Учебное занятие по теме «Взаимодействие партнеров на творческой площадке»

Лебедева Лариса Антоновна

Учебное занятие по теме «Взаимодействие партнеров на творческой площадке» проведено в рамках реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы художественной направленности «Счастливый остров», которая направлена не только на ознакомление и погружение учащихся в мир театрального искусства, но и способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБУ ДО ДДТ Красносельского района Санкт-Петербурга)

Конкурс методических разработок

Номинация: «Сценарий учебного занятия»

Тема:

«Взаимодействие партнеров на творческой площадке»

Автор:                                                 Батракова Анна Владимировна,

педагог дополнительного образования

Соавтор:                                                Лебедева Лариса Антоновна,

методист


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебное занятие по теме «Взаимодействие партнеров на творческой площадке» проведено в рамках реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы художественной направленности «Счастливый остров», которая направлена не только на ознакомление и погружение учащихся в мир театрального искусства, но и способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Главная отличительная особенность данного занятия состоит  в том, что, помимо диагностической и образовательной функции, оно выполняет важную воспитательную миссию, поскольку на занятие старшего состава приглашен младший состав театрального коллектива «Кавычки».

Его, младшего состава, задачей является проанализировать работу старшей группы, увидеть как сильные стороны, так и над чем еще нужно поработать. Соотнести со своими знаниями и опытом. Проговорить на обсуждении что уже, младшие, могут выполнять самостоятельно и чему еще нужно научиться.

Старший состав коллектива, выступая в качестве наставников, ощущают свою значимость и ответственность в качественной работе над заданиями педагога.

Актуальность мероприятия заключается в том, что такая форма взаимодействия в разновозрастном коллективе, являясь традиционной, помогает формированию уважительного отношения к мнению окружающих, наставничеству, дружеской взаимопомощи, повышает результативность, привлекает новых участников в коллектив из числа друзей и зрителей, которые имеют возможность сделать осознанный выбор.

Направленность мероприятия на решение актуальных задач системы дополнительного образования детей.

Такая форма работы созвучна с важными направлениями Концепции развития дополнительного образования до 2030 года:

  • мотивация подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту;
  • введение в основы современных профессий, организацию системы экономических, социальных, культурных проб;
  • приобретение опыта социального взаимодействия и продуктивной деятельности;
  • создание условий для самореализации и развития талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности

Особенно хочется отметить важность того, что в коллективе создается социокультурная среда детства, взросления и самоопределения подрастающего поколения в условиях кризиса «детства» и «взрослости».

Цель: совершенствование навыка сценического взаимодействия партнеров.

Задачи:

Образовательные

  • актуализация знаний учащихся по теории театрального искусства;
  • закрепить умение замечать изменения в поведении партнера и соответственно изменять свое поведение;
  • отработать на практике элементы взаимодействия партнеров на творческой площадке.
  • создание условий для формирования навыка анализа и самоанализа учебной деятельности и межличностной коммуникации.

Развивающие

  • развитие внимания, воображения;
  • развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • мотивировать творческий процесс учащихся.

Воспитательные

  • формирование комфортной творческой среды;
  • создание условий для успешной социализации подростков через раскрытие творческого и коммуникативного ресурса;
  • формирование навыков коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей работы и работы коллектива.

Адресат мероприятия. Учебное занятие по теме «Взаимодействие партнеров на творческой площадке» адресовано учащимся коллектива(старший и младший составы), родителям и друзьям коллектива, специалистам УДОД.

Материально-техническое обеспечение сценария:

  • просторная площадка, которую условно можно разделить на сцену и зрительный зал;
  • стулья по количеству учащихся;
  • музыкальный центр;
  • полотно(размер 3х4 метра);
  • одежда и обувь учащихся д.б. удобна для выполнения упражнений.

Ожидаемые результаты

Предметные:

  • более уверенное применение учащимися на практике знаний, умений и театрального искусств(в рамках темы учебного занятия);
  • психофизический аппарат учащихся, настроенный на сценическое взаимодействие;

Метапредметные:

  • комфортная творческая среда, способствующая как эффективному взаимодействию, так и успешной социализации учащихся;
  • привлечение новых обучающихся.

Личностные:

  • стремление учащихся к познанию, творчеству, труду и спорту;
  • формируются навыки коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей работы и работы коллектива;
  • осознанное повышение культуры поведения, дисциплины и собранности учащихся.

Инновационные характеристики мероприятия (форма, новизна, нестандартность).

Во течении достаточно небольшого промежутка времени(учебное занятие и обсуждение после него) учащиеся разных возрастных групп в рамках одного творческого коллектива могут ощутить себя: и артистом на сцене, и педагогом-наставником, и театральным критиком, и доброжелательным или критичным зрителем, и добрым товарищем.

