Статья «НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ АКТЕРСКОМ ТРЕНИНГЕ В ТЕАТРАЛЬНЫХ СТУДИЯХ»

Детский театр открывает для человека удивительное пространство – пространство Творчества. Театральное пространство способно помочь молодому человеку развиваться, почувствовать, нащупать свою индивидуальность; воспитать способность оценивать ситуацию и принимать самостоятельные решения; научит общаться и жить в коллективе радостно и плодотворно; получать удовольствие, доставляя радость и удовольствие окружающим людям. «Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя» - Д.С. Лихачёв «Письма о добром».

Театральное пространство – замечательная среда для развития и становления молодого человека. Но может нанести и огромный вред неокрепшему организму, если он не готов к работе на сценической площадке. К этому действию  необходимо готовиться. Для этого и необходимы тренинги, без которых невозможно органичное существование в пространстве предлагаемых обстоятельств пьесы и роли, т.е. в присвоении чужой жизни, и значит – обогащения себя, как Человека Чувствующего и Творческого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balashova_statya_na_sayt.docx51.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества

Кировского района Санкт-Петербурга

«НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ АКТЕРСКОМ ТРЕНИНГЕ

 В ТЕАТРАЛЬНЫХ СТУДИЯХ»

Балашова Татьяна Анатольевна,

педагог дополнительного образования,

руководитель театрального коллектива «На Счастливой»

ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района Санкт-Петербурга

 «Жизнь – это, прежде всего, творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить должен родиться художником, балериной, или учёным. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…Творчество – оно беспрерывно» - пишет в книге «Письма о добром» Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Но наш противоречивый мир все жестче и жестче создает рамки, задает стандарты поведения молодых людей: это правильно, это неправильно; так надо делать, чтобы получить «отлично», так себя вести, чтобы хвалили. Ребёнок отучается мыслить и чувствовать самостоятельно, индивидуально. Количество предметов в школе становится больше, а знаний, как ни странно, меньше. Точнее, растёт объём получаемой информации. Но эмоционально дети «глухи», с большим трудом способны чувственно воспринимать окружающий мир. А значит, полученная информация, оставаясь не востребованной, уходит, как песок сквозь пальцы. Часто не могут молодые люди «найти себя» в окружающем мире, сориентироваться, проявить свои способности. А ведь неталантливых детей нет. Это мир взрослых делает их такими…  

Детский театр открывает для человека удивительное пространство – пространство Творчества. Театральное пространство способно помочь молодому человеку развиваться, почувствовать, нащупать свою индивидуальность; воспитать способность оценивать ситуацию и принимать самостоятельные решения; научит общаться и жить в коллективе радостно и плодотворно; получать удовольствие, доставляя радость и удовольствие окружающим людям. «Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя» - Д.С. Лихачёв «Письма о добром».

    Театральное пространство – замечательная среда для развития и становления молодого человека. Но может нанести и огромный вред неокрепшему организму, если он не готов к работе на сценической площадке. К этому действию  необходимо готовиться. Для этого и необходимы тренинги, без которых невозможно органичное существование в пространстве предлагаемых обстоятельств пьесы и роли, т.е. в присвоении чужой жизни, и значит – обогащения себя, как Человека Чувствующего и Творческого.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Почему нельзя обойтись без тренингов? Почему нельзя просто ставить спектакли, программы? Почему, помимо пластического и речевого тренингов, крайне необходимы и актёрские тренинги?

С.В. Гиппиус пишет в книге «Гимнастика чувств»: «Сценическое действие - естественный способ существования на сцене обученного актёра. Конечная цель обучения - овладение сценическим действованием, то есть умение актера органически существовать в условиях вымысла, перевоплотившись в образ. Начинать обучение актера надо с постепенного освоения сценического действия через изучение и освоение механизма человеческого поведения или (введем условный термин) через изучение и освоение жизненного действия.

