Работа над литературным материалом в школьной театральной студии.

Статья о работе над литературным произведением в школьной театральной студии как способе обучения школьников пониманию авторского текста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над литературным материалом в школьной театральной студии.

Литература и театр - два вида искусства, общим для которых является слово.

Прием театрализации – один из эффективных способов зримо увидеть содержание литературного произведения, развить воображение, без которого невозможно восприятие художественной литературы.

Содержание работы в студии определяется, прежде всего, её репертуаром. Большое воспитательное и образовательное значение имеет работа над классическими произведениями: полезны инсценировки небольших рассказов и повестей, отдельных эпизодов из романов, отрывки из пьес классических авторов. Инсценирование заставляет ученика объяснять каждое слово, зачем и почему оно здесь. Инсценирование текста особенно необходимо в начальный период обучения анализу текста. Следует внимательно и бережно относиться к авторскому тексту и делать необходимые сокращения, не нарушая смысла произведения и его композицию.

Первый репетиционный период, так называемый застольный - чтение пьесы за столом. Цель его - помочь участникам кружка осмыслить текст ролей, содержание каждой сцены, поведение действующих лиц. Только тогда станет понятным, почему, с какой целью и с каким отношением говорится текст. Текст станет выразительным, если мысль будет предшествовать слову. Кроме того, руководитель проводит беседу о будущем спектакле. Выявляется тема пьесы и её идея, обсуждаются характеры действующих лиц, их взаимоотношения, их отношение к происходящим в пьесе событиям. Если сюжет пьесы взят из жизни другой страны или эпохи, надо ознакомить ребят с особенностями и бытом этой страны или эпохи. Можно обратиться за помощью к преподавателям литературы и истории, к дополнительной литературе, посетить музей, картинную галерею и т. п. Если сюжет пьесы взят из современной действительности, следует возможно шире ознакомить детей с той средой, конкретной обстановкой, в которой протекает действие пьесы. Если в пьесе рассказывается о людях разных профессий, полезно провести встречу ребят с мастерами этих профессий и т. д.

С использованием методов театральной педагогики эмоциональный интерес к любому виду деятельности формируется и поддерживается, прежде всего, разнообразием самого процесса труда, вариативностью технологий. Методы, формы и содержание театральных упражнений, предлагаемые детям, реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают полезные для учебы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память); придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. Благодаря приобщению к художественной литературе высокой пробы на таких уроках исподволь происходит развитие речи школьников: обогащение активного и пассивного словарного запаса, формирование навыков использования правильного литературного языка развитие долгосрочной памяти, осознанного внимания, раскрепощение и приобретение опыта публичного выступления.

Общение с высокой литературой учит бережному отношению к наследию культуры. Нельзя недооценивать приём театрализации в социализации, воспитании патриотизма, гражданственности и формировании толерантности учащихся.