Методические рекомендации для педагогов УДОД "Педагогический артистизм и его роль в формировании профессиональной культуры педагога "

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности педагога усилили потребность в формировании его творческой индивидуальности; реализации творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения молодого поколения к богатствам национальной и мировой культуры. Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, педагогическим артистизмом, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации.

Педагогический артистизм является воплощением эмоционально-образного начала образовательного процесса, дает ему возможность оставаться живым, а не становиться сухим, черствым. Благодаря артистизму деятельность педагога поднимается до уровня искусства. При помощи этого качества учитель имеет возможность влиять не только на умы, но и чувства учащихся, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Проблема  педагогического артистизма и его роли в формировании профессиональной культуры будущего педагога недостаточно разработана в педагогике, психологии и методике. Разработкой этой проблемы занимались такие исследователи, как Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатова, Н.Н. Демьянко, В.И. Загвязинский, В.П. Кузовлев, А.С. Макаренко, Е.И. Пассов и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_artistizm_posobie.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

__________________________________________________________________

Детская школа культуры

Народный театр-студия «К нам!»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  АРТИСТИЗМ  

И  ЕГО  РОЛЬ В  ФОРМИРОВАНИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

Методические рекомендации

для  педагогов УДОД

Автор-составитель: Муралис Л.И.

г. Благовещенск -2012

Автор: Л.И. Муралис, преподаватель предметно-цикловой комиссии театрально-режиссерских дисциплин ГБОУ СПО АО «Амурский областной колледж искусств и культуры»

Педагогический артистизм и его роль в формировании профессиональной культуры педагога. Методические рекомендации  для педагогов УДОД / ГБОУ СПО АО «Амурский областной колледж искусств и культуры» – Благовещенск, 2012. – с. 33.

Рекомендовано Методическим Советом  ГБОУ СПО АО «АОКИК»

Протокол №___________от _______2013г.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  АРТИСТИЗМ  

И  ЕГО  РОЛЬ В  ФОРМИРОВАНИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

  1. Введение

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности педагога усилили потребность в формировании его творческой индивидуальности; реализации творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения молодого поколения к богатствам национальной и мировой культуры. Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, педагогическим артистизмом, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации.

Педагогический артистизм является воплощением эмоционально-образного начала образовательного процесса, дает ему возможность оставаться живым, а не становиться сухим, черствым. Благодаря артистизму деятельность педагога поднимается до уровня искусства. При помощи этого качества учитель имеет возможность влиять не только на умы, но и чувства учащихся, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Проблема  педагогического артистизма и его роли в формировании профессиональной культуры будущего педагога недостаточно разработана в педагогике, психологии и методике. Разработкой этой проблемы занимались такие исследователи, как Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатова, Н.Н. Демьянко, В.И. Загвязинский, В.П. Кузовлев, А.С. Макаренко, Е.И. Пассов и др.

  1. Понятие «педагогический артистизм»

Определение понятия педагогический артистизм весьма неоднозначно.

Так, В.И. Загвязинский считал, что артистизм – это особый, эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества учителя и ученика, ориентированный на понимание и диалог друг с другом; изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся "здесь и сейчас". Это способность мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, преподаваемыми ученикам на уроке, жить искренне. Это богатство личностных проявлений, игра воображения, изящество, одухотворенность.

О.С. Булатова дополняет определение: артистизм – не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, это красота и богатство внутреннего мира педагога, умение решать задачи, проектировать будущее, представляя его в образах, гармонически сочетая логическое и эстетическое. 

Артистизму нельзя научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в книгах. Можно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией и интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, само презентацией, открытостью.

Ученики, воспринимая и копируя учителя, "заражаясь" его способностями и умениями, сами выйдут на более высокий уровень коммуникативных умений, необходимых для успешной социализации и интеграции в общество.

В исследованиях Булатовой О.С. педагогический артистизм выделен как компонент творческой индивидуальности учителя. Педагогический артистизм трактуется как способность целесообразного гармоничного взаимодействия педагога с учениками. При этом учитель принимает на себя разные роли: наставника, друга, партнера, советчика, слушателя, собеседника…

Михеева Е.Г. в своих работах пишет, что артистизм учителя есть ни что иное, как системное личностное образование, которое продолжается все время, пока педагог работает с детьми. Артистизм, по ее мнению, это самовыражение, основанное на наблюдениях, ассоциациях, эмоциях. Оставаясь самим собой с помощью вербальных и невербальных средств общения, педагог перевоплощается и тем самым привлекает внимание, вызывает постоянный интерес у своих учеников.

Обладая чувством ритма, пространства и времени, хорошо поставленной речью, выразительной интонацией, мимикой и жестами, а, главное, способностью проживать ситуацию здесь и сейчас, педагог достигает своего педагогического замысла. При этом великую роль играет толерантность педагога, внешняя привлекательность, обаяние, умение улыбаться, со вкусом одеваться.

«Внешние движения в творческой манере педагога сопрягаются с глубинным оттенком мысли, переживаний» пишет Т.Э.Тютюнникова .

«Чем чище, упорядоченье и красивее движение, тем лучше деятельность мозга» отмечает Э.Жак-Далькроз, французский педагог-музыкант.

Крупнейший психолог Б.Теплов подчеркивал, что «музыка ….может в высокой степени углубить имеющиеся знания, дав им новое качество, сделав знаниями эмоционально насыщенными. Музыка есть эмоциональное познание»

Из этих высказываний следует, что если мы будем воспитывать у будущих учителей пластичность движений, выразительность речи, умение общаться с аудиторией, развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности, артистичность, то тем самым мы будем развивать у них и умение мыслить, быть педагогом совершенным и востребованным.

Педагогический артистизм – это феномен, функционирующий в той или иной степени активности на всех стадиях педагогического творчества. Это сложный сплав духовных и физических качеств, способствующих установлению контакта с обучаемыми, получению доверия от них и осуществление на этой основе педагогической деятельности.

Артистизм (учительский) – способность к органическому существованию в условиях педагогического процесса, внутреннее изящество, стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации, умение выстраивать своё поведение в тех ситуациях, когда оказание педагогического воздействия одним только естественным чувством, лишённым педагогической заданности и воздействующей сверхзадачи, не приводит к желаемому результату и необходимо сознательно созданное поведение в соответствии с ситуацией.

  1. Составляющие педагогического артистизма

Остановимся на некоторых составляющих педагогического артистизма.

А.С. Макаренко, Ю.П. Азаров, Н.В. Кузькина, Ю.Л. Львова и другие исследователи указывали на сходство актёрских и педагогических способностей.

Об этом же говорил К.С. Станиславский, который выделил основные элементы, необходимые как для творчества актёра, так и для репродуктивного творчества учителя:

развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительная мимика, обаяние.

 Кроме того, представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель – возбудить мысли и чувства аудитории. Та и другая деятельность включает процесс обучения и воспитания, что требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры. Тот и другой труд подвижен, изменчив и представляет собой яркое искусство самовыражения.

Деятельность учителя можно сравнить с деятельностью актера и режиссера. Они имеют ряд общих и отличительных черт.
    Общие черты:
    1. Содержательный признак - коммуникативность, т.к. общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей (в данном случае - педагога и учащегося).
    2. Целевой признак - воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.
    3. Инструментальный признак - личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.

 4. Процессуальные характеристики: творчество осуществляется публично, регламентировано во времени, результат творчества динамичен; наблюдается общность переживаний актёра и зрителя, актёра и режиссера, педагога и ученика; творчество носит коллективный характер.
    5. Структурный признак - анализ материала, определение проблем, противоречий; рождение замысла разрешающего противоречия; воплощение, анализ результата, корректировка. При этом работа над уроком и ролью происходит в трёх периодах:
    - репетиционный - у актера, доурочный - у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ: образ героя - у актера; образ урока - у учителя;
    - технический период, когда разумно, расчетливо вверяется материал и подчиняется собственному творческому закону деятеля. Закрепляется, "обкатывается" на репетициях роль актера; у учителя - "репетируется" урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план;
    - период воплощения творческого замысла. Работа актёра на спектакле, учителя - в классе.
    6. Концептуальные признаки: наличие элементов работы, неподдающихся автоматизации; осуществление социальной функции воспитателя; присутствие интуиции, чутья, вдохновения; специфические профессиональные эмоции; необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и "над предметом").

По своим основным характеристикам актёрская и педагогическая деятельности совпадают, однако, в последней сотворчество, взаимодействие с аудиторией играет большую роль, нежели в театральном искусстве.

О.С. Булатова систематизировала различия между актерской и педагогической деятельностью, называя, в частности, отличия в предмете представления (показывается не перевоплощение в другую личность, а личность учителя и отношение к ситуации, диктуемое ролевой позицией педагога); в границах сферы деятельности (не в ином поле бытия, а в границах реального существования); в специфике общения (тяготеет к диалогу у актера и монологу у учителя); в продолжительности деятельности (у учителя дольше, чем у актера); в возможностях импровизации (у учителя границы творчества шире, импровизация не только допустима, но необходима); в разнообразии программы деятельности (у учителя в один день она может быть разной в рамках разных ролей) и т.д.
    Проанализировав работы вышеназванных исследователей, мы пришли к выводу, что деятельность педагога и актера близки, но не тождественны. В холе нашего исследования нас, в частности, заинтересовал такой аспект педагогического артистизма, как его влияние на развитие коммуникативных умений учащихся. Коммуникативные умения - это умения осуществлять связь, в ходе которой происходит обмен информацией. (Е.И. Пассов). Каким образом осуществляется эта связь? Мы полагаем, что большую роль здесь играет педагогическое влияние. Оно имеет 4 разновидности: убеждение; внушение; заражение; подражание.
    По нашему мнению, именно последние 2 способа педагогического влияния - заражение и подражание - наиболее характерны для педагогического артистизма. Заражение чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Заражение носит спонтанный характер. Подражание - следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких- либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным, в зависимости от возраста.
    Таким образом, можно сделать вывод, что учитель должен сам овладеть и активно применять на практике приемы педагогического артистизма и в совершенстве владеть коммуникативными умениями, а ученики, воспринимая, копируя и "заражаясь" этими способностями и умениями учителя, сами выйдут на более высокий уровень коммуникативных умений.

  1. Педагогическое перевоплощение

Ш.А. Амонашвили сравнение профессий педагога и актёра привело к мысли-заповеди "Дари себя детям!": "Разумеется, педагог должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль. На сцене артист забывает обо всем, кроме жизни своего героя, в которого он перевоплощается и делает это так искусно, что зритель воспринимает происходящее как действительное. Настоящий артист заставляет зрителей забыть, кто он есть на самом деле, и поэтому спектакль превращается для них в окно в жизнь. Артист на сцене принадлежит не себе, а своему герою... Профессия учителя в этом смысле более сложная. Он тоже принадлежит, но не тем людям, которые для него имеют общее имя "зритель", а детям, которые для него обозначены конкретными характерами" (2).

Таким образом, педагогическое перевоплощение осуществляется во внутреннем плане: учитель давно известный учебный материал представляет как бы впервые и заражает учеников этим впечатлением новизны и неожиданности; перевоплощается в ученика, вместе с ним проходит путь от незнания к знанию и делает это так достоверно, что ребенок активно включается в совместную деятельность.

Артистизм педагога проявляется в том, что он занимает позицию ученика, смотрит на мир его глазами и возвышает его до освоенных им мыслей, чувств, отношений, оценок. Перевоплощение в литературного героя особенно сближает учителя с артистом. Соавтор многих уроков Е.Н. Ильина театровед С.В. Мертенс пишет: "Одну и ту же тему можно давать с разноаспектными формулировками. Её можно давать и в разных внутренних состояниях, соответствующих разным героям. Скажем, о женщинах в "Войне и мире" говорить, "перевоплотившись" в Наташу, Марью, Элен... А это значит - новые ракурсы, интонации, другие смыслы в итоге"

. Кроме того, С.В. Мертенс когда-то не согласилась с мыслью Е.Н. Ильина о том, что артистизм – это "не галстуки, причёски и тона губной помады менять, а особое интеллектуальное состояние, воздействующее магически" (там же). Она утверждает (и мы думаем так же), что менять все-таки надо. Если точно выбраны костюм, прическа, украшения, легче войти в то состояние, с которым хочется прийти в класс. Это первый, внешний шаг к артистизму. Но если не идти дальше, не стоит делать и его!

Ещё одна немаловажная составляющая педагогического мастерства – это Слово Учителя. Оно должно не просто влиять на ученика, организуя его целесообразное поведение, но и изменять это поведение в зависимости от различных социальных ситуаций. Речь педагога должна не только включать учеников в живой процесс сознательного творческого освоения знаний, но и вызывать ответное сопереживание. Наиболее важным в этом процессе является не столько сам акт передачи информации, сколько её оценка слушателями, то есть степень воздействия речевого высказывания учителя. Не только то, что он говорит, но и то, как говорит и что при этом делает, и что делают ученики – именно такой акцент должен учитываться при составлении режиссёрской партитуры урока. Лев Кассиль в рассказе "У классной доски" описывает учительницу Ксению Карташову, у которой во время объяснения "руки поют": "Движения у неё были мягкие, неторопливые, округлые и, когда она объясняла урок в классе, ребята следили за мановением руки учительницы, и рука пела, рука объясняла всё, что оставалось непонятным в словах. Ксении Андреевне не приходилось повышать голос на учеников, ей не надо было прикрикивать. Зашумят в классе, она подымет свою лёгкую руку, поведёт ею – и весь класс словно прислушается, сразу становится тихо".

Современные реалии постоянно заставляют педагога вступать в соперничество с другими источниками информации, которые быстро распространяются и становятся всё более доступными ученикам. Его конкурентоспособность в этой борьбе в немалой степени зависит от того, сможет ли он увлечь ребенка, приблизить проблемы и задачи своей науки к миру его интересов, верно определить содержание и атмосферу общения, подходы к организации педагогической деятельности; станет ли для ребят общение с педагогом ярким, многоцветным, зовущим к творчеству и саморазвитию.

  1. Преимущество театральной педагогики для учителя

Что может дать будущему учителю подробное знакомство с теми категориями оценки действительности и поведения людей, о которых идет речь в театральной педагогике?

Стремление учитывать их в собственном поведении и в различных видах деятельности даст студенту-будущему учителю возможность:

- развить эстетическое начало личности, образное мышление, эстетическую память;

- осознать себя не только как «инструмент» передачи информации и взаимодействия с учащимися, но и прежде всего как человека, передающего духовные ценности;

- рассмотреть школьную практику в категориях, указывающих на особенности поведения (дружественность – враждебность, наступление – оборона, сила – слабость и др.);

- совершенствовать умение «читать» поведение ученика, «расшифровывать» его намерения и переживания, различать признаки рабочей (нерабочей) атмосферы в классе (аудитории) по звуковым «анализаторам», мимике и пантомимике обучаемых, по изменению ритма речевого взаимодействия; делать представление учителя о поведении учащихся и своем собственном более конкретным, точным, подробным;

- овладеть начальными приемами педагогической техники и основами педагогического мастерства для решения важнейших педагогических задач;

- постепенно переходить к педагогически целесообразным действиям и поведению, творческому рабочему самочувствию, эстетическому внешнему виду.

Вышеизложенное показывает, что искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или свести его к сумме правил. Его важнейшая предпосылка – способность уважать и ценить другого человека, чужое мнение, чуткость и душевная открытость человека, готовность понять и принять нечто новое и непривычное. Если будущий учитель не обладает духовной культурой, его не спасет никакая техника, т.е. эмоции нельзя сыграть, их нужно пережить. Учитель не может творить путем усвоения технических приемов. Он не может быть артистичным благодаря знанию того, как это сделать, потому что это органический процесс. У педагогического артистизма должна быть внутренняя основа в виде духовного богатства человека, понимающего глубинное назначение своей профессии, ее высший смысл, свою миссию в этом.

  1. Ученики о педагогическом артистизме

Е. Русская отмечает: "Взрослые, педагоги и родители часто

теряют авторитет не потому, что им нечего сказать, а потому, что их неинтересно слушать. Если нас сегодня спросят: "Какой предмет был самый любимый в школе?", что бы мы ни назвали, у ответов будет одно сходство: этот предмет стал любимым потому, что нравился преподаватель" . Опросы, интервью и наблюдения подтверждают вывод Е. Русской о корреляции между выбором любимого предмета и отношением к учителю.

В психолого-педагогической науке подчёркивается необходимость критического осмысления сложившейся практики подготовки педагогических кадров и проработки концепции современного педагогического образования, которые должны строиться с учётом новейших требований к образованию, чтобы быть школой развития системы обучения и личности будущего педагога. Появился ряд работ, авторы которых (В.А. Сластёнин, Ю.В. Сенько, О.А. Абдуллина, A.К. Маркова, А.И. Мищенко, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, B.А. Болотов и др.) анализируют состояние отечественной системы высшего педагогического образования. При всех различиях в подходах исследователи достаточно единодушны в определении его сущности: вузы ориентированы на подготовку предметника-"мыслителя", транслятора основ научных знаний. "Педагогика в соответствии с канонами Нового времени развивалась и продолжает развиваться сегодня как исключительно рациональная система объективных знаний, из которых исключены субъективные, личностные моменты". А ведь в основе истинного образования всегда лежат личностные отношения между людьми. В образовании важно побуждение к обретению их, трепетное отношение к сложности субъективного мира человека, который всегда выбивается из всех упорядоченных схем. Эту задачу вряд ли сможет решить учитель, в арсенале которого владение только содержанием предмета и педагогическими технологиями.  

На факультете коррекционной педагогики и специальной психологии Педагогического института СГУ среди пятикурсников, то есть людей, фактически готовых к профессиональной деятельности, нами было проведено исследование с целью определения уровня сформированности качеств личности учителя, лежащих в основе педагогического артистизма. Использовались следующие диагностические методики: анкета для изучения особенностей восприятия педагогического артистизма, тест «Есть ли у вас артистические наклонности?» и опрос для оценки степени артистичности педагога.

В результате анализа полученных ответов выяснилось, что завтрашние выпускники затрудняются дать определение такому понятию, как педагогический артистизм. Приведём несколько ответов.

Студенты считают, что педагогический артистизм – это:

–  когда учитель может изобразить всё наглядно, включает чувство юмора;

–  умение интересно преподать учебный материал;

–  способность человека соотносить знания с весельем;

–  когда учитель придумывает интересные задания;

–  когда учитель живёт жизнью учеников;

–  совокупность артистических качеств учителя;

–  умение в любом месте, в любой ситуации что-то объяснить, рассказать;

–  проявление инициативы и творческого подхода к деятельности  и т.д.

Очевидно, что лишь некоторые ответы содержат часть истины.

Почти все студенты считают, что артистизм дан человеку от природы, но его можно и нужно развивать. Большинство из них отметили, что учитель должен быть артистичным. Оценивая свои собственные артистические наклонности, практически  все показали, что они, скорее, рационалисты и в большинстве случаев сочетают «приятное с полезным». На вопрос «Можете ли назвать себя артистичным человеком?» все ответили утвердительно, т.е. выразили уверенность, что, когда это качество им будет необходимо, они обязательно его у себя найдут. Хочется отметить, что здесь наши выпускники скорее переоценивают себя, т.к. на педагогической практике нередко обнаруживается, что не у всех и не всегда уроки получаются интересными, не всегда получается держать себя как Учитель, быть для детей примером!

На вопрос «Надо ли в вузах учить студентов – будущих педагогов – артистизму?» многие ответили «Да», но были и такие, которые считают, что достаточно хорошо знать свой предмет и владеть методикой преподавания.

На наш взгляд, учить педагогическому артистизму и развивать его просто необходимо! И не в рамках кружковой работы с добровольным участием студентов, а вводить как обязательный предмет, потому как многие студенты иногда и не подразумевают у себя наличие таких способностей, а вузовская система образования и вовсе их притупляет. Бывает, что на практике студент раскрывает себя так, как никто и не ожидал, и, наоборот, отличник-активист теряется в классе, владея при этом и знанием предмета, и методикой преподавания. Нам кажется, что студенты посещали бы занятия по артистизму с огромным удовольствием. Отчасти мы согласны с тем, что артистизм в какой-то степени – это дар. Но, во-первых, мы все от рождения чем-то одарены, а во-вторых, всё-таки в педагогический вуз чаще приходят не случайные люди (хотя и такие бывают), а уже с какими-то задатками педагогического артистизма, по крайней мере, с желанием их как-то реализовать.

  1. Заключение

Этап самоопределения, формирования профессионально-педагогической направленности, системы знаний, умений и навыков, способствующих решению педагогических задач, – самое благоприятное время для того, чтобы пробудить свои, возможно, дремлющие задатки. Овладение профессией учителя и развитие творческой индивидуальности должно предполагать воспитание ряда личностных качеств, которые, в свою очередь, становятся профессиональными. Среди них характеристики, лежащие в основе педагогического артистизма: эмоциональность, интуиция, эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации и др. Можно сказать, что артистичный учитель реализует неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, которые становятся профессиональными качествами.

На наш взгляд, именно обучение студентов элементам театральной педагогики могло бы сыграть важную роль в процессе становления их как творческих личностей. Это позволило бы развивать у будущих учителей  способность владеть "рычагами" вдохновении и умение воздействовать на аудиторию, поддерживать у неё устойчивый интерес; активизировать способность выявлять и демонстрировать свои личностные и мировоззренческие установки; стимулировать развитие чувственной сферы и способность сочетать логическое и эмоциональное в своём внутреннем мире и действиях; облегчить передачу чужого опыта. Результатом такого обучения могло бы стать формирование у учеников мотивационно-ценностного отношения к содержанию образования. Известно также, что эмоциональное восприятие материала не только способствует сохранению устойчивого внимания и интереса, углублению мотивов учебного познания, ответному желанию раскрыться, возникновению чувства раскованности, свободы, расположенности к собеседнику, исчезновению нервозности в ожидании вызова к доске. Присутствие в "лаборатории", где протекает процесс творчества, и непосредственное участие в нём формируют способность переводить знания в личностный смысл. Всё это особенно важно и необходимо для детей с отклонениями в развитии.

Сегодня уже накоплен некоторый опыт использования театрального искусства в общепедагогической подготовке учителя: ещё в 20-е годы XX в. В России создавались студии по педагогическому мастерству,  в драматических студиях педагогических курсов была разработана целая программа обучения педагогическому мастерству на основе элементов театрального искусства.  

Изучение элементов театральной педагогики, особый взгляд на них, с точки зрения школьной и вузовской педагогики, является одним из эффективных путей развития педагогического творчества. Применяемые при этом формы деятельности позволяют понять сущность воспитательного взаимодействия, создать условия для формирования важнейшей позиции студента  – учитель", основанной на самоанализе, самоконтроле, авто-коррекции, саморазвитии. Учитель, умеющий занять позицию "над" своей профессией и "над" самим собой, готов к нововведениям в школе. Более того, включаясь в режим развития – саморазвития, учитель сам становится "ведущим" педагогических инноваций.

Именно сейчас и именно в коррекционном образовательном учреждении как никогда нужны артистичные педагоги с широким диапазоном эмоциональных реакций, способные передать ученикам богатства общечеловеческой культуры.

Приложение 1

Практикум 1. Мастер-класс для начинающих педагогов.

 

Тема мастер-класса: Выразительность мимики и жестов.

Цель мастер – класса: формирование потребности в использовании выразительной мимики и речи, артистизма в педагогической деятельности

Задачи:

научить использовать педагогами в своей деятельности выразительность мимики и жестов, тренировать выразительность, используя  упражнения тренинга;

способствовать использованию педагогического артистизма педагогов выразительность мимики и жестов в разных педагогических ситуациях;

актуализировать знания педагогических работников по педагогическому артистизму, выразительность мимики и жестов.

Участники мастер-класса: начинающие педагоги дополнительного образования.

Оборудование и материалы: экран, проектор, ноутбук, ручки, листы бумаги, приготовленный набор смайликов выражающих эмоции.

Развернутое описание мастер-класса

Пояснительная записка

Жест – есть не движение тела, а движение души. Ф. И. Шаляпин.

В педагогике не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим каждому педагогу. Разработкой данной проблемы занимались ученые Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатова, Г.А. Гарипова, Н.Н. Демьянко, В.И. Загвязинский, В.П. Кузовлев, Е. Пассов, В.А. Разумный, С.Д. Якушева и другие.

Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы педагога, синтезировать и делать целостной всю его деятельность.

Артистизм - это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация), хотя и они очень значимы для создания атмосферы урока. Артистизм - это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемыми детям на занятии, причем жить искренне. Это - богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблем, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы.

По своим основным характеристикам актёрская и педагогическая деятельности совпадают, однако, в последней сотворчество, взаимодействие с аудиторией играет большую роль, нежели в театральном искусстве. Ш.А. Амонашвили сравнение профессий педагога и актёра привело к мысли-заповеди «Дари себя детям!»: «Разумеется, педагог должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль. … Профессия учителя в этом смысле более сложная. Он тоже принадлежит, но не тем людям, которые для него имеют общее имя «зритель», а детям, которые для него обозначены конкретными характерами».

Особенно важно это для начинающих педагогов. Молодые педагоги, приходя на работу в учебное заведение, не имеют навыка владеть своими эмоциями. Работа с детьми сродни работе актера, педагог – актер, дети – зрители. По-своему опыту знаю, как иногда необходима эмоциональность мимики и жестов, а когда мешает неумение владеть ей и контролировать ее.

