Сценическая речь для каждого.

Шамсутдинова Марина Амировна

От автора

Важность хорошей дикции для любого человека неоспорима, а для людей, чья профессия, так или иначе, связана с устной коммуникацией, ежедневным общением (дикторов, учителей, политиков, продавцов) проблемы с дикцией могут разрушить карьеру и нанести серьёзный психологический вред.

Правильное произнесение звуков важно не только с точки зрения эстетической, но прежде всего с точки зрения социальной адаптации, особенно если речь идёт о маленьком ребёнке, школьнике: насмешки одноклассников будут постоянным стрессом, психологической травмой.

Цель данной работы ориентированы на:

  • умение  выстраивать свою речь таким образом, чтобы с первых слов и до последней фразы удержать внимание большой аудитории,
  • заставить слушающих проникнуться смыслом своей речи
  •  сделать слушателей  сторонниками своей точки зрения или, по крайней мере, действительно обратить их внимание на ту проблему или вопрос, о котором идёт речь при помощи четкой дикции.

Для многих специалистов, особенно работающих в сфере, где общение с людьми определяет результаты работы, грамотная речь и хорошая дикция – важные составляющие успеха. 

Даная работа обращена не конкретно к какой-то аудитории. Ее могут использовать и применять на практике как взрослые люди (вне зависимости от социального статуса), так и учащиеся (школьники, студенты), а также некоторые упражнения могут пойти на пользу детям с ограниченными возможностями.  Каждодневные занятия дикцией, с помощью данных упражнений, помогут не только отработать четкость речи, но и устранят некоторые дефекты речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenicheskaya_rech_dlya_nachinayushchiy.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценическая речь для каждого.

(методическое пособие для начинающих)

Составитель: 

педагог дополнительного образования

МУДОД «Увинский дом детского творчества»,

преподаватель, руководитель любительского театрального коллектива «Театр-студия «Ремарка»

                               Шамсутдинова Марина Амировна

П. Ува 2014 г.

От автора

Важность хорошей дикции для любого человека неоспорима, а для людей, чья профессия, так или иначе, связана с устной коммуникацией, ежедневным общением (дикторов, учителей, политиков, продавцов) проблемы с дикцией могут разрушить карьеру и нанести серьёзный психологический вред.

Правильное произнесение звуков важно не только с точки зрения эстетической, но прежде всего с точки зрения социальной адаптации, особенно если речь идёт о маленьком ребёнке, школьнике: насмешки одноклассников будут постоянным стрессом, психологической травмой.

Цель данной работы ориентированы на:

  • умение  выстраивать свою речь таким образом, чтобы с первых слов и до последней фразы удержать внимание большой аудитории,
  • заставить слушающих проникнуться смыслом своей речи
  •  сделать слушателей  сторонниками своей точки зрения или, по крайней мере, действительно обратить их внимание на ту проблему или вопрос, о котором идёт речь при помощи четкой дикции.

Для многих специалистов, особенно работающих в сфере, где общение с людьми определяет результаты работы, грамотная речь и хорошая дикция – важные составляющие успеха. 

Даная работа обращена не конкретно к какой-то аудитории. Ее могут использовать и применять на практике как взрослые люди (вне зависимости от социального статуса), так и учащиеся (школьники, студенты), а также некоторые упражнения могут пойти на пользу детям с ограниченными возможностями.  Каждодневные занятия дикцией, с помощью данных упражнений, помогут не только отработать четкость речи, но и устранят некоторые дефекты речи.  

Введение

Слова при произношении очень отличаются от написанных слов.

Орфоэпия – система правил, которые определяют нормы литературного произношения и допустимым к ним изменениям. Становления русского национального языка и норм его произношения складывались в конце 17 века в начале 18 века. Образцовым русским наречием является московское произношение. Этому наречию свойственно плавность, умеренное «акание»,  но русские нормы литературного произношения считается язык петербургский. 

Основные орфоэпические правила.

  1. На стыке двух слов, одно из которых заканчивается на согласный звук, а другое начинается с «и». Звук «и» при произношении меняется на «ы».

