ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ТАНЦЕ: К ВОПРОСУ О ДЕФИНИЦИЯХ

Морозова Галина Сергеевна

МОРОЗОВА Г.С. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ТАНЦЕ: К ВОПРОСУ О ДЕФИНИЦИЯХ. 

Аннотация: в данной статье автор размышляет над связями между понятиями эмоциональной, пластической и танцевальной выразительности в танце и уточняет понятие эмоциональной выразительности как необходимой компетенции в профессии артиста.

Ключевые слова: пластическое воспитание, эмоциональная выразительность, пластическая выразительность, танцевальная выразительность, художественный образ, хореография, танец.

Morozova G.S. EMOTIONAL EXPRESSIVENESS IN DANCE: TO THE QUESTION OF DEFINITIONS.

Abstract: in this article the author considers the communications between the definitions of emotional, plastical and dance expressiveness in choreography and specifies the concept of emotional expressiveness as a necessary competence of an artist.

Key words: plastic, dance, plastical expressiveness, emotional expressiveness, choreography, dance.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Morozova G.S. EMOTIONAL EXPRESSIVENESS IN DANCE: TO THE QUESTION OF DEFINITIONS.

Abstract: in this article the author considers the communications between the definitions of emotional, plastical and dance expressiveness in choreography and specifies the concept of emotional expressiveness as a necessary competence of an artist.

Key words: plastic, dance, plastical expressiveness, emotional expressiveness, choreography.

Морозова Г.С., преподаватель Академии танца Бориса Эйфмана, Кафедра пластической выразительности и актерского мастерства, Санкт-Петербург, Россия.

E-mail: gsmorozova171@gmail.com

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ТАНЦЕ: К ВОПРОСУ О ДЕФИНИЦИЯХ.

Аннотация

В данной статье автор размышляет над связями между понятиями эмоциональной, пластической и танцевальной выразительности в танце и уточняет понятие эмоциональной выразительности как необходимой компетенции в профессии артиста.

Ключевые слова: пластическое воспитание, эмоциональная выразительность, пластическая выразительность, танцевальная выразительность, художественный образ.

В процессе создания и воплощения художественного образа эмоциональная выразительность исполнения - важнейший компонент передачи смыслов. Определение выразительности имеет несколько трактовок, начнем с их анализа.

Во многих видах деятельности, связанных с движением, таких, как: художественная гимнастика, балет, актерское мастерство - определения имеют разный фокус в зависимости от специфических средств создания образа. Вопрос природы термина «выразительность» интересовал исследователей из этих сфер, и каждая область знания обнаруживала свои нюансы. Так, одна из основоположниц художественной гимнастики, первый кандидат педагогических наук в этом виде спорта, Р.А. Варшавская, определила выразительность как двигательное выражение эмоций. Другой эксперт, З.Д. Вербова,  считает, что выразительность – это качество, проявляющееся в хорошей технике при полной ясности эмоционального содержания. [2]

В балете больше принято говорить о так называемой «танцевальной выразительности», которая основывается на теле, понимаемом не только как инструментальная ценность, но как источник смыслов. Так, исследователь балета С.Филатов пишет: «Смыслы провоцируются событием. Выразительный танец делает тело событием. Возможно, одна из задач балетной педагогики - работа над тем, как сделать тело событием.» [5]

Е.Е. Навиславская в своей статье, посвященной выразительности артистов балета, говорит о «пластической выразительности», характеризуя ее как способ абсолютного чувствования артиста на сцене, равенства движения тела с движениями души, импульсное  восприятие пластической линии в музыке. [3]

Изучением этого понятия занимается, конечно, и психология. Так, С.Л.Рубинштейн представляет выразительность как внешнее проявление внутренней жизни. [4]

Тип выразительности также во многом определяется средствами, характерными для той или иной области творчества, искусства, спорта: в живописи - краски (их цвет, насыщенность, сочетания); в музыке - звуки (их высота, сила, тембр); в художественной гимнастике - апломб, темп во время вращений, связность элементов, большая амплитуда; в танце - движения тела (позы, взгляд, мимика, жесты, двигательные действия) и т.п. Однако невзирая на разнообразие средств, общими и главными для выразительности как явления остаются насыщенность эмоций и их содержательная целесообразность. В этом эксперты единодушны.

Опираясь на рассмотренные нами определения, выведем понятие, на которое будем опираться в рамках данной работы: эмоциональная выразительность – это способность субъекта к созданию и воплощению эмоционально насыщенного и содержательно целесообразного художественного образа.

Содержательная целесообразность эмоций определяется музыкой, набором характерных движений, поз, ракурсов, рисунков и спецификой смыслового содержания танца (условиями его создания, особенностями ментальности и уклада народа, в жизни которого он возник). Степень эмоциональной насыщенности, или степень выражения эмоций, проявляется в их яркости и убедительности, глубине и силе их проживания и готовности передать их зрителю посредством танцевального языка.

