Развитие Soft skills на театральных занятиях

Бочаркина Мария Алексеевна

Все фундаментальные принципы актерского мастерства очень похожи на те принципы, которые заложены в понятиях «эмоционального интеллекта» и «soft skills».

Soft skills  (гибкие навыки) – это надпредметные компетенции, позволяющие эффективно взаимодействовать с людьми, быстро ориентироваться и приспосабливаться к новым условиям.

В современнном мире в любой деятельности нам сейчас необходимо уметь презентовать себя, рассказать о своих качествах и эффективно взаимодействовать в коллективе и социуме, ведь чем глубже технологии проникают в нашу жизнь и выполняют рутинную работу, тем более востребованными становятся люди с развитыми гибкими навыками.

Мягкие навыки – это социальные навыки. Они не столь очевидно измеряемы, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности, а теаральные занятия - наилучший вид деятельности для развития Soft skills

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_soft_skills_na_teatralnyh_zanyatiyah.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие Soft skills на театральных занятиях

Все фундаментальные принципы актерского мастерства очень похожи на те принципы, которые заложены в понятиях «эмоционального интеллекта» и «soft skills».

Soft skills  (гибкие навыки) – это надпредметные компетенции, позволяющие эффективно взаимодействовать с людьми, быстро ориентироваться и приспосабливаться к новым условиям.

В современнном мире в любой деятельности нам сейчас необходимо уметь презентовать себя, рассказать о своих качествах и эффективно взаимодействовать в коллективе и социуме, ведь чем глубже технологии проникают в нашу жизнь и выполняют рутинную работу, тем более востребованными становятся люди с развитыми гибкими навыками.

Мягкие навыки – это социальные навыки. Они не столь очевидно измеряемы, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся:

  • КОММУНИКАТИВНОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ, КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, КОМАНДНАЯ РАБОТА
  • Способность общаться и работать в команде, мотивировать себя и других.
  • Способность принимать решения, убеждать и решать проблемы (лидерство).
  • Способность планировать, организовывать и выделять приоритеты, управлять своим временем
  • Способность искать и обрабатывать информацию.

ТЕПЕРЬ ПРЕДСТАВИМ СЕБЕ ЛЮБОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ:

А лучше не так, представим себе занятие театральной направленности, которое сможет провести любой педагог. Театральные занятия – это не только постановка и репетиция спектаклей, э то еще тренинги на взаимодействие, развитие эмоционального интеллекта, командная работа – все то, что входит в софт скилс.

Я бы хотела поделиться с вами несколькими тренингами, которые можно проводить с детьми с первого по 11 класс. Для их проведения вам нужно лишь немного места.

Но первое, что должен обязательно сделать педагог – это создать атмосферу радости, творчества, безоценочкого суждения и доверия!

Помогает обычная быстрая разминка и разминка странная, когда мы просто дурачимся, трясемся, корежимся ( предложить всем потрястись) и делаем самые странные позы, рожицы, изданем странные звуки – тем самым снимаем напряжение.

  1. Тренинг, который можно проводить когда и где угодно – направлен на развитие эмоционального интеллекта: остановиться и оценить свое состояние прямо сейчас. Закройте, пожалуйста, глаза и по моему сигналу, только пальцами покажите на сколько вы сейчас оцениваете свое

- физическое состояние. -эмоциональное состояние, – умственное состояние

1. Качество: эмпатия.

Также очень важно уметь предугадывать эти состояния у других людей. Можно посадить детей друг напротив друга и предложить им пристально посмотреть в глаза собеседнику, а потом сказать, был ли у партнера открытый взгляд или закрытый.

Эмоциональный интеллект выражается и в жестах и во фразах: попросите ребенка произнести фразу с определенным эмоциональным посылом, пусть другие попробуют догадаться, что это был за посыл. То же самое с жестом. Старайтесь объяснять деятм, что кроме базовых эмоциональных реакций, таким как радость, печаль, злость, удивление, есть еще масса тонких чувств, имя которым порой мы дать не можем.

Пристройка: пусть дети ходят по классу и здороваются друг с другом, но с каждым человеком с разной пристройкой.

ИМПРОВИЗАЦИЯ:

Детям можно дать пять-10 сек на поеситься, подергаться, потом бац – стоп, все замерли и в импровизационном режиме по парам начинаем проигрывать этюд. Тут вам и развитие коммуникативных навыков и креативность и вообще попробуй угадай, что там имел в виду другой человек.

Командная работа: досчитать до 21

Одновременно подпрыгнуть

Сделать семейное фото – пристраиваясь по одному

2. Качество: созидание и воображение.

Развитие воображение – мяч, ручка, лист, стул – чем еще может быть?

3. Качество: навык публичного выступления.

  1. Способность общаться и работать в команде: как вы знаете, на театральных занятиях,  дети готовят этюды. Предлагаю и вам попробовать с детьми поставить небольшой этюд: например,разделить детей на команды (для начала можно по желанию, но для более глубокой проработки навыка общения можно разделить по жребию, раздать детям бумажки с темой (это могут быть сказки, фильмы или темы из жизни: в школе, в магазине, в зависимости от возраста), можно добавить к этому жанр, чтобы получилось, например, Дюймовочка – хоррор,  дать детям 30 минут на подготовку. Вы удивитесь, какие интересные спектакли поставят ваши дети, а главное, роль точно найдется любому, даже самому тихому ребенку.
  2. Различные перестроения: главное условие – полная тишина. За определенное количество счетов деятм нужно построиться в круг, квадрат, любую другую фигуру. Второй этап – детям нужно построиться от высокого к маленькому, или в алфавитном порядке, или, по дате рождения. При выполнения условия не общаться друг с другом вербально, дети находят способ как понимать друг друга без слов, тем самым выявляются лидеры, и навыки убеждения становястя на высоте.

Проектная деятельность прокачивает сразу несколько мягких навыков: лидерство, работа в команде, инициативность, критическое мышление, инициативность и организованность.

Задача педагога:

  • развивать умения понимать и чувствовать других людей;
  • ставить ученикам задачи, которые соответствуют их способностям и характеру, и научить добиваться их выполнения;
  • развивать лидерские качества у учащихся, воодушевить их и вести их за собой.

Речь идет об эмпатии, коммуникации, мотивации, адекватной самооценки ДЕТЕЙ, о воспитании навыков решения конфликтов в команде, преодоление кризисов и так далее. Весь спектр вопросов, связанных с психологической и организационной стороной работы в ЛЮБОМ КОЛЛЕКТИВЕ и у любого ребенка  можно решить с помощью театральных тренингов.

Огромное количество вопросов и ситуаций решаются не только логически, но и эмоционально. Эмоционально вовлеченный докладчик, уверенный в своих словах– заведомо выигрывает.

 

Обучение актера – эффективная система созданная давно и невероятно результативно показывающая себя. Все то, что раньше применялось для развития только актеров, сейчас возможно и нужно применять для развития людей разных специальностей.

Поэтому занимайтесь актерским и пусть театр поможет  вам решить множество жизненных вопросов!