Например:  из Ижевска («ы»), в изгнании («ы»), кот и повар («ы»), так и быть («ы»), из Испании («ы»), в избу («ы»), Иван Иваныч и т.д.

  1. О и А безударные произносятся как короткий звук «а».
  • в начале слова (акрошка, ахота, а кто, арганизация, аблака, адназначно и т.д.)
  • с предлогом «у» ( у аднаво, у аколицы и т.д.)
  • с приставкой пере ( переабуть, переадеть, переасилить и т.д.)
  1. О и А далеко стоящие от ударения или после него произносятся как особенный не ясный звук, средний между а и ы.

Например: ( подобрал, молоко, корова, хорошо и т.д.)

  1. Сочетание  ао, оа произносятся одинаково

Например:

(сообразить, за окном, вообразить, на облаках, вооружиться и т.д.)

  1. Произношение отчеств и имен в сочетании с отчеством отличительным от написания, произносятся сокращенно.

Например:

Ольга Андревна, Николай Юрич, Светлана Владимирна и

т.д.

6. Безударные гласные е и я произносятся одинаково, как короткий, средний звук между е и и:

  • В начале слова ( йе[и] гор, йе [и]нварь, йе[и]ловый и т.д.)
  • В предударном слоге после гласного: пойе[и] вление, пойе[и]динок и т.д.
  1. Звуки ш, ж, ц всегда произносятся твердо. В отдельных словах звук «ж» звучит мягко, «жюри» произносится с мягким «ж», так же как и французские имена Жюли, Жиро, Жюль и т.д.

Примечание: Звуки ш, ж, ц даже в иностранных словах, именах и географических названиях произносятся твердо (шифер – шыфер).

  1. Согласные звуки ч и щ всегда звучат мягко. Звук щ произносится как  долгий, мягкий.

Звук ч произносится как взрывной (чай – чяй, часто – чясто)

Звук щ в сочетании со звуком н теряет долготу, но сохраняет мягкость. Мы произносим с долгим мягким щ, но с коротким шь (беспомошьный). Только в двух словах сочетание шн звучит в литературном произношении твердо. Это слова: помощник, помощница.

Работа над речью.

Прежде чем приступить к работе над речью необходимо подготовить тело. Тело играет неотъемлемую часть в человеческой речи, голосе, произношении. В «неразогретом» теле «застревают» звуки. Такое тело воспрепятствует красивому и правильному звуковоспроизведению.  

Упражнение разминки тела.

  • Потягивание в разные стороны: вверх, вниз, в стороны.
  • Наклоны вперед, назад, в стороны.
  • Разминка плечей, рук.
  • Бег на месте.
  • Махи ногами
  • Прыжки.

После каждого выполненного упражнения необходимо делать сброс. Сброс делается посредством потряхивания всего тела. Постарайтесь добиться того, чтобы мышцы воспитанников были в расслабленном состоянии.

После рекомендуется сделать релаксацию на ковриках.

Дополнительные упражнения на разминку тела.

  1. «Банька»

Похлопывание руками по всему телу.

  1. «Душ»

Вибрационный массаж всего тела.

Группа делится по три человека. Выбирают одного человека из тройки кому «душ» будут делать первым. Бежит вода. Двое имитируют ее путем поглаживания тела третьего участника. Затем мелкие капельки воды. Участники пальцами мелко и часто «тарабанят» по телу одного из тройки. Затем намыливание. Намыливание выполняется круговыми движениями рук по телу одного из тройки. Таким образом «душ» должны пройти все участники тройки.

  1. «Паровоз с пчелами»

Участники становятся в колонну и кулачками постукивают друг другу по всей спине, произнося при этом звук «Ж».

  1. Потягивание – наколок.

Потянуться и резко отпустить тело вниз.

  1. «Собачка»

Необходимо слегка приподняться на носки. Затем резко опуститься, слегка тряся всем телом и конечностями, со звуком «Пррр». При этом губы должны быть расслаблены.

Дикция

Хорошая дикция зависит от правильной артикуляции.

Артикуляция – это движение всех органов, участвующих в процессе произнесения звука. К этим органам относятся активные «артикуляторы», о которых мы говорили выше – челюсти, язык и губы, и пассивные: альвеолы (бугорки над верхними зубами), твердое и мягкое небо.

Существуют недостатки речи, которые являются следствием неверной артикуляции, усвоенной с детства. Самый распространенный недостаток – это вялая, неразборчивая речь. В бытовой жизни такую речь можно воспринять как неуважение к собеседнику. Для актера такая речь – прямое указание на его профессиональную непригодность.

Естественно, мы не будем рассматривать проблемы органических нарушений дикции. Интересуют нас лишь функциональные нарушения неорганического происхождения. Такие, как вялая артикуляция, то есть плохая подвижность челюсти, языка, губ. Как следствие невнятной артикуляции – искажение звуков, то есть неправильное выговаривание, к которому относятся следующие типичные дикционные нарушения:

  • сигматизм (неверное произнесение свистящих С – СЬ, З – ЗЬ, Ц и шипящих Ш, Ж, Щ,Ч согласных звуков);
  • ротацизм (неверное произнесение звуков Р – РЬ);
  • ламбдацизм (недостатки произнесения Л и ЛЬ);
  • тсякание (звук ТЬ);
  • дзякание (звук ДЬ);
  • отсутствие звуков, то есть выпадение звуков в начале, середине или конце слова. Например: слово играет произносится …граетиг…ает или играе…;
  • замена звука, то есть один звук заменяется другим. Чаще всего заменяются звуки Л – В. Например: колокол произносится как ковокол и т.п.;
  • неполное произношение сложных звукосочетаний – компрессия слова. Например: «народ» вместо наоборот, «поминать» вместо вспоминать, «презент» вместо президент».

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение 1.

Необходимо нащупать соединение, где скрепляются нижняя и верхняя челюсти. Пальцами несильно помассировать это соединение. После плавно погладить нижнюю челюсть.

Упражнение 2.

Легкими, плавными движениями пальцев погладить овал лица, от лба к подбородку, от подбородка к ушам, от носа к ушами. По той же траектории мелким постукиванием пальцев.

Упражнение 3.

Движения нижней челюстью вправо и влево, круговые движения перед собой, круговые движения в плоскости, движения вперед и назад.

Упражнение 4.

Открыть нижнюю челюсть на два пальца вниз несколько раз.

Упражнение 5.

Разминка губ.

  • Губы в «трубочку» и на «улыбку», т.е. сделать губы в трубочку и широко улыбнуться.
  • Губы в «трубочку» и пошевелить влево и вправо, круговые движения перед собой, вверх, вниз.
  • Верхней губой «почесать» верхние зубы, тоже само проделать с нижней губой и нижними зубами.
  • Несильное покусываение губ.
  • Дребезжание губ.
  • Мелкое постукивание пальцами губы.

Упражнение 6.

 Разминка языка.

  • Потянуть язык вниз к подбородку.
  • Потянуть язык вверх к носу.
  • Потянуть язык к правому уху, к левому уху.
  • «Кошечка» (имитация облизывания руки языком)
  • «Проколы» щек языком.
  •  Круговые движения языком внутри ротовой полости.
  • «Лодочка» (для выполнения этого упражнения необходимо высунуть язык как можно дальше и немного подзагнуть его края)
  • «Копье» ( для выполнения этого упражнения необходимо высунуть язык как можно дальше и заострить его кончик)
  • «Лопата» (для выполнения этого упражнения необходимо высунуть язык как можно дальше и сделать его плоским)
  • «Лошади» ( «цокание» языком)
  • Приложите всю поверхность языка к нёбу и постарайтесь как можно дольше задержать его там. (Как правило, не у всех это может получиться с первого раза, если упражнение не понятно для выполнения, то необходимо обратить внимание на упражнения «лошади». Так как методика «прилипания» языка к небу исходит из этого упражнения. Язык так же прилипает к небу, как и при «цокании»).
  • Свернуть язык в трубочку.
  • Поставить язык ребром.
  • Кончик языка тянуть к глотке.

Обратите внимание!

При выполнении данных упражнения возможно, что язык будет немного болеть, особенно корень языка. Это говорит о том, что ранее подобные упражнения не проводились. После двух, трех регулярных занятий боль в языке пройдет.

Упражнения на исправления дефектов звука.

Свистящие звуки С – СЬ, З – ЗЬ и звуки ТЬ – ДЬ

Эти звуки по месту образования являются переднеязычными. Кончик языка касается основания нижних резцов. При образовании звуков С – СЬ, З – ЗЬ боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струи по бокам. При образовании звуков ТЬ – ДЬ в мягкой позиции спинка языка должна подниматься к твердому небу.

В тренировке этих звуков, призываю, не растягивать в улыбке губы и при необходимости, во избежание механического «оскала», прошу  придерживать щеки большим и указательным пальцем одной руки. Во время тренировки свистящих звуков мы утрированно опускаем вниз нижнюю губу.

Звук «Ц»

После того, как поставлена позиция языка при произнесении этих звуков, можно приступить к звуку «Ц».Он относится к группе аффрикат (сложносоставной звук). Он образуется в результате слияния двух звуков: Т и С. Следовательно, язык выполняет два последовательных движения, сначала касается корней верхних зубов, затем соскакивает вниз и касается корней нижних зубов.

Шипящие согласные Ш – Ж – Щ

Эти звуки по месту образования являются переднеязычными. По способу артикуляции они почти не различаются.

Звук «Ч»

Более сложным является звук "Ч", который состоит из последовательно произносимых ТЬ и ШЬ. Этот звук целесообразно тренировать в упражнении «цоканье», т.е. «подсасывать» язык к альвеолам, после чего резко расслаблять.

При образовании шипящих звуков, боковые края языка прижимаются к верхним боковым зубам, не пропуская по бокам воздух.

Артикулируя эти звуки,  стремитесь  не очень активно выдвигать губы вперед и особенно следим за верхней губой, которая не должна очень активно приподниматься вверх. В отдельных случаях предлагаю придержать верхнюю губу положенным на нее горизонтально карандашом.

Для правильной работы языка при образовании этих звуков предлагаю также сильно нажать указательными пальцами в щеки на уровне коренных зубов. Это движение волшебным образом сгруппирует язык в нужную для Вас позицию. Важно, убрав руки, повторить звук, сохраняя позицию языка.

Результативным является следующее упражнение: так прикусить коренными зубами с двух сторон язык, чтобы свободной осталась только его передняя часть. Затем, удерживая боковые части языка зубами, многократно произносим звук и расслабляем язык. Важно удерживать рот от «растягивания» в горизонтальную позицию.

Обратите внимание! Все звуки следует организовывать в большей степени языком, чем губами.

      Звук «Р»

При произнесении сложного звука «Р», нужно заставить кончик языка вибрировать. Иногда, в сложных случаях, необходимо приподнять кончик языка гладким и округлым концом зубной щетки и, совершая быстрые движения влево и вправо, произносить «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д».

Это упражнение называется  «Пулемет».

Звук «РЬ»

Отдельной работы требует тренировка произнесения«РЬ». Начинать нужно с соединения звука «Р» с таблицей йотированных гласных: РИ – РЕ – РЯ – РЕ – РЮ – РИ. Затем усложняем произношение за счет добавления мягкого знака: РЬИ – РЬЕ – РЬЯ – РЬЕ – РЬЮ – РЬИ.

После этого имеет смысл усложнить упражнение следующим образом: РЬ – РЬ – РЬИ, РЬ – РЬ - РЬЕ, РЬ – РЬ – РЬЯ, РЬ – РЬ – РЬЕ, РЬ – РЬ – РЬЮ, РЬ – РЬ – РЬИ. Для тренировки звуков «Р» и «РЬ» используются  такие упражнения: прокручиваем двумя руками перед собой воображаемый огромный руль и произносим звук «Р». Затем поочередно то одной, то другой вытянутыми вперед руками начинаем ввинчивать воображаемые маленькие винтики «РЬ – РЬ – РЬ – РЬ…».

Звук «Л»

Существует несколько видов недостатков произношения звука«Л»:замена его на «Ы», «В» и «У». Например: вместо «слово» произносят «сыово», «свово»,«суово». Самым простым способом постановки этого звука является следующее упражнение: прикусить кончик языка и тянуть звук «Ы». Потом нужно произносить АЛ – АЛ – АЛ, ЛА – ЛА – ЛА, ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ, ЛЫ – ЛЫ –ЛЫс прикусыванием языка на звуке «Л». Затем нужно перенести язык в зазубное положение, крепко прижать его к альвеолам и повторить произнесение всех слогов. Так же полезно максимально вытягивать язык изо рта, прикусывая его по всей длине и произнося долгий звук «Л».

При замене звука на «У» и «В» нужно карандашиком придержать в первом случае уголки рта, во втором – нижнюю губу.

Гигиена голоса.

Самое страшное для голоса – семечки.  Нежелательно заниматься голосом во время болезни. Курение, алкоголь влияет на связки. Необходимо ежедневно заниматься голосом по 5 -10 минут. При этом следует учесть, что занятие должно происходить после двух часов ( спустя два часа после сна). Так же нельзя заниматься голосом сразу после еды. Нельзя откашливаться, нельзя увлекаться горячей и холодной пищей, не есть мороженное перед выступлением, нельзя увлекаться газированной водой, кричать на холоде. Все выше перечисленные запреты очень плохо влияют на работу связок. Между выступлением промывать горло теплым чаем или водой.

Сценическое дыхание.

Существуют два вида дыхания: фонационное и физиологическое.

Различия физиологического и фонационного видов дыхания.

Физиологическое

Фонационное

  1. Дыхание осуществляется автоматически.

1.Сознательная организация дыхания.

  1. Вдох и выдох одинаковы.

2.Выдох длиннее вдоха.

  1. Используется 1/7 часть объема легких.

3.Используется почти весь запас воздуха.

  1. Порядок дыхания: вдох. Выдох, пауза.

4.Порядок дыхания: вдох, пауза, выдох.

 Главной мышцей вдоха и выдоха является диафрагма. Легкие опираются на диафрагму. При сокращении диафрагмы происходит опора звука. Во время вдоха диафрагма сокращается, опускается, увеличивается объем грудной клетки. Во время выдоха диафрагма расслабляется. Вдавливается в грудную полость, уменьшается ее объем.

Существует три типа дыхания:

  •  Грудное ( воздух заполняет верхнюю, среднюю части легких, рудная клетка расширяется, а живот втягивается, нижняя часть легких не работает, диафрагма не работает, звука не происходит, речь очень быстро утомляется).
  • Брюшное ( работает только нижняя часть легких, но средняя и верхняя части не вентилируются).
  •  Комбинированное (используется весь объем легких, при вдохе ни только выдвигается живот, но и межреберные мышцы – опора звука).

Также выделяют три типа выдоха:

  • Ровный, спокойный, медленный, плавный. Этот тип выдоха приемлем для повествовательной речи.
  • Выдох со сдерживаемой силой. Такая речь эмоционально насыщена.
  • Выдох короткий, прерывистый. Этот выдох похож на имитацию больного человека.

Упражнения на дыхание.

Упражнение 1.

Дыхание ровное, плавное.

  1. «Свеча» . Необходимо представить, что в руке  у вас свеча. После, плавно и медленно ее задуть. Это упражнение  подходит ко всем типам выдоха.

2. Дышать, сгибая и разгибая руки.

3. Вставать на носки плавно поднимая руки вверх.

4. Сделать вдох и выдыхать на 10 -15 счетов при этом приседая.

5.То же самое упражнение, но теперь уже не приседая, а медленно ложась, выдыхать.

6.Визуально найти для себя точку и плавным выдохом на 10 -15 счетов направлять поток воздуха.

7.«Кошка». Для выполнения этого упражнения необходимо встать на четвереньки, при этом расставив руки и ноги на ширине плеч. При вдохе спина должна прогнуться вверх, а при выдохе вниз. Голова при этом так же опускается и поднимается.

Дыхание со сдерживаемой силой.

1.«УШУ». Выполняется вдох при выдохе резко поднять ногу.

2.Вдох. При выдохе резко присесть.

3.«Насос». Представить, что перед вами насос, тугой насос. Вдохнуть и выдохнуть со сдерживаемой силой при этом имитируя работу насоса.