В своей статье петербургские исследователи проблемы выразительности артистов балета И.Н.Димура и Д.С. Макарова приводят следующий список средств выразительности в хореографии:

  • пластика тела,
  • танцевальное движение-действие,
  • танцевальный жест,
  • динамику пластики (темп),
  • музыкально-пластический ритм,
  • пространственную амплитуду исполнения движений,
  • пространственное наполнение,
  • расположение, перемещение и ракурс фигуры артиста.

О том, что выразительность развивается, воспитывается, тренируется, писали многие специалисты. Известный балетмейстер Р.В. Захаров, определяя выразительность как «внутреннюю» технику, говорил о ней как об умении управлять мыслями и чувствами, наполнять ими движения, жесты, позы. Опыт современного нам исследователя художественного движения Р.А. Варшавской подтверждает вышесказанную идею мыслью о том, что энергия, скрытая в теле, преобразуется в движение, которое создает зримый образ музыки.

Одним из важных вопросов на подступах к сути содержания понятия «эмоциональная выразительность», а значит, и к способу ее развития, является вопрос о соотношении мастерства и эмоциональной ясности, и здесь эксперты близки во взглядах. Как мы прояснили ранее, выразительность обеспечивается умелой нюансировкой силы эмоций в соответствии с содержательной целесообразностью исполняемых движений. Лексика, мастерство - предпосылка для развития выразительности. Само по себе умение хорошо, технично исполнять танцевальные комбинации не обеспечивает высокий уровень эмоциональной выразительности. Представление о том, что танец является и способом мышления, и  текстом, из которого вычитываются разные смыслы, разделяет ряд экспертов. [1,3,5]

Таким образом, можно утверждать, что мастерство – это инструмент, а выразительность – его умелое использование. И чем богаче арсенал средств у исполнителя, чем с большим мастерством они могут быть выполнены, тем лучше условия для проявления выразительности самого высокого уровня.

Главная педагогическая задача в данном контексте - обучить студентов способам вовлечения зрителя в искреннюю сценическую жизнь художественного образа с передачей ему (зрителю) найденных актером смыслов, подтекстов. Тогда действо на сцене, исполненное в пластическом этюде, может называться эмоционально выразительным: «Хореографическое образование должно ориентироваться на идею о том, что развитие физических данных, совершенствование технического мастерства соподчинены решению главной задачи - умению артиста создавать выразительные художественные образы. Техническое развитие танцевального движения и его выразительность - две сообщающиеся и взаимодополняющие задачи танцовщика». [1]

Хореографическая педагогика должна быть, в первую очередь, нацелена на синтез полученных технических навыков в нечто большее, чем их механическую совокупность: «Воспитание артиста, в этом случае, предполагает постановку перед учениками художественно-творческих и технических задач в «предлагаемых обстоятельствах». [3]

Таким образом, обобщив работы ряда исследователей смежных сфер искусства и спорта, мы обнаруживаем единство подходов, заключающееся в необходимости постановки актерской сверхзадачи при создании и  воплощении художественного образа, в котором будут синтетически объединены  «…мастерство, затем полнота и искренность чувства, ясность его выражения…». [6]

По-настоящему выразительные движения - сплошь и рядом метафоры [4], возникающие из виденных и станцованных ранее пластических элементов, а также из внепластического общекультурного опыта (просмотра картин, кино, прослушивание музыки). Вне всяких сомнений, мы разделяем утверждение, что техническое совершенствование танцовщика должно идти от импульса его образного наполнения. [1]

Развитие эмоциональной выразительности артиста предполагает развитие его эмоциональной сферы, обогащение ее новым опытом переживания музыки, движения, восприятия визуального материала (живопись, архитектура, скульптура, графика), поддержка его эмоционального отклика знаниями о культуре того или иного народа, которые позже синтетически воплотятся в фантазии артиста; освоение актером смыслов и содержания, составляющих уникальность того или иного танца, будь то русский или цыганский, а именно образности, воплощенной в музыке, пластике, иконографии, обычаях того или иного народа, создавшего свой особенный танец. И в этом смысле автору представляется важным сказать о том, что развивая эмоциональную выразительность артиста, мы имеем дело, в первую очередь, с личностью, с человеком, и расширение его общекультурного кругозора, объема эмоционально-чувственных впечатлений от знакомства с шедеврами разных видов искусства - не менее важная педагогическая задача, чем обогащение лексического запаса, тренаж и сценическая практика.

Литература

  1. Димура И.Н., Макарова Д.С. Танцевальная выразительность артистов балета: к вопросу о дефинициях // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2016. - №4. - С. 20-30.
  2. Карпенко Л.А., Румба О.Г. О выразительности, артистизме, эмоциональности в гимнастике // Теория и методика спорта высших достижений. - 2013. - №3. - С. 14-17.
  3. Навиславская Е.Е. Актерское мастерство и пластическая выразительность в хореографии // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №200. - С. 104-111.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР). Т. 1 / [сост. и авт. коммент. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский]. - 1989. - 485, [1] с., 1 л. портр.
  5. Фокин М. М. Против течения. - Ленинград: Искусство, 1981. - 510 с.