Программа "Художественное слово"

 Программа художественного слова, наряду с развитием непосредственно речевого аппарата, предусматривает воспитание и массы других качеств, без которых невозможна полноценная деятельность человека в социуме. Это: внимание, дисциплина, ответственность. Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств.  И очень важно научить ребят правильно и  красиво говорить, выражать свои мысли, чувство, и донести до слушателей то, что он хочет сказать. 

Важный раздел художественного слова составляет орфоэпия. Совершенное очевидно, что литературный язык имеет четко определенные нормы произношения. И соблюдение этих норм является признаком культуры речи и обязательно для всех.

Продолжением курса художественного слова является работа над текстом.

В работе над литературными произведениями уделяется  большое внимание выбору материала, так как нужно пробудить интерес обучающегося к хорошей литературе, приобщить его к культуре чтения.

При подборе текстов обращается внимание не только на высокую художественную ценность, но и будят фантазию исполнителя, затрагивают его эмоциональную структуру, уделяется внимание на осмысление, определения событийного ряда, определяется отношение к этим событиям и персонажа и автора, выстраивается линия действия и попытка  добиться от учащегося органичной жизни в заданных условиях.

Большое  значение в работе над текстом  имеет способность донести мысль до слушателя. В этом помогает логика речи. Умение делать логические паузы, логические ударения и правильное прочтение знаков препинания помогут исполнителю точно выявить мысль автора.

        Программа рассчитана на детей разного возраста и  является развивающей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennoe_slovo.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Общеобразовательная автономная некоммерческая организация

Средняя образовательная школа «Москвич»

        

Утверждаю

Директор ОАНО Сош «Москвич»

______________Ефимова С.А.

от «        »   _________2017 г.  

ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Художественное слово»

класс

на 2017-2018 учебный год

количество часов

Педагог дополнительного

Образования                                        

         

           Хлебникова Ю.А.

направленность программы             эстетическая                

срок реализации                                     года

         

       Москва, 2017-2018 учебный год

                                             

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование разделов

Стр

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

Актуальность , новизна

3

Отличительные особенности

4

Сроки реализации дополнительной образовательной программы и возраст учащихся

5

Цель программы

5

Задачи программы

6

Способы определения результатов, контроль за качеством усвоения материала

7

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

8

3

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

10

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

14

5

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПИЧЕНИЕ

15

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа обучения по предмету «Художественное слово»  способствует постепенному формированию у учеников грамотно построенной речи, четкого произношения, понимания принципов работы с литературным произведением, контроль звучности и силы голоса, умение  находить подтекст произведения. Параллельно с этим, занятия по предмету «Художественное слово» способствует формированию эстетических и культурных ценностей, знакомит учеников как с общепризнанными литературными произведениями, так и с региональными особенностями фольклорных текстов.

Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств.  И очень важно научить ребят правильно и красиво говорить, выражать свои мысли, чувство, и донести до слушателей то, что он хочет сказать. Важно вырабатывать у учащихся острый слух, способный подмечать ошибки, отклонения от нормы звучания. Важно, чтобы научились отличать органичное, естественное звучание от нарочитого, деланного, воспитали в себе «чувство веры и правды».

Поскольку речь идет о дополнительном развитии ребенка, следует обратить внимание на то, что программа художественного слова, наряду с развитием непосредственно речевого аппарата, предусматривает воспитание и массы других качеств, без которых невозможна полноценная деятельность человека в социуме. Это: внимание, дисциплина, ответственность, партнерство, да и вообще умение гармонично существовать в коллективе.

Важный раздел художественного слова составляет орфоэпия. Совершенное очевидно, что литературный язык имеет четко определенные нормы произношения. И соблюдение этих норм является признаком культуры речи и обязательно для всех.

Продолжением курса художественного слова является работа над текстом. Элементы работы над текстом – общение со слушателем, взаимодействия партнеров, логика речи.

В работе над литературными произведениями уделяется большое внимание выбору материала, так как нужно пробудить интерес обучающегося к хорошей литературе, приобщить его к культуре чтения.

При подборе текстов обращается внимание не только на высокую художественную ценность, но и будят фантазию исполнителя, затрагивают его эмоциональную структуру.

В работе над текстом, уделяется внимание на осмысление, определения событийного ряда, определяется отношение к этим событиям и персонажа и автора, выстраивается линия действия и попытка добиться от учащегося органичной жизни в заданных условиях.

Большое значение в работе над текстом  имеет способность донести мысль до слушателя. В этом помогает логика речи. Умение делать логические паузы, логические ударения и правильное прочтение знаков препинания помогут исполнителю точно выявить мысль автора.

        Программа рассчитана на детей разного возраста и является развивающей.

         Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью программы является деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию ребенка средствами интеграции, т.е. воспитанник в течение четырех лет обучения остается вовлеченным в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую ему с одной стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой – автора-творца. Это требует от учащегося самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления. Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога, который на всех этапах занятия является для каждого воспитанника соавтором и сотворцом. Поэтому определяющим направлением творческого процесса программы является педагогика сотрудничества, в которой преподаватель является  не  авторитарным руководителем, а  участвует в творческом процессе наравне с  ребенком, что создает особый психологический климат, способствующий раскрепощению учащихся, их  сближению друг с другом и раскрытию их внутреннего мира.

        В основе программы лежит педагогическая система К.С. Станиславского, а также теоретические труды по слову в творчестве актера М.О. Кнебель, по художественному чтению Г.А. Артоболевского и других великих мастеров, а также ряд трудов по педагогике и психологии детей разного возраста.

Дети же в начале занятий пока не знают ни своих возможностей, ни своих пристрастий. Помочь ребенку в узнавании, открытии себя и в дальнейшем формировании себя – педагога по искусству звучащего слова. Искусство художественного чтения имеет определенные преимущества, поскольку каждый ребенок получает возможность развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями. Ребенок погружается в глубину литературного произведения, его внимание, как будущего  исполнителя, сосредотачивается на  существе произведения. К тому же проза и поэзия, и драматургия для детского воплощения по диапазону выбора несопоставимы.

Дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные закономерности устной речи – это  стороны речевого мастерства. Работа над речью у обучающихся требует сугубо индивидуального подхода, специальных усилий, она ведётся отдельно с каждым обучающимся.

Одинаковость тематики учебно-тематических планов связана со спиралеобразным методом работы в освоении программы ребенком: ежегодное возращение к каждой теме в измененных акцентах, больших объемах, с более сложными задачами.

Возраст детей

       Набор детей свободный. На занятия приходят дети, имеющие склонность к декламированию, читающие, с творческими способностями. По данной программе занимаются дети и подростки от 7 до17 лет.

Срок реализации программы

Образовательная программа рассчитана на 1 года обучения.

Формы и режим занятий

Программа предполагает, чередовать практические упражнения на артикуляцию и звукопроизношение,  с художественном чтением, беседами, дискуссиями о книгах.

Занятия индивидуальные.

Продолжительность занятий-  1 занятие в  неделю (30-40 мин).

Итого 36 уроков в год.

Цель и задачи программы

Целью настоящей программы, является обучение основам искусства художественного чтения.

Задачи:

На занятиях ставится задача на “ преодоление” индивидуальных недостатков, эмоциональное раскрепощение и активизацию мыслительно-речевой деятельности.

Развить:

  • наблюдательность
  • творческую фантазию и воображение
  • внимание и память
  • ассоциативное и образное мышление
  • чувство ритма  

Знать:

  • общие вопросы речевого искусства,
  • орфоэпические нормы русского языка
  • фонетические нормы русского языка,
  • нормы литературной речи,
  • основные этапы работы чтеца над художественным произведением,

Уметь:

  • различать компоненты актерской выразительности,
  • работать над исправлением дикционных недостатков,
  • производить логический анализ произведения,
  • вести концерты и участвовать в инсценировках.

Воспитать:

  • культуру общения в социуме,
  • воспитывать желание четко, грамотно и точно выражать свои мысли,
  •  привить вкус к настоящей литературе

Способы определения результатов, контроль за качеством усвоения материала

По итогам обучения по программе можно ожидать результаты:

Знать:

  • Техника речи:

Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии.