Дыхание прерывистое.

1.Покачиваться на носках, при этом дышать.

2.Дышать, поднимая ноги вверх.

3.Дышать, сгибая ноги, т.е. правое колено к левому локтю, левое колено к правому локтю.

4.Дышать прыгая.

5.Дышать, поднимая руки вверх.

Озвученные выдохи.

Здесь можно использовать все три типа выдоха.

1.«Убей комара» со звуком «з».

2.«Надувная кукла» со звуком «ш»

3.«Мотоцикл» со звуком «р», «др» (для тех, кто картавит звук  «д», после этот звук будет превращаться в звук «др», звтем в «р», но не сразу).

4.«Пчелки» со звуком «ж».

5.«Дезодорант»  со звуком «ф»

6.«Снежок» со звуком «с» (так же можно этот снежок кидать со звуком «с»)

7.Руки за голову, покачивание на носках со звуком «к».

Постановка голоса.

Дыхание важно не только для верного звучания голоса, но и для разборчивой речи, для выработки хорошей дикции. Смысл работы над дыханием состоит в том, чтобы развить, довести до совершенства работу трех частей речи образования: диафрагма, глотка, артикуляционный аппарат. Суть постановки дыхания в умении рационально расходовать воздух в легких. Ни один музыкальный инструмент не обладает такой выразительностью и восприимчивостью как человеческий голос. Речь в условиях сцены требует большой выносливости, а это не всегда могут обеспечить одни природные данные.  Надо уметь развивать, использовать правильно то, что нам дала природа. Даже самый слабый от природы голос можно развить, то есть поставить.

Три основные части голосового аппарата:

  1. Дыхательный
  2. Гортань с голосовыми связками
  3. Резонирующие полости.

Самая главная часть – гортань с голосовыми связками. Она расположена в передней части шеи на уровне 3-6 позвонка. Сзади она граничит с пищеводом, а внизу переходит в дыхательное горло. Вверху гортань сообщается с глоткой.

Голосовые связки представляют собой две сходящиеся под углом складки. Они состоят из мышечных волокон. От строения голосовых связок зависит тон голоса. Связки можно сравнить с музыкальным инструментом.  Большие тонкие короткие струны издают более высокий звук, а тонкие издают более низкий звук. Этот факт подтверждает различием строения голосовых связок у мужчин и женщин. В среднем голосовые связки у мужчин 20 -24 мм. Они более толстые – звук низкий. У женщин 18 -20 мм. Связки тонкие – звук высокий.

Многие воспринимают, наверное, звучание своих голосов за норму, за природное звучание и мирятся с этим, что голос неприятный, слабый, но на самом деле голос может быть сильным и красивым, но искажен его неверным использованием. Для сцены надо развивать даже красивый от природы голос.

Качество голоса:

  1. Благозвучность
  2. Отсутствие неприятных оттенков
  3. Диапазон – охват звуков от самых низких до самых высоких.

В голосе каждого человека присутствует две, три ноты, которые даются человеку легко, без напряжения. Это так называемые звуки натурального тона.  Задача постановки голоса расширить диапазон, чтобы ноты натурального тона в голосе было больше.

  1. Выдержка – это способность долго неутомляясь говорить чистыми звуками.
  2.  Сила – это способность заполнять звуками помещение.
  3. Подвижность – это способность владеть рычагами тона, высотой, силой и длительностью.

Звук образуется при помощи колебания связок под воздействием воздушных струй. Поиски свободного звучания голоса связано с воспитанием чувства атаки.

Атака (или начало звучания) – момент установки голосовых связок на определенный тон.

Различают три вида атаки:

  1. Придыхательная
  2. Твердая
  3. Мягкая

При твердой атаке связки до начала вдоха. Связки до начала выдоха плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха. Голос становится малоподвижным. Для придыхательной атаке характерно начало выдыхания воздуха до того, как сомкнуться связки не используя воздух слышимый в речи. Мягкая атака. Смыкание связок совпадает с началом выдоха. Естественное сближение и свободно колеблющиеся связки рождают плавный звук без придыхания и резких толчков. Чтобы добиться свободное звучание голоса с мягкой атакой рекомендуется ряд упражнений.

