Главные вкладки

    План - конспект по сценической речи.

    Шамсутдинова Марина Амировна

    План - конспект по сценической речи. Индивидуальное заняти. Возраст: среднее и страшее звено средней общеобразовательной школы. Тема: стихосложение (этапы работы).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan-konspekt_individualnogo_zanyatiya_stsenrech.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по сценической речи.

    Тема: Особенности работы со стихотворной речью.

    Задачи:

    Обучающая

    1. Научить разбору стихотворного материала.
    2. Научить особенностям работы со стихами в чтецком исполнение.

    Развивающая:

    1. Развить умение анализировать  высокохудожественный текст
    2. Развить умение погружаться в воображаемый мир

    Воспитательная:

    1. Способствовать воспитанию любви к «высокому» искусству
    2. Способствовать воспитанию понимания духовной культуры

    Ход занятия.

    Теория.

    Стихосложение – это способ организации речи, противопоставленной прозе.

    Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

    Мысли в стихотворной речи требуют высокопарных слов. Проза – буднична.

    Стих. речь ритмична и упорядочена

    Проза свободна в построении.

    Пример:

    Мороз и солнце день чудесный.

    Еще ты дремлешь, друг прелестный.

    Морозный,  солнечный чудесный  день. Ты еще дремлешь мой прелестный друг.

    Я вас любил…

    Любовь еще, быть может,

    В душе моей угасла не совсем…

    Я вас любил. Возможно, моя любовь к вам еще не угасла…

    Этапы разбора стиха.

    1. Определить тему, мысль.
    2. Структура стихосложения
    • Определить размер

    ХОРЕЙ     I – I –I – I –

    Терек воет дик и злобен.

    Мчатся тучи, вьются тучи

    ЯМБ      - I – I – I

    Пора, пора, рога трубят

    СПОНДЕЙ   I I – I – I- I –

    Швед, русский

    Колет, рубит, режет.

    Размер определяет ритм, а в дальнейшем мелодию стихотворения.

    • Выявить места зашагивания (анжебеман)

    Зашагивание – перенос мысли с одной строчки на другую.

    Пример

    Как вдруг однажды он исчез

    Осенней ночью. Темный лес

    Тянулся по горам кругом

    Три дня все поиски по нем

    Напрасны были. Но потом

    Его в степи без чувств нашли

    И вновь в обитель принесли.

    • Обозначить речевые такты

    Речевой такт – это цельная интонационно – смысловая единица предложения, состоящая из двух или нескольких слов.

    Примеры найти в стихотворении учащегося.

    • Найти верную интонацию

    Интонация – звуковое выражение мысли

    • Выделение «главных» и «второстепенных» слов.
    • Поиск образа.

    Размеры русского стихосложения

    Двусложные

    ХОРЕЙ     I – I –I – I –

    Терек воет дик и злобен.

    Мчатся тучи, вьются тучи

    ЯМБ      - I – I – I

    Пора, пора, рога трубят

    СПОНДЕЙ   I I – I – I- I –

    Швед, русский

    Колет, рубит, режет.

    Трехсложные

    ДАКТИЛЬ  

         I - - I

    • - I - - I - - I

    Как хорошо ты,

    О море ночное.

    АМФИБРАХИЙ

    • I - - I - -

    В песчаных степях

    Аравийской земли

    АНАПЕСТ

    • - I - -

    Почернел, искривился

    Бревенчатый мост.