ТАНЕЦ КАК СПОСОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО АРТИСТА

Морозова Галина Сергеевна

МОРОЗОВА Г.С. ТАНЕЦ КАК СПОСОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО АРТИСТА

Аннотация: в данной статье автор размышляет о танце как способе интеллектуального, эмоционального и социального развития личности будущего артиста и возможностях его применения в рамках обучения дициплине «Пластическое воспитание. Танец»

Ключевые слова: педагогика, театральная педагогика, эмоциональная выразительность, полихудожественный подход, личностный потенциал, социальное развитие, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, танец, пластическое воспитание, актерское мастерство.

Morozova G.S. DANCE LIKE A MODE OF INTELLECTUAL, EMOTIONAL AND SOCIAL DEVELOPMENT OF AN ARTIST

Abstract: in this article the author reflects on the dance like a mode of intellectual, emotional, and social development of an artist and possibilities of its using in the plastic education of the artist.

Key-words: semi-artistic approach, personal potential, social development, intellectual development, emotional development, dance, emotional expressiveness

Скачать:


Предварительный просмотр:

Morozova G.S. DANCE LIKE A MODE OF INTELLECTUAL, EMOTIONAL AND SOCIAL DEVELOPMENT OF AN ARTIST

Abstract: in this article the author reflects on the dance like a mode of intellectual, emotional, and social development of an artist and possibilities of its using in the plastic education of the artist.

 Key-words: semi-artistic approach, personal potential, social development, intellectual development, emotional development, dance.

Морозова Г.С., преподаватель Академии танца Бориса Эйфмана, Кафедра пластической выразительности и актерского мастерства, Санкт-Петербург, Россия.

E-mail: gsmorozova171@gmail.com

ТАНЕЦ КАК СПОСОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО АРТИСТА

Аннотация: в данной статье автор размышляет о танце как способе интеллектуального, эмоционального и социального развития личности будущего артиста и возможностях его применения в рамках обучения дициплине «Пластическое воспитание. Танец»

Ключевые слова: полихудожественный подход, личностный потенциал, социальное развитие, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, танец.

Современная театральная педагогика включает в себя дисциплину «Пластическое воспитание. Танец» как одну из обязательных составляющих профессиональной компетенции артистов. Как построить занятия с обучающимися, чтобы танец стал для них не исключительно мучительной пыткой тренажа, а способом мыслить и чувствовать, методом достижения определенного физического самочувствия артиста в процессе работы над ролью? Чтобы танец открыл им новые возможности для создания художественного образа и поле для глубокого понимания сути произведения и своего места в нем?

Автору видится, что физическое самочувствие и интеллектуальное постижение сущности того или иного художественного образа, разрабатываемого артистом, лежит в сфере эмоционального. Другими словами, лишь посредством эмоционального вовлечения обучающихся в происходящее на занятиях возможно закрепление их духовно-нравственных и эстетических основ, которые могут и должны найти свое отражение в сценической жизни артиста, в том театральном пространстве, к которому обращается зритель за ответами на вопросы, помощью, советом.

Таким образом, говоря о пластическом воспитании артиста посредством ознакомления его с танцем, мы имеем в виду не только воспитание актера, но шире - личности. А в поле воспитания мы сталкиваемся уже не столько с эмоциями, сколько, в большей степени, с ценностями, способностью обучающихся к эстетическому восприятию и готовностью к преобразованию действительности. Рассмотрим подробнее особенности системы воспитания учащихся средних общеобразовательных школ, выпускники которых ежегодно пополняют ряды студентов театрального отделения.

