Мастер-класс "Импровизация, как способ творческого самовыражения и индивидуального развития"

Штрапова Алена Владимировна

Все формы творческого самовыражения в воспитании достигают цели, лишь при создании условий особого творческого пространства для самореализации личности, развития его творческих возможностей с учетом предыдущего личного опыта и новых достижений, обеспечивая свободу творчеству, раскрывая фантазию и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24.09.21_master-klass_improvizatsiya.docx187.71 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества станицы Калининской

МАСТЕР-КЛАСС

«Импровизация, как способ творческого

C:\Users\User\Downloads\f9ca783fae34c28ba5f52715c468779c.jpgсамовыражения и индивидуального развития»

Подготовила: педагог-организатор

                                                      Штрапова Алена Владимировна

ст. Калининская, 24.09.2021г.

Тема: «Импровизация, как способ творческого самовыражения и индивидуального развития»

Цель: расширение кругозора участников мастер-класса и ознакомление с импровизацией в игре, как один из эффективных способов творческого самовыражения и индивидуального развития.

Задачи:

1. Создать условия для взаимодействия участников мастер-класса между собой при проведении практических заданий.

2. Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование данных импровизаций в своей практической деятельности.

3. Познакомить с видами игр-импровизаций в зависимости от направления деятельности.

Оборудование: учебный кабинет, ноутбук, колонки, реквизит (карточки, прищепки, веревка).

План мастер-класса:

1. Организационная часть

2. Основная часть. Практическая работа

- тренинги на импровизацию

- игры-импровизации

3. Подведение итогов.

Ход мастер-класса

Организационная часть

Предлагаю нам коллеги поздороваться сперва

Только вы не повторяйтесь!

Индивидуально выражайтесь!

Перед вами ровно пять - слов что можете связать!

Вы порядок так меняйте

Друг за другом не повторяйте!

Я начну и по порядку

Вы за мною продолжайте!

Добрый день скажу я вам!

Добрый день я вам скажу!

Вам скажу я добрый день!

День добрый вам скажу я!

Вам день добрый скажу я!

Я день добрый вам скажу!

Скажу вам добрый день я!

Скажу я вам день добрый!

День добрый я скажу вам!

Вот мы с вами и поприветствовали друг друга! Можно добавить в приветствие любой жест, цвет, атрибут и др.

Основная часть

Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации, которая лилась из-под рук слепого музыканта.

Импровизация, импровизировать:

1. Сочинять, создавать (художественное произведение) в момент исполнения, без предварительной подготовки. 

 2. Говорить случайно пришедшее в голову, выдумывать, фантазировать.

 3.  Устроить наскоро, без предварительных приготовлений, экспромптом.

Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество его жизни. Человеку всегда было свойственно стремление к прекрасному.   Именно освоение творчества и способов самовыражения развивает у ребенка образное мышление, способность импровизировать и широкоформатное мышление. В педагогическом плане главное в творчестве - создание ребёнком своего «Я», как нового открытия, как активного начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность.

Все формы творческого самовыражения в воспитании достигают цели, лишь при создании условий особого творческого пространства для самореализации личности, развития его творческих возможностей с учетом предыдущего личного опыта и новых достижений, обеспечивая свободу творчеству, раскрывая фантазию и воображение.

Один из способов развития творческих способностей является занятие по импровизации. В импровизации основную роль играют душевное настроение и вдохновение. Именно в игровой импровизации этот мышечный заслон лучше проходит через душевную импровизацию, т.е. сначала надо начинать искать импровизацию в душе эмоционально, а потом – в игровых моментах. Импровизация помогает раскрепощать и раскрыть творческий потенциал, творческую натуру ребёнка. Развивает образное мышление и фантазию, музыкальность, ритмичность, актёрские данные, помогает выводить на эмоциональную работу через пластику и пантомиму. Развивает ассоциативное мышление к музыкальному произведению, помогает воплощать ассоциацию в движение и интеллектуальный баланс творческой личности.

Импровизация – это радость движения и игры. Импровизация, - состояние, в котором бывает каждый. Это мироощущение, когда чувства и разум не противоречат друг другу. Это моменты полета и полного доверия к самому себе, к своим желаниям, чувствам и действиям. Кроме того, только в дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития молодых талантов, как единство и взаимодействие через импровизацию, что в обычной школе затруднено предметным разделением содержания образования и рамками учебной программы.

Практическая работа

ТРЕНИНГИ НА ИМПРОВИЗАЦИЮ

1. «Важные слова».

Слово «вдруг» вынуждает нас придумывать что-то новое, добавлять повороты сюжета, и так история становится интереснее.

Вы берёте любой текст либо по памяти начинаете рассказывать всем известную историю и добавляете слово «кстати». Совет: конечно, не обязательно каждый раз вслух проговаривать «кстати». Если вы произнесёте слово про себя, оно просто напомнит вам, что стоит добавить описательный элемент.

Запустите любой ролик, выключите звук и начинайте придумывать диалоги за персонажей. Потом можно включить звук и проверить, насколько точно вы распознали эмоции и угадали ли, о чём говорит человек на экране.

ПРИМЕР:

«Невидимая шаль, цепляясь за обнаженные ветки леса, повисает на их кончиках мелкими лоскутками тумана. Порой от солнечного проблеска она становится невероятно пестрой, нанося на себя все оттенки осенней палитры. Шаль, гонимая ветром, желает коснуться каждой сырой веточки, впитывая в себя их слезы, холодные, грустные, никем не останавливаемые от падения на мокрую землю, и такие же листья.

Сухое дерево хочет окутаться этой шалью, защищая себя от холодного ветра вперемешку с мглой. Сухое дерево молчит, оно пустое, в нем живет ветер и трепещут едва уловимые ноты осенней мелодии. Оно не мешает лесу, оно мешает только человеку, потому что уже некрасивое. А кто в старости красивый?

Деревья уходят вдаль, за ними следуют совсем маленькие, готовые упасть в горизонт, за чертой ушедшего лета. Еще зеленеющая трава, подернутая легким ранним ночным морозцем, создает для них путь, по которому человек пройти никогда не сможет, потому что он не видит этого пути».

2. «Лайфхак», который поможет с кем угодно вести непринуждённую беседу.

Тот неловкий момент, когда разговор гаснет на полуслове. В воздухе повисает неловкая пауза, а вы не знаете, как продолжить диалог. Но есть решение этой проблемы. Разговор не продлится долго, если повторять одно и то же. Без новой информации диалог похож на перевёрнутую пирамиду.

О чём бы ни шла речь, в ваших словах должно быть 30% новой информации.

3. «Имя». Свободно двигаясь по кабинету, участники приветствуют друг друга рукопожатием и четко произносят свое имя. При рукопожатии они меняются именами. В продолжение этого упражнения, встречая нового партнера, участник игры передает свое новое имя и так же получает имя взамен. Получив некоторое время спустя свое имя назад, участник выходит из игры. Для группы упражнение считается законченным, если все вернули себе свои имена и освободили площадку. Здороваться желательно не формально, а глядя в глаза партнеру и фиксируя на нем внимание. Игра усложняется, если участники, приветствуя друг друга, могут по своему выбору меняться либо именами, либо фамилиями.

Для простоты выполнения упражнения сначала рекомендуется следующий прием: в правой руке — имя, в левой — фамилия. И имя, и фамилия должны «уйти» и затем «вернуться назад». Получив назад либо имя, либо фамилию, участник закладывает правую или левую руку за спину. Получив и то, и другое, участник уходит с площадки. Упражнение считается законченным, если все участники получили назад и имена, и фамилии и покинули площадку.

4. «Детектив». Участники игры встают в плотный круг лицом друг к другу, закрывают глаза и напевают любую мелодию. Преподаватель, тихонько обходя их, дотрагивается до того участника игры, который будет «преступником». Остальные не знают об этом выборе. По знаку преподавателя участники открывают глаза и молча начинают двигаться по кабинету. «Преступник», встретившись взглядом с любым из участников игры, может «убить» его, моргнув правым глазом. Движение остальных участников упражнения по кабинету при этом продолжается. «Отравленный» смертельным ядом падает не сразу, а две-три секунды спустя. Он выбывает из игры. Остальные участники игры должны по ходу движения молча решить задачу, кто же является убийцей. От них требуется высокая степень внимания и наблюдательность. Но вот кто-то из участников определил, вычислил «преступника». Единственная возможность обезвредить убийцу — это поднять руку, остановить игру и сказать: «Я обвиняю!».