Как изучать жизненное действие? Как, говоря словами Станиславского, "познать свою природу и дисциплинировать ее"? Очевидно, здесь никак нельзя обойтись без своеобразной "гимнастики чувств", без тренинга творческой психотехники, потом что, только тренируя, сознательно и настойчиво, свою творческую психотехнику может актер "познать свою природу". А его природа в действии и во взаимодействии с реальным миром - это и есть его жизненное действие»[1]. Другими словами, не пройдя череду творческих заданий и упражнений, невозможно полноценно сыграть роль.

«На пороге XXI века в театральном искусстве вообще и в сценической педагогике, в частности, возник некий совокупный духовный импульс, который связан с именами нескольких практиков и теоретиков актерского искусства России и Европы века XX. И при всем разнообразии оттенков, составляющих импульс, если можно так выразиться, или при разнообразии тонов, составляющих цветовую гамму картины, наблюдается какой-то общий субстрат, общий стержень, на который нанизываются бесконечно разные и не сводимые к единому знаменателю открытия К. С. Станиславского, М. А. Чехова, В. Э. Мейерхольда, Б. Брехта, Е. Гротовского. Практика привела этих мастеров к осознанию необходимости метода, техники тренировки актера, особых систематических усилий, связанных не с освоением навыков профессии, а с развитием психофизического аппарата, инструмента, которым пользуется актер для извлечения нот, составляющих музыку творческой души»[2].

Но это всё про воспитание профессиональных актёров. Зачем это детям, подросткам, немногие из которых связывают свою будущую жизнь с профессиональным театром?  Из книги Марселя Мижо  «Сент-Экзюпери» - «Может быть, бесчисленные мертвые знания, которые вкладывают учителя в юношу и подростка, никогда не смогут заменить духовной пищи, так необходимой неокрепшей душе? Человеку, когда он растет, важно выразить себя, понять свое беспокойство и вернуть утраченную радость. А для этого нужно вырабатывать стиль жизни и не загружать душу мертвым грузом школьной мудрости. Затем начинается знакомство с миром причин и следствий, в котором люди поступают не так, как они хотят, а как их к тому вынуждают обстоятельства». Это мысль, мне кажется, отражает процесс развития молодого человека с помощью театральных методик. Именно актёрские тренинги помогают юному человеку осознать себя, почувствовать, наладить связь с окружающим миром и учиться действовать в нём.

Единственный путь познания самого себя - путь действа, активного действия на свою природу и взаимодействия с окружающей средой. Само - собой разумеется, лишь на этом пути и может человек по-настоящему, узнать, понять себя - действуя в жизни и оценивая свои действа.

Актерский тренинг – это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать у учеников внимание, наблюдательность, органы восприятия и реакции, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий, умение жить в коллективе без ущерба собственного «Я».

Но механическое перенесение упражнений и игр театральных школ, мне кажется, невозможным и неправильным. Необходима адаптация профессиональных тренингов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями, способностями каждого студийца и каждой творческой группы.

Необходимо постепенное насаждение профессиональной системы. Здесь должен действовать принцип – от простого к сложному, от веселого к серьезному. Прежде чем дети увлекутся процессом обучения, они должны увлечься яркостью, разнообразностью и сравнительной несложностью упражнений-игр. В тоже время, нельзя потакать детям и проводить целые занятия творческих игр, не выходя на более серьезный уровень. Необходимо сохранять баланс между игровой и учебной формой.

Упражнения как таковые имеют смысл до тех пор, пока они невыполнимы, пока в них остается «запас сложности». Только в этом случае они вызывают повышенное внимание к точности выполнения. С того момента, как его технология изучена, оно становится активным средством воздействия на психофизический аппарат учащегося. Повторяя упражнение, необходимо вводить заметные изменения, тогда свежесть, сиюминутность реакций и подлинность действий участников тренинга обеспечиваются легко.

