Мастер-класс «Изготовление ложковых кукол и их применение в кукольном театре для развития коммуникации»

   Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики, конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить. Но не все осознают, что лишая ребёнка, особенно в маленьком возрасте, общения с куклой, возможно затормозить его развитие. Ведь кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izgotovlenie_lozhkovyh_kukol.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Дом детского творчества»

г.о. Лотошино

Мастер-класс

«Изготовление ложковых кукол и их применение в кукольном театре для развития коммуникации»

Подготовила и провела

педагог дополнительного образования

руководитель творческого объединения

«Кукольный театр «Балаганчик»

Белова Наталья Николаевна

   Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики, конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить. Но не все осознают, что лишая ребёнка, особенно в маленьком возрасте, общения с куклой, возможно затормозить его развитие. Ведь кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка.

  Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он делает им куклу. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать.

   Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях. Так же может приписывать какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость. Ребёнок берёт куклу, говорит: «Пойдём!»,- и робко, с опаской всё же входит в тёмную комнату за какой-нибудь игрушкой. Вроде кукла смелая, но только ли она?

Игры с куклой позволяют решить следующие задачи:

  • повышение речевой активности детей
  • обогащение и активизация словаря детей
  • создание элементарных условий для театральной деятельности
  • развитие мелкой моторики с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики
  • развитие творческих способностей
  • развитие коммуникативных способностей

Ожидаемый результат:

  • формирование речевых навыков
  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

   Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной и эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается: о непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей старшей группы, и к языковой выразительности речи у детей.

  Воспитательные возможности кукол широки. Играя с ними, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно смело утверждать, что куклы являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщают его к духовным ценностям, национальной культуре.

  Куклы помогают обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку. В организации режимных моментов мне также помогает кукла, потому что опытом жизненным умудрена. Особую радость доставляют детям игры с куклой, это даёт им возможность подержать куклу, хорошенько её рассмотреть, попытаться «оживить», определить какой у неё голос, характер, походка. Речь от лица кукол содержит фольклорный материал- это потешки, прибаутки, колыбельные, игры- забавы и конечно же сказки!

Мастер-класс

Педагог: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку и, отгадав её вы поймёте, о чём сегодня у нас пойдёт речь - Сама не ем, а людей кормлю.

Ответы детей: (Ложка.)

Педагог: Сегодня я хочу вам рассказать об истории ложки. В старину «бить баклуши» – означало разбить осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. То есть делать очень несложную работу, отсюда и пошло «Бить баклуши - бездельничать, лодырничать». Хотя в наше время такая работа многим окажется не по силам. Деревянные ложки делали из баклуши, вырезая форму чаши с ручкой, называли такую ложку - баклуша.

- Какие ложки вы знаете? (Чайная, десертная, столовая и т. п.)

- Из какого материала могут быть изготовлены ложки? (Деревянные, металлические, пластмассовые.)

- Для чего ложки нужны людям? (Для еды, для музыкальных игр.)

- Как ещё используют ложки?

В старину семьи были большие. Пока матушка накрывала на стол, дети стучали ложками по столу. Стали замечать, что получается музыка, потом люди стали использовать ложки как музыкальный инструмент и даже были и есть ансамбли ложечников.

Посмотрите, какие ещё бывают ложки (показывает расписанные ложки), эти ложки используют как сувениры и музыкальный инструмент.

Педагог показывает волшебную шкатулку, в которой лежат куклы из ложек и материал для работы.

Педагог: Что это? Как вы думаете, из чего они сделаны? (Из ложек.)

Для чего нам нужны такие куклы? (Чтобы показывать театр.)

Ребята, посмотрите, как можно из простой ложки сделать куклу.

Показ педагогом,  изготовление кукол детьми.

Педагог: начнем нашу работу с изготовления туловища. Сначала мы вырезаем полукруг из альбомного листа, затем его сворачиваем конусом и склеиваем края. Верхнюю часть немного отрезаем, оставляя небольшое отверстие для ложки. Это будет туловище для кукол. Затем выбираем разные лоскутки, комбинируем их и наклеиваем на наш белый конус, т. е. "одеваем кукол".

Приступим к изготовлению волос. Наматываем на пальцы несколько витков ниток, серединку связываем и начинаем придумывать прическу. Если у вас кукла - девочка, то волосики можно не подстригать, а только расправить, чтобы было попышнее. А, если вы решили изготовить мальчика или дедушку, то нужно волосы подстричь, а из остатков сделать усы или бороду. Потом можно оформить лицо: приклеиваем глазки и ротик. Теперь, когда у нас уже подсохла одежда, вставляем ложку в туловище.

Можно сначала сделать прическу и лицо, а потом туловище одевать. Как вам будет удобнее. Вот и куколка готова! Вам понравилось мастерить кукол? Предлагаю поиграть с нашими куклами! Педагог приглашает артистов показать кукольный спектакль «Теремок». (Дети показывают спектакль).