  • Логика чтения:

Логические паузы. Их длительность и характер (качество). Логические ударения и приемы их практического осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении. Темп и ритм. Соотношение логических и ритмических пауз.

  • Эмоционально-образная выразительность:

Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологические, начальные, финальные.

Уметь:

  • Техника речи:

Дышать незаметно. Часто, но не учащенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гнусавить). Соблюдать нормы орфоэпии.

  • Логика чтения:

Овладеть «шестью рычагами»: громче-тише, выше-ниже, быстрее-медленнее. Овладеть умением «читать знаки препинания». Выполнять различные задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, а так же по определению качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.

  • Эмоционально-образная выразительность:

Развить умение видеть «внутренним взором» нарисованные автором картины, ощущать их (воспринимать чувствами), воссоздавать чувства в чтении – рисовать интонацией». Соблюдать  паузы психологические, начальные финальные.

В конце обучения у воспитанников должны сформироваться личностные качества:

   способность видеть, слышать, понимать окружающий мир и взаимодействовать с ним в соответствии с возрастом;

   умение различать чувства, настроение, характеры, отображаемые в произведении, и раскрывать их

    оригинальное мышление,  исполнительские способности (артистичность, смелость, органичность поведения на сцене), восприимчивость к  искусству;

     чувство ответственности,  дисциплину, умение и  навык работы, познавательные интересы.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Так как, программа является развивающей, она не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля за результатами образования. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются соучениками, педагогами, родителями. Для этого используются такие формы:

  • концерты
  • творческие показы
  • праздничные вечера, которые организуются в учреждении образования,  для показа другим группам и педагогам, для показа родителям  и широкой аудитории.

Так же успехи могут демонстрироваться на конкурсах чтецов и фестивалях.

Проверка выполнения программы осуществляется педагогом в ходе занятий и по качественному уровню исполнения тех заданий, которые готовятся детьми (отрывки, произведения малых форм, целостные литературные произведения, участие в литературной композиции и т. д.), и затем приобретают сценическое воплощение.

     

Тематическое планирование

п \ п

Тема занятий

кол-во   часов

1.

Снятие мышечных зажимов

2.

Логические паузы

3.

Логика речи

4

Логика текста

5.

Логика действия

6.

Логика поведения персонажа

7.

Жесты и поза

8.

Ритм

9.

Интонация

10.

Партитурные знаки

11.

Подтекст и намерение

12.

Мысль и смысл

13.

Артикуляция и дикция

14.

Орфоэпия

15.

Дыхание

16.

Логика связанного текста

17.

Прямая и косвенная речь

Итого:

36ч

Всего:

36ч

Содержание  тем  программы

1.  Снятие мышечных зажимов

        Напряжение  и расслабление мышц. Умение управлять своим телом. Отработка практических навыков управления своим телом.

2. Логические паузы  

Виды пауз – межсловесные, логические, психологические, физиологические, ритмические. Значение пауз. Отработка практических навыков при работе с текстом.

3.Логика речи

Логические ударения. Темп. Логическая мелодия – повышение  и понижение голоса, увеличение и уменьшение громкости и силы голоса, ускорение и замедление темпа. Эмоционально-образная выразительность. Речевая перспектива. Отработка практических навыков при работе с текстом.

4.Логика текста

Сюжет и композиция текста. Составные части  композиции – завязка, развитие, кульминация и развязка. Типы композиций – статическая и динамическая.

5. Логика действия

Виды действия. Чем вызваны и оправданы. Взаимоотношения действующих лиц. Изменения, происходящие с героями.  Обстановка действия. Отработка практических навыков при работе с текстом.

6. Логика поведения персонажа

        Вживание в текст. Адресат. Позиция. Воображение. Характеристика образа. Отработка практических навыков при работе с текстом  и репетициях спектаклей.

7. Ритм

Что такое ритм. Составляющие части ритма – ударные и неударные моменты речи. Отработка практических навыков при работе с текстом.

8. Интонация

        Элементы интонации. Интонация – объединение логической мелодии, темпа,  ритма, намерения, подтекста, словесного действия. Разнообразие интонационных оттенков. Отработка практических навыков при работе с текстом.

9. Партитурные знаки

        Разновидность партитурных знаков -  строчные, надстрочные, подстрочные. Перечень партитурных знаков  - графическое изображение и их значение при работе с текстом.

10. Подтекст и намерение

        Исполнительская задача. Словодействие – осознание намерения. Убежденность  исполнителя. Отработка практических навыков при работе с текстом.

11. Мысль и смысл

        Что такое мысль и смысл. И их различие. Отработка практических навыков при работе с текстом.

12. Артикуляция и дикция

Что такое артикуляция. Произношение звуков – гласных, согласных, йотированных.  Что такое дикция. Скороговорки. Отработка практических навыков при помощи разнообразных упражнений.

13. Орфоэпия

        Что такое орфоэпия. Что дает выполнение правил орфоэпии. Практическая отработка навыков.

14. Жесты и поза

        Виды внеречевых средств воздействия – поза, жесты, мимика. Удобная и неудобная поза. Категории жестов – механические, описательные, психологические. Отработка практических навыков при работе с текстом и репетициях спектаклей.

15. Логика связанного текста

        Основные типы логических отношений в связанном тексте и их значение. Перечисление. Последование. Противопоставление. Разъяснение. Развитие. Причинно-следственные отношения. Заключение. Разрыв.

16. Прямая и косвенная речь

        Что такое прямая речь. Ее особенности и значение. Что такое косвенная речь. Ее особенности и значение.

17. Дыхание

Дыхательная гимнастика. Упражнения на дыхания. Практическое применение в работе с текстом

   Примерный репертуар.

      Для работы с детьми начальной школы, стоит начинать с поэзии Пушкина, Маршака, Михалкова, Чуковского, Тютчева и т.д. Следующим этапом является работа с прозаическим материалом, здесь можно использовать таких авторов как, Драгунский, Пивоварова, Мамин-Сибиряк, Бажов, Пушкин, Грин и т.д.

В работе с подростками можно использовать таких авторов как Зощенко, Чехов, Аверченко, Астафьев, Андреев, Булгаков, Гоголь, Лесков, Лермонтов, Бродский, Кривин, Цветаева, Ахматова, Блок, Ахмадулина, Рождественский, Теффи и т.д. Подбор текста для чтения является сугубо индивидуальным для каждого исполнителя, учитывая его возраст и темперамент и литературные предпочтения.

Методическое обеспечение программы

     Для  достижения поставленной цели и выполнения задач в распоряжении педагога по художественному слову самые разнообразные формы проведения занятий: игры, беседы, исследовательская работа (книги, музеи, экспедиции), встречи, дискуссии, репетиции, праздники (семейно-клубного типа), конкурсы, концертные выступления, свободное общение.

В результате, развивая интерес воспитанника к чтению и литературе педагог имеет возможность разностороннего поиска связующих нитей между книгой и окружающей воспитанника жизнью.

Разнообразие форм помогает педагогу органично расставлять акценты на истинных нравственных ценностях, обеспечивающие нужное восприятие их воспитанником, а также ненавязчиво направлять его к осознанию себя и каждого человека неповторимым созданием природы, к необходимости ценить, беречь развивать и укреплять свои достоинства, т.е. совершенствоваться.

Проверка итогов обучения заключается в подготовке и исполнении воспитанниками литературных произведений.

        На занятиях для отработки умений и навыков предполагается выполнение творческих заданий и упражнений.

Тематическое планирование

п \ п

Изучаемый раздел, тема урока

Форма контроля полученных знаний, умений, навыков

кол-во   часов

1.

Снятие мышечных зажимов

Самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий и упражнений

2.

Логические паузы

Форма беседы с учащимися

3.

Логика речи

Форма беседы с учащимися

4

Логика текста

Творческие этюды - Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа

5.

Логика действия

Самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий и упражнений

6.

Логика поведения персонажа

Самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий и упражнений

7.

Жесты и поза

Самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий и упражнений

8.

Ритм

Самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий и упражнений

9.

Интонация

Форма беседы с учащимися

10.

Партитурные знаки

Форма беседы с учащимися

11.

Подтекст и намерение

Форма беседы с учащимися

12.

Мысль и смысл

Форма беседы с учащимися

13.

Артикуляция и дикция

Самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий и упражнений

14.

Орфоэпия

Самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий и упражнений

15.

Дыхание

Творческие этюды - Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа

16.

Логика связанного текста

Творческие этюды - Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа

17.

Прямая и косвенная речь

Форма беседы с учащимися

ОАНО СОШ "Москвич"

 Календарно-тематическое планирование учебного курса дополнительного образования

"Художественное слово"

Изучаемый раздел, тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Месяц

Понятия

УУД

Форма контроля ЗУН

предметные

личностные

метапредметные

Младшая группа (36 часов)

1-2

Логические паузы

Урок- тренинг

сентябрь

Виды пауз – межсловесные, логические, психологические, физиологические, ритмические. Значение пауз.

Отработка практических навыков при работе с текстом

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями

Сопоставлять собственный опыт с полученными знаниями

Форма беседы с учащимися

3-4

Логикака речи

Урок- тренинг

сентябрь

Логические ударения. Темп. Логическая мелодия – повышение  и понижение голоса, увеличение и уменьшение громкости и силы голоса, ускорение и замедление темпа. Эмоционально-образная выразительность. Речевая перспектива..

Отработка практических навыков при работе с текстом

развитее навыков сотрудничества со взрослыми

.

управлять эмоциями при общении со взрослыми

Форма беседы с учащимися.

4-5

Логика текста

Творческое задание

октябрь

Сюжет и композиция текста. Составные части  композиции – завязка, развитие, кульминация и развязка. Типы композиций – статическая и динамическая.

Отработка практических навыков при работе с текстом

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями

планировать собственную деятельность, распределять физическую и эмоциональную нагрузку

Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений,

Отработка практических навыков при работе с текстом.

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями

6-7

Логика действия

Творческое задание

октябрь

Виды действия. Чем вызваны и оправданы. Взаимоотношения действующих лиц. Изменения, происходящие с героями.  Обстановка действия. Отработка практических навыков при работе с текстом.

планировать собственную деятельность, распределять физическую и эмоциональную нагрузку

Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений

6-7

Логика поведения персонажа

Урок- тренинг

октябрь

Вживание в текст. Адресат. Позиция. Воображение. Характеристика образа.

Отработка практических навыков при работе с текстом

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в

достижении поставленных целей;

анализировать и объективно оценивать результаты

собственного труда, находить возможности и способы их улучшения

Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений

6

Ритм

Актерский тренинг

октябрь

Что такое ритм. Составляющие части ритма – ударные и неударные моменты речи. Отработка практических навыков при работе с текстом.

выполнение этюдов с элементами общения, взаимодействия

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в

достижении поставленных целей;

анализировать и объективно оценивать результаты

собственного труда, находить возможности и способы их улучшения

Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений

7

Снятие мышечных зажимов

Напряжение  и расслабление мышц. Умение управлять своим телом. Отработка практических навыков управления своим телом.

7

Интонация

Урок-обсуждение

октябрь

Элементы интонации. Интонация – объединение логической мелодии, темпа,  ритма, намерения, подтекста, словесного действия. Разнообразие интонационных оттенков. Отработка практических навыков при работе с текстом.

Умение анализировать драматический текст

проявлять дисциплинированность

анализировать драматический текст

Отвечать на вопросы по тексту

8

Партитурные знаки

Урок-обсуждение

октябрь

Разновидность партитурных знаков -  строчные, надстрочные, подстрочные. Перечень партитурных знаков  - графическое изображение и их значение при работе с текстом.

Умение анализировать драматический текст

проявлять дисциплинированность

анализировать драматический текст

Отвечать на вопросы по тексту

9

Подтекст и намерение.

Урок-обсуждение

ноябрь

        Исполнительская задача. Словодействие – осознание намерения. Убежденность  исполнителя. Отработка практических навыков при работе с текстом.

Формирование представлений о конфликте

развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

умение вести беседу со взрослыми и сверстниками

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми

Форма беседы с учащимися.