Как только то или иное упражнение станет привычным, сначала учащиеся потеряют интерес к нему, а затем у них появится эмоциональная усталость. Доступность упражнений - залог успеха первых занятий. Активным средством усложнения задания в процессе отработки навыков являются вопросы-усложнения, вопросы-уточнения, что позволяет непрерывно держать участника тренинга в постоянном творческом напряжении.

Комплексные упражнения должны разрешать одновременно или последовательно наибольшее количество педагогических задач: такие упражнения, оказывая воздействие на психофизический аппарат учащегося, приносят максимальную пользу.

Принцип контрастности в подборе и выполнении упражнений развивает эмоциональность и способность быстро менять темпоритм поведения. Чередование во время тренинга упражнений, различно воздействующих на организм, позволяет внести разнообразие и является хорошим способом мотивации.

Очень важно, чтобы в ходе занятия педагог сам жил подлинно: смотрел и видел; слушал и слышал; по-настоящему сосредоточивал внимание; увлекательно и лаконично ставил задачи; вовремя реагировал на верные и продуктивные действия участников; подлинно, по-настоящему отыскивал недостатки в выполнении упражнений; заряжал эмоционально аудиторию. Действия участников будут подлинными только лишь в том случае, если педагог будет не имитировать педагогические действия, а по-настоящему совершать их. Всегда необходимо помнить о том, что в ходе тренинга педагог должен пребывать в условиях публичности точно так же, как и его ученики – «здесь и сейчас». Педагог вместе с учениками должен создавать творческую атмосферу. Важным элементом такой атмосферы является игра, игровое творческое начало, которое воспитывает чувство индивидуальной свободы, без развития которой не состоится Человек Творческий.

«Игровой стиль деятельности при обучении искусству, неожиданность, непосредственность, юмор, способность к экспромту — все это приметы творческого стиля общения педагога и учащихся. Обучить творчеству нельзя, но можно создать на уроке творческую атмосферу, вовлечь ученика в совместный поиск решения, насытить урок эмоционально. Это возможно, если педагог увлекается сам, если он получает удовольствие от процесса поиска, дает ученику право на самостоятельное решение и на ошибку, т. е. поддерживает его творческие усилия»[3].

ПРАКТИКА

Программы всех групп нашей студии предусматривают занятия тренингами. Для детей 8-11 лет – это «театрально-физический тренаж» и «гимнастика чувств». Для средних и старших школьников – «сценическая выразительность» и «работа над собой в процессе актерского тренинга».

Каждая встреча с воспитанниками начинается с тех или иных тренингов. Как правило, продолжительность 1-2 ак. часа, в зависимости от конкретной педагогической ситуации.

 Структура  занятия может иметь свою композицию, т. е. иметь начало, кульминацию, завершение. В подготовительной схеме урока может существовать альтернативная схема упражнений, позволяющая, в зависимости от конкретной ситуации, корректировать или менять ход развития урока, акцентировать ту или иную тему или вовсе заменить ее.

Примеры блоков занятий и некоторые упражнения

Начало занятия – очень важный момент «настройки» творческого микроклимата. Разминочные упражнения служат созданию игровой радостной атмосферы на уроке, ведут к раскрепощению детей, приводят  в рабочее состояние, как каждого участника, так и группу в целом.

Можно начинать занятия с «зачина», который готовится студийцами самостоятельно, до начала занятий. Но практика последних лет показывает, что на «зачины» с большим удовольствием идут только младшие и средние студийцы. И не всегда эти работы дают возможность поддерживать их темпо-ритм в дальнейшем занятии. /Хотя предоставлять возможность «высказываться» детям нужно обязательно/. Даже при отсутствии “зачина”, первые минуты занятия призваны активизировать творческое внимание. Очень полезно посвятить это время групповым упражнениям, связанным с физической активностью.

Как правило, тренинг любой группы начинается с Физического разогрева /1/ Задачи которого – привести тело в готовность, размять мышцы, отключиться от повседневной жизни.

1.1.Это различного рода физкультурно-спортивные упражнения для младших детей:

  • Потягивания;
  • Вращения головой, освобождение шейных мышц;
  • Повороты туловища;
  • Упражнения с палками;
  • Вращение обруча;
  • Растяжки и др.

Подготовительные упражнения могут проводиться индивидуально, в парах или группой в «стайке» под руководством желающих членов группы /5-7минут/

Для старших детей возможен «физический разогрев» на упражнениях тренинга визуально-пластического перфоменса Ф. Жанти – «станцуй имя», «пластический диалог имён», «танцуй под мою музыку – озвучивай мои движения» или на упражнении «следуй за лидером» школы Ежи Гротовского.

1.2. После подготовительных упражнений можно провести групповое упражнение «Свободное движение». Это упражнение вызывает большой энтузиазм воспитанников. Необходимо сделать «нарезку» фонограмм разных стилей и жанров /марши, детские песни, вальсы, польки, танго, поп, джаз, рэп, блюзы и т.д. и т.п/ - чем разнообразнее, тем лучше. Участники спонтанно двигаются под музыку, стараясь передать её характер. Остановка фонограммы – «фриз» участников, которые задерживаются в позе, столько, сколько длиться пауза. Далее  либо продолжается тот же музыкальный фрагмент, либо начинается другой. Остановка фонограммы – «фриз» участников. Во время пауз необходимо следить за дыханием и снимать излишнее мышечное напряжение. В паузу можно включить упражнение «воздух-желе-камень». Свободное индивидуальное движение переходит к парному, групповому. Если группа в хорошем состоянии, то после хорошего «разогрева»,  участникам предлагается оправдать позу, которая возникла во время остановки фонограммы (индивидуально, в парах, микро-группах, группой в целом).

1.3. Дыхательные упражнения.

  • Очищение носовых и гайморовых пазух
  • Дыхание для бронхов
  • Очистительное дыхание йогов

1.4. Игры-упражнения, которые нравятся детям разных возрастов:

  •  «Состязания в парах»
  • «Бег в резинке»
  • «Перетягивание каната»
  • «Воздушный шарик»
  • «Футбол-волейбол»
  • «Сквозь игольное ушко»

1,2,3 из указанных игр – парные. Но уже 3 можно сделать групповым.

4 игра – индивидуальная, но может быть и парной (два человека летят на одном шарике, а то и три). 5,6 – групповые упражнения. Причём, при наличии группы 15-20 человек, можно сделать соревнования. Упражнение «сквозь игольное ушко» можно усложнить, добавляя второй обруч и пролезать через обруч с закрытыми глазами /

1.5. Вопрос: «В какую игру хотели бы поиграть?» вызывает у студийцев живой отклик и множество предложений:

  • «Кошки-мышки» вслепую
  • «Прятки-жмурки» вслепую
  •  «Пятнашки» = «Зомби»
  • «Обмен именами»
  • «Убийца» = «Киллер» = «Детектив»
  • «Ромео и Джульетта»
  • «Дрессировка»
  • «Поводырь» и др.

Старшим студийцам предлагается провести игру самостоятельно - объяснить условия игры и соблюдать её правила во время проведения /при необходимости – корректировка, подсказки педагога/.

В целом «физический разогрев» не должен превышать 25-30 минут.

Заканчивается он обменом впечатлений – «как настроение, самочувствие?», «что наиболее понравилось?», «нет ли каких-то неудобств и недовольств».

2.В занятие можно ввести небольшую речеголосовую разминку, т.к. сценическая речь – суть актерское мастерство.

2.1.Начать необходимо с дыхательных упражнений:

  • Растягивание ребер /упражнение йогов/
  • «Насос», «Маятник», «Кошка» /упр. А.Н. Стрельниковой/
  • «Упражнение на ходу», «Тонизирующее упражнение» /йога/
  • Дыхание лёжа с книгой на животе.

2.2. Голосовой мячик. Упражнения с мячами для игры в лаун-теннис. Вместе с бросками мячом в пол воспитанники повторяют «речевой ряд гласных», обрамленный сначала сонорными, а потом взрывными согласными. Упражнение выполняется с бросками мяча в пол, стены друг другу. Необходимо проверять, чтобы «звук-мяч» доставал обозначенные преграды, не был бы слишком громким или тихим; обращать внимание на чрезмерное напряжение мышц шеи и ног. Далее предлагается оставить настоящие мячи и продолжить работу с воображаемыми мячами. При этом звук и направленность движений должна остаться такой же, как и при работе с настоящими мячами.

2.3. Пробивка резонаторов

Ученики в кругу. Стоят в затылок друг другу и, "мыча", разминают, постукивают стоящего впереди ребрами ладоней по спине и бокам. Группе может быть предложено изменить высоту и громкость тона, причем напряжение связок и полнота дыхания контролируется педагогом.

2.4. Жестовое выведение звуков.

2.5. Бег и движение приставными шагами по кругу с чтением стихов.

К примеру, задается отрывок из сказки С. Маршака “Кошкин дом”. Группа должна начать чтение шепотом, но таким, при котором звуки абсолютно различимы, на глубоком диафрагмальном дыхании. Педагог широким взмахом руки просит дать полный звук, через несколько секунд опускает руку ниже, показывая – среднее звучание. Упражнение развивает как речевые навыки, так и внимание.

2.6. Чистоговорки. Можно вернуться к мячам, или работать с палками.

Броуновское движение участников с предметом /мяч, палка/; кто-то задаёт «речевую загадку» произнося только согласные звуки вслух, а гласные артикулируя; отгадавшие присоединяются к произнесению речевой загадки. Потом чистоговорка произносится вслух /3раза/, одновременно участники меняются предметами, продолжая перемещения и манипуляции предметами.

2.7. В этот блок могут быть включены и упражнения на речедвигательную координацию. Тексты могут быть самые разнообразные: «Баллада о королевском» Б.Заходер, «Ехали медведи» К.Чуковский, стихи М Яснова, Э. Мошковской и др. - для младших студийцев; стихи Г. Сапгира, Ю. Морриц. «Мороз воевода дозором» Н.Некрасов, «Белеет парус одинокий» М.Лермонтов - для средних; «На севере диком» М.Лермонтов, «Иван Топорышкин», «Часы стучат» Д. Хармс. Стихи В. Брюсова, В. Хлебникова и др. - для старших. Позиции рук и ног, соответствующие ударной доле, могут задаваться педагогом, а могут придумываться вместе с детьми. Упражнение требует высочайшей концентрации внимания, необходимо внимательно следить, чтобы мышцы у детей не были закрепощены от чрезмерного усердия и жесты и шаги получались бы свободными и широкими.

3. Далее необходимо перейти к блоку релаксирующих и тонизирующих упражнений.

3.1. «Марионетка». Вытянуться-растянуться на «ниточках»  и постепенно отпускать их до полного расслабленного состояния на полу. «Обнулиться». Спокойно подышать.

3.2. Йоговские упражнения «Полёт», «Улыбка внутри» создают положительный настрой на продолжительное время. Поэтому дети очень часто просят: «Давайте полетаем», и с большим удовольствием рассказывают о своих ощущениях.

4. Групповые игры, направленные на развитие комплекса свойств.

4.1. «Люди – мотоциклы, люди – самолёты». Упражнение очень полезно для развития дыхательного аппарата. Кроме того, оно важно в воспитании у ребенка чувства группы, партнерства и дает возможность изменения отношения к объекту.

4.2. «Змея» /из тренинга «Маска»/ - концентрирует внимание, развивает телесные свободу и координацию, воспитывает чувство формы и темпо-ритма.

4.3. «Баранья голова» жестом и мимикой /из тренинга «Маска»/

4.4. «Баранья голова» с пристройкой к стулу /из тренинга «Маска»/

4.5. «Ритмы и группы» тренирует многоплоскостное внимание — групповое и индивидуальное, импульсивность, координация движений.

4.6. «Имя» (обмен именами). «Упражнение развивает не только произвольное внимание и тренирует память, но требует динамичного переключения внимания, т. е. способности моментально отказаться от предыдущей информации и непосредственно воспринять новую. Конечно, в этом упражнении развивается также и сенситивность — чувственное восприятие партнера, основанное на моментальном впечатлении»[4]. 

4.7. «Думать вместе» /смена лидера/. «Целью этого упражнения является развитие контролеров движения своего тела в конкретном пространстве, соотношение своего движения и движения партнеров. В тренировке пластического взаимодействия вырабатывается навык мыслить и действовать в группе, пробуждается интуиция. Непосредственность восприятия развивается в мгновенной реакции на изменяющуюся ситуацию в классе и в спонтанных пристройках к партнерам. Так как процесс движения достаточно нагляден и очевиден, его можно легко контролировать как студенту, так и преподавателю»[5] /

4.8. «Дирижер». Упражнение тренирует моментальное восприятие изменяющейся ситуации и способность мгновенно корректировать собственное поведение. Одновременно развиваются изобретательность, выразительность жеста и, что очень важно, его действенная направленность.

5. Парные и микрогрупповые упражнения на чувствительность, понимание, взаимодействия.

5.1. Переход к этим упражнениям можно провести через коллективное взаимодействие «Стой – иди».

5.2. Пары – « Дотронуться – увильнуть»

5.3. «Нарисуй на спине»; «Сыграй  музыкальное произведение на спине»

5.4. «С закрытыми глазами»

  •  «роботы»
  •  «лабиринт»
  • «найди партнёра»

5.5. «Стой – иди»

  • Довести партнёра до цели
  • Остановить и отправить в путь с определенным подтекстом (предостеречь, напугать, обвинить, обольстить и т.д и т.п)

5.6. Передача эмоционального состояния жестом-позой с нарастанием

  • Тоже самое в «нейтральной маске».

Непременное обсуждение – ощущений  во время выполнения заданий:

Что происходит, когда появляется Маска? Как интереснее?

  1. Парные упражнения в нейтральной маске  /лимон-сахар, сода - уксус, огонь – вода, вода - мороз, пламя – свеча и др/
  • Самостоятельные взаимодействия  на 2-4 человек
  1.  Поза – пристройка – оправдание (2-3-5 участников).

6. «Ожившие картины»

Прежде чем перейти к основному упражнению делается  ряд предварительных упражнений:

  • Дополни картинку
  • Внутренний монолог вещи, игрушки
  • Внутренний монолог портрета

По сюжетной репродукции какой-либо картины определяем в общей дискуссии: идею, фабулу и сюжет, основное событие, запечатленное художником, отдельные человеческие действия, из которых складывается и в которых проявляется это событие (композицию действующих лиц). Рассматривая характеры людей, заостряем внимание на изменениях в их жизни под влиянием изображенного события.

Группа разделяется на подгруппы, каждая из которых выбирает репродукцию. Задача участников определить основное событие, сочинить предысторию его, и финал (выход). Разобрать характеры. Затем сыграть небольшой этюд – сыграв предысторию, войти в «мизансцену-событие» (зафиксировать) её и завершить историю предполагаемой развязкой.

Практическое применение тренингов

Каждый ребёнок должен получить возможность извлечь из занятий то, что наиболее отвечает уникальным потребностям его личности.

Безусловно, упражнения-игры, тренинги способствуют развитию психофизической структуры ученика, раскрепощают, развивают творческие особенности и способности, креативность мышления. Но эти результаты приходят не сразу (и к каждому - по-разному)  и не могут быть осознанны  воспитанниками. Дети играют с удовольствием, азартом.  И должны понимать, что «игры», в которые мы играем – необходимость, без которой  нельзя обойтись. И игра, точно выполненная, может привести к результату, который можно предъявить публике.

«В конце концов, из всего, что мы изучаем, мы усваиваем то, что применяем на практике» - И-В Гёте.