Обучающиеся, приходящие на занятие, чувствуют наше настроение, наше желание сегодня работать, наше отношение к ним. Важно уметь настроить себя на рабочий лад, несмотря на внешние раздражители и жизненные ситуации. В этом и помогает нам артистизм. Важным разделом в педагогическом артистизме является выразительность мимики и жестов, умение владеть ими, есть не у всех. Этому можно научить, это умение приходит с опытом работы, данный мастер-класс разработан чтобы помочь педагогам попытаться сделать свою речь более выразительной, используя практические тренинги.

План-конспект мастер-класса

Вводная часть:

Приветствие присутствующих участников. Педагог-ведущий сообщает цель и задачи мастер–класса. Всем участникам раздаются бумажные конвертики, предлагается заполнить их в течение мастер – класса заинтересовавшими приемами.

II. Основная часть:

Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика и т.д.

Красивая, выразительная осанка педагога выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой.

На развитие осанки существует множество упражнений, давайте выполним одно из них.

(педагог-ведущий приглашает одного, двух участников, подойти к свободной стене для выполнения упражнения)

  1. Упражнения на развитие осанки.

 «Осанка».

Встаньте спиной к стене; точки соприкосновения со стеной - затылок, лопатки, пятки; простойте до счета десять; в это время хорошо читать стихи или произносить любые речи; отойдите от стены сохраняя осанку, сядьте на свое место и постарайтесь сохранять осанку до конца мастер-класса.

  1. Упражнения на выразительность жеста.

Давайте попробуем вместе сформулировать определение жеста, ответив на ряд вопросов. Что такое жест? (глагол), Движение чего?, Для чего делается этот жест?

Жест (от лат. Gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция.

Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются  чаще.

Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: «Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя. Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса,  чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней. Жестов очень много, существует язык жестов, который используют глухие люди.

Педагог предлагает участникам размять немного руки, потренироваться выполняя следующее упражнение.

(участники встают со стульев для выполнения упражнения)

Упражнение «Малярная кисть» (по Н. Е. Щурковой)

Соедините руки, вытянутые вперед, кистями - это воображаемая малярная кисть; красьте этой кистью горизонтальную и вертикальную поверхность; добросовестно "красьте", плотно проводя кистью по воображаемой стене.

Следующее упражнение поможет придать выразительность нашим жестам.

Упражнение «Ладошки» (для выполнения данного упражнения участникам предлагается разделиться на пары)

Первый участник вытягивает руку, ладонь повернута в просительном положении. Второй участник как бы дает что-то на ладонь. Первый участник представляет что это ... змея. Резко отдергивает руку, говоря "нет!". Чередуем движение: "дай" - "нет" - поочередно для правой и левой руки. Затем участники меняются.

Упражнение «Веер».

Пальцы сжаты в кулаке, затем начиная с мизинца, открываются поочередно друг за другом, как веер и в обратную сторону.

3. Упражнения на подвижность мимики.

Мимика- искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.

Дети «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Выразительные детали мимики – брови , глаза. Поднятые брови   выражают удивление, а сдвинутые – сосредоточенность. Неподвижные - спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении – восторг.

Следующие упражнения помогут развить мимику. (Группа делится на две подгруппы.)

Упражнение «Задуманное слово».

Каждая задумывает слово, обозначающее предмет или абстрактное понятие Поочередно представитель подгрупп,  не вербально, показывает это слово,  противоположной подгруппе. Те имеют право называть варианты ответов, а рассказчик не вербально соглашается с ходом их мысли или отрицает ответ, чтобы играющие изменили направление поиска.

Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать черезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также безжизненной  статичности («каменное лицо»). Взгляд педагога должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся. В этом нам поможет данное упражнение.

Окно.

(участники делатся на пары)

Встаньте друг против друга. Вообразите, что вас и вашего партнера разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны: партнер не услышит вас. Однако вам необходимо сообщить ему очень важную вещь. Что делать? Но слишком серьезен предмет сообщения, чтобы размахивать руками. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что вам нужно, и получить ответ.

Важно видеть, распознавать чужие эмоции. Педагог, понимая эмоции детей, может контролировать поведение, интерес к занятию у детей. Давайте разобьемся на две группы и попробуем определить эмоции, которые испытывает человек на фотографии?

Показ фотографий.

Замечательно, посмеялись, отдохнули.

 Перейдем к последнему на сегодня упражнению, которое поможет объединить все сделанное и рассказанное мной ранее.

Групповой портрет

Один из членов группы на некоторое время покидает комнату. В его отсутствие остальные выбирают кого-либо из участников, приглашают выходившего человека и описывают «выбранного», не называя его. Можно описывать внешний облик, характерные выразительные движения, мимику и т.п. Все присутствующие высказываются по очереди. По словесному портрету предлагается узнать, кого именно описывали. Если участник не угадывает, то процедура повторяется снова, но члены группы стараются найти новые выразительные средства.

Упражнение повторяется так, чтобы объектом описания стали несколько человек. В заключение каждому, чей портрет создавала группа, предлагается высказать свои впечатления, дать свою интерпретацию услышанного о себе.

