Программа "Художественное слово"
Программа художественного слова, наряду с развитием непосредственно речевого аппарата, предусматривает воспитание и массы других качеств, без которых невозможна полноценная деятельность человека в социуме. Это: внимание, дисциплина, ответственность. Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. И очень важно научить ребят правильно и красиво говорить, выражать свои мысли, чувство, и донести до слушателей то, что он хочет сказать.
Важный раздел художественного слова составляет орфоэпия. Совершенное очевидно, что литературный язык имеет четко определенные нормы произношения. И соблюдение этих норм является признаком культуры речи и обязательно для всех.
Продолжением курса художественного слова является работа над текстом.
В работе над литературными произведениями уделяется большое внимание выбору материала, так как нужно пробудить интерес обучающегося к хорошей литературе, приобщить его к культуре чтения.
При подборе текстов обращается внимание не только на высокую художественную ценность, но и будят фантазию исполнителя, затрагивают его эмоциональную структуру, уделяется внимание на осмысление, определения событийного ряда, определяется отношение к этим событиям и персонажа и автора, выстраивается линия действия и попытка добиться от учащегося органичной жизни в заданных условиях.
Большое значение в работе над текстом имеет способность донести мысль до слушателя. В этом помогает логика речи. Умение делать логические паузы, логические ударения и правильное прочтение знаков препинания помогут исполнителю точно выявить мысль автора.
Программа рассчитана на детей разного возраста и является развивающей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательная автономная некоммерческая организация
Средняя образовательная школа «Москвич»
Утверждаю Директор ОАНО Сош «Москвич» ______________Ефимова С.А. от « » _________2017 г. |
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Художественное слово»
класс
на 2017-2018 учебный год
количество часов | |
Педагог дополнительного Образования |
Хлебникова Ю.А. |
направленность программы эстетическая
срок реализации года
Москва, 2017-2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование разделов | Стр |
1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
Актуальность , новизна | 3 | |
Отличительные особенности | 4 | |
Сроки реализации дополнительной образовательной программы и возраст учащихся | 5 | |
Цель программы | 5 | |
Задачи программы | 6 | |
Способы определения результатов, контроль за качеством усвоения материала | 7 | |
2 | УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | 8 |
3 | СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА | 10 |
4 | ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 14 |
5 | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПИЧЕНИЕ | 15 |
6 | КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 16 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа обучения по предмету «Художественное слово» способствует постепенному формированию у учеников грамотно построенной речи, четкого произношения, понимания принципов работы с литературным произведением, контроль звучности и силы голоса, умение находить подтекст произведения. Параллельно с этим, занятия по предмету «Художественное слово» способствует формированию эстетических и культурных ценностей, знакомит учеников как с общепризнанными литературными произведениями, так и с региональными особенностями фольклорных текстов.
Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. И очень важно научить ребят правильно и красиво говорить, выражать свои мысли, чувство, и донести до слушателей то, что он хочет сказать. Важно вырабатывать у учащихся острый слух, способный подмечать ошибки, отклонения от нормы звучания. Важно, чтобы научились отличать органичное, естественное звучание от нарочитого, деланного, воспитали в себе «чувство веры и правды».
Поскольку речь идет о дополнительном развитии ребенка, следует обратить внимание на то, что программа художественного слова, наряду с развитием непосредственно речевого аппарата, предусматривает воспитание и массы других качеств, без которых невозможна полноценная деятельность человека в социуме. Это: внимание, дисциплина, ответственность, партнерство, да и вообще умение гармонично существовать в коллективе.
Важный раздел художественного слова составляет орфоэпия. Совершенное очевидно, что литературный язык имеет четко определенные нормы произношения. И соблюдение этих норм является признаком культуры речи и обязательно для всех.
Продолжением курса художественного слова является работа над текстом. Элементы работы над текстом – общение со слушателем, взаимодействия партнеров, логика речи.
В работе над литературными произведениями уделяется большое внимание выбору материала, так как нужно пробудить интерес обучающегося к хорошей литературе, приобщить его к культуре чтения.
При подборе текстов обращается внимание не только на высокую художественную ценность, но и будят фантазию исполнителя, затрагивают его эмоциональную структуру.
В работе над текстом, уделяется внимание на осмысление, определения событийного ряда, определяется отношение к этим событиям и персонажа и автора, выстраивается линия действия и попытка добиться от учащегося органичной жизни в заданных условиях.
Большое значение в работе над текстом имеет способность донести мысль до слушателя. В этом помогает логика речи. Умение делать логические паузы, логические ударения и правильное прочтение знаков препинания помогут исполнителю точно выявить мысль автора.
Программа рассчитана на детей разного возраста и является развивающей.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию ребенка средствами интеграции, т.е. воспитанник в течение четырех лет обучения остается вовлеченным в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую ему с одной стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой – автора-творца. Это требует от учащегося самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления. Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога, который на всех этапах занятия является для каждого воспитанника соавтором и сотворцом. Поэтому определяющим направлением творческого процесса программы является педагогика сотрудничества, в которой преподаватель является не авторитарным руководителем, а участвует в творческом процессе наравне с ребенком, что создает особый психологический климат, способствующий раскрепощению учащихся, их сближению друг с другом и раскрытию их внутреннего мира.
В основе программы лежит педагогическая система К.С. Станиславского, а также теоретические труды по слову в творчестве актера М.О. Кнебель, по художественному чтению Г.А. Артоболевского и других великих мастеров, а также ряд трудов по педагогике и психологии детей разного возраста.
Дети же в начале занятий пока не знают ни своих возможностей, ни своих пристрастий. Помочь ребенку в узнавании, открытии себя и в дальнейшем формировании себя – педагога по искусству звучащего слова. Искусство художественного чтения имеет определенные преимущества, поскольку каждый ребенок получает возможность развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями. Ребенок погружается в глубину литературного произведения, его внимание, как будущего исполнителя, сосредотачивается на существе произведения. К тому же проза и поэзия, и драматургия для детского воплощения по диапазону выбора несопоставимы.
Дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные закономерности устной речи – это стороны речевого мастерства. Работа над речью у обучающихся требует сугубо индивидуального подхода, специальных усилий, она ведётся отдельно с каждым обучающимся.
Одинаковость тематики учебно-тематических планов связана со спиралеобразным методом работы в освоении программы ребенком: ежегодное возращение к каждой теме в измененных акцентах, больших объемах, с более сложными задачами.
Возраст детей
Набор детей свободный. На занятия приходят дети, имеющие склонность к декламированию, читающие, с творческими способностями. По данной программе занимаются дети и подростки от 7 до17 лет.
Срок реализации программы
Образовательная программа рассчитана на 1 года обучения.
Формы и режим занятий
Программа предполагает, чередовать практические упражнения на артикуляцию и звукопроизношение, с художественном чтением, беседами, дискуссиями о книгах.
Занятия индивидуальные.
Продолжительность занятий- 1 занятие в неделю (30-40 мин).
Итого 36 уроков в год.
Цель и задачи программы
Целью настоящей программы, является обучение основам искусства художественного чтения.
Задачи:
На занятиях ставится задача на “ преодоление” индивидуальных недостатков, эмоциональное раскрепощение и активизацию мыслительно-речевой деятельности.
Развить:
- наблюдательность
- творческую фантазию и воображение
- внимание и память
- ассоциативное и образное мышление
- чувство ритма
Знать:
- общие вопросы речевого искусства,
- орфоэпические нормы русского языка
- фонетические нормы русского языка,
- нормы литературной речи,
- основные этапы работы чтеца над художественным произведением,
Уметь:
- различать компоненты актерской выразительности,
- работать над исправлением дикционных недостатков,
- производить логический анализ произведения,
- вести концерты и участвовать в инсценировках.
Воспитать:
- культуру общения в социуме,
- воспитывать желание четко, грамотно и точно выражать свои мысли,
- привить вкус к настоящей литературе
Способы определения результатов, контроль за качеством усвоения материала
По итогам обучения по программе можно ожидать результаты:
Знать:
- Техника речи:
Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии.
- Логика чтения:
Логические паузы. Их длительность и характер (качество). Логические ударения и приемы их практического осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении. Темп и ритм. Соотношение логических и ритмических пауз.
- Эмоционально-образная выразительность:
Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологические, начальные, финальные.
Уметь:
- Техника речи:
Дышать незаметно. Часто, но не учащенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гнусавить). Соблюдать нормы орфоэпии.
- Логика чтения:
Овладеть «шестью рычагами»: громче-тише, выше-ниже, быстрее-медленнее. Овладеть умением «читать знаки препинания». Выполнять различные задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, а так же по определению качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.
- Эмоционально-образная выразительность:
Развить умение видеть «внутренним взором» нарисованные автором картины, ощущать их (воспринимать чувствами), воссоздавать чувства в чтении – рисовать интонацией». Соблюдать паузы психологические, начальные финальные.
В конце обучения у воспитанников должны сформироваться личностные качества:
∙ способность видеть, слышать, понимать окружающий мир и взаимодействовать с ним в соответствии с возрастом;
∙ умение различать чувства, настроение, характеры, отображаемые в произведении, и раскрывать их
∙ оригинальное мышление, исполнительские способности (артистичность, смелость, органичность поведения на сцене), восприимчивость к искусству;
∙ чувство ответственности, дисциплину, умение и навык работы, познавательные интересы.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Так как, программа является развивающей, она не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля за результатами образования. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются соучениками, педагогами, родителями. Для этого используются такие формы:
- концерты
- творческие показы
- праздничные вечера, которые организуются в учреждении образования, для показа другим группам и педагогам, для показа родителям и широкой аудитории.
Так же успехи могут демонстрироваться на конкурсах чтецов и фестивалях.
Проверка выполнения программы осуществляется педагогом в ходе занятий и по качественному уровню исполнения тех заданий, которые готовятся детьми (отрывки, произведения малых форм, целостные литературные произведения, участие в литературной композиции и т. д.), и затем приобретают сценическое воплощение.
Тематическое планирование
№ п \ п | Тема занятий | кол-во часов |
1. | Снятие мышечных зажимов | 2ч |
2. | Логические паузы | 2ч |
3. | Логика речи | 2ч |
4 | Логика текста | 2ч |
5. | Логика действия | 2ч |
6. | Логика поведения персонажа | 2ч |
7. | Жесты и поза | 2ч |
8. | Ритм | 2ч |
9. | Интонация | 2ч |
10. | Партитурные знаки | 2ч |
11. | Подтекст и намерение | 2ч |
12. | Мысль и смысл | 2ч |
13. | Артикуляция и дикция | 2ч |
14. | Орфоэпия | 2ч |
15. | Дыхание | 2ч |
16. | Логика связанного текста | 4ч |
17. | Прямая и косвенная речь | 2ч |
Итого: | 36ч | |
Всего: | 36ч | |
Содержание тем программы
1. Снятие мышечных зажимов
Напряжение и расслабление мышц. Умение управлять своим телом. Отработка практических навыков управления своим телом.
2. Логические паузы
Виды пауз – межсловесные, логические, психологические, физиологические, ритмические. Значение пауз. Отработка практических навыков при работе с текстом.
3.Логика речи
Логические ударения. Темп. Логическая мелодия – повышение и понижение голоса, увеличение и уменьшение громкости и силы голоса, ускорение и замедление темпа. Эмоционально-образная выразительность. Речевая перспектива. Отработка практических навыков при работе с текстом.
4.Логика текста
Сюжет и композиция текста. Составные части композиции – завязка, развитие, кульминация и развязка. Типы композиций – статическая и динамическая.
5. Логика действия
Виды действия. Чем вызваны и оправданы. Взаимоотношения действующих лиц. Изменения, происходящие с героями. Обстановка действия. Отработка практических навыков при работе с текстом.
6. Логика поведения персонажа
Вживание в текст. Адресат. Позиция. Воображение. Характеристика образа. Отработка практических навыков при работе с текстом и репетициях спектаклей.
7. Ритм
Что такое ритм. Составляющие части ритма – ударные и неударные моменты речи. Отработка практических навыков при работе с текстом.
8. Интонация
Элементы интонации. Интонация – объединение логической мелодии, темпа, ритма, намерения, подтекста, словесного действия. Разнообразие интонационных оттенков. Отработка практических навыков при работе с текстом.
9. Партитурные знаки
Разновидность партитурных знаков - строчные, надстрочные, подстрочные. Перечень партитурных знаков - графическое изображение и их значение при работе с текстом.
10. Подтекст и намерение
Исполнительская задача. Словодействие – осознание намерения. Убежденность исполнителя. Отработка практических навыков при работе с текстом.
11. Мысль и смысл
Что такое мысль и смысл. И их различие. Отработка практических навыков при работе с текстом.
12. Артикуляция и дикция
Что такое артикуляция. Произношение звуков – гласных, согласных, йотированных. Что такое дикция. Скороговорки. Отработка практических навыков при помощи разнообразных упражнений.
13. Орфоэпия
Что такое орфоэпия. Что дает выполнение правил орфоэпии. Практическая отработка навыков.
14. Жесты и поза
Виды внеречевых средств воздействия – поза, жесты, мимика. Удобная и неудобная поза. Категории жестов – механические, описательные, психологические. Отработка практических навыков при работе с текстом и репетициях спектаклей.
15. Логика связанного текста
Основные типы логических отношений в связанном тексте и их значение. Перечисление. Последование. Противопоставление. Разъяснение. Развитие. Причинно-следственные отношения. Заключение. Разрыв.
16. Прямая и косвенная речь
Что такое прямая речь. Ее особенности и значение. Что такое косвенная речь. Ее особенности и значение.
17. Дыхание
Дыхательная гимнастика. Упражнения на дыхания. Практическое применение в работе с текстом
Примерный репертуар.
Для работы с детьми начальной школы, стоит начинать с поэзии Пушкина, Маршака, Михалкова, Чуковского, Тютчева и т.д. Следующим этапом является работа с прозаическим материалом, здесь можно использовать таких авторов как, Драгунский, Пивоварова, Мамин-Сибиряк, Бажов, Пушкин, Грин и т.д.
В работе с подростками можно использовать таких авторов как Зощенко, Чехов, Аверченко, Астафьев, Андреев, Булгаков, Гоголь, Лесков, Лермонтов, Бродский, Кривин, Цветаева, Ахматова, Блок, Ахмадулина, Рождественский, Теффи и т.д. Подбор текста для чтения является сугубо индивидуальным для каждого исполнителя, учитывая его возраст и темперамент и литературные предпочтения.
Методическое обеспечение программы
Для достижения поставленной цели и выполнения задач в распоряжении педагога по художественному слову самые разнообразные формы проведения занятий: игры, беседы, исследовательская работа (книги, музеи, экспедиции), встречи, дискуссии, репетиции, праздники (семейно-клубного типа), конкурсы, концертные выступления, свободное общение.
В результате, развивая интерес воспитанника к чтению и литературе педагог имеет возможность разностороннего поиска связующих нитей между книгой и окружающей воспитанника жизнью.
Разнообразие форм помогает педагогу органично расставлять акценты на истинных нравственных ценностях, обеспечивающие нужное восприятие их воспитанником, а также ненавязчиво направлять его к осознанию себя и каждого человека неповторимым созданием природы, к необходимости ценить, беречь развивать и укреплять свои достоинства, т.е. совершенствоваться.
Проверка итогов обучения заключается в подготовке и исполнении воспитанниками литературных произведений.
На занятиях для отработки умений и навыков предполагается выполнение творческих заданий и упражнений.
Тематическое планирование
№ п \ п | Изучаемый раздел, тема урока | Форма контроля полученных знаний, умений, навыков | кол-во часов |
1. | Снятие мышечных зажимов | Самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий и упражнений | 2ч |
2. | Логические паузы | Форма беседы с учащимися | 2ч |
3. | Логика речи | Форма беседы с учащимися | 2ч |
4 | Логика текста | Творческие этюды - Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа | 2ч |
5. | Логика действия | Самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий и упражнений | 2ч |
6. | Логика поведения персонажа | Самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий и упражнений | 2ч |
7. | Жесты и поза | Самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий и упражнений | 2ч |
8. | Ритм | Самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий и упражнений | 2ч |
9. | Интонация | Форма беседы с учащимися | 2ч |
10. | Партитурные знаки | Форма беседы с учащимися | 2ч |
11. | Подтекст и намерение | Форма беседы с учащимися | 2ч |
12. | Мысль и смысл | Форма беседы с учащимися | 2ч |
13. | Артикуляция и дикция | Самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий и упражнений | 2ч |
14. | Орфоэпия | Самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий и упражнений | 2ч |
15. | Дыхание | Творческие этюды - Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа | 2ч |
16. | Логика связанного текста | Творческие этюды - Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа | 4ч |
17. | Прямая и косвенная речь | Форма беседы с учащимися | 2ч |
ОАНО СОШ "Москвич"
Календарно-тематическое планирование учебного курса дополнительного образования
"Художественное слово"
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Месяц | Понятия | УУД | Форма контроля ЗУН | |||||
предметные | личностные | метапредметные | |||||||||
Младшая группа (36 часов) | |||||||||||
1-2 | Логические паузы | Урок- тренинг | сентябрь | Виды пауз – межсловесные, логические, психологические, физиологические, ритмические. Значение пауз. | Отработка практических навыков при работе с текстом | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями | Сопоставлять собственный опыт с полученными знаниями | Форма беседы с учащимися | |||
3-4 | Логикака речи | Урок- тренинг | сентябрь | Логические ударения. Темп. Логическая мелодия – повышение и понижение голоса, увеличение и уменьшение громкости и силы голоса, ускорение и замедление темпа. Эмоционально-образная выразительность. Речевая перспектива.. | Отработка практических навыков при работе с текстом | развитее навыков сотрудничества со взрослыми . | управлять эмоциями при общении со взрослыми | Форма беседы с учащимися. | |||
4-5 | Логика текста | Творческое задание | октябрь | Сюжет и композиция текста. Составные части композиции – завязка, развитие, кульминация и развязка. Типы композиций – статическая и динамическая. | Отработка практических навыков при работе с текстом | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями | планировать собственную деятельность, распределять физическую и эмоциональную нагрузку | Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений, | |||
Отработка практических навыков при работе с текстом. | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями | ||||||||||
6-7 | Логика действия | Творческое задание | октябрь | Виды действия. Чем вызваны и оправданы. Взаимоотношения действующих лиц. Изменения, происходящие с героями. Обстановка действия. Отработка практических навыков при работе с текстом. | |||||||
планировать собственную деятельность, распределять физическую и эмоциональную нагрузку | Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений | ||||||||||
6-7 | Логика поведения персонажа | Урок- тренинг | октябрь | Вживание в текст. Адресат. Позиция. Воображение. Характеристика образа. | Отработка практических навыков при работе с текстом | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений | |||
6 | Ритм | Актерский тренинг | октябрь | Что такое ритм. Составляющие части ритма – ударные и неударные моменты речи. Отработка практических навыков при работе с текстом. | выполнение этюдов с элементами общения, взаимодействия | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений | |||
7 | Снятие мышечных зажимов | Напряжение и расслабление мышц. Умение управлять своим телом. Отработка практических навыков управления своим телом. | |||||||||
7 | Интонация | Урок-обсуждение | октябрь | Элементы интонации. Интонация – объединение логической мелодии, темпа, ритма, намерения, подтекста, словесного действия. Разнообразие интонационных оттенков. Отработка практических навыков при работе с текстом. | Умение анализировать драматический текст | проявлять дисциплинированность | анализировать драматический текст | Отвечать на вопросы по тексту | |||
8 | Партитурные знаки | Урок-обсуждение | октябрь | Разновидность партитурных знаков - строчные, надстрочные, подстрочные. Перечень партитурных знаков - графическое изображение и их значение при работе с текстом. | Умение анализировать драматический текст | проявлять дисциплинированность | анализировать драматический текст | Отвечать на вопросы по тексту | |||
9 | Подтекст и намерение. | Урок-обсуждение | ноябрь | Исполнительская задача. Словодействие – осознание намерения. Убежденность исполнителя. Отработка практических навыков при работе с текстом. | Формирование представлений о конфликте | развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение вести беседу со взрослыми и сверстниками | управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми | Форма беседы с учащимися. | |||
10 | Мысль и смысл | Этюдный тренинг | ноябрь | Что такое мысль и смысл. И их различие. Отработка практических навыков при работе с текстом | Формирование представлений о событии | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений | |||
11 | Артикуляция и дикция | Этюдный тренинг | ноябрь | Что такое артикуляция. Произношение звуков – гласных, согласных, йотированных. Что такое дикция. Скороговорки. Отработка практических навыков при помощи разнообразных упражнений. . | Формирование представлений о взаимодействии на сцене | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений | |||
12 | Орфоэпия. | Этюдный тренинг | ноябрь | Что такое орфоэпия. Что дает выполнение правил орфоэпии. Практическая отработка навыков. | Выполнение речевых упражнений и этюдов | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений | |||
13 | Жесты и поза | Творческая мастерская | декабрь | Виды внеречевых средств воздействия – поза, жесты, мимика. Удобная и неудобная поза. Категории жестов – механические, описательные, психологические. Отработка практических навыков при работе с текстом и репетициях спектаклей. . | Выполнение творческого задания | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Форма беседы с учащимися. | |||
14 | Логика связанного текста | Этюдный тренинг | декабрь | Основные типы логических отношений в связанном тексте и их значение. Перечисление. Последование. Противопоставление. Разъяснение. Развитие. Причинно-следственные отношения. Заключение. Разрыв. | Выполнение творческого задания | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений | |||
15 | Прямая и косвенная речь | Урок-обсуждение | декабрь | Что такое прямая речь. Ее особенности и значение. Что такое косвенная речь. Ее особенности и значение. | Формирование представлений о линии действия каждого персонажа в свете главной мысли данной сцены и всей пьесы | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Форма беседы с учащимися. | |||
16 |
| Репетиция | декабрь | Понятия «Куски и задачи» | Формирование представлений о Понятии «Куски и задачи» | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
17 | Репетиции отдельных сцен. | Репетиция | январь | Применение этюдных методов в репетиции сцен | Выполнение простейших действенных задач | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
18 | «Сверхзадача» - мечта. | Репетиция | январь | Применение этюдных методов в репетиции сцен | Формирование представлений о «сверхзадаче» | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы; развитие творческих способностей. | выделять и обосновывать эстетические признаки. | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
19 | По сквозному действию к сверхзадаче пьесы. | Репетиция | январь | Применение действенного существования на сцене в пьесе | Умение «действовать» в пьесе | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
20 | Репетиции отдельных сцен спектакля | Репетиция | январь | Разработка мизансцен | Умение «действовать» в пьесе | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
21 | Репетиции отдельных сцен спектакля | Репетиция | февраль | Разработка мизансцен | Умение «действовать» в пьесе | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
22 | Соединение сцен | Репетиция | февраль | Репетиция в предлагаемых обстоятельсвах | Умение «действовать» в пьесе | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
23 | Реквизит в спектакле. | Урок- Обсуждение. | февраль | Репетиция в предлагаемых обстоятельсвах | Умение «действовать» в предлагаемых обстоятельсвах | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми | Форма беседы с учащимися. | |||
24 | Декорации и реквизит. | Урок- Обсуждение | февраль | Репетиция в предлагаемых обстоятельсвах | Умение «действовать» в предлагаемых обстоятельсвах | развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение вести беседу со взрослыми и сверстниками. | управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми | Форма беседы с учащимися. | |||
25 | Музыка и музыкальные сцены в спектакле. | Урок- Обсуждение | март | Обсуждение. Выбор музыки. | Умение слушать и анализировать музыкальный материал | развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение вести беседу со взрослыми и сверстниками. | управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми | Форма беседы с учащимися. | |||
26 | Репетиции музыкальных сцен. | Репетиция | март | Репетиции музыкальных сцен. | Умение «действовать» в музыкальных сценах | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
27 | Репетиции музыкальных сцен. | Репетиция | март | Репетиции музыкальных сцен. | Умение «действовать» в музыкальных сценах | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
28 | Соединение музыкальных сцен с основным действием пьесы. | Репетиция | март | Соединение музыкальных сцен с основным действием пьесы. | Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
29 | Прогон с музыкой. | Репетиция | апрель | Соединение музыкальных сцен с основным действием пьесы | Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
30 | Прогон с музыкой и реквизитом отдельных сцен спектакля. | Репетиция | апрель | Соединение музыкальных сцен с основным действием пьесы с реквизитом | Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах с реквизитом | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
31 | Прогон с музыкой , реквизитом и декорацией всего спектакля | Репетиция | апрель | Прогон с музыкой , реквизитом и декорацией всего спектакля | Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах с реквизитом и декорациями | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы; развитие творческих способностей. | управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми | Форма беседы с учащимися. | |||
32 | Прогон с музыкой , реквизитом и декорацией всего спектакля | Репетиция | апрель | Прогон с музыкой , реквизитом и декорацией всего спектакля | Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах с реквизитом и декорациями | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы; развитие творческих способностей. | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
33 | Показ спектакля на сцене перед зрителями. | Репетиция | май | Показ спектакля на сцене перед зрителями. | Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах с реквизитом и декорациями | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы; развитие творческих способностей. | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
34 | Просмотр спектакля на видоносителе самими участниками | Урок- Обсуждение | май | Обмен впечатлениями о спектакле | развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение вести беседу со взрослыми и сверстниками. | управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми | Форма беседы с учащимися. | ||||
35 | Обсуждение спектакля | Урок- Обсуждение | май | Обмен впечатлениями о спектакле и о работе каждого участника | формирование представлений о театральной культуре, и о ее значении в социальной жизни человека и общества; | развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение вести беседу со взрослыми и сверстниками. | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Форма беседы с учащимися. | |||
36 | Обсуждение спектакля | Урок- Обсуждение | май | Обмен впечатлениями о спектакле и о работе каждого участника | развитие представлений о театральной культуре, и о ее значении в социальной жизни человека и общества; | развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение вести беседу со взрослыми и сверстниками. | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Форма беседы с учащимися. |
Список использованной литературы:
- Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е изд. - М., 1992 г.
- Ершов П.М.. Режиссура как практическая психология - М.., 1972 г.
- Корогодский З.Я. Первый год. Начало. - М.:Сов.Россия, 1971г. Б-ка “В помощь худож. самодеятельности”
- Корогодский З.Я. Первый год. Продолжение. - М.:Сов.Россия, 1972 г. Б-ка “В помощь худож. самодеятельности”
- Корогодский З.Я. Режиссер и актер. –М., 1967.
- Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера. - М., 1984 г.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр.соч., т.2 - 1974 г.
- Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. –Л., 1984.
- Топорков В.О. О технике актера. 2-е изд. - М.:ВТО, 1959 г.
- Чехов М. Литературное наследие в 2-х томах. М.: Искусство, 1995 г.
Интернет-ресурсы.
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования