Программа "Создание спектакля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 259.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательная автономная некоммерческая организация
Средняя образовательная школа «Москвич»
Утверждаю Директор ОАНО Сош «Москвич» ______________Ефимова С.А. от « » _________2017 г. |
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Создание спектакля»
класс
на 2017-2018 учебный год
количество часов | |
Педагог дополнительного Образования |
Хлебникова Ю.А. |
направленность программы эстетическая
срок реализации года
Москва, 2017-2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование разделов | Стр |
1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
Актуальность , новизна | 3 | |
Направленность программы | 4 | |
Сроки реализации дополнительной образовательной программы и возраст учащихся | 5 | |
Цель программы | 5 | |
Задачи программы | 6 | |
Способы определения результатов, контроль за качеством усвоения материала: | 7 | |
2 | УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | 8 |
3 | СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА | 10 |
4 | ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 14 |
5 | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПИЧЕНИЕ | 15 |
6 | КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 16 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Суть человека, кем бы он ни был: ребенка ли, взрослого ли,– в его творчестве, в проявлении созидательного начала в любой сфере человеческой деятельности. Развитие творческого потенциала дает возможность ребенку почувствовать себя умелым, талантливым, смелым. Театральное искусство помогает осознать общечеловеческие ценности, формирует позитивное отношение к миру, к личности. Этот предмет готовит детей к будущей жизни, успешной работе в коллективе, когда потребуется сотрудничать с коллегами, искать оптимальные решения проблем вместе с педагогом, обучает средствам и способом актерской работы.
Театральная студия – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и подростку. Театр – это, с одной стороны, универсальное искусство, где конечный результат, произведение, создается трудами различных художников: драматургов, артистов, режиссеров, композиторов, живописцев. С другой стороны, только совместные усилия людей разных профессий, их коллективный труд могут воплотить в жизнь чудо театрального спектакля. Не случайно так велик интерес и детей, и взрослых и к театру, и к студийной деятельности. Не только просмотр спектаклей в профессиональном театре, но и желание самому воплотить на сцене образ другого человека, выйти на театральные подмостки, поучаствовать в создании спектакля – желание прикоснуться к миру театра – знакомо, наверное, каждому.
Программа “Создание спектакля” предлагает воспитаннику проявить свою индивидуальность, свой талант, постигая язык сценического искусства. Через живое слово, звуки, краски, формы, ритмы, движения юный человек вовлекается в театрально-творческую деятельность. Сближение и соединение музыки, пластики, театра, изобразительного искусства в единый процесс помогает учащимся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии, способствует снятию напряжения, помогает воспитанникам излечиться от утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, делает его живым и увлекательным, наполняет интересным содержанием.
Актуальность предлагаемого курса обусловлена тем, что особенностью программы является деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию ребенка через создание спектакля т.е. воспитанник вовлекается в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую ему с одной стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой – автора-творца. Это требует от учащегося самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления. Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога, который на всех этапах занятия является для каждого воспитанника соавтором и сотворцом. Поэтому определяющим направлением творческого процесса программы является педагогика сотрудничества, в которой преподаватель является не авторитарным руководителем, а участвует в творческом процессе наравне с ребенком, что создает особый психологический климат, способствующий раскрепощению учащихся, их сближению друг с другом и раскрытию их внутреннего мира.
- Теоретические разделы программы неразрывно связаны с практикой, так как дети не сидят за партой, а в игровых тренингах и импровизационных этюдах осваивают основы театрально-исполнительского искусства через работу над созданием спектакля. При разработке данной программы учитывался опыт аналогичных образовательных объединений и театральных студий. В ее основе лежит система обучения актерскому мастерству в высших театральных учебных заведениях, основы которой были заложены К.С.Станиславским и развиты его учениками и последователями. Так же в программу включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в различных странах.
- Обучение детей по программе тесно связано с программами по литературе, истории, хореографии, музыке , и знания и навыки , обретенные на занятиях могут применяться детьми не только на этих или на других уроках, но и просто в жизни.
Принципиальным отличием программы является то, что ученики постигают азы сценического искусства , через создание единого «продукта» - спектакля. В данной программе интегрированные занятия имеют определенные преимущества: они развивают творческое мышление, формируют познавательную установку, тем самым, повышая уровень обучения и воспитания учащихся. Также эти занятия способствуют рассмотрению сценического образа с нескольких сторон для последующего воплощения (визуального, слухового, графического, цветового, двигательного), развивают музыкальные (слух, ритм, характер), изобразительные (чувствительность, моторика), пластические (выразительность, координация движений) умения и навыки.
Ученик становится раскрепощённее, контактнее, эмоционально отзывчивее, он тоньше чувствует и глубже познает окружающий мир.
Данная программа предлагается для детей разного возраста. Поэтому деление на детей на группы является условным и зависит от количества студийцев и от выбранной пьесы. Каждый год выбирается новая пьеса для постановки, где могут участвовать дети одного и разных возрастов. Например :
- Младшая - дети 6-8 лет (1-2 класс);
- Средняя – дети 9-11 лет (3 – 4 класс);
- Старшая - дети 12 - 16 лет (5-9 класс);
Особенностью подобных групп является, с одной стороны, относительная возрастная близость занимающихся в них детей, что позволяет использовать в работе с каждой группой методы, наиболее эффективные и приемлемые в данном возрасте. С другой стороны, интегрирование в одной группе детей разного возраста и уровня развития позволяет осуществлять развитие и воспитание не только за счет педагогической работы, но и за счет процесса межвозрастного общения детей.
Тематическое планирование остается неизменным.
Два основных направления работы студии – занятия по актерскому тренингу и репетиции спектакля – в течение года распределяются неравномерно, то есть в отдельные периоды времени группы занимаются только тренингом, или сочетают эти занятия с репетициями, или все время посвящается репетициям спектакля. В подготовке и показе спектаклей группы могут участвовать как по отдельности, так и объединенным коллективом.
Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей. Приобщение к миру театра, знакомство с различными направлениями, историей театра развивают и внутренне обогащают духовный мир ребенка.
Цель программы
Создание условий для социальной, культурной и творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в систему мировой и отечественной культуры, интеллектуальное, духовное развитие личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Задачи программы:
Обучающие:
Дать базовый уровень знаний по работе над спектаклем.
Сформировать и закрепить у детей актерские навыки, научить принципам работы с ролью, основным принципам построения этюдов.
Формировать стойкий интерес у детей к театральному искусству в целом и к «Созданию спектакля» в частности;
Развить навыки актерского искусства;
Научить принципам анализа произведений с точки зрения ролевых характеристик, научить выделять особенности роли и её характеристики;
Сформировать умение чувствовать и проживать заданный образ;
Социально-адаптивные:
Формировать у детей личностного целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности;
Формировать у детей представлений о средствах социального взаимодействия;
Сформировать понимание принципов безконфликтного социального взаимодействия.
Коррекционно-развивающие:
Способствовать развитию необходимых актерских качеств личности (памяти, внимания, воображения, личностной активности и т.д.)
Развить творческого потенциала детей;
Развить личностных качеств детей (памяти, внимания, воображения, активной личностной позиции);
Способствовать целостному и гармоничному развитию личности.
Обучение по программе осуществляется с учётом
основных принципов развивающего обучения:
- эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности,
- развитие познавательного интереса у ученика,
- развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств.
По окончании изучения курса выпускник:
Знает:
- Принципы построения спектакля
- Структуру работы над ролью;
- Способы актерской выразительности;
- Своё амплуа.
Умеет:
- Применить полученные знания и умения на практике (спектакле, инсценировке, этюде);
- Определить жанр, вид произведения;
- Самостоятельно проанализировать литературное произведение с дальнейшим его исполнением.
- Контролировать звук и интонации своего голоса;
- Умеет определять характерность персонажа произведения по его речевым характеристикам.
Может:
- Применить полученные знания в актерской работе и повседневной деятельности;
Способы определения результатов,
контроль за качеством усвоения материала:
В течение года учащиеся показывают этюды, отрывки драматических произведений, в конце года показывают спектакль (литературно-музыкальную композицию).
Важным условием, без которого невозможно выполнение программы, является глубокое взаимодоверие между педагогом и детьми, построенное на взаимном уважении и подлинном, живом интересе друг к другу.
Тематическое планирование
1 | Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях | 1ч |
2 | Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр (общее и различное). Жанры | 1ч |
3 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства. | 1ч |
4 | Целенаправленнось, логика и последовательность сценического действия. | 1ч |
5 | Сценическое действие как действие в вымышленных условиях - в предлагаемых обстоятельствах. | 1ч |
6 | Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия. Этюды. | 1ч |
7 | Работа с текстами произведений. | 1ч |
8 | Работа над спектаклем. | 1ч |
9 | Основная тема спектакля. Основной конфликт. | 1ч |
10 | Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. | 1ч |
11 | Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. | 1ч |
12 | Слово как средство общения. | 1ч |
13 | Разработка и интерпретация сцен из спектаклей. | 1ч |
14 | Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений | 1ч |
15 | Деление пьесы на сцены | 1ч |
16 | «Куски и задачи» | 1ч |
17 | Репетиции отдельных сцен | 1ч |
18 | «Сверхзадача» - мечта | 1ч |
19 | По сквозному действию к сверхзадаче пьесы | 1ч |
20 | Репетиции отдельных сцен спектакля | 1ч |
21 | Репетиции отдельных сцен спектакля | 1ч |
22 | Соединение сцен | 1ч |
23 | Реквизит в спектакле. | 1ч |
24 | Декорации и реквизит | 1ч |
25 | Музыка и музыкальные сцены в спектакле. | 1ч |
26 | Репетиции музыкальных сцен. | 1ч |
27 | Репетиции музыкальных сцен. | 1ч |
28 | Соединение музыкальных сцен с основным действием пьесы. | 1ч |
29 | Прогон с музыкой. | 1ч |
30 | Прогон с музыкой и реквизитом отдельных сцен спектакля. | 1ч |
31 | Прогон с музыкой и реквизитом отдельных сцен спектакля. | 1ч |
32 | Генеральная репетиция | 2ч |
33 | Показ спектакля на сцене перед зрителями. | 1ч |
34 | Просмотр спектакля самими участниками | 1ч |
35 | Обсуждение спектакля | 1ч |
36 | Обсуждение спектакля. | 1ч |
Итого | 36ч |
Программа рассчитана на 1час в неделю.
Срок реализации – 1 год
Форма занятий – групповая
Содержание программы:
Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях - На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Знакомство». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. Беседы о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр (общее и различное). Жанры - Знакомятся с понятиями : драматический ,кукольный и музыкальный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.
Действие как главное выразительное средство актерского искусства.- Выполнение этюдов на действие
Целенаправленнось, логика и последовательность сценического действия- Этюды и сказки
Сценическое действие как действие в вымышленных условиях - в предлагаемых обстоятельствах.- Этюды и упражнения на смену предлагаемых обстоятельств
Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия. -Этюды.
Работа с текстами произведений.- Читка мин-пьес, сказок. Обсуждение. Разбор
Работа над спектаклем. Знакомство с пьесой. Основная тема спектакля.- Застольный период, определение темы (история о…, который хочет,,,)
Основной конфликт.- Определение конфликта
Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. -Этюды-импровизации на события пьесы.
Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга.-Слово как средство общения.
Разработка и интерпретация сцен из спектаклей.- Этюды на заданную тему
Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений – Этюды импровизации известных произведений
Деление пьесы на сцены- Работа с текстом
«Куски и задачи»- Репетиционный процесс в отдельных сценах
Репетиции отдельных сцен- Репериции
«Сверхзадача» - мечта- Определение сверхзадачи пьесы,роли
По сквозному действию к сверхзадаче пьесы- Построение действия
Репетиции отдельных сцен спектакля- Репетиции
Соединение сцен- Репетиции
Реквизит в спектакле.- Значение реквизита и его разнообразие
Декорации и реквизит- Значение декораций
Музыка и музыкальные сцены в спектакле.- Музыка и ее значение в драматическом спектакле
Репетиции музыкальных сцен.- Репетиции с музыкой
Соединение музыкальных сцен с основным действием пьесы.- Репетиции
Прогон с музыкой и реквизитом отдельных сцен спектакля.-Прогон
Показ спектакля на сцене перед зрителями.- Премьера
Обсуждение спектакля.- Ошибки и удачи в спектакле.
Программа включает в себя полный цикл работы над спектаклем, начиная от выбора материала, в котором принимают активное участие ученики студии, до его окончательного выпуска.
Для актерского тренинга программой предусмотрены определенные правила и законы:
1. Совершение особых действий в начале и в конце занятия – ритуалов приветствия и прощания (хлопки, слова, звуки, жесты, фразы, выражения или стихи, повторяющиеся от занятия к занятию и настраивающие воспитанников на продуктивную работу, перебрасывающие «мост» из реального пространства в игровое).
2. Соблюдение правил:
∙ “Каждый на своем месте в свое время” (умение управлять своим вниманием, быть мобилизованным).
∙ “Я интересен всем, все интересны мне” (стремление находить необычность, непохожесть, новизну содержания, отличие от других в людях и вещах).
∙ “Я умею смотреть и видеть”.
∙ “Я умею слушать, слышать, и понимать”.
∙ “Я помогаю людям, люди помогают мне”.
3. Вера в предлагаемые обстоятельства (т.е. не делать чего-либо “понарошку”).
4. Серьезность (не смеяться и не пытаться рассмешить товарищей).
Соблюдение этих правил способствует выработке творческой этики, регулирующей взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Нравственность – тоже творчество, надо только развивать и направлять стремление воспитанника к добру и красоте, помогая ему создавать самого себя.
Примерный репертуар.
Сказки для постановки с детьми, подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию школьника, результаты разных поступков – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для ребенка. Для детей 6-8 лет наиболее подходят инсценировки по мотивам русских сказок «Теремок», «Волк и Лиса», «Зюшкина избушка» и стихотворные сказки «Доктор Айболит», «Телефон», «Муха - Цокатуха».
Пора отрочества, привносит в характер ребенка огромные изменения. В это время в развитии ребенка доминируют память, воображение и чувственно-эмоциональная сфера. Школьников тянет попробовать свои силы, испытать знания, выбрать авторитеты и идеалы по своему вкусу. В это время душа ребенка расцветает, и он, как губка впитывает в себя образы сказок, легенд, мифов, которые ложатся в основу его мировосприятия. К сожалению, современное образование все больше тяготеет к тому, чтобы надеть на ребенка некие шоры. Вместо общей картины прекрасного живого мира ребенок получает расчлененные мертвые схемы-сведения об отраслях знаний. Театр восстанавливает разрушенную цельную картину мира в детских душах, помогает детям найти себя. Для постановок в этом возрасте очень хорошо брать музыкальные спектакли и инсценировки по произведениям Г.-Х. Андерсена, Дж. Харриса, А.А. Милна, Л. Кэрролла, Туве Янсон, Джани Родари, Астрид Лингрен, Р.Киплинга, Экзюпери, Т. Эгнер. А из отечественных авторов можно взять для постановок с детьми Пушкина, Ершова, Мамина-Сибиряка, Шергина, Писахова, Козлова и т.д. В смешанных группах рекомендуется ставить спектакли по произведениям Пушкина, Чехова, Зощенко, Аверченко, Теффи и тд
Методы работы:
- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.
- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения.
- Метод стимулирования занимательным содержаниемпри подборе ярких, образных текстов, музыкального сопровождения.
- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
- Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа "в креативном поле” создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.
Тематическое планирование
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Форма контроля полученных знаний, умений, навыков |
1 | Беседы о театральном искусстве | 2 | Форма беседы с учащимися |
2 | Актерский тренинг | 5 | Самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий и упражнений |
3 | Этюды (индивидуальные, групповые) | 8 | Оценивание исполнения этюда другими учащимися |
4 | Работа над спектаклем | 21 | Урок- репетиция. Умение видеть свои и чужие ошибки и устранять их. |
Итого | 36 |
Методическое обеспечение программы
Условия реализации.
Занятия тренингом проводятся в специальной комнате или зале, где имеется свободная площадка для выполнения музыкально-двигательных упражнений и этюдов, фортепиано, магнитофон и некоторое количество стульев. Необходимо, чтобы у каждого ребенка имелась легкая и удобная форма. Наиболее эффективно проводить занятия группами, состоящими из 10 – 12 человек.
Репетиционный период подготовки спектакля рекомендуется проводить в театральном зале со сценой, кулисами, светом, музыкой, бутафорией и декорациями.
Программа может быть реализована лишь при условии творческих экспериментов самих детей с цветом, звуком, словом, воплощающихся в движении, театрально-игровых постановках, в рисунках, музыкальных импровизациях.
ОАНО СОШ "Москвич"
Календарно-тематическое планирование учебного курса дополнительного образования
"Создание спектакля"
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Месяц | Понятия | УУД | Форма контроля ЗУН | |||||
предметные | личностные | метапредметные | |||||||||
Младшая группа (36 часов) | |||||||||||
1 | Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях. | Урок- беседа | сентябрь | Знакомство с театральным искусством,опираясь на собственный опыт | выполнение простейших этюдных заданий | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в коллективе | Сопоставлять собственный опыт с полученными знаниями | Форма беседы с учащимися | |||
2 | Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр (общее и различное). Жанры | Урок- беседа | сентябрь | Расширение знаний о театральных жанрах и направлениях | формирование первоначальных представлений о театральном искусстве, и о его значении в социальной жизни человека и общества; | развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение вести беседу со взрослыми и сверстниками. | управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми | Форма беседы с учащимися. | |||
3 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства. | Актерский тренинг | сентябрь | Формирование понятия действия, через этюды | выполнение простейших действенных этюдов | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями | планировать собственную деятельность, распределять физическую и эмоциональную нагрузку | Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений, | |||
4 | Целенаправленнось, логика и последовательность сценического действия. | Актерский тренинг | сентябрь | Упражнения, игры. | |||||||
5 | Сценическое действие как действие в вымышленных условиях - в предлагаемых обстоятельствах. | Актерский тренинг | октябрь | Игры , этюды упражнения | выполнение этюдов на предлагаемые обстоятельства | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений | |||
6 | Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия. Этюды. | Актерский тренинг | октябрь | Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия, через этюды. | выполнение этюдов с элементами общения, взаимодействия | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений | |||
7 | Работа с текстами произведений. | Урок-обсуждение | октябрь | Чтение пьес. Прослушиваня отрывков в исполнении артистов | Умение анализировать драматический текст | проявлять дисциплинированность | анализировать драматический текст | Отвечать на вопросы по тексту | |||
8 | Работа над спектаклем. | Урок-обсуждение | октябрь | Первое чтение произведения. | Умение анализировать драматический текст | проявлять дисциплинированность | анализировать драматический текст | Отвечать на вопросы по тексту | |||
9 | Основная тема спектакля. Основной конфликт. | Урок-обсуждение | ноябрь | Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев. | Формирование представлений о конфликте | развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение вести беседу со взрослыми и сверстниками | управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми | Форма беседы с учащимися. | |||
10 | Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. | Этюдный тренинг | ноябрь | Этюды-импровизации на события пьесы. | Формирование представлений о событии | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений | |||
11 | Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. | Этюдный тренинг | ноябрь | Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. | Формирование представлений о взаимодействии на сцене | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений | |||
12 | Слово как средство общения. | Этюдный тренинг | ноябрь | Сценическая речь как активный, волевой процесс. | Выполнение речевых упражнений и этюдов | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений | |||
13 | Разработка и интерпретация сцен из спектаклей. | Творческая мастерская | декабрь | Разработка и интерпретация сцен из спектаклей. | Выполнение творческого задания | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Форма беседы с учащимися. | |||
14 | Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений | Этюдный тренинг | декабрь | Этюды и упражнения | Выполнение творческого задания | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися этюдов-упражнений | |||
15 | Деление пьесы на сцены | Урок-обсуждение | декабрь | Уточнение линии действия каждого персонажа в свете главной мысли данной сцены и всей пьесы | Формирование представлений о линии действия каждого персонажа в свете главной мысли данной сцены и всей пьесы | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Форма беседы с учащимися. | |||
16 |
| Репетиция | декабрь | Понятия «Куски и задачи» | Формирование представлений о Понятии «Куски и задачи» | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
17 | Репетиции отдельных сцен. | Репетиция | январь | Применение этюдных методов в репетиции сцен | Выполнение простейших действенных задач | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
18 | «Сверхзадача» - мечта. | Репетиция | январь | Применение этюдных методов в репетиции сцен | Формирование представлений о «сверхзадаче» | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы; развитие творческих способностей. | выделять и обосновывать эстетические признаки. | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
19 | По сквозному действию к сверхзадаче пьесы. | Репетиция | январь | Применение действенного существования на сцене в пьесе | Умение «действовать» в пьесе | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
20 | Репетиции отдельных сцен спектакля | Репетиция | январь | Разработка мизансцен | Умение «действовать» в пьесе | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
21 | Репетиции отдельных сцен спектакля | Репетиция | февраль | Разработка мизансцен | Умение «действовать» в пьесе | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
22 | Соединение сцен | Репетиция | февраль | Репетиция в предлагаемых обстоятельсвах | Умение «действовать» в пьесе | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
23 | Реквизит в спектакле. | Урок- Обсуждение. | февраль | Репетиция в предлагаемых обстоятельсвах | Умение «действовать» в предлагаемых обстоятельсвах | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми | Форма беседы с учащимися. | |||
24 | Декорации и реквизит. | Урок- Обсуждение | февраль | Репетиция в предлагаемых обстоятельсвах | Умение «действовать» в предлагаемых обстоятельсвах | развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение вести беседу со взрослыми и сверстниками. | управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми | Форма беседы с учащимися. | |||
25 | Музыка и музыкальные сцены в спектакле. | Урок- Обсуждение | март | Обсуждение. Выбор музыки. | Умение слушать и анализировать музыкальный материал | развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение вести беседу со взрослыми и сверстниками. | управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми | Форма беседы с учащимися. | |||
26 | Репетиции музыкальных сцен. | Репетиция | март | Репетиции музыкальных сцен. | Умение «действовать» в музыкальных сценах | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
27 | Репетиции музыкальных сцен. | Репетиция | март | Репетиции музыкальных сцен. | Умение «действовать» в музыкальных сценах | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
28 | Соединение музыкальных сцен с основным действием пьесы. | Репетиция | март | Соединение музыкальных сцен с основным действием пьесы. | Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
29 | Прогон с музыкой. | Репетиция | апрель | Соединение музыкальных сцен с основным действием пьесы | Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
30 | Прогон с музыкой и реквизитом отдельных сцен спектакля. | Репетиция | апрель | Соединение музыкальных сцен с основным действием пьесы с реквизитом | Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах с реквизитом | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
31 | Прогон с музыкой , реквизитом и декорацией всего спектакля | Репетиция | апрель | Прогон с музыкой , реквизитом и декорацией всего спектакля | Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах с реквизитом и декорациями | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы; развитие творческих способностей. | управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми | Форма беседы с учащимися. | |||
32 | Прогон с музыкой , реквизитом и декорацией всего спектакля | Репетиция | апрель | Прогон с музыкой , реквизитом и декорацией всего спектакля | Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах с реквизитом и декорациями | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы; развитие творческих способностей. | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
33 | Показ спектакля на сцене перед зрителями. | Репетиция | май | Показ спектакля на сцене перед зрителями. | Умение «действовать» в музыкальных и драматических сценах с реквизитом и декорациями | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы; развитие творческих способностей. | планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения | Самостоятельное выполнение учащимися задач в репетиционном процессе | |||
34 | Просмотр спектакля на видоносителе самими участниками | Урок- Обсуждение | май | Обмен впечатлениями о спектакле | развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение вести беседу со взрослыми и сверстниками. | управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми | Форма беседы с учащимися. | ||||
35 | Обсуждение спектакля | Урок- Обсуждение | май | Обмен впечатлениями о спектакле и о работе каждого участника | формирование представлений о театральной культуре, и о ее значении в социальной жизни человека и общества; | развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение вести беседу со взрослыми и сверстниками. | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Форма беседы с учащимися. | |||
36 | Обсуждение спектакля | Урок- Обсуждение | май | Обмен впечатлениями о спектакле и о работе каждого участника | развитие представлений о театральной культуре, и о ее значении в социальной жизни человека и общества; | развитее навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение вести беседу со взрослыми и сверстниками. | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения | Форма беседы с учащимися. |
Список использованной литературы:
- Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е изд. - М., 1992 г.
- Ершов П.М.. Режиссура как практическая психология - М.., 1972 г.
- Корогодский З.Я. Первый год. Начало. - М.:Сов.Россия, 1971г. Б-ка “В помощь худож. самодеятельности”
- Корогодский З.Я. Первый год. Продолжение. - М.:Сов.Россия, 1972 г. Б-ка “В помощь худож. самодеятельности”
- Корогодский З.Я. Режиссер и актер. –М., 1967.
- Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера. - М., 1984 г.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр.соч., т.2 - 1974 г.
- Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. –Л., 1984.
- Топорков В.О. О технике актера. 2-е изд. - М.:ВТО, 1959 г.
- Чехов М. Литературное наследие в 2-х томах. М.: Искусство, 1995 г.
Интернет-ресурсы.
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования