Методическая разработка "Один день из жизни Л.Н.Толстого"

Дремова Наталья Геннадьевна

 

В мире есть великие люди, имена которых знают все.

Лев Николаевич Толстой. Разве есть здесь кто-нибудь, кто о нём не слышал? Нет. Это был крупнейший мыслитель, крупнейший писатель, великий гуманист. Значение его творчества огромно для русской и мировой литературы. А значение его личности огромно для истории.

          Я не буду сейчас пересказывать его биографию. Все вы дети, читали его рассказы Филиппок, Пожар, Девочка и грибы ,Учёный сын, Два товарища. Севастопольские рассказы, трилогию Детство, Отрочество, Юность. Взрослые читали  романы Война и мир, Анна Каренина, Воскресение. Я хочу остановиться на его вкладе в жизнь других людей.

Он был великим гуманистом. Его очень беспокоило социальное неравенство в российском обществе, нищета крестьян и бескомпромиссный царский режим. И несмотря на то, что он был довольно обеспеченным дворянином, носил графский титул, с 21 года он начинает бескорыстно заниматься с крестьянскими детьми (мы ведь знаем, что мало кто из обычных крестьянских детей получал тогда даже церковно-приходское образование).  В 31 год он сам открыл  школу для крестьянских детей. Он необыкновенно высоко ценил художественные способности крестьянских детей и предлагал учиться у них найти главное, как в жизни, так и мельчайших деталях, выразить увиденное лаконично и просто. Лев Николаевич издаёт книги для крестьянских детей, сам учит их грамоте. Помимо этого открывает больницы для крестьян, строит им дома, раздаёт им деньги на жизнь, ведь жизнь крестьян была нищенской в те года. Его девиз был: довольствоваться малым и делать добро другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Один день из жизни Л.Н.Толстого33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования центр эстетического воспитания детей «ТЮЗ»

Методическая рекомендация  

открытого театрализованного мероприятия

с участием студий «Интересный французский», «Академия звёзд»,  «Художественное слово», «Игра на фортепиано»

«Один день из жизни Л.Н.Толстого»

Возраст детей:

8-14 лет

Дата:

14.05.2021г.

Время:

15.00

Место:

Автор:

фойе МАУ ДО ЦЭВД «ТЮЗ»

педагог-организатор Дремова Н.Г.

 

2021 год

«Один день из жизни Л.Н.Толстого»

Цели: Познакомить с творчеством писателя на примере театрализованной постановки.

Задачи: - привить интерес к чтению русской художественной литературы;

        - воспитание эстетического вкуса у зрителя;

        - реализация творческого потенциала у детей.

Участники: дети 8-14 лет.

Оборудование и реквизит: звукоусиливающая аппаратура, фонограмма звуков леса, поезда, рёв медведя, фортепиано, стулья для всех участников, мольберт, 3 стола. 2 корзины с фруктами и грибами, книги, косы и грабли – 5 шт, самовар – 2 шт., печка с огнём. Костюмы:  медведь, сельские жители 19 в, костюмы дворянства 19 в..

Художественное оформление: зал разделён на 2 зоны: дворянская обстановка комнаты в доме и дом сельского жителя. В центре свободное место для выступления и показа театральных миниатюр.

Музыкальное оформление:

- классическая лёгкая музыка

- фонограмма звуков леса, поезда, рёв медведя.

- игра на фортепиано

Действующие лица:

Л.Н.Толстой

гувернантка,

дворянские дети,

крестьянская семья.

медведь.

Порядок проведения мероприятия

  1. Вступление.
  2. В доме Л.Н.Толстого
  3. Урок математики на французском языке
  4. Уроки музицирования
  5. «Холстомер»
  6. Крестьянская жизнь
  7. Заключение.

Сегодня наше небольшое театрализованный концерт называется Один день из жизни писателя. Один день из жизни Льва Николаевича Толстого. Мы попытаемся здесь показать один простой будничный день. Семья Льва Николаевича была огромна, у него было 13. Даже 14 детей. До взрослого возраста , к сожалению, дожили только 9. В их доме было всегда много гостей, семей с детьми, которые проживали там подолгу. Например, семья Кузьминских. Много музицировали, читали. Вообщем, мы хотим чуть-чуть приоткрыть завесу яснополянской жизни и попробуйте вздохнуть этим воздухом и ароматом. Итак, мы начинаем.

1 часть

В доме Толстого

Дети, гувернантка, Толстой

1.Игра на фортепиано

  • Ансамбль Кузнецова Соня, Жаманакова Вера
  • Кузнецова Соня «Старинная французская песенка»

Разговор о музыкальных пристрастиях Толстого Madame и Даша

Пахомова  - А каких композиторов предпочитает Лев Николаевич?