        Спокойно напряжение снять

        Свободно мягко зазвучать

        И отыскать удобный тон

        Поможет упражнение – СТОН.

Стон – это свободный, беспрепятсвующий, льющийся звук.

Форма речи №1.

Речь в состоянии расслабления помогает снять общее напряжение, а также напряжение с органов артикуляции.

Форма речи №2.

Это волевая уверенность речи.  При речи №2 нужно сохранить мягкую атаку. Для того, чтобы натренировать мягкую атаку и сохранить во всех звучаниях речь нужно проделать ряд упражнений на переключение дыхания.

 Упражнения на атаку голоса:

Упражнение 1.

Мама меду нам.

Упражнение 2.

Маму я молю упрямо молока налей мне мама

Упражнение 3.

Ах, больной я ай-яй-яй молока мне мама дай.

Упражнение 4.

Мам, а мам ам-ам мам.

Упражнение 5.

«Собака» (приветствуем хозяина) «Аф, аф»!

При формировании голоса по принципу подлаивания нужно соблюдать следующие требования:

  • не имитировать собаку
  • подлаивать на мягкой атаке

Упражнение на постановку голоса.

Упражнение 1.

«Яйцеглот». Для выполнения этого упражнения необходимо представить яйцо и  имитировать проглатывание яйца со звуком «х». Так же можно «глотать лампочку».

Упражнение 2.

Расставить ноги на ширине плеч, поднять руки и согнуть кисти рук, широко раскрыть рот и подпрыгивать, издавая при этом звук «ха». Кисти рук и соответственно тело не должны быть напряжены.

Упражнение 3.

«Львинная пасть». Необходимо раскрыть рот как можно шире и высунуть язык, издавая при этом звук «ха».

Упражнение 4.

Со звуком «у» смыкаете круг. Со звуком «икс» круг смыкать. Звук «с» должен быть протяжным.

Упражнение 5.

Мычание. Участники произносят звук «м» не размыкая губ. Если упражнение выполняется правильно, участники почувствуют зуд в области губ. Так же мычать можно прислонясь лицом к стене. Если упражнение выполняется верно, то участники почувствуют как начинает вибрировать тело.

Упражнение 6.

Участники произносят звук «ыму» (знак отказа). При этом голова расслаблена и опускается вниз. Момент, когда голова находится внизу со звуком «ыму» и есть верный голос.

Упражнение 7.

Звукоряд.

Можно использовать:

  1. ИЭАОУЫ (начинайте с этого!)
  2. УОАИЭЫ (лучше всего использовать этот вариант звукоряда, так как контролировать чистое звуковоспроизведение сложнее).

Произносите звуки как единое целое, но при этом старайтесь произносить так, чтобы каждый звук был четко выражен и ясен.

Работа со звукорядом:

Набор букв должен воспроизводиться четко и ясно. Произношение каждой буквы должно быть похоже, словно вы ставите стакан. Ни в коем случае не протяжно.

У УО УОА УОАИ УОАИЭ УОАИЭЫ

Там где звук выделен, необходимо делать ударение.

МУ МО МА МИ МЭ МЫ

МУ МО МА МИ МЭ МЫ

МУ МО МА МИ МЭ МЫ

МУ МО МА МИ МЭ МЫ

МУ МО МА МИ МЭ МЫ

МУ МО МА МИ МЭ МЫ

Упражнение 8. (сила голоса).

Гека

Гека

Хорошенький, пушистенький

На конфетку

На конфетку.

Гека

Гека

С глазками, с ушками, с ручками, с ножками

Красивенький

Иди спать.

Выделенные слоги являются ударными. Стоит помнить, что произнося, звук вы словно ставите как стакан.

        

Упражнение 9.

Выполняя упражнение, участники сгибают и разгибают руки, при этом поднимаются и опускаются на носочки. Каждое слово произносится по два раза. Один раз произносит преподаватель, второе участники.

Напейся – ка! Чайком! Кофейком! Молоком! Сладкой водочкой! Рюмочкой! Стаканчиком! Чашечкой! Ведерочком! С красной девицей! С добрым молодцем! Да на печечку! Ах, как сладко! (эту строчку произносят все вместе)

Упражнение 10.

«Устал».  Это упражнение требует немного актерской игры. Участники  представляют, что они устали, произнося при этом:

ФТИ, ФТИ, ФТИ

ФТО, ФТО, ФТО

Также в этом упражнение можно употреблять звукоряд.

Упражнение 11.

«Рабочие». Это упражнение также требует актерской игры. Участники представляют, что они рабочие на забастовке, произнося при этом:

О КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛА

КРАСНО ПОЛЕ ПШЕНОМ

Упражнения на дикцию.

Самое эффективное упражнение – скороговорки, но существует еще ряд упражнений.

Упражнение 1.

С использованием звукоряда.

ПРИ

ПРИ ПРЭ

ПРИ ПРЭ ПРА

ПРИ ПРЭ ПРА ПРО

ПРИ ПРЭ ПРА ПРО ПРУ

ПРИ ПРЭ ПРА ПРО ПРУ ПРЫ

ПРУ

ПРО ПРА

ПРУ ПРО ПРА

ПРУ ПРО ПРА ПРИ

ПРУ ПРО ПРА ПРИ ПРЭ

ПРА ПРИ ПРО ПРЭ ПРЫ

Данное упражнение должно проводиться на одном дыхании.

Упражнение 2.

Пролетали пролетарии над планетарием парламентария

 Упражнение 3.

Используем звукоряд

КПТИ КПТЭ КПТА КПТО КПТУ КПТЫ

КПТУ КПТО КПТА КПТИ КПТЭ КПТЫ

ПИЛП ПЭЛП ПАЛП ПОЛП ПУЛП ПЫЛП

ПУЛП ПОЛП ПАЛП ПИЛП ПЭЛП ПЫЛП

ПУТПЫЛКИ ПУТПЫЛКЭ ПУТПЫЛКА ПУТПЫЛКО ПУТПЫЛКУ ПУТПЫЛКЫ

ПУТПЫЛКУ ПУТПЫЛКО ПУТПЫЛКА ПУТПЫЛКИ ПУТПЫЛКЭ ПУТПЫЛКЫ

СШИ СШЭ США СШО СШУ СШЫ

СШУ СШО США СШИ СШЭ СШЫ

ШСИ ШСЭ ШСА ШСО ШСУ ШСЫ

ШСУ ШСО ШСА ШСИ ШСЭ ШСЫ

        МИНИ МЭНЭ МАНА МОНО МУНУ МЫНЫ

        МУНУ МОНО МАНА МИНИ МЭНЭ МЫНЫ

МИНИЛИ МЭНЭЛЭ МАНАЛА МОНОЛО МУНУЛУ МЫНЫЛЫ

МУНУЛУ МОНОЛО МАНАЛА МИНИЛИ МЭНЭЛЭ МЫНЫЛЫ

ЖЗИ ЖЗЭ ЖЗА ЖЗО ЖЗУ ЖЗЫ

ЖЗУ ЖЗО ЖЗА ЖЗИ ЖЗЭ ЖЗЫ

ЖЗВИ ЖЗВЭ ЖЗВА ЖЗВО ЖЗВУ ЖЗВЫ

ЖЗВУ ЖЗВО ЖЗВА ЖЗВИ ЖЗВЭ ЖЗВЫ

  Упражнение 4.

АТАШИ БАТАШИ ГАТАШИ ВАТАШИ ДАТАШИ ЖАТАШИ ЗАТАШИ КАТАШИ ЛАТАШИ МАТАШИ НАТАШИ ПАТАШИ РАТАШИ САТАШИ ТАТАШИ ФАТАШИ ХАТАШИ ЦАТАШИ ЧАТАШИ ШАТАШИ ЩАТАШИ

 

Список литературы

  1. «Сценическая речь». Учебник для студентов под редакцией  И.П. Козляниновой,  И.Ю. Промптовой.
  2. «Искусство сценической речи. ГИТИС – студентам». Учебник под редакцией И.Ю. Промптовой.
  3. Сценическая речь. Васильев Ю.А.