не показывать не иллюстрировать НЕ ИЗОБРАЖАТЬ, НА ПРИМЕР ЕСЛИ ПОНЯТИЕ ИСПАНИЯ НЕ НАДО ПОКАЗЫВАТЬ ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ ИЛИ ЕСЛИ БОЛЕЗНЬ НЕ НАДО ПОКАЗЫВАТЬ БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, БОЛЕЗНЬ ОЧЕНЬ ХОРОШЕГО О СЕБЕ МНЕНИЯ идти от первого импульса

-палец
-битое стекло
-смерть
-смерть смерти
-я болезнь
-я смертельная болезнь
- я смертельная болезнь маленького ребенка
-я прошлое
- я будущее
-я пустота
-я волосок в носу английской королевы
- я галстук путина
-я красный цвет
-я зеленый цвет
-я синий цвет
-я черный цвет
-я белый цвет
-я смертная казнь
-я слезы всех матерей
-я отсутствие любви
-я желание любви
-я любовь
- я абсолютное скотство
-я убийство
-я детектив
-я огромная польза
-я моя мама
-я руки моего отца
-я улыбка моей бабушки
- я учебник
-я озеро
- я река
-я море
-я Океан
-я вода
Я- не я
я артист
я великий артист
я самый великий артист на свете
я самый великий артист на свете но об этом никто не знает
я свет
я вера
я надежда
я бессмертие

Показываем в движении.

- старое раздолбанное жигули
-новое жигули
-старая иномарка
-новая иномарка
-большой английский автобус
-подводная лодка на огромной глубине
-воздушный шар

  1. Освоение новой темы: Партнерство, взаимодействие с подключением внутренней оценки

 «Насос и надувная кукла»
Учащиеся разбиваются на пары. Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслаблено на полу. Другой – «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание ее воздухом опасно - кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя закончить. Это время окончания надувания учащийся с «насосом» определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление-напряжение, а также на парное взаимодействие.

«Встать по пальцам.»  - если успеем!
Ведущий оборачивается к группе спиной, показывает табличку с какой-либо цифрой (от 1 до 10), (можно просто какое-то количество пальцев), начинает отсчет (до трех или до пяти, затем резко поворачивается к группе. На момент поворота количество стоящих (или сидящих, лежащих и т. д.: как уговоритесь) должно быть равно числу написанному на табличке. Условием упражнения является полная бесшумность исполнения.

«Зеркало».
Учащиеся разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия «оригинала»: 1) не делать сложных движений, т.е. не производить одновременно несколько движений, 2) не делать мимических движений; 3) выполнять движения в очень медленном темпе. Через некоторое время учащиеся меняются ролями.
В ходе выполнения упражнения учащиеся, работающие на "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Упражнение - очень хорошее средство для установления психологического контакта.

Бык и ковбой.
Двое участников становятся на расстоянии друг от друга (не менее 5 метров), один поворачивается спиной - это бык, второй берет в руки воображаемую веревку - это ковбой. По сигналу к началу ковбой должен накинуть воображаемую веревку на быка и подтянуть его к себе (бык, естественно, сопротивляется). Упражнение получится успешно, если участникам удастся синхронизировать свои действия, чтобы зрители "увидели" воображаемую веревку, натянутую между ними.

Травоядные и хищники.

Повтор упражнения с предыдущего занятия, но теперь учащиеся получают задание на листке и не знают кто есть кто и как с ним взаимодействовать.

  1. Рефлексия, закрепление

«Групповая скульптура.» - повтор упражнения для осознанной пристройки к партнеру
Каждый учащийся одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый учащийся (это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух учащихся в композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1) действовать в довольно быстром темпе, 2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить».
темы: - солнечный день
- скучное занятие
- очень жаркий день

 



Предварительный просмотр:

Разминка:

Освоение пространства: движение в заданной скорости. Каждый темп какому эмоциональному напряжению соответствует? Как ощущается? Переместить напряжение в другую часть тела – что изменилось? Вспомнить радостное событие, грустное, вам страшно в темном парке, холодно и т.п. как меняется скорость, как меняется мышечное напряжение?

Задание: на площадке остается только три участника (первый, второй и третий). Номер скорости, который я буду называть – это задание для второго участника. Первый участник должен «понизить» задание на единицу, а третий – «повысить» тоже на единицу. Таким образом, если вы слышите от меня цифру «четыре», то второй игрок движется в четвертом темпе, первый – в третьем (4-1), а третий – в пятом (4+1). Прозвучит цифра «9», значит, второй – в 9 темпе, первый в 8, а третий? Тоже в 9. Потому что 10 скорости не существует. То же произойдет, если будет названа цифра «один»: второй находится в первом темпе, первый останавливается и стоит (1-1=0), а третий двигается во втором темпе. Все эти расчеты вам придется делать быстро и самостоятельно по ходу упражнения.