Данное наблюдение развивает наблюдательность, сензитивность, даёт каждому участнику информацию о том, каков он в глазах других, в частности о том, как видится его экспрессия.

III. Заключительная часть

Подводим итог.

Подводя итоги мастер-класса, педагог раздает карточки смайлики с эмоциями, и предлагает отставить тот смайлик, который отражает эмоции к данному мастер-классу. На обороте можно написать свои пожелания или расписать более подробно свое отношение.

Улыбка, как и жесты, может быть и неуместной. Поэтому, желательно правильно пользоваться своей мимикой и жестами в соответствующих ситуациях, чтобы не попасть впросак.

Практикум 2. "Учитель - класс"

Упражнение "Эмоция"

Цель упражнения: развитие у учителей техники живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности и артистизма.

 Группа садится в полукруг, и каждый из участников должен загадать свою психологическую загадку: при помощи выражения лица, позы, движений, жестов и некоторых нейтральных фраз изобразить задуманное им эмоциональное состояние, которое группе надо угадать.

 Затем психолог призывает учителей порассуждать, насколько точно удалось каждому участнику справиться с загадкой, какие средства внешней демонстрации своего состояния у него наиболее выразительны - лицо, руки, интонация и др. Какие внешне коммуникативные средства ему необходимо изменить, например, излишне директивный голос или жесткую "учительскую" осанку.

 

Упражнение "Моя профессиональная роль"

Цель упражнения: поиск группой эффективных средств общения с классом и внутренней позиции, с которой учитель должен взаимодействовать с учащимися.

 Группа садится в круг, и каждому участнику психолог дает карточку, на которой зафиксирована определенная профессиональная коммуникативная позиция-роль. Рекомендуется иметь следующий набор карточек; "Помощник", "Мама", "Воспитатель", "Лидер", "Авторитет", "Информатор", "Идеал", "Самый-самый...", "Добряк", "Наблюдатель", "Посредник между учеником и родителем", "Интеллектуал", "Урокодатель", "Предметник", "Оценщик", "Сухарь", "Судья", "Друг", "Игрок", "Товарищ".

 Каждый из участников группы получает свою карточку, где обозначена позиция-роль. Он читает карточку и говорит, в чем он согласен с такой характеристикой профессиональной позиции учителя, а в чем нет. При активном несогласии с обозначенной позицией-ролью учитель может назвать роль, которую, по его мнению, необходимо реализовывать при общении с младшими школьниками.

 Участники высказываются по кругу или в той очередности, которую сами предпочтут. При групповом обсуждении психолог стремится акцентировать внимание учителей на таких моментах: поиске каждым учителем собственной внутренней позиции-роли, проявлении учителями положительного отношения к детям, стремления транслировать ученикам тепло и доброту.

Упражнение "Прозвища"

Цель упражнения: поиск группой эффективных средств общения с учащимися младших классов.

 Упражнение проводится по аналогии с организационной схемой упражнения "Отгадай". По желанию выбирается водящий из группы. Он выходит из комнаты, а в это время группа задумывает кого-то из числа присутствующих. Когда водящий входит в комнату, каждый член группы называет свое "прозвище" "задуманному" группой учителю. Причем прозвища даются таким образом, как если бы группа учителей представляла бы из себя класс, в котором преподает учитель. Задача водящего состоит в том, чтобы отгадать "задуманного" участника.

 При групповом обсуждении результатов данного упражнения необходимо проанализировать, какое прозвище было самым удачным и похожим, а какое - не похожим. В этом случае следует выслушать мнения всех участников, самого водящего и того учителя, которому группа придумывала прозвища. Интересно будет также затронуть вопросы о том, какие прозвища учителям в школах дают ребята и почему, какие черты характера и поведения школьники точно подмечают в своих учителях, как правильна следует реагировать на то или иное прозвище и т.п.

Упражнение "Найди образ"

 Довольно часто учителя начальной школы испытывают трудности при объяснении классу нового учебного материала. Кто-то из детей понимает быстро и правильно, а кто-то медленно и нуждается в многократном повторении одного и того же. Учитель этом сталкивается с задачей проговаривания одной и той же мысли разными словами, поиска разнообразных средств организации понимания школьниками учебной информации.

Цель упражнения: выработка образного языка учителя как эффективного средства организации понимания учащимися нового учебного материала.

 Группа учителей садится в круг. Психолог предлагает каждому участнику найти определение какой-либо тематической единицы учебного материала. Например, нужно найти образное выражение для таких тем, как "Уравнение", "Объем", "Падеж" и др. Каждый участник группы дает свое объяснение выбранным темам. Отвечают учителя по кругу. Не разрешается повторять сказанное ранее другим участником. В результате по каждой обсуждаемой учебной теме группа создает "банк определений", который становится достоянием каждого. Эти определения учителя могут записать и затем использовать в своей практической работе.

Упражнение "Контроль и управление"

 Учителя часто говорят о том, как трудно наладить в классе маленьких детей хорошую дисциплину. Один ученик беспокойно вертится весь урок, другой, наоборот, пассивен и излишне заторможен, третий не уверен в себе и боится отвечать, хотя все понимает и знает.

Цель упражнения: развитие у учителей эффективных средств контроля и управления классом.

