“Сценарий театрального представления “Маскарад. Малоизвестные сцены с известными персонажами”

Методическая разработка "Сценарий театрального представления "Маскарад. Малоизвестные сцены с известными персонажами" представляет собой образовательную практику, которая может применена в системе дополнительного образования в театральных, литературных, музыкальных и хореографических объединениях. Также сценарий данной разработки подходит для постановки в условиях дистанционного обучения (например, в форме аудиоспектакля). Методическая разработка имеет уникальный характер, так как в основе - авторский поэтический текст. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_stsenariy.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

“Сценарий театрального представления
“Маскарад. Малоизвестные сцены с известными персонажами”

Актуальность практики

         В соответствии с приоритетными направлениями развития современного дополнительного образования актуальность практики заключается, во-первых, в возможности использования практики в условиях дистанционного обучения (в форме создания аудиоспектакля, например). Во-вторых, поскольку сценарий имеет литературную основу и написан по принципу парада-але персонажей детских сказок, произведений европейской драматургии, практика способствует развитию интереса к чтению книг, пониманию себя как части европейской культуры.

Инновационные характеристики

         Практика представляет собой сценарий на основе авторского текста и авторского сюжета.

Механизмы реализации

         Практика рассчитана на учащихся второго года обучения, когда акцент обучения сделан на развитии пластической и речевой выразительности. Предполагается четыре этапа освоения материала. Первый этап – коллективная читка литературного материала, читка по ролям. Учащиеся вчитываются в текст, самостоятельно стараются понять, что происходит; знакомятся с понятиями: “площадной театр”, “импровизация”, “пластический гротеск”, “ритм поэтического текста”. Второй этап – обсуждение и анализ материала. Мы разбираем сюжет (что происходит? Почему? Зачем?), цели персонажей и их характеры, их отношение друг к другу. Третий этап – репетиционный процесс (определение конфликта, поиск физического действия, настройка взаимодействия с партнером, закрепление мизансцен и оценок, поиск пластической и речевой выразительности, закрепление ритмического рисунка, работа с музыкой, с костюмами и реквизитом). Четвертый этап – показы (показы на зрителя, обсуждение ощущений от взаимодействия со зрителем, разбор ошибок, уточнения).
        Репетиции могут проходить в аудитории, где есть пространство для импровизированной сценической площадки (глубина - 7 метров, ширина - 5 метров); необходимые декорации – деревянная ширма и стулья; костюмы и реквизит – на усмотрение постановщика; технические требование - освещение и музыкальная аппаратура.  

Реализуемые формы, методы, педагогические технологии

Основной метод работы  - метод сотворчества. Используя игровые приемы, педагог вовлекает учащихся в проблемную ситуацию драматического материала, чтобы  юные артисты стали соавторами театрального действия. С помощью ролевой игры, показа педагог рассказывает, объясняет новый материал; важно создавать моменты беседы, дискуссии для стимулирования личного высказывания учащихся. Чтобы новая чужая литературная история стала юным артистам близкой и понятной, необходимо найти точки соприкосновения: здесь применяется метод эмоционального стимулирования, метод эмоционального воздействия. В поддержании высокого уровня увлеченности и интереса учащихся помогает прием смены деятельности. В постановочном процессе для настройки сценического самочувствия артистов применяется игровой театральный тренинг, отдельные упражнения. Для сохранения здоровья детей используются разнообразные здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление не только физического здоровья (дыхательные практики, мышечные упражнения и т.д.), но и психологического (упражнения на психофизическое раскрепощение, “упражнения-пробуждения”, метод физического действия), и ментального (исследование логики персонажа, последовательность действия на сцене). В качестве завершения работы над спектаклем проводится занятие-праздник.

Результативность и масштабируемость практики

         Данная практика может быть применена не только в театральных объединениях дополнительного образования, но и в музыкально-драматических, литературных; в отдельных сценах могут быть представлены хореографические номера. Практика позволяет как постановку по целому сценарию, так и по отдельным его эпизодам (например, в качестве номера для концертного мероприятия).

“Сценарий театрального представления
“Маскарад. Малоизвестные сцены с известными персонажами”

Вступление “Театральное”

Битый час по сцене, как проклятье,  

Мечется отчаянный герой.

Что ж это за праздное занятье,

Если даже названо игрой?

Вот он, прыткий, с саблей бутафорской,

Источает ревность и любовь.

По всему выходит, хлеб актёрский

Не тяжеле остальных хлебов.

Сам покрасовался, нас потешил,

Критиков в уныние поверг.

У него и реплики всё те же,

Что и в понедельник, и в четверг...  

Поднимались люди из партера,

Шелестели кружевом манжет.

Обзывая занавес портьерой,

Обсуждали роли и сюжет.

Мы, поэты, что ни говорите,

Пишем деликатно, не грубя.

Принимай же, мой достойный зритель,

Зрелище, достойное тебя.

Сцена I

Король - Шекспир

 (трагикомическая шутка в стихах)

Действующие лица:

Гамлет, принц Датский

Арлекин, друг Гамлета

Мачеха

Крошки, родные дочери Мачехи

Золушка, немногословная и трудолюбивая сирота

Артисты появляются на сцене.

                                              Один из артистов

По воле случая и автора

Сошлись в далёком королевстве…

Артист, играющий Гамлета

Принц Датский – Гамлет.

Артист, играющий Арлекина

Арлекин!

Артистка, играющая Золушку

И Золушка с жестокой мачехой…

Артистки, играющие Мачеху и её Дочерей

Кому-то мачеха, кому-то мать!!!

Один из артистов

Ну, мать так мать,

Давайте начинать!

                                           

Гамлет и Арлекин во дворце. Гамлет в раздумьях. На его поясе висит увесистый мешочек, привлекающий взгляд Арлекина.

Гамлет

Быть иль не быть?...(его перебивают)

Арлекин

Ты, Гамлет, из всего создашь задачу.

А если жить полегче, наудачу? (Заговорщицки наклоняется к Гамлету.)

Гамлет

К чему ты клонишь?

Арлекин

Я к тому клоню... (Незаметно срезает мешочек.)

...Что я с тобой напрасно время трачу.

Арлекин собирается уходить, но на его пути оказываются вошедшие Мачеха с дочерьми и Золушкой.

Гамлет (не замечая никого)

Учить иль не учить – вот в чём вопрос!

Мачеха

Чему учить? Они и так всё знают!

Дочери яростно привлекают внимание Гамлета. Тот погружён в свои мысли, ничего вокруг не видит. Золушка принимается подметать и прибирать по дому.

Арлекин (вслед Крошкам)

Какая прыть, однако... Мать честна́я!

Мачеха

А этот принц, гляжу, не так-то прост.

Одна из дочерей обращается за утешением к матери.

Мачеха

Ну что ты, ты – красотка записная!

В чём дело, не пойму...

Гамлет (наталкиваясь своим стеклянным взглядом на Золушку)

Ты кто, дитя?

В продолжение следующего разговора внимание Гамлета сосредоточено полностью на Золушке. Та хочет отвечать ему, но ей не удаётся вымолвить и слова.

Мачеха

Эй, Золушка!

Гамлет

Ты почему не в школе?

Арлекин (подбираясь к Мачехе)

Вам нужен принц, слыхал я?

Мачеха (презрительно отстраняя его)

Шутишь, что ли?!

Гамлет (с всё возрастающим интересом)

Где твой отец? Где братья и дядья?

Мачеха (возмущенно, по адресу Золушки)

Вот, посмотрите! Только дай ей волю!

Гамлет

Ты, как и я, свободна и одна...

Мачеха

Какой позор!

Арлекин (о Золушке)

Зато какие ножки!

Гамлет

Дай руку мне.

Мачеха (оскорблённо)

Идёмте, мои крошки!

Гамлет

Уйдём от всех. Нам книжный шкаф – страна,

Король – Шекспир...

Арлекин

Принц, погоди немножко.

Ты, Гамлет, хоть учён, а всё ж дурак.

Гамлет (взглянув на Арлекина, рассеянно)

Держи, мой друг, ключи от королевства.

(хочет снять мешочек, обнаруживает пропажу)

Мне... Что? Их кто-то выкрал...

Арлекин

Вот подлец-то!

Ну ничего, в другой раз... Вам пора!

(Выпроводив Гамлета и Золушку)

Как дети!

(Задумавшись)

Годы, годы... Детство, детство...

(Мачехе, показывая мешочек, издевательски)

Мамаша, зря пренебрегли шутом.

Мачеха

Ах, дьявол! Ну, мошенник, ну Иуда!

(Дочерям, наставительно)

А ловкости учиться бы не худо.

Гамлет (видя всё это)

Вот, кажется, и всё. А что – потом?

Золушка говорит ему что-то на ухо.

Я не уверен. Но бежим отсюда.

Уходят. Арлекин усаживается на трон.

Мачеха с дочерьми завистливо смотрят на него, переминаясь на пороге.

Сцена II

Одна бессонная ночь

(комическая фантазия)

Действующие лица:

Ромео, влюбленный в Джульетту

Джульетта, влюбленная в Ромео

Леди Капулетти, матушка Джульетты

Волк

Охотница с ружьем

То ли Верона, то ли нет. Классическая мизансцена – Джульетта на балконе, Ромео под ним.

Ромео 
Джульетта!

Джульетта
Ромео!

Ромео

О милая, о жизнь моя, о радость!

Меня перенесла сюда любовь!

Её не останавливают стены,

В нужде она решается на всё,

И потому – что мне твои родные!


Джульетта
Они тебя увидят и убьют!

Ромео

Твой взгляд опасней двадцати кинжалов…

Взгляни с балкона дружелюбней вниз,

И это будет мне от них кольчугой.

Джульетта

Не попадись им только на глаза.

Ромео
Меня плащом укроет ночь!

Была б лишь ты тепла со мною. Если ж нет,

Предпочитаю смерть от их ударов,

Чем долгий век - без нежности твоей.

Джульетта
Ромео, милый мой, скажи, неужто

Прошелестят столетья листопадом,

И так же будут искренни и пылки

Признания влюблённых?

Ромео
Любимая Джульетта, может статься,

Младые, что придут за нами следом,

В словах утратят нынешнюю лёгкость

И, в опасеньи выглядеть смешными,

Сокроют тайники своей души.

Но так же будут горячи сердцами,

Как мы с тобой, желанная моя.


Леди Капулетти

Джульетта! С кем ты говоришь?


Джульетта

(Ромео)

Прощай!

(Матери)

Сама с собою, матушка!


Уходит в дом.


Ромео

О да,

И здесь не погрешила против правды

Чистейшая душа. Ведь мы одно.  


Появляется Волк. Застенчиво кашляет.

Ромео

Назад, коварный зверь! Иначе шпаги

Моей отведаешь!

Волк

(отступает, сокрушённо)

Всегда одно и то же –

Коварный зверь, убийца, душегуб…

Куда уж, где уж нам, волкам, любить…

Ромео

О чём ты говоришь? Кого ты любишь?

Волк

(останавливается)

Я, виноват, нечаянно подслушал,

О чём ты говорил с твоей…

Ромео

Джульеттой!

Какое счастье – именем её

Весь мир земной и небо огласить!

Волк

Не голоси, разбудишь всю округу…  

Леди Капулетти выходит на балкон, за ней Джульетта.

Леди Капулетти

Как будто имя я твоё слыхала!

Не диво ли? В такой-то поздний час!

Джульетта

Послышалось вам, матушка. То филин

Кричит всю ночь, не спится бедолаге.

А нам как раз пора!

Пытается увести мать.

Волк

(подражая филину)

У-гу! У-гу!


Леди Капулетти

Отныне из дому ни шагу, слышишь?

А филин пусть другую ищет птичку

И бережёт свой клюв!