«Оправдание скоростей»
выйти на площадку и попробовать найти оправдание движения, существования каждого из учащихся в темпе номер один. Пусть каждый участник подвигается по площадке, и поищет физическое и эмоциональное состояние, которому подошел бы заданный темп, приложить внутренний монолог. После трехминутной репетиции – показ и обсуждение. Найдено ли соответствие между скоростью и психофизическим состоянием? Даем для репетиции и показа еще один-два темпа и работаем с ними.

II. Этап настройки.

Так как начинаем прорабатывать телесное состояние, то и настройка будет соответсвтвующая

НАПРЯЖЕНИЕ - РАССЛАБЛЕНИЕ. На первом занятии участники знакомятся с простейшими мышечными зажимами. Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

"РАСТЕМ". Участники в кругу. Исходное положение - сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: "Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста". Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность "роста" до 10-20 "стадий". После выполнения этого упражнения полезно сразу же перейти к упражнению "Потянулись - сломались".

«Потянулись – сломались».
Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше… Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)… А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол… Лежим расслабленно, безвольно, удобно… Прислушайтесь к себе. Осталось ли где напряжение? Сбросили его!»
Во время выполнения упражнения ведущий должен обратить внимание учащихся на два следующих момента: показать разницу между выполнением команды «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); 2) когда учащиеся лежат на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.

III. Освоение основной темы (взаимодействие через телесную практику)

«Насос и надувная кукла»
Учащиеся разбиваются на пары. Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслаблено на полу. Другой – «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание ее воздухом опасно - кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя закончить. Это время окончания надувания учащийся с «насосом» определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление-напряжение, а также на парное взаимодействие.

Машина – механизм.

Вспомним первое упражнение на взаимодействие, только теперь усложним его. Нужно понимать, что производит каждая деталь данного механизма. Пару раз за время выполнения упражнения поменять темп.

Я – хищник!

Вспомним, еще одно упражнение, которое выполняли ранее «Травоядный – хищник». Только теперь поработаем в паре. Причем каждый из вас – хищник. Мысленно хозяин территории. Как пристроитесь к партнеру? Как будете делить территорию?

IV. Рефлексия, закрепление

Скульптура, оправдание позы

Учащиеся вызываются парами, каждому дается задание, какую принять позу и куда направить мышечное напряжение. Задача понять, какая была задумка у  «скульптура» и как эмоционально ощущали себя люди в заставших позах. Как смотрится со стороны. Совпало ли мнение?



Предварительный просмотр:

  1. Разминка

Упражнение на освоение пространства (усложнение работа с мышечным зажимом):

ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ. Упражнение выполняется всеми участниками. Инструкция: "Попробуйте определить, где у человека центр тяжести. Подвигайтесь, сядьте, встаньте. Найдите центр тяжести тела кошки (т.е. подвигайтесь, как кошка). Где чувствуете центр тяжести? Где центр тяжести тела обезьяны? Петуха? Рыбы? Воробья, прыгающего по земле? Выполняя движения и действия, характерные для этих животных, попробуйте "на себе" все это. Животные и маленькие дети - самый лучший пример отсутствия мышечных зажимов". Далее упражнения идут без нумерации (это так называемые "универсальные" упражнения).

"ОПРАВДАНИЕ ПОЗЫ". Участники ходят по кругу. По хлопку ведущего каждый должен бросить свое тело в неожиданную для себя позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение. "Представьте себе, что вы совершали какое-то осмысленное действие... По команде "Отомри" продолжайте это действие. Мы должны понять, что вы делаете. Постарайтесь не придумывать банальных оправданий, которыми можно объяснить любую позу. Ищите действия, соответствующие именно тому положению вашего тела, в котором вы замерли, только ему и никакому другому."

Упражнение на ощущение времени (через телесные ощущения):

Рассаживаемся в произвольной позе в полукруге. По команде учителя начинаем набирать напряжение в теле (глаза можно закрыть, можно держать открытыми – кому как удобно). Схема такая:

10 секунд руки: напряжение набрать постепенно от пальцев до самых плеч за 10 секунд и зафиксировать, далее…

20 секунд ноги

20 секунд от пояснице к шее через всю спину

10 секунд подключить лицо и челюсть зафиксировать последней.

В полное напряжение погружаемся за минуту и еще полминуты удерживаем. Запоминаем состояние, как откликается тело, какие идут мысли и эмоции.

Второй раз упражнение выполняется самостоятельно, основная задача воспроизвести все ощущения в теле в те же временные отрезки и выйти в состояние покоя через полторы минуты

  1. Этап настройки.

Занимаем комфортную позу (сидя, лежа кому как комфортно). Вспоминаем:

-самая сильная эмоция прошедшей недели, какое событие было самым ярким в этот промежуток, чем оно откликнулось? Держим эмоциональное состояние и фиксируем телесное напряжение

- вспоминаем самый раздражающий элемент (человек, мысль, запах, звук) – чем откликается тело, куда перетекает напряжение? Фиксируем и сбрасываем

- вспоминаем глаза мамы, когда она расстроена (не обижена, не рассержена, а расстроена, почти слезы стоят в глазах) – что хочется сделать? Подойти обнять, или поговорить, или прижаться, или оставить в покое? Какой порыв, как отликнулось тело? Фиксируем и сбрасываем.

- Самое радостное событие, почти счастье. Какое оно? Его форма, вкус или запах, чьими глазами оно на вас смотрит? Фиксируем напряжение и сбрасываем

- самое грустное

-чего мы боимся? Какой ваш страх в лицо? Событие, человек, звук или атмосфера? Когда это случилось? А теперь идем в этот страх и побеждаем его! Загляните в эту темную комнату и включите свет – никого нет. Если это звук, то прислушайтесь внимательнее и поймите что это? Не бегите от своих ощущений, а держите их. С этим зажимом перепроживите эмоцию с новым финалом, как-будто кино про себя посмотрели. Отпустите этот страх! А теперь почувствуйте как спало напряжение в теле.

  1. Освоение новой темы: Телесно-ориентированный тренинг. Взаимосвязь тела, эмоций и отношения.

«МОЙ МЯЧ – ВАША ГОЛОВА»

У ведущего в руке – мяч. Учащиеся стоят напротив в положении «Стайка». Ведущий предлагает учащимся представить, что мяч в его руках – это их голова. Ведущий начинает медленно двигать мячом, учащиеся – соответственно головами. Таким образом комбинируется упражнение на внимание и мышечная разминка шеи. Движения мяча, диктующие повороты и наклоны головы должны быть медленными, чтобы не повредить мышцы и позвоночник. Постепенно можно вносить разные темпы и амплитуды в упражнение, например – резко опустить мяч до уровня пола – учащиеся должны также опустить голову на уровень пола и т. п.

"Равновесие".

Игра на балансировку тела. В круге участники держаться за руки, ноги на ширине плеч. Задача игроков устоять самому и сдвинуть с места соседа, путем вытягивания из круга в сцепке.

 «Встать по пальцам.»
Ведущий оборачивается к группе спиной, показывает табличку с какой-либо цифрой (от 1 до 10), (можно просто какое-то количество пальцев), начинает отсчет (до трех или до пяти, затем резко поворачивается к группе. На момент поворота количество стоящих (или сидящих, лежащих и т. д.: как уговоритесь) должно быть равно числу написанному на табличке. Условием упражнения является полная бесшумность исполнения.

«Зеркало».
Учащиеся разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия «оригинала»: 1) не делать сложных движений, т.е. не производить одновременно несколько движений, 2) не делать мимических движений; 3) выполнять движения в очень медленном темпе. Через некоторое время учащиеся меняются ролями.
В ходе выполнения упражнения учащиеся, работающие на "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Упражнение - очень хорошее средство для установления психологического контакта.

"СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ". Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на парные физические действия. Участникам предлагается выполнить этюды: - пилка дров; - гребля; - перемотка ниток; - перетягивание каната и т.д.

Сначала эти упражнения представляются довольно простыми. Однако при выполнении их участникам необходимо помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения напряжения. Можно предложить включиться в выполнение упражнения и другим участникам (перетягивание каната, прыгалки, игра в воображаемый мячик и т.д.). Один из вариантов предлагаемых упражнений - "Канатоходец". "Канатоходец" имитирует проход по канату. Он идет по прямой (воображаемой) линии по полу, но "как бы" по канату: скользя и балансируя, ища равновесия. Партнер дует на него со стороны, как бы пытаясь "сдуть" канатоходца с каната. Дует он с расстояния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь. Цель канатоходца - удержаться, несмотря на препятствие.

  1. Рефлексия, закрепление

"Повтори."

Участвует команда. Все хаотично ходят по площадке (пританцовывая, как животные, как инопланетяне) и пр. и в любой момент кто-то может остановиться. Задача остальных игроков - увидеть и заметить остановку и тоже остановиться. И не сговариваясь кто - нибудь начинает двигаться по другому и издавать звуки. Все повторяют за ним. Кто - нибудь останавливается. Все останавливаемся. Другой придумывает новое движение - все повторяют.



Предварительный просмотр:

  1. Разминка

Движение, ритм и дистанция (повтор упражнения, в прошлый раз заменили)
- выбрать партнера и держать за ним дистанцию в 1,5 метра, менять ритм движения

- выбрать 2 партнера держать равнобедренный треугольник в движении

Упражнение на ощущение пространства и партнерство ( в прошлый раз не успели)
Встать в круг взяться за руки

Закрыть глаза перемешаться и построить крест из группы, треугольник.

«Перевоплощение»
в амёб, в насекомых, в рыб, в животных, …
Если учащийся показывает просто кота, например, тогда к нему возникают вопросы: А сколько ему лет? Он приблудный, или есть папа, мама? Какие у него привычки?

  1. Этап настройки.

«Ощущения»
Посидеть на стуле так:
- как сидит царь на троне;
- пчела на цветке;
- побитая собака
-наказанный ребенок
-бабочка
- которая сейчас взлетит
-наездник на лошади
-космонавт в скафандре.

Пройтись, как ходит:
- младенец, который только что начал ходить
-старый человек
-гордец
-артист балета.

Улыбнуться, как улыбается:
- очень вежливый японец,
- Жан Поль Бельмондо,
- собака своему хозяину,
-кот на солнышке,
- мать младенцу,
- ребенок матери.

Нахмуриться, как хмурится:
- ребенок, у которого отняли игрушку;
- как человек, желающий скрыть смех.

  1. Основная тема. Телесная передача ПЖ, оправдание

«Отгадай, где я».
Упражнение заключается в том, что один участник пытается своим психофизическим состоянием передать окружающим, где он находится (хоккейный матч, зоопарк, смотрит захватывающий фильм и т.д.), но при этом нельзя воспроизводить никаких звуков.

«Передача позы».
Участники становятся в шеренгу. Первый придумывает какую-либо сложную позу (остальные не видят какую) и по сигналу ведущего «передает» ее второму (тот за 10-15 секунд должен максимально точно запомнить ее). По следующему сигналу ведущего, первый «снимает», а второй «принимает» эту позу, Далее происходит передача позы от второго к третьему участнику и т. д. Задачей является максимально точная передача позы от первого до последнего исполнителя. Если участников достаточно, лучше разбиться на две команды и «передавать» одну, заданную ведущим позу - кто точнее.

«Машина» (повтор упражнения для осмысления + много новеньких в группе)
«Первый участник выходит на площадку и начинает свое действие. Второй после секундного раздумья выходит на площадку и подстраивается к движению первого. Желательно, чтобы между действиями возникла какая-то взаимосвязь: причинно-следственная или эмоционально-действенная оценка происшедшего. Третий участник, оценив за короткую паузу, что происходит уже с действующими частями механизма, добавляет к существующему новое движение. Так же, как первые два участника, он продолжает возвращаться к избранному действию вновь и вновь, как заводная кукла. Так от участника к участнику работа «машины» становится все более и более многоуровневой. Возникают логические связи, и вся цепочка продолжает работать до тех пор, пока последний участник не подключится к упражнению. При этом участники могут произносить какие-то звуки.
Если «машина» работала ритмично, слаженно, бесперебойно, если была достигнута логическая согласованность действия каждого из партнеров с работой всего механизма, то мы можем увидеть целую развернутую сцену» и др.

«Встать по пальцам.» (на партнерство)
Ведущий оборачивается к группе спиной, показывает табличку с какой-либо цифрой (от 1 до 10), (можно просто какое-то количество пальцев), начинает отсчет (до трех или до пяти, затем резко поворачивается к группе. На момент поворота количество стоящих (или сидящих, лежащих и т. д.: как уговоритесь) должно быть равно числу написанному на табличке. Условием упражнения является полная бесшумность исполнения.

  1. Рефлексия, закрепление

"СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ". Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на парные физические действия. Участникам предлагается выполнить этюды: - пилка дров; - гребля; - перемотка ниток; - перетягивание каната и т.д.

Сначала эти упражнения представляются довольно простыми. Однако при выполнении их участникам необходимо помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения напряжения. Можно предложить включиться в выполнение упражнения и другим участникам (перетягивание каната, прыгалки, игра в воображаемый мячик и т.д.). Один из вариантов предлагаемых упражнений - "Канатоходец". "Канатоходец" имитирует проход по канату. Он идет по прямой (воображаемой) линии по полу, но "как бы" по канату: скользя и балансируя, ища равновесия. Партнер дует на него со стороны, как бы пытаясь "сдуть" канатоходца с каната. Дует он с расстояния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь. Цель канатоходца - удержаться, несмотря на препятствие.

*Если осталось время до рефлексии можно добавить «скульптор и глина» или «пластилиновые куклы»



Предварительный просмотр:

На пространство

Сначала просто ходим, заполняя пространство. Затем дается определенная эмоция или событие. продолжая движение найти этому подходящую скорость, положение тела или позу. Побыть в этом состоянии. (похоже на упражнение Ведущий дает участникам определенный ПЖ, например, "закрытие". Дает фразу, подходящую к данному ПЖ, например, "Я хочу остаться один". Участникам предлагается сделать частный жест или придать телу положение, созвучное данному ПЖ. "Прислушайтесь к себе, к вашим ощущениям. Насколько положение вашего тела созвучно данному ПЖ и данной фразе.")

На время: «Буратино», «Кучер»

"ПРИГЛЯДЫВАНИЕ - 2". Группа - в полукруге. Ведущий предлагает участникам внимательно присмотреться к любому человеку, сидящему в полукруге, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. Запрещается описывать яркие цветные пятна одежды, упоминать о наличии усов, очков, бороды и пр. Вариант: описать особенности движений выбранного другого.

«Ассоциации»

"ЗЕРКАЛО". Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отражением". На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия "оригинала": 1) не делать сложных движений, т.е. не производить одновременно несколько движений, 2) не делать мимических движений; 3) выполнять движения в очень медленном темпе. Через некоторое время участники меняются ролями.

В ходе выполнения упражнения участники, работающие на "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Упражнение - очень хорошее средство для установления психологического контакта.

Создание атмосферы (повтор упражнения)

На взаимодействие

Группа делится на пары. Первый этап – психологическое «погружение» в определенное состояние (возможно самое яркое событие прошедшей недели или выходных), после этого один участник в паре садится на стул в этом состоянии. Задача партнера через этап «пристройки» понять, что это за эмоция, возможно событие и на взаимодействие перевести партнера в другое состояние Затем поменять пары.

Групповой этюд на взаимодействие и психологическое действие (по 3 или 4 человека в группе)

Распространение атмосферы от одного человека – главный её меняет, трансформирует. Именно этюд, законченное продуманное действие с конфликтом, а не просто спонтанное взаимодействие



Предварительный просмотр:

I/ Разминка:

Тело и освоение пространства:

"ОПРАВДАНИЕ ПОЗЫ". Участники ходят по кругу. По хлопку ведущего каждый должен бросить свое тело в неожиданную для себя позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение. "Представьте себе, что вы совершали какое-то осмысленное действие... По команде "Отомри" продолжайте это действие. Мы должны понять, что вы делаете. Постарайтесь не придумывать банальных оправданий, которыми можно объяснить любую позу. Ищите действия, соответствующие именно тому положению вашего тела, в котором вы замерли, только ему и никакому другому."

Встать по пальцам.

Ведущий поворачивается к группе спиной, показывает табличку с какой-либо цифрой от 1 до 10, (можно просто какое-то количество пальцев). Затем он начинает вести отсчет (до трех или до пяти), после чего резко поворачивается к группе. На момент поворота количество стоящих (или сидящих, лежащих и т. д.: как уговоритесь) должно быть равно числу, написанному на табличке. Условием упражнения является полная бесшумность исполнения.

II/ Эмоциональная настройка:

«Синтез»

Это упражнение на погружение в состояние творчества. Оно заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

· Чем пахнет слово «рампа»?

· Каково на ощупь число 7?

· Какой вкус у сиреневого цвета?

· Какая форма у четверга (как она выглядит)?

· Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?

III/ На взаимодействие и бессловесный контакт

«Стулья»

Ведущий или педагог дает команду построить из стульев какую-либо фигуру или букву. Задача учащихся максимально быстро и бесшумно (переговоры запрещаются) построить требуемую фигуру (круг лицом наружу, букву «р» развернутую к окну и т. п.). Дополнительное усложнение задания - требование одновременность (одновременно встать со стула, одновременно поднять и т. д.).

"СКУЛЬПТОР И ГЛИНА". Участники разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. "Глина" податлива, расслаблена, "принимает" форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем "скульптор" и "глина" меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.

IV/ Этюдная работа на атмосферу и взаимодействие.

Инсценировка пословиц. Группам (по 3-5 человек) заранее дается задание инсценировать пословицу. Возможные пословицы: «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит», «Семь раз отмерь, один отрежь», «У семи нянек дитя без глазу», «Много знай, да мало бай! Много баить не подобает», «Каков строитель, такова и обитель» и др.