Методическое пособие. ИГРОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Симонова Юлия Сергеевна

Игротехнический кейс для учащихся в объединении детский оперный Театр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Введение 

Актуальность темы:

Количество изобретений, внедренных за последнее десятилетие, превышает общее их количество за предыдущие два столетия. Причина этому – ускорение научно-технического прогресса. Инновации качественно меняют жизнь в разных сферах жизнедеятельности человека, в том числе приводят к тому, что традиционная модель «учитель – источник знания» становится анахронизмом. Педагогическое сообщество вынуждено овладевать новыми техническими средствами, инструментами и методами коммуникаций, становиться более многозадачным.

Цели:

Игра в современном образовательном процессе развивает различные умения и навыки, а также способствует усвоению новой информации. С помощью игровых методик с удовольствием обучаются как дети, так и взрослые, игра является важным элементом развития в жизни каждой личности. Именно игра сопровождает человека с самого рождения, развивая его умственные, творческие и коммуникативные способности. Педагоги и психологи выделяют ее необходимость в развитии ребенка, а значит, ее потенциал можно и нужно использовать в образовательном процессе [1]. Именно поэтому педагоги Детского оперного театра прибегают к игровым методам преподавания, которые помогают сконцентрировать внимание обучающихся, что улучшает качество обучения.

Задачи: 

По нашему мнению, именно педагогически ориентированная игротехническая деятельность обладает значительным потенциалом, позволяющим разрешать сложные задачи, стоящие перед современным образованием. Игротехнический подход способствует системному рассмотрению образовательного процесса, установлению фундаментальных связей между ними, формированию адекватных педагогических компетенций и структур, позволяет проводить успешную работу по снятию стереотипов сознания обучающихся, получать адекватные педагогической действительности результаты.

Целевая аудитория:

Программа детского оперного театра рассчитана на детей и подростков в возрасте от 6 до 23 лет. Особенность игротехнической практики является включение в образовательный процесс посредством заинтересованности. Правильно подобранные игровые тренинги и их адаптация под возрастные группы дает нам возможность проводить развивающие - интерактивные занятия со всеми обучающимся объединения.

Вывод:

Понятие «игра» для нас чрезвычайно важно, так как интерактивные игры пробуждают у обучающихся любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм. Понятие «интеракция» включает внутриличностную (различные части моей личности вступают в контакт друг с другом) и межличностную (я вступаю в контакт с другими людьми) коммуникацию. Обучающий процесс становится значительно многограннее.

Игра «Крестики - нолики» 

ЦЕЛЬ:

Мы использовали данный вид тренинга с целью сплотить коллектив, через сотрудничество. В процессе беседы, обучающие обнаружили очень интересный подход к победе через помощь друг к другу, расширили понятие ценности каждого в команде и важность поддержи.

ВРЕМЯ

20-25 минут

РАЗМЕР ГРУППЫ

В игре принимало участие 12 человек в возрасте от 7 - 9 лет

РЕСУРСЫ И ПОДГОТОВКА

Рисунок на листе флип-чарта в виде сетки 11х11 ячеек.

ИНСТРУКЦИЯ

Для упражнения мы пригласили два добровольца. Выбрали их капитанами двух команд. Первая поставленная перед ними задача, набрать себе команды. По-очереди, приглашая к себе в команды по одному из участников. (Приглашаем до тех пор, пока группа не поделится на две команды.)

Далее было озвучено задание. Задача каждой команды заработать как можно больше очков. Посмотрите на таблицу – группа, поставившая подряд 8 значков одного типа (по вертикали, горизонтали, диагонали), получает 1 очко.

Теперь, команды, выберите свой значок для игры: кружок, точку, крестик, галочку и т.п. Игра будет происходить в 3 раунда. Каждый раунд длится 3 минуты. Между раундами представители команд возвращаются в команды для корректировки стратегии. В течение 3-х минут выработайте стратегию игры.

Важные правила.

У каждого игрока есть всего 15 секунд чтобы поставить значок в нужное место. Задание выполняем строго по очереди. Через три минуты. Прошу представителей каждой из команд выйти к флип-чарту. Проведем жеребьевку, чтобы определить, кто начинает игру первым. Определись, начинаем.

ИТОГИ ИГРЫ:

Итак, сколько баллов каждой команде удалось набрать? Почему именно столько? Можно было набрать больше? Что помешало? Про что это упражнение?

Это игра на сотрудничество. Есть два пути ее развития. Первый – участники мешают друг другу и не дают поставить в ряд 8 одинаковых значков. Второй – они договариваются и не мешают. Набрать максимум очков можно только при втором варианте. Также, стоит обратить внимание участников на то, что они делали, когда команда «соперников» помешала им выстроить ряд. Какие чувства испытали, какие решения приняли и почему. В результате данной игры наши обучающие пришли к выводу о сотрудничестве. Были и те, кто не желал сотрудничать, тогда мы попросили высказаться каждого участника с просьбой объяснить их позицию. По итогу все обучающиеся решили, что быть единой командой куда приятнее и выгоднее. Помощь друг другу открывает гораздо большие горизонты, позволяя выходить за рамки привычной победы. Обыграть ведущего гораздо интереснее, почувствовать при этом поддержку товарищей и свою значимость.

Обсуждение результатов игры «Крестики нолики» Детский оперный театр

Командообразование. Игра на сплочение коллектива. 

Чем благоприятней обстановка и микроклимат в коллективе, тем выше показатели его эффективности и успешности. Психологический комфорт напрямую воздействует на весь рабочий процесс и его результат. Поэтому налаживание качественного взаимодействия артистов труппы является прямой обязанностью любого педагога-руководителя коллектива. Игры на сплочение коллектива в этом случае послужат одним из самых результативных методов.

Цель игры на сплочение коллектива.

Каждого человека можно назвать индивидуальностью, ведь он обладает своим собственным характером, темпераментом, мнением и восприятием рабочего процесса. Чтобы репетиционный процесс спорился и был продуктивным, нужно грамотно выстроить взаимодействие вышеназванных личностных особенностей детей. Исходя из этого, самая главная цель игры на сплочение коллектива состоит в определении наиболее ценных качеств каждого члена коллектива и их внедрений в репетиционный процесс. Параллельно с этим упражнения на формирование командного единства выполняют и несколько сопутствующих функций:

1. Помогают членам коллектива найти для себя наиболее комфортное положение в ней.

2. Раскрывают межличностные симпатии и устанавливают неформальные связи

3. Формируют навыки совместной работы и коллективного взаимодействия

4. Оптимизируют уровень эмоциональной и психологической совместимости игроков

«ПОЕМ ПЕСНЮ» 

Цель:

1. Сплочение коллектива.

2. Определение наиболее ценных качеств каждого члена коллектива и их внедрений в репетиционный процесс.

3. Помочь членам коллектива найти для себя наиболее комфортное положение в нем.

4. Раскрыть межличностные симпатии и установить неформальные связи.

5. Сформировать навыки совместной работы и коллективного взаимодействия.

6. Оптимизировать уровень эмоциональной и психологической совместимости артистов.

Характеристика группы:

Детский Оперный Театр. Коллектив разновозрастный. Контингент 7 лет-22 года.

Время:

Время неограниченно, задача допеть песню до конца, тем самым еще и зафиксировать выученный текст.

Инструкция по проведению игры:

Ведущий дает участникам задание встать недалеко друг от друга. Затем вместе с командой он выбирает песню, слова которой все знают. Здесь еще преследуется цель, проверить усвоение материала, выучка музыкального и поэтического текста. После этого игроки по очереди по часовые стрелки начинают воспроизводить слова (или вместе с мелодией) песни в правильном порядке. Если песня сбивается или кто-то ошибается, игру следует начать сначала. Задача - допеть песню до конца.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему прерывалась игра?

2. В чем заключалась сложность воспроизводить текст без мелодии?

3. В чем заключалась сложность воспроизводить текст с мелодией?

4. Почему происходили большие паузы между игроками?

5. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы текст не прерывался, и не было заминок в темпе?

6. Как вы думаете, в чем смысл этой игры?

Вывод:

Командообразование – процесс структурированный. Это значит, что и проводить мероприятие на сплочение команды следует по определенным правилам:

1. Педагог знакомит участником с целями и задачами игры.

2. Педагог озвучивает групповые нормы поведения во время игры (внимание, уважение, не перебивать друг друга, не подсказывать), стремление к доверию и раскрепощенности (не смеяться над неудачами партнера)

3. Коллективно обсуждаются результаты и подводятся итоги (участники делятся эмоциями, впечатлениями и мнениями, озвучивают предложения и пожелания) Пример музыкального материала для игры: Зависит от конкретного спектакля, над которым идет работа в данный момент времени. Н.А. Римский –Корсаков спектакль «Снегурочка», хоровая сцена «Масленица»

Раным-рано куры запели

Про весну объвестили.

Прощая, прощай,

Прощай масленица.

