Первые шаги

Прудникова Марина Валерьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Первые шаги»

Дошкольный возраст ребенка — это период, когда эмоциональная сфера играет очень важную роль в жизни малыша, когда чувства и эмоции господствуют над всеми другими сторонами его жизни. В это время развитие получают  кратковременные переживания отношений (эмоции), возникающие в данный момент, и устойчивые, длительные  переживания, выражающие обобщённое отношение ребёнка к окружающему его миру и к самому себе (чувства). У ребенка появляется потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения.  Очень успешно в формировании этих представлений и умений детское творчество. Кроме того, творческая деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях.  Л.С. Выготский писал: «Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей  нас жизни творчество есть необходимое условие, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве».

В дошкольном возрасте у ребенка происходит развитие не только содержательной, но и  динамической стороны  чувств и эмоций. Если мы посмотрим на чувства ребёнка 3 - 4 лет, то увидим, что они  яркие, но ещё неустойчивые, ситуативные. Эти чувства  быстро возникают и так же быстро исчезают.  В дальнейшем  развитии  личности ребёнка,  у него проявляется способность в определённой степени контролировать, регулировать свои эмоциональные проявления. По факту наблюдения за детьми 3 - 4 лет, можно сделать выводы, что уже в возрасте 4-6 лет  у ребенка чувства и эмоции становятся глубже, переживания – длительными  и насыщенными. Януш Корчак писал в своей книге «Как любить ребенка»: «Мы видим детей в бурных проявлениях радости и горя, когда они отличаются от нас, и не замечаем спокойных настроений, тихих раздумий, глубоких впечатлений, болезненных удивлений, мучительных подозрений и унизительных сомнений, в которых они схожи с нами. "Настоящим" бывает не только ребенок, скачущий на одной ножке, но и ребенок, разрешающий тайны удивительной сказки жизни. Надо только исключить действительно "искусственных" детей, которые бессмысленно повторяют фразы, заученные либо подхваченные у взрослых. Ребенок не умеет думать, как взрослый, но он может по-детски задуматься над серьезными проблемами взрослых».  Вот это вот «настоящее» и хотелось бы не пропустить, ведь  чувства ребенка  зачастую становятся мотивом его поведения.

Мы можем наблюдать проявление таких интеллектуальных  чувств ребёнка, как любопытство и любознательность, удивление и чувство нового. Развитию этих чувств, способствует внимательное и бережное отношение родителей и воспитателей к детским вопросам познавательного характера, организация поисковой деятельности малыша, предоставление ему возможности самостоятельно экспериментировать и т. д.  Как же сделать так, чтобы не «отбить» у ребенка желания творческой деятельности, которая сопровождается эмоциями и чувствами, т.е. происходит на определенном эмоциональном фоне?  Как помочь ребенку понять свои чувства и научиться справляться со своими эмоциями? Как развить способность детей целостно и одномоментно воспринимать окружающий их мир, интуитивно его чувствовать и эмоционально сопереживать всему  увиденному и услышанному? В связи с тем, что сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребенка в раннем его возрасте, необходимо не упустить  развитие того огромного потенциала возможностей, которым обладает малыш, потому что основы способностей закладываются в самом раннем детстве. Этот период благоприятен для умственного развития и характеризуется возрастной чувствительностью ребенка.

Формирование эмоциональной компетентности и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста начинается с самых первых шагов в творческом коллективе. Чтобы в процессе обучения хореографии получилась творческая личность, мне кажется, что с самого начала, когда детки приходят в возрасте 4-5, а то и 3-х,  лет, надо дать им возможность, играя и развиваясь, постепенно погружаться в четкий и регламентированный урок по хореографии.  И такое аккуратное введение в мир танца уже к 6-7 годам может дать полную самоотдачу на занятиях, выполнение требований педагога по выполнению сложных хореографических движений и рисунков, эмоциональное выражение танца.