Основная проблема в деятельности современного преподавателя заключается в том, что ценности общества резко контрастны ценностям школы. Эта мысль нередко звучит в профессиональной педагогической среде: «Педагогическое сообщество исповедует традиционные ценности культуры труд, честность, взаимопомощь, образованность, интеллигентность <...> Школа продолжает эти ценности проповедовать и стремится передавать их новым поколениям. Общество же ориентирует людей на реалии иного порядка: успех любой ценой, жесткость, конкурентность, беспощадность. Эти реалии трудно называть ценностями. Это, скорее, антиценности  средства, позволяющие достичь вожделенной ценности-цели: высокого уровня потребления. Общество, которое формируется сегодня у нас на глазах – это общество потребления, его ценностный масштаб строится в категориях обладания вещами, в категориях материальных возможностей человека. Сегодня педагогическое сообщество должно считаться с обществом потребления как с неизбежной реальностью.» [1, с.91] 

В этом контексте автору представляется уместным упомянуть теорию выдающегося социолога ХХ века, Макса Вебера, который предложил свою типологию обществ: целерациональное и ценностнорациональное, где в первом приоритетом является подчинение жизни индивидуума задачам внешнего обустройства жизни, а во втором — ценностный континуум, культура, духовная жизнь человека, его смысловые ориентиры. Имея в виду выше озвученные мысли, уточним, что социализация личности имеет две функции, балансирующие в едином пространстве мышления и действия: 

  • функцию формирования личности в соответствии с ожиданиями общества;
  • функцию трансляции сложившихся норм взаимодействия, сохранения традиционного уклада.

Итак, перед нами две полярные задачи, с которыми сталкивается преподаватель. Поиск решения этих задач одна из ключевых позиций при воспитании артиста, поскольку актер сам является инструментом работы, и воплощение художественного образа будет по-настоящему глубоким только в случае, если глубоко мыслящим, чувствующим и понимающим будет человек, его трактующий. 

В 90-е годы ХХ века, в попытке установления доминанты гуманитарных тенденций образования, в педагогической науке много говорилось о непреходящей значимости индивидуального начала и о риске его потери в эпоху принудительного коллективизма. В наши дни представляется важным сохранить и обогатить эту доминанту новым пониманием человека не как отдельно стоящей от «другого» личности, а как человека, находящегося в диалоге с «другим» и «другими» — с обществом. Пониманием того, что личность живет в истории и культуре, в мироздании. И танец открывает большие просторы для установления контактов с группами людей, о чем мы поговорим чуть ниже.

Сегодня мы сталкиваемся с узостью взгляда детей и молодежи на мир. Их мир — это взгляд в зеркало телефона или экрана компьютера и бесконечные отражения в «селфи». Но если мы вспомним о том, что у каждого из них в жизни всё же есть опыт общения с действительностью, возможно, даже опыт выхода за рамки быта в мир эстетического: детская школа искусств, занятия танцами, живописью, музыкой и т.п., то нам откроется надежный канал воздействия на личность, формирования и актуализации ее ценностей —  канал эмоционального, то есть неравнодушного, восприятия. Так, через обращение к опыту каждого, мы можем побудить ребенка к преобразованию действительности, пробудив в нем творческую энергию, столь необходимую для его жизни на сцене и вне ее.

Апеллировать к опыту учащихся, привыкших мыслить из «я-позиции» (есть лишь я и мои обстоятельства, по Ф. Ницше), можно только опираясь на эту самую позицию, а не игнорируя ее. Преподавателю важно суметь сделать понимание сути этой позиции своим союзником.

Итак, у нас есть студенты, обучающиеся актерскому мастерству, понимание их позиции и нашей задачи, и танец. 

Исследователь современного танца В.Ю.Никитин свою статью «Танец как социокультурный феномен» открывает упоминанием следующей классификации подходов к анализу видов искусства: 

  • искусствоведеческий: танец как способ воздействия на художественное восприятие зрителя;
  • культурологический: роль танца в жизни общества; 
  • педагогический: средство формирования эстетического вкуса обучающихся этому виду искусства. [2, с.292]

В контексте обозначенной проблематики и с учетом вышесказанного, мы предлагаем рассмотреть танец как способ интеллектуального, эмоционального и социального развития личности будущего артиста. 

Для иллюстрации эффективного способа использования полихудожественного подхода и метода эмоциональной драматургии урока, предполагающих использование разных каналов восприятия информации, автор конспективно познакомит читателя с рядом составляющих урока цыганского танца, разработанного для студентов 1 курса, обучающихся на кафедре театрального искусства (1 год обучения). Дисциплина: «Пластическое воспитание. Танец».

При изучении цыганского танца в рамках предлагемого автором подхода тема может быть сформулирована, например, так: «Цыганский танец как отражение нравственных и культурных ценностей народа в хореографическом искусстве».

Цели урока:

  • образовательная: создание условий для формирования у обучающихся представлений о способах воздействия на зрителя при работе над художественным образом, воплощённым в пластике;
  • развивающая: создание условий для развития эмоциональной сферы обучающихся при работе над художественным образом;
  • воспитательная: создание условий для осознания истинных ценностей человека и введения обучающихся в систему ценностной ориентации личности.

Применяемые методы: мотивационная беседа, метод мозгового штурма, ментальные карты, метод эмоционально-ценностных контрастов, метод сопереживания, наглядные методы, метод создания композиций.

Для достижения целей возможно использование таких способов воздействия на обучающихся, как: слушание музыки (организация эмоционально наполненной атмосферы), написание эссе (генерирование идей и создание интеллектуального продукта), просмотр мультфильма (подключение аудио- и визуальныого каналов восприятия), игровые технологии (эмоциональная вовлеченность, работа в команде), формирование обучающимися ментальной карты «Создание художественного образа в пластическом номере» (умение трансформировать эмоциональный продукт в интеллектуальный: навыки структурирования и обобщения разных видов  информации). Все это, собранное в стройную последовательность в опоре на логику развития драматического действия, претворяется в жизнь при последующием создании обучающимися этюдов с включением уже знакомых им элементов цыганского танца, то есть закрепляется на практике и способствует расширению поля коммуникативного взаимодействия. Пережитое становится частью личного, «сугубо моего» опыта, а значит, и багажа артистических возможностей будущих актеров, обогащая их как личностей эмоционально и ценностно. Так, через физические ощущения, ими присваивается духовное и чувственное восприятие танцевального движения. Что, в свою очередь, открывает обучающимся большое количество возможностей варьирования подходов к воплощению художественного образа на сцене.

В заключение беседы о танце как способе интеллектуального, эмоционального и социального развития личности будущего артиста представляется важными заметить, что занятия танцем неизбежно влияют на формирование внутренней культуры человека. Как пишет В.Ю.Никитин, занятия танцем «... органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. <...> Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое — он преодолевает определенные трудности, проделывая немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна». [2, с.298]

Отметим, таким образом, что оптимальной целью воспитательного процесса является осуществление такого воздействия, которое затрагивает и формирует внутренние регуляторы социального поведения личности, обеспечивает развитие активного социального творчества, ответственности и самоконтроля как в каждой из исполняемых личностью социальных ролей, так и во всей их совокупности. [3, с.3]

Социализирующая функция танца имеет большое значение, так как процесс формирования личности непосредственно связан с усвоением существующих в обществе норм и ценностей, идеалов, знаний и их творческим воспроизводством. На наш взгляд, танец — важнейшее средство включения личности в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу. Процесс социализации позволяет личности занять в нем определенную позицию. И если это позиция человека-творца, каковой, несомненно, является профессия артиста, то важность всего вышесказанного удваивается, потому что увиденное зрителем сегодня в театре и кино, уже завтра становится его жизнью.

Педагогическая реальность —  область становления человеческой души, сфера обнаружения человеческого в человеке. И любое «...средство всегда лишь крупинка в сравнении со сложнейшим миром человека, его опытом, культурой, знаниями, убеждениями, волей – всем, что определяет стиль. Гармония профессионально отработанного и развитого духовного – вот мера мастерства» [1, с.6]. Будем помнить об этом.

Библиографический список:

1.        Захарченко М.В. Ценности отечественной культурно-педагогической традиции в контексте инновационных процессов в современном образовании. Программы элективных курсов: учеб.-метод. пособие / Захарченко М. В., Берсенева Т. А.; С.-Петерб. Акад. постдипломного пед. образования. – СПб.: СПбАППО, 2006. 91 с.

2.        Никитин В.Ю. Танец как социокультурный феномен. Три лика Терпсихоры / Искусствознание. Вестник МГУКИ. 2014. 6 (62) ноябрь-декабрь.

3.        Паламарчук С.В. Театр и процесс социализации молодежи: дис. ... канд. искусствоведения. М., 1985.