Проблема в том, что убийца может быть обезврежен, если обвинителей не менее двух. Если обвинителя никто из остальных участников не поддерживает, то игра продолжается. Если таковые нашлись, они останавливаются и поднимают правую руку со словами: «Обвиняю!».

 Важное условие: обвинители должны по команде педагога (на счет раз, два, три) одновременно показать на обвиняемого. Если обвинители показывают на разных людей, то оба они считаются убитыми и покидают игру.

5. «Газетная статья». Сидя на стуле перед группой участников упражнения, читать незнакомую статью из газеты вслух. Остальные участники по очереди задают вопросы разного характера, на которые читающий газету обязан отвечать, и затем продолжать чтение с того же места. После чтения статьи педагог просит пересказать ее содержание и затем вспомнить полученные вопросы и данные на них ответы.

6. «Удержать падающего». Участники образуют группы по пять-семь человек. Участники стоят рядом, почти касаясь друг друга телами. По команде каждый студент задумывает число от одного до десяти. После команды: «Внимание!» педагог по своему выбору называет число от 1 до 10. Тот участник, чье число названо, должен сесть на стул. Задача остальных — придержать садящегося. С развитием достаточной степени концентрации внимания и ловкости при выполнении задания выбор задумываемых цифр уменьшается: от 1 до 8, от 1 до 5 и т. д.

ИГРЫ-ИМПРОВИЗАЦИИ

1. История по слову (форма игры, внимание, партнерство).

Это и упражнение, и очень веселая импровизационная игра! Вам нужно вместе с партнером сочинить яркую, интересную и связную историю. Только в этой истории вы говорите по одному слову.

Например:

А: Вчера

Б: Мария

А: вышла

Б: из избушки.

А: Она

Б: увидела

А: большого

Б: красивого

А: медведя! и т.д.

2. «Реагируем сходу». Педагог дает серию заданий, на которые нужно среагировать сходу — импровизационно. Они следуют одно за другим: морозно, дымно, жажда, шум самолета, сытость, аллергия, звук скрипки, мокрая одежда, яркий свет, легкое опьянение, запах нашатыря, полная тишина, грязно, дождь, истома, темнота, озноб, запах духов, звук шагов, ветер, теплый душ, звон, колючий свитер, солнечная ванна, тесные ботинки, вкус миндаля, духота, ожог, липко, парная, запах цветов, жаркий костюм, большая высота, голод...

3. «Шляпа». Упражнение на двоих. Партнеры почти одновременно входят на площадку и играют любой этюд на общение. Тема не имеет значения, важно быть достоверным в создаваемых обстоятельствах. Во время этюда нужно снять шляпу с противника. Проигрывает тот, чью шляпу сняли или чья попытка — это сделать не удалась. Участникам дается только одна попытка. Шляпа должна быть с широкими полями, удобна, легко сниматься. Требуется предварительная тренировка. Шляпу нужно снимать, именно снимать — легко и изящно. Не срывать, не сбивать, не хватать — все это ведет к проигрышу. Нужно беречь глаза участников.

4. «Диалоги». Участникам даются короткие диалоги по одной реплике каждому участнику упражнения. (—Спасибо. —Не за что. —Прекратите! —Пускай. —Тебе всегда все равно!) Оправдание текста проводится только импровизационно, без предварительных репетиций. Очередность произнесения текста распределяется между участниками упражнения перед импровизацией. Очередность проверяется простым произнесением текста по очереди. Затем, по команде педагога, упражнение начинает тот, у кого первая реплика. И так далее. Варианты:

1.— Что-то хотите мне сказать? —Да хочу. —Не надо.

2.— Чем все это кончится? —Не знаю. —Успокойся.

3.— Ну, мне пора. — На твоем месте я бы не уходил.

4.—Так мы будем или нет? —Обстановка неподходящая. —Да, конечно, не стоит.

5.— Попался? —Ты тоже. —Ничего страшного.

6.— Кто-то блефует. —Который час? —Может быть. —Чаю не хотите? —Давайте разберемся. —Это я.

7.-Пора? —Еще рано. —А теперь? —Теперь пора.

5. «Неожиданное обстоятельство». Выполняем схему физических действий, определенную заранее событием. Например: «Собираюсь в гости». Надеваем рубашку, повязываем галстук, надеваем костюм, заворачиваем подарок и т. д. Схему простых физических действий на любом этапе нужно прервать неожиданностью — новым обстоятельством физического или психологического характера. Это обстоятельство может в конечном итоге изменить ход действия, поменять задачу, родить новое сценическое событие.

6. «Монолог вещи». Посмотреть вокруг и выбрать любой предмет, находящийся в комнате, от имени которого вы готовы произнести короткий монолог. Монолог можно произносить индивидуально, либо продолжая рассказ партнера. Не следует беспокоиться, если от имени одного предмета прозвучат несколько монологов.

Бонус для педагогов

Словесная импровизация

Для чего ей необходимо владеть импровизацией?

• снять паузы и зависания, когда нужно говорить, а в голову ничего не приходит;

• не заучивать дословно текст выступления, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов;

• выступать на высокой энергетике;

• легко отвечать на вопросы, в том числе провокационные;

• уменьшить страх публичных выступлений;

• легко поддерживать светскую беседу и деловые переговоры;

• быстро ориентироваться в смене ситуаций общения и мгновенно находить нужные доводы и аргументы.

Ассоциации

Суть приема заключается в том, что вы немного отступаете от непосредственной темы разговора, переключаетесь на близкую к ней тему, и некоторые время ее развиваете. Визуально это напоминает цветок ромашки: ее середина – основная тема, лепестки – ассоциации.

Вы стартуете от центральной темы, раскрываете первую ассоциацию и возвращаетесь к центральной теме, потом раскрываете вторую ассоциацию и вновь возвращаетесь к центральной теме, потом третью... Возьмите произвольную тему и подумайте, какие вопросы по ней можно задать.

1. Что это такое?

2. Когда это появилось?

3. Какие способы приготовления этого бывают?

4. Какой вид этого наиболее популярен?

5. Какие перспективы развития у этого?

6. В чем польза от этого для обычного человека?

7. Чем это можно при желании заменить?

8. Как это используют?

9. Что использовали вместо этого некоторое время назад?

10. Каким это будет через некоторое время?

11. Какие негативные побочные эффекты могут быть от этого?

12. Самый известный пример этого?

13. Какова стоимость этого на современном рынке? От каких параметров зависит стоимость?

14. Какие проблемы это позволяет решить?

15. Кто чаще всего этим пользуется?

16. Какое отношение к этому принято в обществе?

17. Как этим правильно пользоваться?

18. Из каких частей это состоит?

Задайте риторический вопрос

Предположим, вы снова не знаете, что говорить дальше. Тогда естественным и красивым ходом будет задать аудитории (собеседнику) риторический вопрос.

И пока вы задаете вопрос, пока держите паузу после вопроса, пока слышите односложные, короткие ответы от слушателей – у вас более чем достаточно времени, чтобы решить, о чем же говорить дальше.

Импровизация по маршруту

Очень часто случается так, что развиваемая в данный момент тема общения не слишком вас устраивает.

Например, вы пришли на встречу, где идет разговор, абсолютно вам не интересный. Вы хотите перевести разговор на другую, более занимательную тему. Если у вас есть навык импровизации по маршруту, то вы сделаете это легко и незаметно. Переход по последнему слову или основа на трех «китах».

Вывод: импровизация – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детских объединениях, как в ходе учебных занятий, так и при проведении мероприятий. Навык импровизации развивается только на практике. Тренируйтесь, не бойтесь выступать перед публикой и прокачивайте ораторское мастерство. Успехов!

Список литературы

1. https://lifehacker.ru/kak-nauchitsya-improvizirovat/

2.https://ocdo.tomsk.gov.ru/uploads/ckfinder/372/userfiles/files/1_53_%20Разв_%20тв_%20потенциала%20посредством%20%20импровизацииАбрамова%20А_В_%20МАОУ%20ДДТ%20У%20Белого%20озера%20г_Томск.pdf

3.https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-improvizacija-kak-sredstvo-razvitija-muzykalno-tvorcheskih-sposobnostei-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

4.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/06/19/improvizatsiya-kak-sposob-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-detey-v

5. https://konspekteka.ru/razvitie-tvorcheskoj-improvizatsii-u-detej-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta/

6. https://urok.1sept.ru/articles/645297