«Особенности развития творческих способностей одаренных Детей в учреждениях дополнительного образования»

Аттестационная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnaya_rabota_ivanova_elena_aleksandrovna.docx286.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

«Психолого-педагогическое сопровождение личностной

адаптации одаренных детей и подростков»

Аттестационная работа

«Особенности развития творческих способностей одаренных

Детей в учреждениях дополнительного образования»

Автор:

Иванова Елена Александровна,

Педагог дополнительного образования,

ГБУДО ДТДиМ Колпинского района СПб

Кураторы:

Посохова Светлана Тимофеевна

Профессор кафедры специальной психологии СПбГУ,

Доктор психологических наук

Парёха Татьяна Викторовна,

Заведующая сектором ГЦРДО

ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»


СОДЕРЖАНИЕ

        

ВВЕДЕНИЕ        3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ        4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ        4

1.1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА        5

1.2.        ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК       ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ИМИ ТВОРЧЕСКОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.        7

ГЛАВА 2. РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.        11

2.1.НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ        11

2.2.РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО ЕБЕНКА (на примере воспитанницы Детского музыкального театра-студии «Обыкновенное чудо» Елизаветы О.)        14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        16

Список литературы        17


«Одаренность – особый вид вдохновения.»

Платон

ВВЕДЕНИЕ

Высшей ценностью современного общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование его личных качеств, входят в круг важнейших проблем современного общества.

Развитие творческих способностей детей, поиск новых подходов, предполагающих преодоление стереотипов восприятия, мышления и деятельности в целях конструктивного взаимодействия с социальной действительностью на всех этапах развития общества являлись актуальной проблемой. Как неотъемлемая сторона духовной культуры, творчество тесно связано с самореализацией, представляет собой основу личностного развития и является существенным резервом гуманизации общества.

Одним из условий, необходимых для формирования творчества, является, нерегламентированность развивающей среды. Педагогические технологии, основанные на развитии только логического мышления, в условиях жесткой регламентации образовательного процесса не способствуют в полной мере формированию творческой личности детей. В тоже время культурно-досуговая деятельность обладает необходимым педагогическим потенциалом и обеспечивает культурно-формирующие условия для развития творчества.

Организация досуга детей в аспекте не только развлекающей, но и развивающей деятельности все чаще осознается исследователями досуговой деятельности как острая необходимость сегодняшнего дня. В настоящее время в практике работы учреждения дополнительного образования используются разнообразные социально-педагогические и психологические методики, направленные на развитие творческих способностей детей.

Основными задачами по организации досуга детей должны быть выявление творческих способностей, создание условий для развития и саморазвития личности, использование адекватных средств реализации творческого потенциала детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Дети разных возрастов обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача педагога учреждения дополнительного образования состоит в том, чтобы развить эти способности, подходя к каждому ребенку индивидуально. Задача состоит также в том, чтобы выявлять и развивать эти способности в доступной и интересной для детей форме.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

Таким образом, развитие творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования является необходимым компонентом их деятельности. В связи с вышесказанным данная проблема представляется актуальной и практически значимой.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Начиная с древних времен, творческий процесс привлекал внимание философов (Сократ, Платон, Аристотель, Г.Гегель, И. Кант, Л. Фейербах,  Ф.Шеллинг и др.), был объектом изучения отечественных культурологов (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, В.В. Розанов, B.C. Соловьев и др.) и зарубежных исследователей (А. Камю, Б.Кроче, А.Мальро, Ж.П. Сартр, А.Н. Уайтхед, М. Хайдеггер и др.).

На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е.Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

А.М. Матюшкин, З.Н. Калмыкова, Д.Б. Богоявленская и другие в целом понимают творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний. Я.А. Пономарев понимает творчество и в самом широком смысле как взаимодействие, ведущее к развитию.

Значительный опыт изучения творчества накоплен в отечественных психолого-педагогических исследованиях (К.А. Абульханова, Л.С. Выготский, В.Г. Лабунская, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, В.Н. Мясищев, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, С.Л. Рубинштейн, Н.П. Сакулина, А.Г.Спиркин и др.), в том числе творческого развития детей (Ю.П.Азаров, Н.А.Ветлугина, В.С.Кузин, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Теплов и др.).

Вопросы развития творческих способностей детей являются объектом изучения многих современных исследователей. Так выдающийся российский психолог А. С. Выготский свою книгу «Вопросы детской психологии» посвятил основным проблемам детской психологии: общим вопросам периодизации детства, переходу одного возрастного периода к другому, характерным особенностям развития в отдельные периоды детства и др.

В его же работе «Воображение и творчество в детском возрасте» рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей.

Такие ученые как Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, Д. Б. Эльконин исследовали игру, как фактор, влияющий на развитие творчества детей. Исследователи З. Н. Новлянская и Г. Н. Кудина изучали литературные творческие способности детей и выяснили, что значительная часть этих способностей, точнее их предпосылок, может появиться у детей уже в старшем дошкольном возрасте, а не в подростковом, правда, при использовании особых средств введения этих детей в область литературы.

Исследователь М. Я. Зяблицева в своей работе «Развитие памяти и воображения у детей «Игры и упражнения» приводит интересный практический материал для педагогов-психологов, воспитателей и родителей: упражнения, игры, этюды, задания для развития памяти и воображения.

Возможности и развитие творческих способностей в условиях социально-культурной среды, использование ее педагогического потенциала рассмотрены в работах специалистов социально-культурной деятельности (А.И.Арнольдов, Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, С.Н. Иконникова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, А.Г. Михайлик, Г.А. Праздников, Ю.А. Стрельцов, Т.Л. Якубовская и др.).


  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В период детства и отрочества происходит бурный процесс формирования личности. Без знания и учёта психолого-педагогических особенностей этого возраста немыслемо эффективное воздействие на сознание и поведение ребёнка ,на весь процесс формирования его личности, на организацию его досуга.

Личность подрастающих — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Эта индивидуальность выражает собой неповторимый самобытный способ бытия конкретного человека.

Эффективность процесса воспитательной деятельности во многом зависит от учёта психолого-педагогических свойств личности.

Изменение социального положения детей накладывает свой отпечаток на весь образ жизни. Помимо домашнего труда появляется общественный труд в школе, что требует разумного регулирования времени. Это период интенсивного физического развития. Формируются способности к целенаправленному систематическому труду, любознательность. Для детей характерны эмоциональность и непосредственность восприятия мира. Память и мышление носят образный характер. Специфической возрастной особенностью является подражание старшим. Дети подражают и копируют взрослых, родителей, воспитателей. По мнению             П. П. Блонского, ребенок подражает инстинктивно, ради самого подражания, подражает неточно, своеобразно, творчески, оригинально, используя при этом символы и образы. В связи с этим возникает необходимость использования в культурно-воспитательной деятельности ярких художественных образов, сказок, мультфильмов, живого примера родителей и воспитателей.

Например, в период младшего возраста идёт активный процесс формирования свойств личности : ответственного отношения к учёбе ,готовности учиться, развивается чувство дружбы, товарищества, любви к Родине. Нравственные качества становятся более устойчивыми. Характерными чертами являются доверчивость, бескорыстие, чистота, сердечность, доверие к педагогам. Вместе с тем для детей этого возраста характерны и такие отрицательные качества, как раздражительность, капризы, недостаточная самостоятельность, легкая внушаемость, некритичный подход к людям, непоседливость, слабость воли и вместе с тем упрямство. Для нас кажется необъяснимым это упрямство. Между тем, как утверждает доктор Добсон, безответственность и подвижность детей естественны. А упрямство объясняется тем, что у детей существует волевой протест. Нередко дети даже проверяют родителей на прочность воли. Педагогам в этой борьбе важно не переступать черту, чтобы не оскорбить, не унизить ребёнка, так как это может привести к отчуждению. Задача взрослых - терпеливо и тактично искоренять отрицательные качества ребёнка, используя весь арсенал средств.

Мышление у детей младшего школьного возраста развивается от эмоционально-образного к к абстрактно-логическому. “Дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще”, - напоминал учителям К.Д.Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задачи обучения первой ступени - развить интеллект ребёнка до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект ребёнка развивается интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей.

Большую роль в познавательной деятельности ребёнка играет память. Естественные возможности ребёнка первой степени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Задача учителя - выяснять каждый раз, насколько понимает ученик то, что говорит, и добиваться того, чтобы ребёнок научился излагать материал своими словами (кроме того, что должно быть передано точно: стихи, некоторые отрывки художественной прозы, правила) Но свободный пересказ возможен только при понимании учебного материала. Если ученик понял материал и упражняется в таком пересказе, то это очень помогает развитию его речи и мышления.

В младшем школьном возрасте у детей более развита образная память (зрительная, слуховая) и менее - словесно-логическая. Всё, что связано с наглядностью, яркостью впечатлений, что вызывает сильные чувства, запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей быстро развивается и смысловая (словесно-логическая) память. Ребёнок начинает усваивать не только конкретные, но и некоторые абстрактные понятия. У него расширяется объём памяти, увеличивается быстрота усвоения и точность воспроизведения.

Кроме указанных общих закономерностей, у детей наблюдаются индивидуальные различия памяти. Одни, обладая высокой готовностью памяти, могут быстро припомнить и дать нужный ответ. Другие медленно усваивают и не отличаются скоростью и лёгкостью воспроизведения.

Становление личности детей происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целевую систему коллективов (общешкольного,классного,внешкольного). У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.)

Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с положительной самооценкой детей. Весьма существенно на её формирование влияет переход ребёнка из семьи в школу. Оценка в семье, где ребёнка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми, естественно, не совпадают или совпадают редко. Двойное давление трудно выдержать, а поэтому ребёнок, спасаясь, пристает к одному берегу, и это всегда создаёт дополнительную нагрузку на психику ребёнка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дискомфортом. Прекрасно понял это и выразил Ж.Ж.Руссо : гармоничность воспитания возможна лишь в том случае,когда ребёнок свободно делает то, что хочет, а хотеть он будет того, что хочет его воспитатель. Ребёнок упрям. До тех пор, пока он сам не захочет освободиться от той или иной особенности своего поведения, почти невозможно достичь его перевоспитания. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы у ребёнка постепенно вырабатывалась самостоятельность.

Итак, главным видом деятельности детей является учение, состоящее в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к жизни.

Для организации культурно-воспитательного процесса с детьми необходимо соблюдать следующие условия: гуманизация взаимоотношений педагога с детьми ,личностный подход, т.е. учёт интеллектуальной, эмоциональной, волевой и действенной сторон личности, дифференцированный подход к различным возрастным группам.


  1. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК       ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ИМИ ТВОРЧЕСКОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения, способности – индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого.

К способностям относятся музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакции – спортсмена, тонкость цветоразличения для художника – живописца.

Р.С. Немов, рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

Б.М. Теплов в своей работе «Проблемы индивидуальных различий» рассматривает способности, прежде всего, как индивидуально-психологические различия между людьми.  Давая определение способностей, Б.М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям
которые уже выработаны у данного человека.

Акцент на индивидуальных различиях между людьми по их способностям вовсе не означал отрицания возможности человека развивать в себе «все общественно-необходимые свойства».  По Б.М. Теплову, главная задача психологических исследований состоит в обнаружении в способностях людей качественных различий. Он говорит по этому поводу: «Не в том только дело, что у одного человека музыкальный слух лучше, а у другого хуже: у разных людей музыкальный слух может быть качественно различным.  Отыскание в способностях такого рода качественных различий является чрезвычайно важной задачей»; «…не то главное, что одни люди более, а другие менее одарены. Неизмеримо важнее то, что разные люди имеют различную одаренность и различные способности, различные – не в количественном, а в качественном отношении».

В этой же работе Б.М. Теплов утверждает, что способности создаются в деятельности. Эта мысль идет от общего тезиса о том, что психические свойства проявляются и формируются в деятельности. В этой связи он пишет: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Способности существуют в развитии, они не есть какое-то неизменное свойство человека, их развитие возможно только в деятельности. «Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе как в процессе то или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности».

Фундаментальную теоретическую и практическую разработку проблема способностей получила в трудах С.Л. Рубинштейна, прежде всего в плане развития, формирования способностей, а позднее – в плане выявления их психологической структуры.

В первых своих работах С.Л. Рубинштейн понимал под способностями пригодность к определению деятельности. Он считал, что главными показателями, которые позволяют судить о способностях, являются легкость усвоения новой деятельности, а также широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую. Способность, по С.Л. Рубинштейну, представляет сложное синтетическое образование личности.

Он считал, что в основе способностей лежат «наследственно закреплённые предпосылки для их развития в виде задатков», под которыми разумеются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека.

С.Л. Рубинштейн, как и Б.М. Теплов, считает, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Разбирая их взаимоотношение, автор пишет о взаимной обусловленности этих понятий: с одной стороны, способности – предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой – в процессе этого овладения происходит формирование способностей.

Таким образом, в отличие от Теплова Б.М. Рубинштейн С.Л. наряду с деятельностным обращается и к личностному подходу в определении способностей, когда личность рассматривается не только как формирующаяся в процессе деятельности, но и предопределяющая характер данной деятельности.

Для С.Л. Рубинштейна деятельность представляет собой основу развития способностей. Он считает, что способности человека – это, прежде всего, способность к труду, к обучению. В труде, обучении они и развиваются.

Богоявленская Д.Б. считает, что способность формируется, а, следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить, о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе обучения (причём правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.

Ребёнок не рождается способным к той или иной деятельности. Его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Итак, способности – пожизненное, а не врожденное образование. В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, исторически создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возникли новые потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым, стимулируя развитие новых способностей.

Анализ проблемы развития творческих способностей детей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляется процесс творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от получения результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Творческая деятельность развивает личность, помогает её усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость, трусость и т.д.  Создавая произведения творчества, дети отражают в них своё понимание жизненных ценностей, свои личные свойства, по-новому осмысляют их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство детей младшего школьного возраста. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость детей к миру, оценка прекрасного.

Определяющее значение в творческом процессе имеет сознательная деятельность человека, его целеустремлённость. Творческий процесс – не стихийный или бессознательный акт. Он зависит от способностей, характера и творческого темперамента ребёнка, его идейной направленности, культуры, опыта и уровня знаний. Творчество требует воображения, строгой критической мысли. Оно тесно связано с социальной жизнью. Общественная жизнь и её различные стороны создают дополнительное эмоциональное напряжение, которое является необходимым элементом творчества.

Доступность для детей младшего школьного возраста занятий творческой деятельностью развивает осознанную способность к генерированию собственных идей.

В самом общем виде определение творческих способностей детей выглядит следующим образом.

Творческие способности детей – это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения ими творческой деятельности различного рода. Сами же способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяеь следующие творческие способности:

  1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
  2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символов.
  3. Способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.
  4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
  5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
  6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
  7. Гибкость мышления.
  8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
  9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
  10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
  11. Легкость генерирования идей.
  12. Творческое воображение.
  13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Психологи выделяют критерии развития творческих способностей, в частности Е.Н. Степанов предложил в практике обучения и воспитания творческих способностей в школе опираться на следующие критерии:

  • Чувство новизны;
  • Способность преобразовать структуру объекта;
  • Направленность на творчество;
  • Критичность;

И в качестве показателей предложил, соответственно:

  • Умение и стремление к познанию;
  • Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях;
  • Развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей;
  • Обладание способности к рефлексии, оценке и самооценке;

При развитии творческих способностей детей необходимо ориентироваться на раскрытие в их деятельности следующих качеств. Именно они должны проявляться и формироваться у детей в процессе творческой деятельности:

  1. Способность рисковать.
  2. Дивергентное мышление, т.е. разнонаправленное, учитывающее многие аспекты задачи.
  3. Гибкость в мышлении и действиях.
  4. Скорость мышления.
  5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
  6. Богатое воображение.
  7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
  8. Высокие эстетические ценности.
  9. Развитая интуиция.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

  1. Развитие воображения.
  2. Развитие качеств мышления, которые формируют творчество.

Таким образом, творческие способности детей младшего школьного возраста – это механизм развития разнообразных деятельностей ребёнка, его опыта, его личности. Творческие способности детей – это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения ими творческой деятельности различного рода.


ГЛАВА 2. РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

  1. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Дополнительное образование детей – составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием        Закона РФ «Об образовании».

Учреждение дополнительного образования детей – это тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

Существуют следующие виды учреждений дополнительного образования:

  • центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств) детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский)центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
  • дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
  • дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, школьников, юных натуралистов, детского (юношеского)технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
  • станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
  • детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
  • детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
  • специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);
  • детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.  

В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.

В последние десятилетия ХХ века в России существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного художественного образования.

Такие явления, как демографический спад, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, падение интереса родителей к художественному образованию, определили уменьшение числа детей, поступающих в учреждения дополнительного образования.

Развитие творческих способностей детей активно происходит в учреждениях дополнительного образования.

Учреждения дополнительного образования решают следующие задачи:

  • осуществление государственной политики гуманизации образования, основывающейся на приоритете свободного развития личности;
  •  обеспечение условий для выполнения одной из важных задач художественного образования, связанной с вхождением ребенка в мир искусства, освоения им выработанных мировой культурой ценностей;
  • обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования;
  • использование вариативных подходов в целях адаптации образовательных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;
  • создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса.

Развитие творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования определяется теми психологическими возрастными особенностями, которые характерны для каждого периода развития детей, а также социальным положением, в которое поставлен ребенок.

Современные технологии развития творческих способностей детей, их идейная сущность и основные направления определяются современным этапом реформирования нашего общества.

Беседы и занимательные рассказы при общении с детьми, детские утренники, игры способствуют развитию творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования.

К традиционным видам и жанрам творчества, реализуемых в учреждениях дополнительного образования, направленных на развитие творческих способностей детей относятся:

  1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры).
  2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова).
  3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).
  4. Изобразительное декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства).
  5. Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра).
  6. Киноискусство (фотокружки, детские любительские киностудии).
  7. Техническое творчество (моделирование, радио, электроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.).

Так как в человеке с рождения уже заложены задатки творческого восприятия, то в процессе жизнедеятельности, развивая свои способности и используя приобретенный опыт, человек, непроизвольно способствует проявлению новообразований в самодеятельности.

Для того чтобы активизировать творческий процесс в различных объединениях, клубах по интересам и привлечь наибольшее количество участников в учреждениях дополнительного образования, организатор обязан творчески подходить к каждому индивидуально. Стараясь помочь найти личности «себя» в любой роли позитивной деятельности, руководителю необходимо создать единый творческий ансамбль, в котором легко перейти от подражательности к инициативе.

Таким образом, в участниках «творческого ансамбля» художественного творчества в учреждениях дополнительного образования непроизвольно будут закладываться основы творческого метода. Зарождая будущую природу творчества в каждой личности, важно использовать путь вовлечения в разнообразные виды деятельности.

Детское творчество занимает ведущее место во всей деятельности учреждений дополнительного образования. Объясняется это самой сущностью этих учреждений и повышенной активностью детей – наиболее активных посетителей всех объединений.

Специфика творчества детей состоит в том, что оно не является самоцелью, а служит средством общего развития и саморазвития детей. Конечно, это не исключает и выявление талантов с ранних лет. Однако опыт показывает, что детские увлечения нередко быстро меняются. Объясняется это психологической неустойчивостью внимания и несформированностью интересов. Именно поэтому дети часто переходят из одного кружка в другой.


  1. РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО ЕБЕНКА (на примере воспитанницы Детского музыкального театра-студии «Обыкновенное чудо» Елизаветы О.)

Елизавета О. (2009г.р) пришла заниматься в студию в 2016г. Уже с первых занятий было видно, что ребенок обладает признаками одаренности, высокими творческими способностями, а также лидерскими качествами. Это было ярко выражено на занятиях по актерскому мастерству и вокалу. Ребенок выполнял задачи, поставленные педагогом, в этюдных работах, при этом внося много самостоятельной импровизации, что является очень ценным в актерской работе. Также была ярко выражена ее индивидуальность в вокальной работе, проявлялась инициативность и вовлеченность в образовательный и творческий процессы других воспитанников коллектива.

Также Елизавета О. показывала высокие результаты и была отмечена педагогом по хореографии – факультативного предмета, водящего в программу театра-студии.

Елизавета О. проявляет яркие творческие способности в сочинительстве. Она самостоятельно пишет стихи, читает их на конкурсах чтецов в школе, библиотеках района, где занимает призовые места, а также отмечена сертификатом Городского конкурса чтецов (ГДТЮ 2018г.).

На занятиях актерского мастерства (в пантомиме, пластике, сценической речи, этюдных работах) и вокала Елизавета О. ярко проявляла свои творческие способности.

Несмотря на то, что воспитанница прозанималась только один раз в год, на втором году обучения она сыграла главную роль в музыкальном спектакле «Муха Цокотуха» по одноименной сказке К.И. Чуковского, который был отмечен на Городском фестивале «На Красненькой речке» Дипломом 1 степени (2017г.). Также успешно справилась с главной ролью в музыкальном спектакле «Сказка о глупом Мышонке» (по одноименной сказке С.Я. Маршака), где она исполняла сложные вокальные партии на протяжении всего спектакля.  С задачей, поставленной педагогом, девочка справилась блестяще – спектакль был отмечен на Городском фестивале «На Красненькой речке» Дипломом 1 степени (2018г.).

Другие достижения Елизаветы О.:

  • На XXIV Городском фестивале «Дни театра в Зеркальном» (2018г.) – Дипломы Победителя в номинации «За лучшую эпизодическую роль» и «За лучший актерский ансамбль» в спектакле «Звездный мальчик» (по одноименной сказке О. Уайльда);
  • На IX Открытом городском театральном марафоне детских и юношеских театральных коллективов «В счастливой долине у Красненькой речки» - Диплом Победителя в номинации «Яркое исполнение роли» в музыкальном спектакле «Сказка о глупом Мышонке» (по одноименной сказке С.Я. Маршака);
  • На XXV Городском фестивале «Дни театра в Зеркальном» (2019г.) – Диплом Победителя в номинации «Лучшая главная роль» в мюзикле «Гномы и волшебная радуга».


Некоторые методы, применяемые педагогом на занятиях для развития творческих способностей одаренного ребенка :

  • Задания на самостоятельность в “режиссуре”, отдельный мизансцены спектакля и вовлечения в этот процесс других участников коллектива : игра “ Я педагог”.
  • Работа над дикцией: отдельные артикуляционные упражнения, упражнения с карандашом, упражнение с орешками. В качестве домашнего задания - придумать свое упражнение на развитие дикции. (Результат Елизавета О. придумала способ развития дикции посредством органов голосового аппарата и дыхательных упражнений).
  • Создание этюдов под музыкальное сопровождение.

             Помимо занятий в студии с педагогом и самостоятельных домашних занятий, Елизавета О. проявляет активную инициативу и любознательность, постоянно расширяет свой кругозор в области театрального искусства, посещая различные спектакли, концерты, выставки, как с педагогом, так и с родителями.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности - индивидуальные особенности. которые отличают одного человека от другого. К способностям относится музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательных реакций - спортсмена, тонкость цветоразличения для художника - живописца

Творческие способности детей - это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения ими творческой деятельности различного рода. Сами же способности - это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Творческие способности детей младшего школьного возраста  - это механизмы развития разнообразных деятельностей ребенка, его опыта, его личности.

Развитие творческих способностей детей активно происходит в учреждениях дополнительного образования. Развитие творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования определяется теми психологическими возрастными особенностями, которые характерны для каждого периода развития детей, а также социальным положением, в которое поставлен ребенок.

Детское творчество занимает ведущее место во всей деятельности учреждений дополнительного образования. Объясняется это самой сущностью этих учреждений и повышенной активностью детей -  наиболее активных посетителей всех объединений.

В учреждениях дополнительного образования  дети занимаются самыми различными видами творчества: лепкой, рисованием, танцем, музыкой, пением, различными ремеслами. Основными организационными формами творчества детей, В которых происходит процесс развития творческих способностей детей, являются кружки, секции и студии.

В учреждениях дополнительного образования происходит активный процесс развития творческих способностей детей, основанный на раннем начале, обеспечении условиями для творчества, максимальном напряжении сил, свободе выбора, помощи, добровольности, многогранности и самостоятельности. Сфера дополнительного образования детей - особое пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляется  развитие, освоение опыта, формирование творчества и мастерства, складываются эмоционально ценностное отношение между детьми и взрослыми, но и расширяются возможности для жизненного самоопределения детей.

У каждого педагога своя позиция и отношение к вопросу одаренности учащихся. В своей практике я склоняюсь к тому, что каждый ребенок одарен той или иной сфере деятельности. Моя задача, как педагога дополнительного образования, помочь выявить и раскрыть эту одаренность, создав для этого оптимальные условия. Ведь даже если ребенок пришел заниматься в театральную студию, но не обладает достаточно яркой одаренностью в этом виде искусства, нужно внимательнее присмотреться к его талантам и способностям в других видах деятельности, например: возможно он хорошо рисует или танцуешь или поет. Всем этим талантом можно найти применение и в театральном искусстве : в этом случае он мог бы рисовать декорации, придумывать костюмы, быть ответственным за грим и т.д. Важно правильно определить роль каждого ребенка в коллективе и дать ему возможность развиваться в нем как личность - одаренная своим собственным талантом.

Образовательные программы дополнительного образования, в частности, программа “Основы театрального искусства”, способствует развитию творческих способностей и детской одаренности за счет:

  • методов, приемов и технологий, направленных на индивидуализацию образовательного процесса, построения индивидуальных маршрутов;
  • создание условий для проявления творческих способностей через участие в спектаклях, конкурсах.

Список литературы

  1.  Анчуков, С.В. Художественное творчество и индивидуальность школьников / С.В Анчуков,М.Г. Романцов. – СПб.,1999. -163 с.
  2. Аронов, А.А. Творчество в контексте социализации личности / А.А. Аронов // Вестник МГУКИ. – 2004.- №2. -С. 54-69.
  3. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей. /М.Н. Баринова. – Л. 1961-102 с.
  4. Березина, В.Г., Детство творческой личности. / В.Г. Березина. – СПб,: издательство Буковского, 1994. – 60 с.
  5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская. – М.,2002.
  6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Стефа», 2000
  7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в развитии /  Л.С. Выготский. – СПб.: Союз,2007. – 96 с.
  8. Дружинин, В.Н. Психология творчества / В.Н. Дружинин.// Психологический журнал. – 2005.- Том №26.- №5. – С.101-109.
  9. Ермолаева – Томина, Л. Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева – Томина. – М.,2003. – 173 с.
  10. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. / И.Н. Ерошенков. – М.: НГИК,2001. – 362 с.
  11. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. Пособие для студентов вузов культуры и исскуств. 2-е изд. перераб. и доп./ А.Д Жарков. – М.: Изд-во МГУК, ИПО Профиздат, 2002, - 473 с.
  12. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. Пособие. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Изд-во Московского гос. университета культуры,1995. – 487 с.
  13. Левин, В.А. Воспитание творчества. / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1993. – 156 с.
  14. Лук, А.Н. Психология творчества. / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1978.
  15. Мелик – Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик - Пашаев. – М.:Знание, 1981. – 239 с.
  16. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн. Кн.
  1. Общие основы психологии. 3-е изд. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 282 с.
  1. Подъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества / Н.Н. Подъяков. – М., 1990. – 108 с.
  2. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. -М.,1976. – 328 с.
  3. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М. Матюшкина; Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. – М., Педагогика,1991. – 160 с.
  4. Рубинштейн, С.Л. Вопросы общей психологии. Изд. 2-е. / С.Л. Рубинштейн. – М., 1953. – 683 с.
  5. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов, 2004. – 510 с.
  6. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  7. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий. / Б.М/ Теплов.-М.,1961
  8. Черкова, М.А. Творческая деятельность как средство развития личности учащихся. / М.А. Черкова, А.М. Чибизова. – Кемерово, 1995. – 249 с.
  9. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества. / П.М. Якобсон. – М.:  Знание,1971. – 257 с.