Развитие коммуникации по принципу сотрудничества

Кашина Софья Игоревна

Как в условиях безоценочности создать эффективное поле для развития творческих способностей и высокой мотивации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков сотрудничества, коммуникации в детском театральном коллективе

Старший педагог

дополнительного образования

МОУ ДО Дворец творчества

детей и молодежи

г.Комсомольск-на-Амуре                                Кашина Софья Игоревна

Основные принципы театральной педагогики, как одной из самых творческих по своей природе, направлены на  раскрытие  и формирование творческой, гармоничной личности ученика. Театральный педагог стремится сконструировать систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать доступные условия для эмоционального проявления, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы, в которой каждый участник воспринимается таким, какой он есть.  Театральная студия способна  выявлять и подчеркивать индивидуальность, неповторимость и единственность человеческой личности, причем независимо от того, где эта личность находиться на сценической площадке или же в зрительном зале.  Различные театральные методики, приемы, каждодневные тренинги, упражнения, погружения для создания образа  помогают учащимся познавать себя, понимать других и отвечать на важные вопросы  «Кто мы?», «Что делаем?», «Что нами движет, когда мы так или иначе поступаем в различных ситуациях», «Зачем и для чего живем на Земле?»  

Для создания доверительной атмосферы в коллективе, способствующей развитию гармоничной творческой личности, необходимо выстроить коммуникацию  по принципу сотрудничества, а не конкуренции. Для этого потребуется:

  • избежать соревновательного принципа,
  •  убрать  оценивание,
  • направить учащихся на размышления о том, что все люди очень разные.

Разность и непохожесть друг на друга и формирует в коммуникации принцип взаимопомощи, взаимообогащения.

Подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив — творческий ансамбль. Без объединенного, идейно сплоченного, увлеченного общими творческими задачами коллектива не может быть полноценного спектакля.

Создание в детском театре  коллектива, в котором каждый сможет проявлять свою индивидуальность, не угнетая других  и коммуницировать по принципу сотрудничества, происходит ежедневно на протяжении всего периода обучения ребёнка,  проявляется  во всем: в тренингах, в культуре общения педагога, в специальных упражнениях, в различных методиках, в погружениях, беседах.

        Очень эффективным  и часто используемым способом при формировании атмосферы сотрудничества, является совместная беседа-практикум  на тему: «Мы разные».

        Детям предлагается поразмышлять и поделиться тем качеством, которое они бы хотели в себе изменить. Назовем это первым кругом откровения, поскольку подобные беседы, мы всегда проводим сидя в кругу. Говоря о своих недостатках всему коллективу, дети уже демонстрируют своё доверие к нему.

        Следующим этапом, а точнее вторым, этого практикума будет вопрос: «А  как мне мешает тот недостаток, который я озвучил на первом круге». Так выясняется, что кто-то маленького роста и ему тяжело доставать шапку с верхней полки, а у кого то плохое зрение и со второй парты  он уже ничего не видит. Дети понимают, запуская собственный процесс рефлексии, что в них есть особенности, которые вызывают определённые сложности.

        На заключительном круге мы задаём вопрос: «А кто мне может помочь, и как?». Оказывается, что из-за своего маленького роста, ребёнок может обратиться за помощью к другому  высокому ребёнку. Благодаря своему плохому зрению, у учащегося  есть друг, который всегда подсказывает, что написано на доске.

Проводя данный практикум, запускается механизм осознания того, что мы действительно  разные, из чего и рождается необходимость в коммуникации. Дети понимают в процессе данной беседы, что быть вместе, помогать друг другу, быть нужными друг другу-это интересно.

Коммуникация по принципу сотрудничества возможна в случае, когда учащиеся не боятся высказывать свое мнение, уверены, что они будут поняты и приняты в коллективе. Детская театральная студия,  является благоприятным местом для развития такой коммуникации.