 По желанию из группы выбирается участник, который играет роль учителя, остальные члены группы - роли младших школьников. Каждый "ученик" получает от психолога карточку, на которой обозначена характеристика его роли: что он должен делать на игровом импровизированном уроке, как отвечать, как выполнять задание и т.п. Содержание карточек участники прочитывают молча, про себя. Рекомендуется фиксировать на карточках следующие роли: "Ученик-отличник. Хорошо знает учебный материал, организован"; "Способный и понятливый школьник, но не усидчив, имеет неустойчивое внимание"; "Ученик-задира. Постоянно отвлекает от урока свою соседку"; "Гиперактивный ученик. Не может и минуты посидеть спокойно. Понимание учебного материала затруднено"; "Пассивный, заторможенный школьник. Все время смотрит в окно и как бы мечтает о чем-то своем"; "Ученик, не уверенный в своих силах, боится отвечать, никогда не поднимает руку, хотя обычно готов к ответу".

 Комната занятия "превращается" в класс. Каждый участник садится за свою парту или стол. Разыгрывается сцена "Урок". Каждый "ученик" играет свою роль. Член группы в роли учителя обязан в течение 5-10 минут создать хорошую дисциплину в классе.

 После окончания желательно рассмотреть следующие вопросы: какие средства воздействия были применены в игре учителем для установления классной дисциплины, какие приемы учителя обычно применяют в своей работе в подобных случаях, как необходимо действовать в таких ситуациях, чтобы был хороший результат.

 После группового обсуждения проигрывается ситуация "Как успокоить класс за 5 минут", в которой учитель стремится использовать те приемы и средства, которые были высказаны в группе и показались ему наиболее эффективными и полезными.

 Таким образом, в этом упражнении учитель получает оценку группы, а также советы и рекомендации как от психолога, так и от учителей о применении более эффективных средств контроля и управления классом,

 Кроме того, участники, играющие роли школьников, в модельной ситуации имеют возможность почувствовать на самих себе полезность и эффективность примененных учителем приемов. Они могут сделать для себя выводы о том, какие из способов организации дисциплины в классе действительно развивают внимание ребят и стимулируют у них учебную мотивацию, а какие, наоборот, подавляют познавательную активность детей. Участники, играющие роли школьников, делятся своими впечатлениями, и учитель "здесь и теперь" получает от них обратную связь по оценке собственных действий. Такая ситуация в определенной мере для учителя уникальна: она безопасна - допущенные ошибки можно исправить, переиграть. В то же время он имеет полную картину переживаний своих "учеников" - то, что никогда не может случиться в реальной деятельности.

Упражнение "Настройка"

Цель упражнения: повышение работоспособности и быстрая мобилизация сил и энергии перед началом урока.

 Учителя в группе сидят кругом в удобных позах. Психолог рекомендует им расслабиться, закрыть глаза и представить то, о чем он говорит. Спокойно, мягко произносится следующий текст: "Сегодня у вас нет желания идти в класс. Постарайтесь мобилизовать свои силы и действовать в модальности "если бы...": "Если бы я была в хорошем настроении, свежая и отдохнувшая, я с радостью торопилась бы в свой класс. Я иду по улице, думаю о своих ребятах и хочу побыстрее их увидеть. Я захожу в школу, встречаю коллег по работе, со всеми здороваюсь, обмениваюсь улыбками. Иду к своему классу. Вхожу и вот - звонок на урок! Здравствуйте, ребята!"

 После того как упражнение будет выполнено, проводится общее обсуждение, на котором учителя и психолог обмениваются имеющимися в их практическом опыте и культуре психотехническими приемами настройки на работу.

Упражнение "Выбери жест"

Цель упражнения: формирование наиболее выразительной системы жестов для каждого члена группы.

 Учителя садятся в круг. Каждый участник получает задание: в течение 3-5 минут рассказать ситуацию из своей практики. Учителя сначала должны вспомнить самые смешные ситуации, а затем - самые трудные. При этом ставится условие, чтобы рассказ был выразительным и интересным. Рекомендуется использовать различные средства внешней пластики: позы, жесты, выражение лица и проч.

 Группа наблюдает за каждым выступающим. После рассказов обсуждаются наиболее удачные индивидуальные жесты участников. У кого-то это будет движение руки, у кого-то открытая улыбка или устойчивое сочетание слов. Каждому учителю необходимо отобрать тот жест, который будет эффективен в педагогической работе с младшими школьниками.

Список используемой литературы

  1. Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.Я. Психодиагностика педагогических способностей. М., 1994.
  2. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: В 3 ч. Екатеринбург, 1993.
  3. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.
  4. Демьянко Н.Н. Элементы театрального искусства в общепедагогической подготовке учителя в 20-е гг.// Проблема освоения театральной педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя. Полтава.1991.  
  5. Загвязинский В.А. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
  6. Ильин Е.Н., Мертенс С.В. Давайте соберемся. М., 1996.
  7. Кассиль Л. Собр. соч.: В 5 т. - Т. 3. М., 1987.
  8. Русская Е. Имидж современного педагога // Мир образования. № 1, 1995.
  9. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М., 2000.
  10. Станиславский  К.С. Работа актера над собой. Ч. 2. М., 1955.