Madame – Лев Николаевич любит народную музыку, цыганское пение. А из композиторов любит Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена . Дарья, ты недавно разучила «Первую утрату» Шумана. Исполни нам, будь любезна.

  • Пахомова Дарья «Первая утрата»

Гувернантка – Так. Так. Хватит музицировать.

2.Урок математики на французском

Гувернантка  - Ну вот, повторили (на франц.) теперь можете отдохнуть и поиграть

Заходит граф. Дети здороваются на франц. Граф отвечает на русском

Толстой – Занимайтесь, занимайтесь. Я тут посижу

  1. Игра на фортепиано
  • Жаманакова Люба «Игра»
  • Байковская Настя «Вальс»

4.Игра Ручеёк на французском

Толстой – Молодцы какие! Я тоже когда-то так занимался. А ещё языки учил 6 и французский, и арабский, и турецкий. И на факультет восточных языков поступил. Всё это мне в жизни пригодилось. На войне, когда с турками воевал на Кавказе, и в Крыму, где артиллерийской батареей командовал. Там я свои «Севастопольские рассказы» и написал, и «Отрочество» тоже. Читали их? (ответ). Ну вот, это хорошо.

Ребёнок (Женя)– А мне нянюшка рассказывала, что Вы большим озорником в детстве были.

Гувернантки – А кто в детстве не озорует? Всему своё время.

Обращение к детям на французском с просьбой почитать стих и саккомпанировать

стих на французском «В раю» Женя и Маша Корнева, фортепиано

Гувернантка – Ну вот и отлично, mon cher. Лев Николаевич большим умницей были. Ce petit a une tkte…Cest un petit Moliere…о нем говорил его гувернёр,Проспер Сен-Тома, «Это маленький Мольер».

Девочка (Ираида) – А ещё, я слышала, Вы животных очень любили. Ведь любили, тятенька? (ответ). Я об этом вспомнила, когда выходила в поле рисовать. Увидела Вашего любимца, Холстомера, он уже старый.

Отрывок из произведения «Холстомер» Читает Пенчук И.

Толстой – Вот об этом коне я своего Холстомера и написал.

Трофим Царевич– Ну что вы всё о грустном вечно ( на франц. )Вот я вам скажу, простите, тятенька, я слышала о том, что Вы себе брови остригли для шалости. А ещё выпрыгивали из окна второго этажа. Воображали, что умеете летать, Ведь было, было? (ответ). В общем, извините, очень оригинальным ребёнком Вы были, Лев Николаевич!

Гувернантка бранит его на франц.

Толстой – Ну, полноте на детей ругаться.  Я книги-то, конечно, любил. Библию, Сказки 1000и1ночь, «Чёрной курицей» Погорельского зачитывался. Но я вот вам другое хочу рассказать.  Было у нас с братьями такое «Муравьиное братство». Было мне тогда 5, а братьям моим Митеньке и Серёже по 6 и 7, а старшему, Николеньке – 11 лет. Николенька объявил нам, что есть у него тайна. А когда она откроется, все люди сделаются счастливыми. И не будет ни болезней, никаких неприятностей не будет. Все люди будут любить друг друга и сделаются муравейными братьями. Мы даже устроили такую игру. Все садились под стулья, завешивались платками. А главная тайна была о том, как сделать так, чтобы все люди были счастливыми. Она была записана на какой-то зелёной палочке, которая зарыта у дороги. И нам надо было выполнить много условий: стать в угол и не думать о белых медведях, найти эту самую палочку и ещё много чего. И когда все условия будут выполнены, все люди станут счастливы. Я помню испытывал особое чувство любви и умиротворения и особенно любил эту игру.

Ускова – Так вот откуда, тятенька, у Вас особая любовь ко всем! Это муравейное братство стало для Вас идеалом общества, где все любят друг друга.

Мальчик (француз)  - И мы играем в муравьёв, Лев Николаевич

Игра «Муравьи» на французском

Толстой – А скажите-ка мне, дети разлюбезные. Вот игры, знания, музыка  - это превосходно. А что вы сегодня, сами, своими рученьками полезного для жизни нашей сделали? Добро какое?

Ускова– Это Вы, Лев Николаевич, у нас мастер по делам всяким. И сапоги шьёте, и печь кладёте, и сено косите. А нам это ни к чему, не пристало.

Толстой – Что пристало, а что нет – вы пока малы рассуждать. Труд он никогда не помешает. Ручной труд в нашем обществе так называемых образованных людей является обязательным хотя бы потому, что главный недостаток нашего общества состоит в освобождении себя от этого труда. Мы пользуемся, без всякой взаимности, трудом бедных, несчастных людей. А они во многом лучше нас, чище нас. И всё, что нас разъединяет с ними, - есть зло и безобразие. Вот крестьянские дети. Они наравне со взрослыми работают

(Заходит Захар). Вот, Захарий приехал. Здравствуй, здравствуй, труженик. Учёности набрался? Ну, пойдём сено косить.

2 часть

Крестьянская жизнь (театрализация рассказов)

Сцена 1  Учёный сын

(Толстой с сыном. Сын важный входит с книгой. Отец берёт косу, собирается на сенокос).

- Пошли Захарий сено косить, Нынче покос, возьми грабли и пойдём,  пособим соседям.

- Не досуг мне, читаю….. Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл, что такое грабли?

 (наступает на грабли и получает по лбу)

- И что за дурак тут грабли бросил!

- Вот и вспомнил сразу, пойдём»

Отец: (К Толстому) А вот и помощники, (детям) нечего рассиживаться, отдохнули и хватит. Земля-матушка ждать не будет.

Девочка 1: А мы в лес по грибы…

Девочка 2: А мы по ягоды. ….

Мама: Сестёр возьмите, пусть помогут, да и вместе веселей (Расходятся по точкам)

(фонограмма «Звуки леса» + рёв медведя)

Сцена 2. Два товарища.

Шли по лесу две девочки и выскочил на них медведь. Одна залезла на дерево, а другая, делать нечего, упала на землю и притворилась мёртвой. Медведь подошёл, понюхал и ушёл.

Катя: Лиза, ты там жива?

Лиза: Ох и страху натерпелась, даже дышать перестала.

Катя (смеясь) – Ну что медведь тебе на ухо говорил?

- Лиза: - А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от  товарищей убегают

Катя: (потупившись) – прости меня, Лиза, я так больше не буду.

(фонограмма «звуки леса») Побежали быстрей домой, ещё ягод дособирать надо.

3 сцена. Девочка и грибы.

(две девочки идут из лесу с грибами, поют птички)

  1. Давай быстренько через рельсы перейдём на другую сторону. (на середине пути звук приближающегося поезда. Первая побежала назад, а вторая вперёд. Звук нарастает)
  1. Не ходи назад!
  2. Уже бегу! (Бросилась обратно, упала, стала собирать грибы)
  1. Брось грибы!
  2. Ещё чуть- чуть  осталось (слышен гудок поезда. Первая закричала и заплакала. Вторая девочка, упав и прикрыв руками голову,  лежит, пока идёт поезд. На звуке удаляющегося поезда вторая поднимается с земли, хватает корзинку, бежит к сестре и обнимаются)
  1. Как я напугалась
  2. Я тоже. Только маме с папой не говори, а то они нас больше вообще никуда не пустят. (вскакивают и убегают).

Мама: (дома с остальными детьми) 

Лиза М. А почему тятя сказал: «Матушка-земля»? Будто она живая?

Мама: живая она, как и мы живёт: дышит, отдыхает, урожай родит, а когда гневается на глупость людскую, то и наказать может, то ветер лютый нашлёт, то урожай поморозит, а то водой сверх меры зальёт.

Слава: А правда, что леший и водяной в лесу живут?

Мама: все о них говорят, но мало кто их видел. Вот сказку я о водяном вам расскажу

4 Сцена. Мужик и водяной. (кукольный) (фоном народная музыка)

Ведущий: Жил был мужик. Пошёл он в лес за дровами. Шёл он по берегу реки и уронил в воду топор, сел и причитает, плачет.

-  Как же я теперь буду дрова заготавливать, эх я растяпа, топор в реку уронил.

Ведущий: водяной увидал, решил пожалеть мужика

- Что мужик плачешь, убиваешься?

- Как мне не плакать, без топора остался.

- Помогу тебе. (Протягивает ему золотой топор) Твой это топор?

- Нет не мой.

(водяной протягивает ему серебряный топор) – А это твой топор?

- И это не мой.

(Выносит ему настоящий топор) – Может это твой топор?

- Вот это мой топор.

Водяной. – За правду твою все три топора тебе подарю.

Мама: обрадовался мужик, взял 3 топора, поблагодарил водяного и пошёл домой. А навстречу ему сосед идёт.

-Здорова, Фома

-Здравствуй, Ерёма.

- Вот какой случай со мной приключился. Уронил я топор в реку, а водяной мне не только мой топор отдал, но и в подарок дал золотой и серебряный. Теперь смогу новую избу себе поставить и лошадь куплю с телегой.

Мама: Позавидовал Ерёма Фоме, захотел себе тоже три топора даром приобрести.

2.мужик: Тоже пойду в лес и обману водяного. (пошёл, Ерёма в лес, бросил в реку топор, сел плачет)

Водяной – Что плачешь, топор в реку уронил? Помогу тебе. (даёт ему золотой топор) – Твой это топор?

(мужик обрадовался, закричал)

-Мой! Мой!

Водяной: За твою неправду ничего не получишь, уходи, а то  и тебя в реку утяну!

Мама: вот такая поучительная сказка, а вот скажите, чему она нас учит? (дети отвечают). Заболталась я с вами уж и печка разгорелась надо  еду готовить, а то скоро уж все возвратятся с поля да с леса. А вы тут не балуйте

Сцена . Пожар.

(мама и дети.) (фоном звук горящего огня)

Маша: смотри Кирюшка, как в печке огонь пляшет.

Кир: Ага!

Маша: Там за дверью снопы лежат, я тоже могу как бабушка огонь зажечь. (Взяла уголёк на совок и вышла.) Пошёл дым, запылал огонь.)

Маша: Смотри, Кирюшка, какую я печку вздула (громче звук огня, треск.)

- Ой, боюсь, Кирюшка, бежим. (забежали в дом и спрятались под лавку)

Ваня: (вбегая и начиная будить бабушку). Горим, горим. (бабушка со словами « Господи, люди , помогите, пожар, пожар, горим» с Ваней выбежали из дома.)

Маша с Кирюшей: Ваня, помоги.

Ваня: Беги, сгоришь! (Вылезают через окно).

Мама: (тушит пожар) Что же вы наделали? Дом чуть не сгорел, вы сами чуть не сгорели. Нельзя с огнём играть!

Давайте стол накрывать. Слышу уж голоса во дворе.

 сцена «Косточка»

(Мать принесла на тарелке сливы, поставила на стол. Мальчик  наблюдал, понюхал, протянул руку  чтобы взять)

Мама: Ваня, не трогай. Вот придут все на обед, тогда получишь свою сливу.

Ваня: Ну, мам! Так хочется!

Мама: Подожди чуть-чуть. Иду всех звать обедать.

(пока мама вышла, Ваня не удержался, схватил сливу и быстро съел. Входят все, рассаживаются.  Мама считает сливы)

Мама: Ой, одной сливы не хватает.

Папа: А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все: нет.

Ваня: Нет, я не ел.

Папа: Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня: (испугавшись) Нет, я косточку не ел, я её бросил за окошко. (все засмеялись, а Ваня потупил голову и заплакал).

Садовник и сыновья.

Отец завет сыновей. – Стар я стал, пора вам моё дело продолжать. Сад я вырастил, а вам за ним ухаживать.

1 сын- Что за ним ухаживать, он и сам растёт хорошо.

Отец – Вот, дети мои, когда я умру,  вы между деревьев поищите, что там спрятано. (уходит)

2 сын- А вдруг отец там клад спрятал, что ждать, давайте сейчас выкопаем. (пошли копать)

- 3 сын – Отец, прости нас, ослушались мы тебя, мы весь сад перекопали, а ничего не нашли. Мы думали, что ты там клад зарыл.

Отец. – Молодцы. В саду давно надо было землю взрыхлить, А клад вы нашли. Теперь много плодов будет, продадите и разбогатеете. Теперь я за ваше будущее спокоен.

Сцена 6 Отец и сыновья.

(сыновья ругаются)

1 сын: Это всё вы виноваты, из-за вас я на ярмарку не поехал с отцом.

2 Сын: А ты думаешь, что самый умный, а мы все дураки?

Отец: Хватит браниться, сколько раз я вам говорил: «Живите мирно и не ссорьтесь»?  А ну, несите веник. (принесли веник)

- Сломайте!

(дети сколько не бились, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и каждому дал по прутику и велел сломать. Прутья легко переломились).

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь, - вас всякий легко погубит.

Мама: вот так и прошёл один день из жизни писателя. Лев Николаевич наблюдал за жизнью вокруг, а потом рождались его замечательные произведения. Главное в них это любовь к природе, к труду, они нас учат быть почтительными со старшими, уважать чужой труд и быть добрее!

Уважаемые зрители, ещё много прекрасных книг, с которыми мы хотели бы вас познакомить. Читайте и открывайте удивительный мир. А мы прощаемся с вами и ждём на наших представлениях.