10

Мысль и смысл

Этюдный тренинг

ноябрь

Что такое мысль и смысл. И их различие. Отработка практических навыков при работе с текстом

Формирование представлений о событии

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в

достижении поставленных целей;

анализировать и объективно оценивать результаты

собственного труда, находить возможности и способы их улучшения

Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений

11

Артикуляция и дикция

Этюдный тренинг

ноябрь

Что такое артикуляция. Произношение звуков – гласных, согласных, йотированных.  Что такое дикция. Скороговорки. Отработка практических навыков при помощи разнообразных упражнений.

.

Формирование представлений о взаимодействии на сцене

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в

достижении поставленных целей;

анализировать и объективно оценивать результаты

собственного труда, находить возможности и способы их улучшения

Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений

12

Орфоэпия.

Этюдный тренинг

ноябрь

Что такое орфоэпия. Что дает выполнение правил орфоэпии. Практическая отработка навыков.

Выполнение речевых упражнений и этюдов

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения

Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений

13

Жесты и поза

Творческая мастерская

декабрь

Виды внеречевых средств воздействия – поза, жесты, мимика. Удобная и неудобная поза. Категории жестов – механические, описательные, психологические. Отработка практических навыков при работе с текстом и репетициях спектаклей.

.

Выполнение творческого задания

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения

Форма беседы с учащимися.

14

Логика связанного текста

Этюдный тренинг

декабрь

Основные типы логических отношений в связанном тексте и их значение. Перечисление. Последование. Противопоставление. Разъяснение. Развитие. Причинно-следственные отношения. Заключение. Разрыв.

Выполнение творческого задания

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения

Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений

15

Прямая и косвенная речь

Урок-обсуждение

декабрь

        Что такое прямая речь. Ее особенности и значение. Что такое косвенная речь. Ее особенности и значение.

Формирование представлений о линии действия каждого персонажа в свете главной мысли данной сцены и всей пьесы

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в

достижении поставленных целей;

анализировать и объективно оценивать результаты

собственного труда, находить возможности и способы их улучшения

Форма беседы с учащимися.

16


«Куски и задачи»

Репетиция

декабрь

Понятия «Куски и задачи»

Формирование представлений о

Понятии «Куски и задачи»

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в

достижении поставленных целей;

анализировать и объективно оценивать результаты

собственного труда, находить возможности и способы их улучшения

Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе

17

Репетиции отдельных сцен.

Репетиция

январь

Применение этюдных методов в репетиции сцен

Выполнение простейших действенных задач

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в

достижении поставленных целей;

анализировать и объективно оценивать результаты

собственного труда, находить возможности и способы их улучшения

Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе

18

«Сверхзадача» - мечта.

Репетиция

январь

Применение этюдных методов в репетиции сцен

Формирование представлений о

«сверхзадаче»

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

развитие творческих способностей.

 выделять и обосновывать эстетические признаки.

Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе

19

По сквозному действию к сверхзадаче пьесы.

Репетиция

январь

Применение действенного существования на сцене в пьесе

Умение «действовать» в пьесе

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в

достижении поставленных целей;

анализировать и объективно оценивать результаты

собственного труда, находить возможности и способы их улучшения

Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе

20

Репетиции отдельных сцен спектакля

Репетиция

январь

Разработка мизансцен

Умение «действовать» в пьесе

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в

достижении поставленных целей;

анализировать и объективно оценивать результаты

собственного труда, находить возможности и способы их улучшения

Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе

21

Репетиции отдельных сцен спектакля

Репетиция

февраль

Разработка мизансцен

Умение «действовать» в пьесе

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в

достижении поставленных целей;

анализировать и объективно оценивать результаты

собственного труда, находить возможности и способы их улучшения

Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе

22

Соединение сцен

Репетиция

 февраль

Репетиция в предлагаемых обстоятельсвах

Умение «действовать» в пьесе

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в

достижении поставленных целей;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения

Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе

23

Реквизит в спектакле.

Урок- Обсуждение.

февраль

Репетиция в предлагаемых обстоятельсвах

Умение «действовать» в предлагаемых обстоятельсвах

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в

достижении поставленных целей;

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми

Форма беседы с учащимися.

24

Декорации и реквизит.

Урок- Обсуждение

февраль

Репетиция в предлагаемых обстоятельсвах

Умение «действовать» в предлагаемых обстоятельсвах

развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

умение вести беседу со взрослыми и сверстниками.

