Методическая разработка занятия в театральной студии «Вопросы толерантности в театральной постановке «Малыш и Карлсон» и сказке «Мудрецы и слон».

Нечаева Анна Евгеньевна

Методическая разработка содержит сценарий занятия «Вопросы толерантности в театральной постановке «Малыш и Карлсон» и сказке «Мудрецы и слон»., презентацию к нему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий к занятию512.27 КБ
PDF icon Презентация к занятию1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеурочного занятия: «Вопросы толерантности в театральной постановке «Малыш и Карлсон» и сказке «Мудрецы и слон».

Педагог дополнительного образования Нечаева Анна Евгеньевна, ГБОУ СОШ №134

Цель:

- сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

развитие способности к познанию себя и других людей.

Задачи: 

развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;

формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.

  1. Приветствие учителя и учеников.

Участники разбиваются на 4 команды по 6 человек. Командам предлагается придумать название и выбрать командира, о чем делаются записи в паспорте команды (~3 мин.).

  1. Вводное слово.

Сегодня мы поговорим о толерантности.

16 ноября - международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

ОДА ТОЛЕРАНТНОСТИ

Автор: Е. Андрианова

Очнитесь, люди! Мы же все равны!

Душа ведь не имеет цвета кожи.

Мы – граждане одной большой страны.

Земля ей имя. Нет ее дороже.

Но черной полосою пролегло

Неравенство меж общею судьбою,

Единства солнце так давно зашло,

И друг на друга мы идем войною.

Мы старикам руки не подадим

И слабого унизить только рады,

Из нас ведь каждый кем-то нелюбим

За добрые дела мы ждем награды.

Проснитесь, люди! Затянулся сон.

Не поздно ведь, пока планета дышит.

Сердца пусть наши бьются в унисон,

Давайте свет дарить всем, кто не слышит!

Терпимы будьте к тем, кто не такой,

Позвольте им хоть чем-то отличаться

На предрассудки все махнув рукой,

Учитесь вы различий не бояться.

Вы станьте толерантнее, добрей,

Без злобы и вражды на мир смотрите,

Носите гордо звание людей,

Его своею жизнью заслужите!

  1. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ? (ответы учеников) (~3 мин.)

Вы правы. Все предложенные характеристики относятся к понятию толерантность.

Многие из вас догадываются, а многие знают точно, что слово толерантность пришло к нам из другого языка.

От латинского tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий.

В ПЕРЕВОДЕ С

  • русского – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием кого-либо, чего-либо),
  • испанского означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения,
  • французского – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам,
  • английского – готовность быть терпимым, снисходительным,
  • китайского – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным,
  • арабского – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

В 1995 году международная организация ЮНЕСКО в декларации принципов толерантности закрепляет на законодательном уровне следующее определение:

Толерантность – это «… ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

  1. В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, ... . 

В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость... .

Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность - не растворимый кофе, поэтому каждый человек, выбравший этот путь, начнет с себя.

СРЕДИ ВАШИХ ЗНАКОМЫХ ТОЛЬКО ТОЛЕРАНТНЫЕ ЛИЧНОСТИ?

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, КАК НАЗЫВАЮТ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ СЛЕДУЮТ КОНЦЕПЦИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ?

ОТВЕТЫ: НЕТОЛЕРАНТНЫЕ, ИНТОЛЕРАНТНЫЕ.

КОГО МЫ БУДЕМ СЧИТАТЬ ИНТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (3 мин.)

  1. Подведем итог всему вышесказанному.

Прошу командиров команд делегировать по два участника для получения задания к упражнению «Расшифруй цитаты и пословицы о толерантности» (звучит музыка, раздаются цитаты). Участникам через 3 минуты предстоит показать жестами, объяснить   без слов «толерантный» смысл полученных цитат.

Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой (Э.Берк)

Что ни случись, мы терпением и волею все превозможем (Вергилий)

Горсть терпения стоит больше, чем мешок мозгов (Датская пословица)

Настоящий признак, по которому можно узнать настоящего мудреца - терпение    ( Г. Ибсен)

Остальных членов команд приглашаю к конкурсу «Мы знаем толерантности черты…»

Прошу командиров команд взять лист №1 и конверт №1. В каждом конверте вы найдете 15 отличительных черт личностей. Ваша задача в течение 3 минут разделить черты толерантной и интолерантной личности и наклеить их в соответствующие столбцы таблицы на листе №1. ВНИМАНИЕ. НАЧАЛИ. (~3 мин.)

По истечении времени слушаем выступление участников упражнения «Цитаты о толерантности» и подводим итоги участия команд в упражнении «Мы знаем толерантности черты…».

Выставляются оценки – баллы приклеиваются по каждому отдельному упражнению к паспортам команд.

  1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ ОЧЕНЬ МНОГОГРАННА. Толерантность можно подразделить на виды:

- этнотолерантность;

- религиозная толерантность;

- социальная толерантность;

- возрастная толерантность и прочее.

Действительно, толерантность можно сравнить со слоеным пирогом, как на представленном слайде.

Прошу командиров команд выбрать по 2 вида толерантности (на листочках, случайный выбор) для подготовки примеров по каждому из них. (Например, в чем проявляется  гендерная толерантность и интолерантность…..) 3 мин.

Участники приводят свои примеры..

Следующее упражнение «ГРАНИ ТОЛЕРАНТНОСТИ» состоит в том, чтобы вы на листе 2 определили, к какому виду толерантности относится предлагаемая ситуация и приклеили соответствующий вид толерантности из конверта 2 в правом столбце. Начнем все вместе, далее вы продолжите сами. (Переключаются слайды и определяются виды).

  1. Вот и наступило время ответить на главный вопрос нашей встречи. «ЕСТЬ ЛИ ГРАНИЦЫ У ТОЛЕРАНТНОСТИ И КАКИЕ ОНИ?»

К дискуссии приглашаются все участники. (~8 мин).

А) К просмотру предлагаются два видеофрагмена из театральной постановки «Малыш и Карлсон» и все участники также приглашаются к дискуссии.

Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий.

У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.

– Какая это сторона?

– Какие её формы проявления вы знаете? (Предрассудки, войны, конфликты).

Б) Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка?

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (ответы учащихся)

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

– Были ли мудрецы действительно мудрыми? (У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии)

– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?

Перепишите конец сказки.

У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.

В завершение внеурочного занятия участникам предлагается установить «границы толерантности» на карте ситуаций.

  1. Рефлексия.

Что понравилось? Что было новым? Как связан наш разговор о толерантности и способах разрешения конфликтов? Будете ли вы применять полученные знания в собственной жизни?

Награждение команд.

  1. Напутственное слово командам.

ГРАНИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

ВОЗРАСТНАЯ

ГЕНДЕРНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СОЦИАЛЬНАЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ

РЕЛИГИОЗНАЯ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ

Ситуация

Вид толерантности

  1. Приют для бомжей

  1. Прием беженцев из Саудовской Аравии и других стран в Европе

  1. Отношение к работникам города и села

  1. Отношение
    к людям
    разных национальностей

  1. Отношение к сверстникам
    с разными образовательными интересами

  1. Отношение к инвалидам

  1. Отношение к старикам и детям

  1. Отношение к христианам, мусульманам, католикам, буддистам


ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

ВОЗРАСТНАЯ

ВОЗРАСТНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СОЦИАЛЬНАЯ

СОЦИАЛЬНАЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ

РЕЛИГИОЗНАЯ

РЕЛИГИОЗНАЯ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

ВОЗРАСТНАЯ

ВОЗРАСТНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СОЦИАЛЬНАЯ

СОЦИАЛЬНАЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ

РЕЛИГИОЗНАЯ

РЕЛИГИОЗНАЯ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ


ДНЕВНИК КОМАНДЫ

___________________________________________

КОМАНДИР КОМАНДЫ

__________________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ

КОНКУРС

БАЛЛЫ

ИТОГ

Мы знаем толерантности черты…

Расшифруй цитаты и пословицы о толерантности (пантомима)

Расшифруй цитаты и пословицы о толерантности (отгадывание)

Грани толерантности

Дискуссия «Границы толерантности»

ВСЕГО

Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой (Э.Берк)

Что ни случись, мы терпением и волею все превозможем (Вергилий)

Горсть терпения стоит больше, чем мешок мозгов (Датская пословица)

Настоящий признак, по которому можно узнать настоящего мудреца - терпение    ( Г. Ибсен)


ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ

ИНТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ

                                                       

 

     

 


                                                       

 

     

 

                             

                         

       


Предварительный просмотр: