Мастер-класс для педагогов «Основы кукловождения, как способ развития коммуникации детей»

Педагог разыгрывает небольшие пьесы и этюды в разных видах кукольного театра, формируя у детей интерес к выполнению бытовой деятельности, поясняя смысл нравственных норм (использования этикетных слов, способов разрешения конфликтных ситуаций и т.п.), приобщая детей к произведениям художественной литературы, формируя интерес к театру, наконец, формируя у детей элементарные исполнительские умения для использования их в театрализованных играх и театрализованной деятельности. Для решения перечисленных задач необходимо, чтобы кукольное представление было ярким запоминающимся зрелищем, чтобы куклы оживали в руках педагога. Однако  это сложный процесс, передать ребёнку навыки кукловождения. Рассмотрим, как можно водить кукол, чтобы их «действия» быть похожими на живые движения персонажей, а также способы вождения кукол в самом распространенном и одном из самых трудных для вождения видов театра – театра Петрушки, или перчаточных кукол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_kuklovozhdeniya.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Дом детского творчества»

г.о. Лотошино, ул.Заводская, д.13

Мастер-класс для педагогов

«Основы кукловождения, как способ развития коммуникации детей»

Подготовил

педагог дополнительного образования

Белова Наталья Николаевна

   Театрализованная деятельность все шире используется как средство обучения и развития детей коммуникации детей возраста. Педагог разыгрывает небольшие пьесы и этюды в разных видах кукольного театра, формируя у детей интерес к выполнению бытовой деятельности, поясняя смысл нравственных норм (использования этикетных слов, способов разрешения конфликтных ситуаций и т.п.), приобщая детей к произведениям художественной литературы, формируя интерес к театру, наконец, формируя у детей элементарные исполнительские умения для использования их в театрализованных играх и театрализованной деятельности. Для решения перечисленных задач необходимо, чтобы кукольное представление было ярким запоминающимся зрелищем, чтобы куклы оживали в руках педагога. Однако  это сложный процесс, передать ребёнку навыки кукловождения. Рассмотрим, как можно водить кукол, чтобы их «действия» быть похожими на живые движения персонажей, а также способы вождения кукол в самом распространенном и одном из самых трудных для вождения видов театра – театра Петрушки, или перчаточных кукол. Театр Петрушки – один из древнейших кукольных театров, названный по имени своего главного персонажа. Еще в средние века скоморохи-кукольники давали представления, в которых Петрушка высмеивал людские пороки. Эти спектакли зачастую были сатирой на власть предержащих; чтобы не подвергаться преследованиям, кукольники говорили через пищик – приспособление, до неузнаваемости изменяющее голос человека. Свое второе название этот вид кукольного театра получил потому, что кукла подобно перчатке облегает руку актера-кукольника.

    Сложный процесс одевания на руку у малыша, а еще и синхронного воспроизведения речи и движений куклы. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать следующие движения. Пусть кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. В первом случае сгибается сустав указательного пальца, во втором - сгибается только кисть руки кукловода. Затем повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками, развести их в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед. Погладить руками или рукой лицо куклы. Далее освоить: когда кукла обнимает, берет предмет, идет с ним и кладет обратно, шепчет на ухо, прижимается к вам.

    Их чувства и переживания выражаются просто. Например, чтобы показать, что зайка плачет, нужно закрывать его мордочку его же лапками, при радости - он прыгает, при испуге - дрожит, при удивлении - разводит лапки в стороны. А если это меленька сценка "Игра в прятки", где два разных героя, нужно творчество и детей, и взрослого. Бельчонок - живой, веселый, добрый и находчивый, говорит быстро и звонко, к мишке относится дружелюбно. Мишка флегматичен, неповоротлив, двигается и говорит медленно, любит поспать и мед. Он бельчонка ищет спокойно, без волнения, не суетится. Все это надо учесть при работе и с детьми, и со взрослыми.

Освоить кукловождение педагогам потребуется ряд упражнений.

1 ЭТАП.

Сначала мы учимся одевать на руку и водить куклу без ширмы.

Чтобы кукла действовала согласно тексту, необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо: она шла и садилась, поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и пр.; чтобы кукла смотрела на детей или на героя. Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не запрокидывает голову назад и не опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.

2 ЭТАП.

Далее учимся выводить куклу из-за ширмы и двигать ею.

Кукла выходит не сразу, как из-под земли, а постепенно: с начало появляется ее голова, плечи, грудь и ноги. Кукла должна все время "жить", что-то делать, двигаться и своими движениями подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и одновременно следить за куклой или даже двумя куклами на двух руках. На уровне ширмы кукла должна быть все время. Руки куклы по возможности опускать вниз. Очень важно выработать ощущение пола, т. е. кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь. Если вести её по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Передавая походку куклы, надо продвигать ее вперед ритмичными движениями. Уходя, она не проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы за второй план или постепенно опускается.

Даже посадить куклу можно двумя способами. Если у нее есть ноги, поверните ее лицом к зрителям, перекиньте ноги через ширму и немного опустите куклу. Если у нее нет ног, поставьте ее к зрителям в профиль, немного опустите и свободной рукой расправьте ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги. А взять предмет с ширмы – значит, наклонить только верхнюю часть туловища куклы, это достигается сгибанием кисти кукловода и не надо всю опускать вниз. Или лечь - с начало посадите ее, а потом положите голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут на ширму спиной к зрителям, чтобы не видели ее открытые глаза.

Каждый герой спектакля имеет интересные и характерные свои движения и все время реагирует на происходящее. Все незначительные, еле уловимые движения кукол делают ее настоящей, осмысленной, очень занятой и приковывают к себе внимание детей. Кукла без движения, застывает, она сразу становиться не интересной.

3 ЭТАП.

Добавляем к движениям - голос, один из важных моментов.

Желательно найти для каждого персонажа свой, характерный голос, свою манеру разговора. При показе спектакля текст читается в умеренном темпе, выразительно проговаривая и произнося четко слова, дайте возможность зрителям рассмотреть героя, остановитесь, не спешить со словами сделайте паузу, остановку. Выждать, когда дети посмеются, поделятся впечатлениями, поговорят с персонажами спектакля. Если понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст, ускорьте развитие сюжета или замените его более доступными словами, выражениями.

4 ЭТАП.

Учимся умению работать двумя куклами сразу в двух руках.

В театре часто приходится работать двумя куклами. С куклой на каждой руке, при этом важно говорить, двигаться по-разному, каждая имеет свое место на ширме, свою манеру. Надо стараться использовать все игровое пространство ширмы и не группировать кукол в одном месте. И если кукла говорит, значит, она слегка двигается и немного жестикулирует. Та кукла , которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящую. Каждая перемена места и переход кукол должны делаться обоснованно, с определенной целью. При перемене мест кукол меняются местами и кукловоды.

Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть никаких лишних предметов, мешающих движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять движения. Слаженность в работе с героем настанет, но не сразу.

5 ЭТАП.

Ещё важно для кукольного театра такие моменты, как первый план и второй план.

Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить действие или постепенный выход куклы.

Свет оживляет оформление и персонажей, всё становится значительно ярче и привлекательней. При этом, конечно, мы соблюдаем меру и не перегружаем оформление ширмы и костюмы мелочами и деталями, не загромождаем лишними, ненужными декорациями и вещами, которые в спектакле не нужны. Не стремимся воспроизводить точную жизненную обстановку, создавать наибольшую правдоподобность. На ширме ставим только то, что необходимо и реквизиты, и бутафории для показа. Всё должно быть просто, изящно и красиво.

Когда нужно показать - лес, ставим дерево, куст и пенек. Но обыгрываем их: на пеньке кукла может посидеть, за дерево и куст может спрятаться. По возможности оформление делаем настоящими (газета, книга, яблоко, сметана, вода).