Сценарий авторской пьесы "Журавли летят"

Урок истории. Дети равнодушны к происходящему на уроке. Появляется воин, и ученики переносятся в прошлое, в военные годы...

Пьеса была написана 25 лет назад, к 50-летнему юбилею Победы, поставлена в школьном театре и представлена на республиканском смотре театральных коллективов.

К  75-летию Победы  был несколько изменен текст, пьеса также была показана школьным драматическим коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_avtorskoy_pesy_zhuravli_letyat.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Казанская средняя общеобразовательная школа»

Сернурского района Республики Марий Эл

Пьеса

«Журавли летят»

Автор: учитель русского языка и литературы

 Кардаильская Надежда Анатольевна

Действующие лица:

Учитель

Старец

Ученики (4 чел)

Девушки на фронте (4 чел)

Лейтенант

Полковник

Натка

Сестренки

Дети

Действие 1

Классная комната. Идет урок истории. Учитель рассказывает о Великой Отечественной войне, дети слушают рассеянно, занимаются своими делами.

Учитель: 1418 дней и ночей, целых 4 года, на бескрайних просторах нашей Родины шла страшная война. Сотни разрушенных городов, десяти тысяч стертых с лица земли деревень, миллионы искалеченных судеб. 4 страшных года наша страна находилась между жизнью и смертью, но выбора нашему народу не оставалось:  или смерть, или фашистское рабство.

И народ нашей страны сделал все возможное и невозможное. И в тылу, и на фронте наши люди проявили героизм и отвагу.  Вступив в смертельную схватку с противником, он не только освободил свою страну, но и другие народы.

Давайте вспомним основные сражения ВОВ.

Коля  -  В Сталинграде воевали. Битва была очень жестокая.

Учитель – Да, битва за Сталинград, что тогда произошло под Сталинградом?

Коля – Немцы напали на город, а наши их победили.  

Учитель – И все?!    

Коля – Все.

Учитель – Кто еще что скажет?

Вася – Герои-панфиловцы танки немецкие остановили. 28 человек.

Учитель – А что это была за битва?

(Вася пожимает плечами)

- Вот уже на нескольких уроках мы говорим о великих битвах ВОВ, а вы до сих пор не можете их назвать, я уже не говорю о том, чтобы рассказать, как все это происходило!

Катя – Да что там. Мария Ивановна! Воевали, победили, молодцы, конечно. Но жизнь уже другая. Зачем нам подробности о войне?

Учитель – Война была, столько людей погибло, а вы так спокойно к этому относитесь!

Анжела – А как нам к этому относиться, плакать теперь каждый день?

Учитель – Да как вы можете так говорить?! Если бы не эти многочисленные жертвы, еще не известно, кем бы мы сейчас были и были ли вообще!

Вася – Мария Ивановна, мы вас уважаем, но учить досконально то, что нам не интересно… (разводит руками).

(Звенит звонок. Растерянный учитель, опустив голову, выходит из класса. У двери останавливается)

Учитель  - И все-таки вы не правы, ребята. Когда-нибудь, может, поймете это.

Коля – Какие были сражения? Спросили бы что-нибудь поинтереснее. Воевали и воевали.

Катя – Вот именно! Проблемы посерьезнее есть.

Вася – Проблемы, а у кого их нет? Мне вот …..новый нужен. Если с кого брать пример,так это с бизнесменов: деньги делают, живут богато.

Анжела – Да ладно, хватит об этом! Я известной блогершей хочу стать, миллионы просмотров – моя мечта!

Катя – А я в модельное агентство записалась! Посмотри сюда (рассматривают журнал)

Коля – Глянь, вот это техника, ………..

(ученики обсуждают свое)

(звучит таинственная мелодия, появляется старец)

Старец –

Время, замедлись!

Ты мне подвластно!

Остановись! Назад  повернись!

Что было – увидим!

Что было – узнаем!

Что было – почувствуем сердцем своим!

(музыка, занавес)

Пролог

Ученики проходят по сцене перед занавесом.

Коля – Где мы? Ничего не понимаю!

Катя – Были в классе. Вдруг очутились здесь! Бред какой-то!

Вася – И старец этот какой-то странный. О времени говорил, сказочник, что ли?

Катя – Ты что, в сказки веришь?

Вася – Поверишь тут..

Анжела – И все-таки, где мы? Все это очень странно, похоже на сон.

Катя – Ребята, глядите, вон роща. И мне кажется, там кто-то есть.

Коля – Подходим тихо! В такой непонятной ситуации осторожность не помешает.

Вася – Кого бояться!  Мы им…(девочки испуганно машут руками).

Анжела – Оставь свои дурацкие шуточки!

Коля – Подойдем незаметно, а там видно будет.

Действие 2

Поляна в лесу, виден штаб. Табличка «Школа связистов». На полянке сидит группа девушек, поют песню.

Юля – Ой, девчата, хорошо же мы поем! И песня такая ласковая!

Настя – Только время неласковое, трудное, военное.

Оля – Ох уж эта война! Принесла всем немало горя.

Лена – А как мы жили до войны! Ходили в школу, бантики в косах, переднички…

Юля – А мальчишки за косы нас дергали.

Настя – Весело жили!

Оля – Десять школьных лет…

Лена – Я мечтала стать врачом.

Оля – Я актрисой

Настя – Я учительницей, как наша Мария Ивановна!

Лена – Как она  теперь? Когда провожала нас – плакала.

Юля – Девчата, а выпускной! Мы танцевали всю ночь, пели песни, гуляли по городу.

Лена – Я танцевала с Сашей, его  призвали первым.

Оля – А Олег с Костей попали на Белорусский фронт, мне мама написала.

Настя – Игорь Новиков учится в летной школе. Разбросало нас по свету

Юля – Ничего, скоро закончится война, мы победим. Вернутся наши мальчики, еще потанцуем!

Оля – Расскажем им, как все вместе пошли в военкомат записываться на фронт.

Лена – Как нам отказали, а потом все-таки взяли в школу связистов.

Оля – Лена-то, помните, годы себе прибавила, сказала,  что двадцать (смеются).

Юля – Мама написала письмо. Пишет, что в нашем саду весной цвели яблони, да так красиво! А осенью мы варили варенье, сладкое-пресладкое, душистое-предушистое!

Оля – Мы каждый год уезжали на дачу. И Барса брали с собой – это наш песик, умный, смышленый. Здесь неподалеку в деревне я видела похожего, уж подумала – не Барсик ли наш.

Настя – В кино хочет сходить! В деревне его иногда показывают, да товарищ лейтенант не разрешает, не положено, говорит.

Лена – Молоденький, а такой строгий! Дисциплина!

Юля – Глядите, глядите, Оля,  Лена, девчата! Журавли летят!

Ол я – Ой, как здорово!

Лена -  Красиво летят, стройно. Улетают в теплые края.

Настя – Ничего, весной вернутся, гнезд навьют, птенцов выведут. До свидания, журавушки!

Юля – Мне бы тоже хотелось вместе с ними полететь. Поднялась бы высоко-высоко, оглядела всю землю, побывала бы в разных странах!

Настя – Ничего, Юленька, полетаешь еще. Жизнь впереди долга и интересная. Только война вот эта…

(Появляются Коля, Вася, Катя, Анжела. Недоуменно оглядываются.)

Вася – Вы кто? В фильме про войну снимаетесь?

Катя – Пронесло, а то мы уже подумали, что попали на необитаемый остров или еще куда.

 Оля – Здравствуйте. О чем это вы? Здесь школа связистов, а вы новенькие? Так бы сразу и сказали, а то «необитаемый остров».

Коля – Школа связистов? Ну да, новенькие.

Юля – А что это о вашем прибытии никто не знал?

Настя – Да среди вас есть и юноши! А то  все девчата да девчата, скучно. Вы откуда?

Анжела – Из Москвы.

Юля – И мы тоже из Москвы! Вот здорово! Из какой школы?

Анжела – Из 675.

Юля – Из 675? Не слыхали о такой. Вы не путаете?

Вася – Что мы, идиоты?

Лена – Да ладно, всего знать нельзя. Мы из 68 на Арбате, знаете?

(пожимают плечами)

Оля – Надо доложить товарищу лейтенанту о прибытии новеньких.

Юля- А мы в столовую и за формой. Ведь надо же вас накормить и одеть.

Коля – Постойте, а какой сейчас год?

Настя – Шутники! Не с Луны же  вы свалились! 1942, какой же еще!

Катя – Что это, а? Уж не спим ли мы все вместе?

Коля – Я, кажется, понял. Мы в прошлом, попали в настоящие военные годы.

Вася – В какие еще военные?

Катя – Ты что, совсем того, по истории же проходили.

Вася – Кто проходил, а кто нет.

Катя – Правда,   и я смутно помню эту историю, не до нее как-то.

Анжела – Доигрались, это все тот старик.

Кол я – Ничего, ребята, спокойно. Сделаем вид, что мы новенькие. С одной стороны интересно посмотреть, как оно было. А то историю учишь, а здесь все наяву.

(Входит лейтенант. Девушки сопровождают: «Новенькие, четверо».)

Лейтенант – С прибытием, товарищи курсанты!

_-Здравствуйте!

- Здрасьте!

- Привет!

- Салют!

Лейтенант – Вы что, здороваться не умеете? А ну, стройся! Животы подобрать! Здравствуйте, товарищи курсанты!

(«курсанты» кое-как здороваются: «Здравствуйте, товарищ лейтенант!». Девушки смеются)

- Вот так-то лучше. Вы прибыли в школу связистов. Накормить новеньких, выдать форму, к занятиям приступить с завтрашнего дня. Сегодня отдыхайте.

Юля – Эх вы, строиться не умеете!

Оля – Ничего, научатся!

(Все со смехом уходят. Входит полковник)

Лейтенант – Товарищ полковник, разрешите доложить! Во вверенной мне школе связистов…

Полковник – Отставить! Как живете? Проезжал мимо, как, думаю, дела у лейтенанта Костенко? Вот и заглянул на огонек.

Лейтенант – Все в порядке, девчата учатся. Будут хорошими связистами. Сегодня новеньких приняли, даже двое юношей есть.

Полковник – Это хорошо. Грамотный связист – полку прибыль. Их сейчас на фронте не хватает. А фронт близко, победы скорой не видать. Но то между нами, курсантамм ни гу-гу. Пусть немного попривыкнут – ведь дети еще. Сын у меня, такой же, погиб…Ну да ладно, идем в штаб.

(Полковник и лейтенант уходят. Возвращаются девушки с новичками, все в военной форме).

Юля – Посмотрите на себя, какие красавцы! Военная форма идет всем.

Вася – А что. Вроде ничего, не хуже джинсовки.

Юля – Чего-чего?

Вася – Джин…

Коля – Да это он так, заговаривается. Он с детства такой – что ни скажет – все не то.

Лена – Вы с детства знакомы?

Вася – Конечно! И в школьный бассейн вместе ходим, и на компе процессор  меняли.

 Лена – На компе. Процессор… Это что?

Коля – Это он так кино называет

Настя – хорошая у вас школа, с бассейном. А наша небольшая была, в две смены учились, даже парт и стульев не хватало. Но зато весело было – вечера, танцы, вальс…

Вася – У нас тоже ничего – дискотеки фирменные, флешмоб, квесты.

Катя –Правда, вальс не танцуем, и парни нас не приглашают.

Коля – Так, друзья, опять фантазируете.

Оля – Все-таки вы странные. Такие ж, как мы, а чем-то не похожи.

Настя – Сейчас детки придут, ходят к на деревенские ребятишки. Натка у них старшая, сестренки младшие близняшки, отец на фронте. Натка все письма ждет – не дождется. Может быть, полевая почта плохо работает.

(Появляются Натка и ребятишки)

Настя – А вот и наши маленькие друзья. Молоко принесли, полакомимся с картошкой.

(принесли картошку, едят, шутят)

Вася – Вкусно, никогда так не ел!

Анжела – Это тебе не  фаст-фуд

Юля – У нас сегодня день отдыха, давайте потанцуем. Товарищ лейтенант, сыграйте, пожалуйста!

(приносят гитару, лейтенант играет, девушки танцуют. Вдруг с криком: Натка! Натка! – вбегают сестренки)

-Натка! Натка!

- Там к нам письмо пришло!

- Мамка плачет!

- Папка погиб!

(Музыка стихает, все медленно встают, снимают пилотки. Натка, держа руки у груди, подходит к краю сцены)

Входит полковник – Курсанты, стройся!

- Получено сообщение, что немец прорвал оборону! Врага нужно остановить! Школа связистов временно прекращает работу! Всех приказано отправить на фронт! Берегите себя, ребятки!

Натка – Товарищ лейтенант! Товарищ полковник! Возьмите меня с собой! Я должна отомстить за отца! Ведь он должен был  жить!

Полковник – Не плачь, девочка! Ты нужна здесь. Мы отомстим и за твоего отца, и за всех  погибших солдат.

(звучит мелодия военной песни)

- Стране родной всегда служить! – Клянемся!

- Отчизны сердцем дорожить! – Клянемся!

- Москву родную защитить! – Клянемся!

- Россию, Родину любить! -  Клянемся!

- Клянемся с честью жизнь прожить! – Клянемся!

- Врага, фашиста победить! – Клянемся!

- Спокойство людям принести! – клянемся!

- А если нужно – умереть!  - Клянемся!

(курсанты строем уходят, дети машут м вслед)

Занавес

Появляется старец

Память сердца возвратилась,

Время свой меняет ход.

Все, что было, что случилось

Не забудем наперед.

Снег не раз покроет землю,

Вновь весной растает он,

Все, что было, я приемлю,

Как реально страшный сон.

В той войне ужасной павших,

Своей смертью смерть поправших,

Жизнь свою за жизнь отдавших –

Не забудем никогда!

Действие 3

(обстановка 1 действия)

Учитель – Многие жизни унесла война. Тысячи же и матерей не дождались мужей и сыновей, дети – отцов, сестры – братьев! Часто в бой шли новички, впервые взявшие винтовку в руки. Шли и погибали вчерашние школьники. Они шли защищать Родину!

(ученики по одному встают)

- Никто и никогда не скажет солдату, павшему в боях под Москвой, слова «папа».

- Не сможет мать-старушка пригладить непокорные вихры своему сыну, погибшему под Сталинградом.

- Не увидит Неизвестный солдат Вечного огня – зато мы его видим! Не услышат колоколов Хатыни крестьяне сожженных деревень – зато мы его слышим!

- И еще долго-долго в наших душах и сердцах будет гореть вечный огонь памяти!

Учитель – Спасибо, ребята, я всегда верила в вас!

(Звучит песня «Журавли»)