Разработка театрального занятия для учащихся театральных студий в возрасте 9-11 лет "Театральная маска"

Занятие знакомит с театральными масками, их значением, характером, развивает чувства, эмоции, абразивно-ассоциативное мышление, воспитывает потребность в усвоении ценности мировой художественной культуры и умение использовать приобрести незнание для расширения кругозора и знаний формирование собственной культуры среды. Применяется для совместных мероприятий с родителями открытых занятий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetralnaya_maska_ivanova_elena_aleksandrovna.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСКА

Разработка театрального занятия

для учащихся театральных студий в возрасте 9-11 лет

Автор:

Иванова Елена Александровна,

Педагог дополнительного образования,

ГБУДО ДТДиМ Колпинского района СПб

Санкт-Петербург

2018 год

Занятие знакомит с театральными масками, их значением, характером, развивает чувства, эмоции, абразивно-ассоциативное мышление, воспитывает потребность в усвоении ценности мировой художественной культуры и умение использовать приобрести незнание для расширения кругозора и знаний формирование собственной культуры среды. Применяется для совместных мероприятий с родителями открытых занятий

Цель:

  • Познакомить с театральными масками, их значением, характером;

Задачи:

  • обучающая - научить формам приветствия  представители разных эпох

(Древняя Греция; Древний Рим; Средневековье; Королевский);

  • развивающая - развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления;
  • воспитывающая - Воспитание потребности в освоении ценностей и мировой художественной культуры и умение использовать приобретенные знания для расширения кругозора и осознанным формировании собственной культурной среды.

Оборудование:

элементы костюмов, реквизит, мультимедийный проектор, ноутбук; презентации к уроку, маски, фото-тест - кроссворд «ТЕАТРОМАНИЯ».

Методы и формы:

словесный;

объяснительно-иллюстративный;

обсуждение итогов занятия;

беседа эвристического обучения;

опрос фронтальный.

Ход занятия:

1.  Организационный момент

№ 1 - Эпиграф.

1 мин. Настроить студийцев на восприятие нового материала. Чтение параграфа к занятию.

Приветствие студийцев. Ответы на вопросы педагога.


Выполнение условий игры.

2. Актуализация знаний учащихся. Мотивирующее начало.

№ 2 - тема урока.

№ 3 — цель и задачи 2 мин. Сообщить тему, цель и задачи занятия.

Замотивировать студийцев в получении новых знаний; расширение своего кругозора.

3. Повторение пройденного материала.

№ 4 — кроссворд.

№ 5-14 — фото-тест 10 мин. Подготовить голосо-речевой аппарат студийца к работе.

Повторить пройденный материал. Создать предпосылки для выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживание телесного и психического довольства и недовольства.

Побудить к показу моделей выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гордость и др.) Закрепить элементы выразительных движений: мимику, жесты, позы, походку. Актерский тренинг (массаж: гигиенический, вибрационный; артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; голосо-речевые упражнения; пантомимический этюд. Решение кроссворда. Фото-тест. Выполнение упражнений актерского тренинга. Подготовка пантомимического этюда на тему “Лепим снеговика”.

Отвечают на вопросы кроссворда и фото-теста.

4. Изучение нового материала

№15-23 - маски 10 мин. Познакомить студийцев с историей возникновения масок, с различными типами масок, рассказать о применении масок и значении цвета в маске. На примере комедии дель-арте показать значение маски в создании образов. Смотрят демонстрационный материал и по ходу беседы отвечают на вопросы.

5. Практическая работа № 24-26 — костюмы эпох 13 мин. Научить формам приветствия, которые использовались в разные эпохи. Развивать внимание и память на запоминание психофизических действий. Инструктаж педагога по выполнению практического задания.

Показ педагогом видов приветствия: Древняя Греция, Древний Рим; Средние века; королевский поклон. Выполняю задания по образцу с элементами костюмов.

6. Проверка знаний. 1 мин. Проверка степени усвоения материала. Слайды на экране с изображением масок. Педагог задет вопросы по содержанию слайдовой программы.

Отвечают на вопросы педагога.

7.  Подведение итогов. Рефлексия 2 мин. Развивать у студийцев способность к            рефлексии (самоанализу), поощрять желание студийцев размышлять о                          полученных знаниях и анализировать собственные действия, состояния,                           поступки. Что нового узнали сегодня на занятии?

Что у вас получилось?

Что вызвало недовольство собой?

Как это преодолеть?                                                                                                                                  Оформление чудо - дерева. Отвечают на вопросы педагога.                                                          Оформляют чудо - дерево масками комедии или трагедии.

8. Домашнее задание 1 мин. Закрепить знания студийцев о различных видах                      масок.  Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Конспект занятия

I этап.  Организационный момент.  (1 мин).                                                                                        ЦЕЛЬ: настроить студийцев на восприятие нового материала.

Педагог:

Приветствие студийцев.

Мы продолжаем с вами погружение в мир театра. Начать занятие я бы хотела                            с эпиграфа.

 «Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу              душу мощными и разнообразными

впечатлениями …  и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни!» - В. Г. Белинский.

Игра «Подлиза».

II этап. Актуализация знаний учащихся.  Мотивирующее начало (2 мин.)

ЦЕЛЬ: Сообщение темы, цели и задач занятия. Замотивировать студийцев в получении новых знаний; расширении своего кругозора.

III этап. Повторение пройденного материала. (10 мин.)

ЦЕЛЬ: Подготовить голосо-речевой аппарат студийца к работе.

Повторить пройденный материал.

Создать предпосылки для выразительного изображения отдельных

эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного

и психического довольства и недовольства. Побудить к показу моделей выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гордость и др.).

Закрепить элементы выразительных движений: мимику, жесты, позы, походку.


Педагог : Чтобы подготовить голосовой речевой аппарат к работе на занятии начинаем актерский тренинг с массажа. Какие виды массажа вы знаете?

 (Ответы детей)

Под руководством педагога проводятся массажи.

Гигиенический массаж. Цель массажа разогреть мышцы лица шеи.

Вибрационный массаж. Цель массажа разбудить резонаторы

Педагог: какие виды гимнастик использует актер для подготовки голосового-речевого аппарата (ответы студийцев: артикуляционная, дыхательная, дикционные упражнения, голосо-речевые упражнения)

Выполнение упражнений актерского тренинга.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения “Пятачок”, “Улыбочка”, “Рыбка”, “Вкусная конфета”, “Дотянись до неба”.

Дыхательная гимнастика. Упражнения “Кукушка”, “Комарик”, “Со скакалкой я скачу”.

Дикционные упражнения. Проговаривание скороговорок, игра “Кидаем мячи”.

Голосо-речевые упражнения. “Высадка”, “Орган”.

Педагог: Каждый из вас знает, что для артиста очень важно уметь перевоплощаться. Какие виды перевоплощения вам известны? (Внутренние и внешнее).

Задание: Подготовить поэтический этюд на тему “Лепим снеговика”. Этюд выполняется индивидуально каждым. Ваш снеговик должен оказаться на вашем месте на сцене, хотя катать комы снега вы можете по всей сцене.

В процессе работы у меня могут возникнуть вопросы. 20 сек. -

На обдумывание мизансцен.

Показ этюда.

Педагог:

Отвечаем на вопросы кроссворда и фото-теста.

Слайд  “Кроссворд”.

Слайды “Фототест”.

IV этап. Изучение нового материала (10 мин)

ЦЕЛЬ : Познакомить студийцев с истории возникновения масок, с различными типами масок, рассказать о применении масок и значении Цвета в маске. На примере комедии дель арте показать значение маски в создании образов.

Педагог: Театр начинается с игры. Достаточно надеть маску, изменить голос, походку и начинается театр. Маска — это неотъемлемый атрибут театральных представлений, карнавальных шествий, которые проходят в Бразилии и Венеции. Посмотрите, какими они были и какими стали сейчас.

Слайд «Древние маски»

Слайд «Маски народов»

Слайд «Венецианские маски»

Студийцы смотрят демонстрационный материал.

«Маски» — от латинского «личина», в глубокой древности применялись в обрядах, связанных с трудовой деятельностью людей. Например, перед началом посева или, наоборот, сбора урожая люди исполняли ритуальные танцы, надевая при этом маски.                А также в праздники урожая, в праздники поклонения животным, считая этих животных покровителями (животные-тотемы), использовали ритуальные маски с чертами животных — например, у африканских народов.

Маски использовались в ритуалах погребения (захоронения), также в различных церемониях, например отпугивания колдунов, посвящения в вожди.

Итак, маски бывают карнавальные, ритуальные, комические, трагические.

В Европе трагические и комические маски применялись давно, ещё в античном театре, зародившемся в Древней Греции.

Слайд «Маски комедия-трагедия».

Маски в Древней Греции делали из глины, надевали как шлем.

Слайд «Глиняные маски».

У некоторых народов маску просто держали в руках. Были известны маски из золота. Посмотрите внимательно на все представленные маски.

Какие средства использовали художники для того, чтобы маски могли передать состояние героя, показать его характер и возраст? (Ответы детей). Сегодня маски делают из бумаги (в технике папье-маше), резины, ткани. Как выглядит маска, выражающая весёлое настроение? (Ответы детей). Что происходит с лицом? Губы растягиваются, глаза сужаются.

Это комическая маска. Выразите удивление на своём лице.

Что происходит с лицом? (Ответы детей).

Глаза округляются, рот в виде «о», брови поднимаются.

Опустите уголки губ и изобразите грусть. Это трагическая маска. Символами комедии (смеха) и трагедии (печали) до сих пор служат античные маски.  

А как, ребята, по-вашему, можно определить возраст по маске? (Ответы детей).                                                                        На некоторых масках возраст можно определить по морщинам. В Древней Руси маски были принадлежностью скоморохов, позже клоунов.

Слайд «Древняя Русь. Маски».

Что же такое маска? Дадим определение.

Слайд «Маска – определение».

Италия – родина удивительного жанра. Жанра комедии масок.

Слайд «Комедия дель арте».

Слайд «Арлекин».

Кто ответит, как полностью звучит название этого жанра? (Ответы детей). Душой спектакля были «слуги» — наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый и добродушный Арлекин, острая на язык Серветта, не лишённый злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор и многие другие герои.

V этап. Практическая работа (13 мин.).

ЦЕЛЬ: научить формам приветствия, которые использовались в разные эпохи.

Развивать внимание и память на запоминание психофизических действий.

Педагог: Внимание на экран.

Слайд "Древний грек".

Перед вами предстанут представители различных эпох. Это житель Древней Греции. Страны, ставшей родиной первых костюмированных представлений. Страны загадочных мифов и выдающихся учёных. Именно из Древней Греции пришли к нам многие театральные понятия. Например, сцена, котурны, трагедия, комедия. А сейчас внимательно посмотрите на одежду древнего грека. На нем хитон, на ногах сандалии,            в некоторых случаях край одежды закреплялся на плече, в некоторых случаях её приходилось придерживать рукой. Перед вами представитель средневековья, рыцарь.

Слайд "Рыцарь".

Как выглядит одежда рыцаря?

Ответы детей (тяжелая, массивная, доспехи из металла, на лице своеобразная маска для устрашения противника и защиты лица – шлем)

Слайд «Королева»

И, наконец, опишите, как одета королева? (Ответы детей)

Педагог: А сейчас мы поднимемся на сцену и научимся формам приветствия, принятым в те далекие времена. Атрибуты берем в соответствии со временем.

Показ педагогом 1 вида приветствия: Древняя Греция, Древним Рим;

Инструктаж педагога по выполнению практического задания.

Педагог:

Придерживая край одежды левой рукой на счет раз – шаг правой ногой вперед, два – левую ногу приставить, три – правая рука с прижатыми пальцами поднимается вверх, мы должны показать открытую ладонь. На счет четыре – поклон головы, пять – голову поднять, шесть – правую руку опустить

Повторный показ со словами со счета три «Я вас вижу, и я вас приветствую».

Выполнение студийцами данного вида приветствия.

Средние века. Комментарий педагога. Показ. Выполнение студийцами.

Королевский поклон. Комментарий педагога. Показ. Выполнение студийцами.

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия. Игра «Маска откровения».

Оформление чудо-дерева.

8. Домашнее задание 1 мин. Закрепить знания студийцев о различных видах масок. Инструктаж по выполнению домашнего задания.