Результатами тренинга могут быть:

  • необходимые фрагменты, используемые в учебных и репертуарных, программных спектаклях.
  • Концертные номера  для внутреннего показа  (открытые уроки, «капустники», встречи групп). Номера для широкого, публичного показа (концерты, фестивали, праздники).
  • Спектакли – так же могут быть результатом тренинга.

Некоторые примеры из опыта работы нашей студии:

  • Работа с фактурами (ткани, лоскуты, бумага  крафт, газеты, поролон и др.) – учебные спектакли «Моя Вообразилия», «Цветек-семицветик»; - номера для внутреннего пользования – «Ветер перемен», «Паук и бабочка», «Фея надежды».
  • Всегдашние домашние задания – «Наблюдение», пройдя через череду этюдов, - превращается в концертные номера «Очередь к зубному врачу», «В маршрутке», «Учителя и ученики», «Подиум». «Мой любимец может», «Зоопарк», и др;  
  • Упражнения «болтунская тарабарщина», «я танцую – ты поёшь; я пою – ты танцуешь» позволили сделать ряд клоунских номеров.
  • Упражнение «Ритмо-звуковой ансамбль» позволило сделать номера – «Клипы», «Как будто джаз» и др.

На основе этих номеров сделаны программы - «Наш зоопарк», «Цирк»

В концертных номерах «К чему играть спектакли…» (по стихам Ю.Кима), « А куклы плачут и поют» были использованы работа с фактурами и масками.  

Упражнения «Ожившие картины» и «Музыкальные ассоциации» позволили  сделать мини-спектакль «Танец художника» по произведениям А. Матисса, П. Пикассо, Э. Дега, С. Боттичелли на музыку группы Спейс, «Сады моей души» по произведениям Н.С. Гумилёва.

По комплексу тренингов был сделан программный спектакль «Найти себя». Основная инициатива создания спектакля шла о студийцев, которые с большим увлечением занимались тренингами.

В данной статье представлены только некоторые примеры упражнений актёрского тренинга, самая малая толика из обилия упражнений, которые можно использовать в работе с детьми и подростками. Но, как мне думается, даже из этой небольшой подборки, можно понять, что занятия тренингами решают самые разнообразные задачи.

  • Осваиваются основы актёрского мастерства, которые необходимы в работе над репертуаром.
  • Тренинги помогают в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества.
  •  Способствуют возбуждению познавательного интереса.
  •  Воспитывают культуру общения в  коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе; сплачивают коллектив
  •  Воспитывают зрительскую культуру.
  •  Развивают личностные и творческие способности детей;
  •  Снимают внутренние зажимы.
  • Способствуют развитию продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
  • Создают эмоционально положительный настрой, без которого невозможен творческий процесс.

«С помощью упражнений тренируются навыки и умения, психические процессы, опирающиеся на них действия и свойства личности. Важнейшей педагогической целью упражнений является формирование работоспособности, без которой все, приобретенное личностью в процессе опыта, оказывается бесполезным, пропадает втуне.

Союз зрелого сознания с тонким, с тонким, импульсивным, «творческим», трудно уловимым подсознанием и определяет продуктивность человеческой жизни. Поэтому важной задачей образования является не просто усвоение знаний, навыков и приемов мастерства, но и развитие творческого потенциала ученика, создание для него условий «наибольшего благоприятствования», необходимых для самореализации» /Н.В. Рождественская «Креативность пути развития»/

В результате тренингов, помимо энергетического «драйва» и эмоциональной разрядки, происходит раскрытие творческого потенциала. Воспитанники обретают свободу в телесном и эмоциональном самовыражении. Создаются условия для повышения самооценки, снятия «барьеров» и расширения собственных границ. А всё это помогает молодому человеку стать самостоятельным и не зависеть ни от кого. Уметь использовать свои силы и возможности на полную мощь.

Тренинг творческой психотехники должен быть постоянным спутником занятий, показов, спектаклей, он должен стать потребностью для учеников. Упражнения-игры настроечного цикла должны меняться, но никогда не исчезать. Необходимо  понимать, что тренинг – это творческий процесс, который происходит «здесь и сейчас». Комплексы тренингов должны отвечать потребностям творческой группы, в целом, и каждому её участнику, в отдельности. Необходимо развивать упражнения, искать новые.

Необходимо учиться и развиваться вместе с учениками.

В книге «Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова», её автор Эльвира Сарабьян, цитируя  Г.А.Товстоногова – «Режиссёра иногда сравнивают с источником творческой энергии, лучи от которого расходятся во все стороны… это призма, собирающая в один все компоненты театрального искусства. Собирая все лучи, преломляя их, призма становится источником радуги», пишет: «Но разве эти слова, только сказанные немного иначе, нельзя применить к любому другому человеку? « Лучи» энергии расходятся от родителей – к детям, от педагогов – к ученикам, от врачей - к пациентам. Каждый человек – это точка пересечения времени, человеческих взаимоотношений, связей и ситуаций. Каждый человек - призма, собирающая в фокусе мир, в котором он живёт. То, как он по своей воле преломляет лучи этого мира, и есть режиссура. Режиссура Жизни».[6]

«Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле» Бертольт Брехт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асташенко О.И. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Парадоксально, но эффективно/ О.И.Асташенко. –  СПб.: Вектор, 2010. – 110 с.
  2. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. –377с.
  3. Грачева Л. В. Актерский тренинг: теория и практика /Л.В.Грачева. –СПБ.: Речь, 2003. – 168 с.
  4. Иванов Ю.М. Йога и психотерапия / Ю.М. Иванов. – Москва:1993. – 287 с.
  5. Кипнис М. Актерский Тренинг / М.Кипнис. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 249 с
  6. Полищук В. Актерский тренинг Михаила Чехова/ В.Полищук. М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. – 256 с.
  7. Полищук В. Большая книга актёрского мастерства / В.Полищук, Э.Сарабьян. – ООО «Издательство АСТ», –  2015. –789 с.
  8. Рождественская Н.В. Креативность: пути развития и тренинги/ Н.В.Рождественская, А.В.Толшин. — СПб.: Речь, 2006. — 320 с.
  9. Сарабьян, Э. Актёрский тренинг по системе Георгия Товстоногова /Эльвира Сарабьян. М.: АСТ: Владимир: ВКТ, 2010. – 320с.
  10. Станиславский К.С. Работа актера над собой., Чехов М.А. О технике актёра./ К.С.Станиславский, М.А.Чехов. – М.: Артист. Режиссёр. Театр. 2003. – 409 с.
  11. Толшин А.В. Учебное пособие Импровизация в обучении актёра/ А.В.Толшин—СПб.: СПГАТИ, 2005. – 115 с.
  12. Феофанова И. Актёрский тренинг для детей /И.Феофанова. – М. АСТ: Асирель, Политиздат, 2011. – 352 с.
  13. Вениамин Фильштинский Открытая педагогика. /В.М. Фильштинский – СПб.: «Балтийские сезоны», 2006. – 368 с.


[1] С. Гиппиус «Гимнастика чувств Л.-М. «Искусство» 1967г., стр.20

[2] Л. В. Грачева «АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ: теория и практика /РЕЧЬ Санкт-Петербург 2003/ стр. 6

[3] Н. В. Рождественская, А. В. Толшин «КРЕАТИВНОСТЬ: ПУТИ РАЗВИТИЯ И ТРЕНИНГИ»

[4] А .В. Толшин. «Импровизация в обучении актёра» учебное пособие/ СПб.: СПГАТИ, 200, стр. 47

[5] А. В. Толшин. «Импровизация в обучении актёра» учебное пособие СПб.: СПГАТИ, 2005. Стр.54.

[6] Сарабьян, Э. Актёрский тренинг по системе Георгия Товстоногова, АСТ 2010, стр.