Уходят в дом.

Ромео

Пропали мы.

Волк

Могу помочь. Услуга за услугу.

Ромео

Но как?

Волк

Я выкраду твою Джульетту

И в целости тебе её вручу.

А там хоть в Африку бегите с нею.

Ромео

Чего ж взамен ты хочешь, лютый зверь?

Волк

Зверь самый лютый жалости не чужд…

Ромео

То про любовь ты молвишь, то про жалость.

Кого ж жалеешь, любишь так?

Волк

Себя.

А что? Клянусь, я сам себе так дорог,

Что, кажется, ревную сам к себе.

Не все, однако, разделяют эти чувства…

Появляется Охотница с ружьём.

Охотница

Попался, серый шерстяной мешок!

Я с самого утра за ним охочусь.

Волк

(Ромео)

Теперь дружище, каждый за себя.

Пускается наутёк.

Охотница

(Волку)

Стой, шкура!

Стреляет, но не попадает. Снова стреляет, и снова мимо.

На балконе появляется Леди Капулетти, за ней Джульетта.

Леди Капулетти

Кончится ли эта ночь?

Иль я уже в аду, и это черти

Бьют в чёртов барабан и никогда

Мне сна не видеть больше?!

Волк

Извините!

Охотница

За шум прошу прощенья, леди!

Волк

Да!

Прощенья просим!

Леди Капулетти

(обращаясь в сторону Волка)

Если ты разбойник

(в сторону Охотницы)

Или бездельник, то не смей мешать

(в сторону Волка)

Порядочным синьорам, я считаю.

(в сторону Охотницы)

А дома у себя хоть застрелись!

Здесь дети спят, о чёрт бы вас побрал всех!

Уходит в дом.

Во время вышеописанной сцены Джульетта, воспользовавшись случаем, незаметно выходит из дома к Ромео, и они вместе скрываются в ночи.

Остаются Волк и Охотница, красноречиво смотрят друг на друга.

Занавес.

Сцена III

И, как встарь, Дон Кихот…
(сценическая ассоциация на тему)

Действующие лица:

Дон Кихот, тощий рыцарь
Дульсинея, его возлюбленная

Толпа людей

Толпа людей, 
с протянутыми руками

Книга, сделай людям одолжение:

Из багровой тьмы минувших лет

Выхвати случайным отражением

Всадника сутулый силуэт.

Артист, играющий Дон Кихота

Привставая на стременах,

Он пронизывает времена,

И в глазах его впалых укор,

Что драконов и колдунов,

И бесчинствующих болтунов

Меньше в мире не стало с тех пор.

Мы в ответе за тех, про кого прочли

И деяния чьи

По рукам нашим следуют в вечность...

Из-за гор глянет сонный немой восход,

И, как встарь, Дон Кихот

Мчит один на проклятую нечисть.

Появляется толпа людей, насмехающихся над рыцарем; ему свистят, кидают в его сторону камни и проч. Дон Кихот начинает с ними бороться, но толпа одолевает его. В круг обидчиков врывается Дульсинея, и перед ее смелостью и внутренней силой толпа растерянно отступает.

Дульсинея

Что этот мир незыблемый сто́ит, где он?

Нынче наполнится воздухом сон мятежный.

Время про нас забыло, мой милый демон.

Музыкой всё запомнится, друг мой нежный.

Дон Кихот

Небо Испании, скольким ты внемлешь глупцам ежечасно!

Разве посмел утомлять тебя стонами, о, я несчастный,

Если бы небо иное взнеслось над холмами, синея,

Если б душою я мог обладать без моей Дульсинеи...

Знаешь ли ты, госпожа, кто несёт твоё имя, как знамя?

Парусник чей, твоим ветром влеком, гибнет в схватке с волнами?

Чем мне воздастся за слабость, когда она силы сильнее?

Смерть мою верную жизнью какой наградит Дульсинея?

Список используемой литературы

  1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
  4. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
  5. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
  6. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
  7. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
  8. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989.