Учитывая, что это контрольное занятие, то важным аспектом является зрелищность и доступность внешней оценки результативности.

Актуальность результатов, достигаемых при использовании методических материалов.

Идея данной методической разработки, при необходимой трансформации и корректировке, может быть использована в коллективах различной направленности и использована для снятия внутренних зажимов, направлена на сплочение, раскрепощение, умение работать в команде, уважение к творчеству партнера, готовность «подставить плечо» для достижения общей цели

Результативность использования методических материалов (уровень, стабильность, подтверждение результатов).

Традиционные контрольные занятия в театральном коллективе несут в себе мощный положительный заряд, направленный на формирование профессиональных навыков учащихся, помощь в дальнейшем самоопределении, творческое развитие, умении общаться и познавать новое, стремление к красоте и гармонии личности и окружающего мира. Позволяют не только сохранить и преумножить численный состав коллектива, но и стабильно повышать профессиональный уровень коллектива.

Возможность использования материала в работе образовательных организаций системы дополнительного образования.

Идея построения ученой деятельности, отраженная в данной методической разработке, может быть использована в работе коллектива любой направленности в образовательных организаций системы дополнительного образования детей.

Литература

  1. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. –Прайм - Еврознак. –М. -2007. -384 с.
  2. Кипнис Михаил. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером. –АСТ Москва. -2008. -256 с.
  3. Кнебель М.О. Действенный анализ пьесы и роли – Москва: ИСКУССТВО. -1982г. -118 с.
  4. Корогодский З.Я. Начало. - СПбГУП. -СПб, 1996. -434 с.
  5. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского – Искусство. -1978г. -430 с.
  6. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. - Москва : ГИТИС, 2010. - 256 с.
  7. Новицкая Л.П. Элементы психотехники актерского мастерства: Тренинг и муштра. -Москва: Либроком, 2013. -184 с.

Интернет-источники

  1. http://dramateshka.ru/index.php/methods 
  2. http://biblioteka.teatr-obraz.ru/taxonomy/term/63/9 
  3. http://www.theatre-library.ru/ 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап

Цель этапа

Формы и методы этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Концентрация внимания учащихся.

Уточнение проблематики занятия

Приветствие учащихся и гостей.

Постановка проблемы, решению которой будет посвящено занятие.

Учащиеся сидят

на своих местах,

Актуализация знаний

Повторение изученного материала.

Создание творческой атмосферы.

Активизация и концентрация внимания, снятие мышечного зажима.

Объяснение

Выполнение заданий.

Наблюдение

Анализ

Разогрев

  • Паутинка (упражнение на создание творческой атмосферы в группе)

Давайте выберем ведущего. Ведущий отворачивается.

Встаньте все в круг и возьмитесь за руки.

Задача учащихся: не разрывая рук запутаться, пролезая под руками, ногами, создать паутинку.

Задача ведущего: распутать паутинку, не разрывая рук.

Активизируем свое внимание. Приготовили ладошки, Ваша задача поймать мой хлопок.

  •  Хлопки (упражнение на концентрацию внимания)
  • Пружинка (упражнение на снятие мышечного зажима

  Основная часть

  • Трамвай (игра-упражнение является подводкой к изучаемой теме )

        Давайте встанем в большой полукруг и представим, что мы в старом трамвайчике и все друг друга хорошо видят. Запомним свое место. Это положение № 1.

        По моей команде используя только мимику, нужно «договориться» с кем-либо из противоположного ряда о перемене мест, затем в полной тишине поменяться местами. Это положение №2 (запомните)

      Теперь «договариваемся» с другим партнером. Меняемся. Это положение №3 (запомнили).

      Меняемся в положение №1,2,3, и т.д.

-Ребята, что с Вами сейчас происходило, что Вы делали?

-Все это является звеньями сценического общения, взаимодействия партнеров.

Это тема нашего сегодняшнего занятия.

 Сегодняшний комплекс игр-упражнений направлен на формирование навыка слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать партнера и точно передавать ему свои внутренние видения, чувства и мысли.

Это цель занятия.

Учащиеся выходят

«на сцену»,

выполняют задания педагога,

следуя полученным инструкциям.

Учащиеся садятся на свои места.

Предполагаемые ответы детей:

1.Ориентировка в пространстве

2.выбор объекта

3.привлечение внимания объекта

4.восприятие объекта

5.определение отношения к объекту

6.пристройка

7.воздействие

8.проверка воздействия

9момент отклика партнера

Формирование новых понятий и способов действий

Получение нового знания через погружение в проблемную среду и выполнение тренинговых упражнений.

Объяснение

Выполнение заданий.

Анализ действий партнера по сцене.

Демонстрация знаний и умений.

Наблюдение

  • МЯЧ (комплексное упражнение на взаимодействия партнеров с воображаемым предметом, развитие внимания, воображения и  т.д.)

Возьмите в руки воображаемый мяч. Представьте его размер, вес. А теперь давайте в него поиграем!

(В процессе игры характеристики мяча меняются, он может стать тяжелым, очень легким и т.д., так же могут варьироваться темпоритм действия, погодные условия, важно отметить, если у ребят самостоятельно проявится элемент импровизации.)

  •  ВЕТЕРОК (упражнение на восприятие партнера,  определение отношения к партнеру, взаимодействие с партнером)

Ребята, вы часто видите на улице, как гуляет ветер, как он играет с легким пакетом, руководя и подчиняя его себе, а летящий пакет четко отвечает на силу и порыв ветра.

Давайте разделимся на пары. Один из Вас ветерок, а другой – пакет. Попробуем поработать. Начинаем по хлопку. (Очень важно почувствовать то усилие, которое прилагает руководящий партнер и ответить соответствующей скоростью или силой полета).

  • УПРАЖНЕНИЯ НА СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ПАРТНЕРАМИ.

  Сейчас мы выполним задания на парные физические действия, тренирующие навык взаимосвязи и взаимозависимости партнеров. Разбейтесь на пары.

  • Пилка дров. Воображаемое бревно надо распилить воображаемой пилой. Пила не должна измениться в размерах, напряжение и расслабление мышц должны чередоваться целесообразно. Обращаем внимание на работу всех видов памяти чувствований.
  • Насос. Давайте представим, как выглядит насос или пожарная помпа. Попробуем покачать воду.
  • Гребля на байдарках. Вы плывете на одной байдарке. У каждого по одному веслу. Камень слева, камень справа, впереди пороги... Ваши действия? Напоминаю, Вы работаете в паре.
  • Кузница. 

Один держит предмет щипцами на наковальне, другой выстукивает молотом. Помним, что предметы с которыми вы работаете, имеют свой вес размер.

  • Перетягиваем канат.

Берем в руки воображаемый канат и стараемся перетянуть партнера, сдвинуть его с места.

  • СКУЛЬПТОР

Один из вас скульптор, второй глина, принимающая под рукой мастера причудливые формы. Очень важно создавать шедевр, не используя речь, работа выполняется молча. Скульпторы помнят, где находится зрительный зал, глина очень послушна. По окончании работы скульптор садится в зал, а скульптура застывает и не двигается.

Скульптура оценивает свое положение и по хлопку оживает, оправдывая позу. Сравниваем задумку автора с тем, что почувствовала и показала ожившая скульптура.

  • ПРИСТРОЙКА

Вам дается тема. Ваша задача: сориентироваться в пространстве, оценить ситуацию и работу партнера по сцене, подумать и «пристроиться» к увиденной мизансене

  • Ночью в яблоневом саду
  • На концерте у рок-звезды
  • Очередь в школьной столовой
  • На остановке поздним зимним вечером
  • Смотрим телевизор
  • Праздничный торт
  • На рыбалке

Учащиеся выходят

«на сцену» для выполнения задания.

Учащиеся разбиваются на пары для выполнения задания.

Учащиеся садятся на свои места.

Применение

Применение полученных знаний и умений на практике.

Выполнение этюда

Оценка учащимися своей деятельности и работы творческой группы

Наблюдение

Анализ педагога

ЭТЮД № 1 на взаимодействие  по парам и подгруппам (собираем вещи в коробки, двигаем мебель, заправляем кровать, вешаем картину, устанавливаем телевизор).

-Комментарии получившихся этюдов…,  а  теперь давайте попробуем все это соединить в один этюд. Будьте внимательны, сейчас Вы на площадке будете действовать почти одновременно. 

ЭТЮД № 2 на взаимодействие групповой (переезд)

-Что было сложным в этюде? …

 

Предполагаемый ответ:

найти себе действие, когда оно закончилось, а мы еще на площадке.

Подведение

 итога занятия

Осознание учащимися степени усвоения полученных знаний и способности применять их на практике

(в обсуждении принимают участие старший и младший составы коллектива под руководством педагога)

Беседа

Опрос

Коллективная рефлексия

Организует беседу(опрос), связывая с темой и целью занятия.

Ребята, мы сегодня отрабатывали элементы взаимодействия партнеров на площадке.

Что является очень важным в работе с партнером?

Контакт, взаимодействие, сотрудничество – три кита необходимые для создания атмосферы совместного творчества.

Каково мнение младшего состава?

Что уже умеете\чему еще нужно учиться\что особенно впечатлило?

Покажите…

Что старшие думают?

Старшие и младшие, выберите себе партнера из другой группы. Попробуйте …(действия партнеров в предложенной ситуации)