План - конспект по сценической речи.

Шамсутдинова Марина Амировна

План - конспект по сценической речи. Индивидуальное заняти. Возраст: среднее и страшее звено средней общеобразовательной школы. Тема: стихосложение (этапы работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_individualnogo_zanyatiya_stsenrech.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по сценической речи.

Тема: Особенности работы со стихотворной речью.

Задачи:

Обучающая

  1. Научить разбору стихотворного материала.
  2. Научить особенностям работы со стихами в чтецком исполнение.

Развивающая:

  1. Развить умение анализировать  высокохудожественный текст
  2. Развить умение погружаться в воображаемый мир

Воспитательная:

  1. Способствовать воспитанию любви к «высокому» искусству
  2. Способствовать воспитанию понимания духовной культуры

Ход занятия.

Теория.

Стихосложение – это способ организации речи, противопоставленной прозе.

Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

Мысли в стихотворной речи требуют высокопарных слов. Проза – буднична.

Стих. речь ритмична и упорядочена

Проза свободна в построении.

Пример:

Мороз и солнце день чудесный.

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

Морозный,  солнечный чудесный  день. Ты еще дремлешь мой прелестный друг.

Я вас любил…

Любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

Я вас любил. Возможно, моя любовь к вам еще не угасла…

Этапы разбора стиха.

  1. Определить тему, мысль.
  2. Структура стихосложения
  • Определить размер

ХОРЕЙ     I – I –I – I –

Терек воет дик и злобен.

Мчатся тучи, вьются тучи

ЯМБ      - I – I – I

Пора, пора, рога трубят

СПОНДЕЙ   I I – I – I- I –

Швед, русский

Колет, рубит, режет.

Размер определяет ритм, а в дальнейшем мелодию стихотворения.

  • Выявить места зашагивания (анжебеман)

Зашагивание – перенос мысли с одной строчки на другую.

Пример

Как вдруг однажды он исчез

Осенней ночью. Темный лес

Тянулся по горам кругом

Три дня все поиски по нем

Напрасны были. Но потом

Его в степи без чувств нашли

И вновь в обитель принесли.

  • Обозначить речевые такты

Речевой такт – это цельная интонационно – смысловая единица предложения, состоящая из двух или нескольких слов.

Примеры найти в стихотворении учащегося.

  • Найти верную интонацию

Интонация – звуковое выражение мысли

  • Выделение «главных» и «второстепенных» слов.
  • Поиск образа.

Размеры русского стихосложения

Двусложные

ХОРЕЙ     I – I –I – I –

Терек воет дик и злобен.

Мчатся тучи, вьются тучи

ЯМБ      - I – I – I

Пора, пора, рога трубят

СПОНДЕЙ   I I – I – I- I –

Швед, русский

Колет, рубит, режет.

Трехсложные

ДАКТИЛЬ  

     I - - I

  • - I - - I - - I

Как хорошо ты,

О море ночное.

АМФИБРАХИЙ

  • I - - I - -

В песчаных степях

Аравийской земли

АНАПЕСТ

  • - I - -

Почернел, искривился

Бревенчатый мост.