Сладко-воложно нас кормила

Суслом, бражкой поила.

Прощая, прощай,

Прощай масленица.

Воротись к нам на три денечка

Не воротишься на три денечка,

Воротись хоть на денечек,

На денечек, на малый часочек.

Ой, частная масленица, ой!

Игра «Сломанный телефон», или «Испорченный телефон»

Цель игры

«Испорченный телефон» заключается в том, что вы должны как можно точнее передать услышанное или увиденное, чтобы результат первого и последнего сообщения совпадал. Развитие слуховой и зрительной памяти

Задачи:

Обучающие- познакомить с музыкальными произведениями, ариями, сюжетами опер через рассказ или видеосюжет Развивающие- развивать слуховую и зрительную память, интеллект Воспитательные- работать в команде.

Ход игры

Ведущий предлагает поучаствовать ребятам, чтобы они выбрали, кто начнет первым по типу у кого лучше память, остальные уходят за дверь. Ведущий зачитывает краткий пересказ сюжета оперы, арии, песни. Первый участник должен как можно точно передать текст следующему игроку. И так до последнего участника. Передать как можно точно и полно текст ведущего. Не стоит брать слишком много участников, достаточно 5-6 игроков.

Также можно предложить первому участнику надеть наушники, просмотреть видео арии, песни, или сцены из оперы, и не называя передать сюжет всем участникам (развитие зрительной и слуховой памяти).

Участники должны угадать название песни, или сюжет из какой оперы описывает игрок.

1.1 Передать содержание оперы В одном городе жили были мальчик и девочка, вместе с бабушкой. Девочка выращивала розы, и каждый вечер они любовались ими на балконе. Но однажды их посетила злая королева и заморозила сердце мальчика, что оно превратилось в ледышку. Увезла в снежную, далекую страну. Девочка так любила своего брата, что кинулась искать его. Не побоялась она преград, ни злых разбойников, ни трудностей и капризов, помогла спасти Северного оленя, и благодаря любви она спасла своего брата. (сюжет оперы «История Кая и Герды» С.Баневича)

В Детском оперном театре или в музыкально-театральном коллективе можно проводить такую игру на сюжеты своих спектаклей, поставленных в коллективе или новых постановок.

1.2. Угадай сюжет из какой оперы. Первому участнику предоставляется видео с наушниками, где сцена из оперы «Снегурочка» Бобыль с Быбылихой и народ царства Берендея увидели Снегурочку. Первый игрок, просмотрев сцену и прослушав ее, должен составить рассказ и как можно полно передать следующему игроку. В конце игры участники должны рассказать, как можно подробно, и заодно угадать из какой оперы сцена, можно вспомнить композитора. Зрители при этом тоже не знают, из какой оперы сюжет.

1.3.Угадай из какой песни (здесь можно взять сюжеты из детских песенок, знакомым всем с детства или из тех произведений, что выучивают дети на концертах) Ведущий рассказывает содержание песни первому игроку, который должен передать последующим содержание песни, и еще команда должна угадать название произведения.

По сеничкам Дуняшечка гуляла

По новеньким красавица ступала

От радости все ручками махала

Ах, с пальчика колечко потеряла

Колечко это было не простое

Эх, скажем, оно было золотое

Колечко было просто загляденье

А главное - Ивана подаренье

Расстоилась Дуняшенька, всплакнула

да милого друга вспомянула

Уж, был бы мой Иванушка со мною –

Не стала бы я мучиться бедою

Лучше брать небольшие русские народные песни, или романсы. Участники должны как можно точно передать текст и угадать название произведения.

Играть в «Сломанный телефон» лучше в команде по 5-6 человек, чтобы каждый смог поучаствовать. Игра ориентирована на более старших ребят (например, сюжет оперы), хотя можно и брать детские небольшие песенки для младшего состава.

Заключение

Исходя из практики работы в Детском оперном театре, педагоги пришли к выводу, что игры оказывают большое значение в таких направлениях, как сплоченность коллектива, расширению эрудиции, решает и психологические зажимы, развитию памяти слуховой и зрительной, вызывает двигательную активность, ритм, темп работы театра, решает и задачи актерские (стеснение говорить на публику), дикция, музыкальный слух. Такие упражнения можно выполнять не только в коллективе Детского оперного театра, но и в других направлениях, а также во взрослых коллективах.

Список используемой литературы:

Беляева Л. А. Игра как способ конструирования личностной идентичности / Л. А. Беляева, О. Н. Новикова // Образование и наука. 2012. № 5. С. 73–82.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:

Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998.— 160 с, ил.