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми

Форма беседы с учащимися.

25

Музыка и музыкальные сцены в спектакле.

Урок- Обсуждение

март

Обсуждение. Выбор музыки.

Умение слушать и анализировать музыкальный материал

развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

умение вести беседу со взрослыми и сверстниками.

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми

Форма беседы с учащимися.

26

Репетиции музыкальных сцен.

Репетиция

март

Репетиции музыкальных сцен.

Умение «действовать» в музыкальных сценах

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в

достижении поставленных целей;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения

Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе

27

Репетиции музыкальных сцен.

Репетиция

март

Репетиции музыкальных сцен.

Умение «действовать» в музыкальных сценах

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в

достижении поставленных целей;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения

Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе

28

Соединение музыкальных сцен с основным действием пьесы.

Репетиция

март

Соединение музыкальных сцен с основным действием пьесы.

Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в

достижении поставленных целей;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения

Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе

29

Прогон с музыкой.

Репетиция

апрель

Соединение музыкальных сцен с основным действием пьесы

Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения

Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе

30

Прогон с музыкой и реквизитом отдельных сцен спектакля.

Репетиция

апрель

Соединение музыкальных сцен с основным действием пьесы с реквизитом

Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах с реквизитом

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения

Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе

31

Прогон с музыкой , реквизитом и декорацией всего спектакля

Репетиция

апрель

Прогон с музыкой , реквизитом и декорацией всего спектакля

Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах с реквизитом и декорациями

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

развитие творческих способностей.

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми

Форма беседы с учащимися.

32

Прогон с музыкой , реквизитом и декорацией всего спектакля

Репетиция

апрель

 Прогон с музыкой , реквизитом и декорацией всего спектакля

Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах с реквизитом и декорациями

 оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

развитие творческих способностей.

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения

 Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе

33

Показ спектакля на сцене перед зрителями.

Репетиция

май

Показ спектакля на сцене перед зрителями.

Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах с реквизитом и декорациями

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

развитие творческих способностей.

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения

Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе

34

Просмотр спектакля на видоносителе самими участниками

Урок- Обсуждение

май

Обмен впечатлениями о спектакле

развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

умение вести беседу со взрослыми и сверстниками.

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми

Форма беседы с учащимися.

35

Обсуждение спектакля

Урок- Обсуждение

май

Обмен впечатлениями о спектакле и о работе каждого участника

формирование представлений о театральной культуре, и о ее значении в социальной жизни человека и общества;

развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

умение вести беседу со взрослыми и сверстниками.

анализировать и объективно оценивать результаты

собственного труда, находить возможности и способы их улучшения

Форма беседы с учащимися.

36

Обсуждение спектакля

Урок- Обсуждение

май

Обмен впечатлениями о спектакле и о работе каждого участника

  развитие представлений о театральной культуре, и о ее значении в социальной жизни человека и общества;

развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

умение вести беседу со взрослыми и сверстниками.

анализировать и объективно оценивать результаты

собственного труда, находить возможности и способы их улучшения

Форма беседы с учащимися.

Список использованной литературы:

  1. Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е изд. - М., 1992 г.
  2. Ершов П.М.. Режиссура как практическая психология - М.., 1972 г.
  3. Корогодский З.Я. Первый год. Начало. - М.:Сов.Россия, 1971г.  Б-ка “В помощь худож. самодеятельности”
  4. Корогодский З.Я. Первый год. Продолжение. - М.:Сов.Россия, 1972 г. Б-ка “В помощь худож. самодеятельности”
  5. Корогодский З.Я. Режиссер и актер. –М., 1967.
  6. Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера. - М., 1984 г.
  7. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр.соч., т.2 - 1974 г.
  8. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. –Л., 1984.
  9. Топорков В.О. О технике актера. 2-е изд. - М.:ВТО, 1959 г.
  10. Чехов М. Литературное наследие в 2-х томах. М.: Искусство, 1995 г.

Интернет-ресурсы.

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;

http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;

http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;

http://catalog.iot.ru – каталог  интернет-ресурсов по образованию;

http://nsportal.ru/  - социальная сеть работников образования