Школьный театрик

Набок Елена Ивановна

В этой статье автор делится опытом работы в школьном театре-студии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный театрик

   Хочу поделиться своими наблюдениями, придумками, традициями. Возможно, кому-то понравится, и мой опыт будет полезен. Театр-студия «Синяя птица» при школе №38 Приморского района Санкт-Петербурга существует с 2004 года. Идея так назваться принадлежит моим первым малышам. Они пришли ко мне из начальной школы, где с ними прекрасный и талантливый педагог ставила сказку «Синяя птица». Сейчас этим «малышам» по 27 лет. Никто из них не стал актёром, но они подарили мне незабываемые впечатления, опыт. Стремление самой развиваться, чтобы отвечать их запросам. Один из них работает в дипломатической службе, вторая – при министерстве науки, третья – прекрасная мамочка прекрасной малютки. Но я понимаю, что если бы они пошли в актёры, они бы достигли высот. На недавней встрече наша «министерша» так читала Николая Гумилёва – звёзды позавидовали бы! А ведь это был текст её партнёра, она помнит его вот уже 13 лет!

   Мне нравится разговаривать с детьми. Мы садимся в круг, знакомимся ( для этого есть прекрасная игра «Нити дружбы»).

C:\Users\Елена\Desktop\ЦЫПЛЁНОК\фото театр\нити.jpg

А потом, со 2-3 занятия начинаются душевные разговоры. Однажды мальчик, родители которого актёры, сказал, что маме и папе некогда с ним поговорить. Да, нам взрослым некогда. Нам проще ткнуть им в руки гаджет, причём с очень юного возраста. И дитя ищет себе развлечения самостоятельно. Начинаю рассказывать им про этюды. Пытаемся изобразить домашних животных и на 2-3 занятия погружаемся в воспоминания забавных случаев с нашими питомцами. Я охотно поддерживаю, я и сама имею собаку и кошку, а уж сколько я о них могу рассказать! Поговорили, нашли кучу привычек, повадок, попробовали показать – трудно.

   Мне нравится сочинять истории. В театре когда-то появилась красная мягкая игрушка – лошадка. Кто-то из детей назвал её Лиза.

C:\Users\Елена\Desktop\20201124_173316.jpg

И я придумала такую штуку: передаём Лизу друг другу и плетём историю о ней. Тему можно задать, чаще дети подскажут сами. Где наша Лиза только не была: в космосе, в лесу, в зазеркалье, в плену дракона! Иногда истории получаются такими захватывающими, что надо хватать карандаш и записывать за маленькими сочинителями. Кто-то не может сказать не слова – стесняется. Но через несколько занятий – заговорил! Один мальчик писал свои истории дома, за год накопилась толстая тетрадь!

   Мне нравится петь. Когда я беру в руки гитару, мои дети очень удивляются. Ведь я учитель математики, дополнительное образование – вторая профессия. Но я это делаю намеренно: как правило, становясь старше, многие из них тоже осваивают гитару. При студии работает прекрасный аккомпаниатор. Он мгновенно подбирает, модулирует, аранжирует и даже сочиняет мелодии! У нас, к примеру, есть мюзикл «Кошачья планета» на стихи Бориса Заходера. Какие-то песни были написаны раньше («Кошки» Жанны Агузаровой – это Заходер, на минуточку), а какие-то мы сочинили сами! Те, кто ходит в студию долго, знают приличное количество военных песен, песен Высоцкого и Окуджавы. Советских детских песен. Кто сталкивался, сейчас меня поймёт: на прослушивании ни один ребёнок не может исполнить «Кузнечика» - слов не знает!

   Мне нравится поэтический театр! Пока мои актёры маленькие и у них не очень выходит взаимодействие, мы ставим спектакли по стихам детских поэтов. У ребёнка получается сольный номер, дома ему помогут выучить (ведь первоклашки ещё и читать не все умеют), он никого не подведёт, если вдруг не придёт на выступление. Есть и дуэты, и песенки на стихи данного поэта. У спектакля есть сюжет, стихи скомпонованы определённым образом. Зрители обязательно включаются в действие – нетрудно придумать интерактив в духе стихотворения. Ставила я А. Барто, А.Маршака, Б.Заходера. Из наших современников были А.Усачёв, М.Яснов. Собираюсь ставить М.Рупасову:

«Мама дома?

Мамы нет.

Мама вышла.

В Интернет.

Мама ищет

В Интернете,

Как дела

На белом свете.

Кофе пьёт,

Глазами

Водит:

Что там в мире

Происходит?

Мама, я тебе

Скажу!

В мире

Я происхожу!»

Это же чудо! Это же то, о чём я говорила выше!

Страсть к поэтическому театру с годами только крепнет. Растут мои актёры – взрослеют их стихи. Вера Полозкова:

C:\Users\Елена\Desktop\ЦЫПЛЁНОК\фото театр\10-07-2014_142635(137) - копия.jpg

 В.Высоцкий, Б.Окуджава – прочитанный и пропетый от гусар до солдат Великой Отечественной, У.Шекспир – сонеты, где каждый превращён в сюжет, который автор и не задумывал вовсе.

   О двух спектаклях скажу подробнее. Это «Серебряные голоса» - встреча в кафе «Бродячая собака», которой не было. Мы собрали там одновременно весь серебряный век! Поэтическая дуэль Маяковского с Северяниным, драма Гумилёва и Ахматовой, разыгранная на глазах у посетителей, пафосный Вертинский и лиричный Есенин, воздушная М.Лохвицкая и печальный О.Мандельштам. Они захаживали в кафе, но не все одновременно! Нам ведь повезло жить в этом прекрасном городе, где мы можем сходить в «Бродячую собаку» и прочесть автографы ушедших поэтов. И, конечно, наш любимый спектакль «Марина».

C:\Users\Елена\Desktop\ЦЫПЛЁНОК\фото театр\ксю.jpg

Творчество и биография Марины Цветаевой. Спектакль, придуманный и выстраданный мной от подбора стихов и музыки до пошива костюмов. Спектакль, где в начале на сцене появляются несколько Марин, чтобы потом рассказать -  каждая свою историю. Где невероятные песни на стихи Марины, где хореография, которую поставили сами участники спектакля. Где малышки 2 класса играли двух дочек Марины, двух лебедят, где Париж – это жестокий красавец-мужчина, пожирающий Марину. Где нашлось место песне Земфиры, где нежность и пророчество Марининых стихов не отпускает зрителя до последней минуты.

   Прямо сейчас в театральном институте учатся трое выпускников нашей «Синей птицы». Этим я хочу закончить статью. А ребятам, нашедшим себя в театре или просто полюбившим его на всю жизнь, как я, пожелать высокого полёта!