Сценарий спектакля "Русские женщины"

Евланова Светлана Владимировна

Историю своей семьи  в годы ВОВ я решила рассказать в виде спектакля «Русские женщины»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ школа-интернат Костромской области

для детей с тяжелым нарушением речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ ПРОЕКТ

по патриотическому воспитанию

«РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»

для детей старшего школьного возраста

Разработала

педагог-организатор,

воспитатель

Евланова С.В.

г. Кострома, 2020 год

Оглавление

Информационная карта проекта……………………………………………..……..3

Актуальность проекта……………………………………………………………....4

Принципы выбора направления…………………………………………….…….4

Пояснительная записка…………………………………………………………..….5

Сроки и этапы проекта………………………………………………………..…….6

Ожидаемые результаты…………………………………………………………….7

Приложения:

Приложение 1. Сценарий спектакля «Русские женщины»

Приложение 2. Музыкальное оформление для спектакля

Приложение 3. Видеофрагменты для спектакля.

Информационная карта проекта

Название проекта: «Русские женщины»

Глобальные воспитательные цели проекта:

- воспитание чувства гордости за Отечество, свой народ, свою семью;

- формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны, готовности к служению Отечеству и его защите, выполнению гражданского долга;

- способствование повышения интереса к изучению истории своей Родины, края и своей семьи;

- расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; ознакомление участников проекта с основными событиями и её участниками, открывая наиболее трагические страницы истории нашей Родины;

- развитие социальных компетентностей через приобщение к работе над театральным проектом патриотической направленности;

- содействие в расширении кругозора, развитии  

- формирование творческой, коммуникативной, двигательной активности во взаимодействии со сверстниками  и взрослыми.

Цель проекта:

Постановка спектакля «Русские женщины» к празднованию 75-летия Великой Победы.

Задачи проекта:

- организовать инициативную группу из числа старшеклассников;

- разработать сценарий спектакля;

- подбор костюмов, работа над декорациями;

- репетиционные занятия;

Актуальность проекта

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня актуальна как никогда на современном этапе и является одной из приоритетных задач государства и общества. Образовательные учреждения являются одной из платформ для реализации государственной политики в области гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся. Это систематическая деятельность, цель которой лежит в формировании у подрастающего поколения чувства патриотизма, верности своей Родине, гражданского долга и готовности к выполнению обязанностей по отношению к своему народу и стране.

Принципы выбора направления

Патриотическое воспитание органично вплетается как в образовательную программу, так и в воспитательную работу. В системе воспитательной работы в коррекционных школах важнейшим инструментом являются внеклассные мероприятия патриотической направленности. Цель таких мероприятий – окунуть детей в историю, культуру их народа, формирование у них таких качеств, как любовь к Родине, милосердие, толерантность. Но не менее сильным средством воспитания гражданско-патриотических чувств может стать театральное искусство.

О воздействии искусства на чувства и душевное состояние человека говорилось всегда и во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, зрителя, его подготовленности к общению с искусством. Искусство есть одновременно и созидание, и познание, и общение между людьми.

Театральное искусство, неразрывно связано с историей и культурой общества, отражая мировоззрение, идеи, жизнь людей. А участие в историческом спектакле, сюжетно-исторической зарисовке, историческом этюде, импровизационное создание героического персонажа, образа, дает возможность не только показать свое актерское мастерство, раскрыть творческий потенциал и т.п., но и погрузиться в отражаемый на сцене, временной исторический отрезок.

Пояснительная записка

Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков, родителей, педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.

В преддверии празднования 75-ой годовщины Победы необходимо было в очередной раз прикоснуться к истории нашего героического народа.  

Война - страшное событие, которое никого не оставила незамеченным.

Старшие поколения осознают, чем обязаны, тем на кого выпала доля, защищать Родину от врага. Многие из них положили жизни на алтарь всеобщей Победы. Это ужасное время каждая семья переживала по-своему. Война не прошла и мимо моей семьи. Очень важно хранить память о тех событиях, о наших дедушках и бабушках, на которых легло тяжёлое бремя войны. А самое главное передавать и сохранять историю своей семьи из поколения в поколение.

Рассказанная собственная семейная история, в рамках занятий по патриотическому воспитанию, вылилась в написание пьесы «Русские женщины».

Проект «Русские женщины» основан на подготовке и постановке спектакля.

Я, как автор проекта уверена, что при его реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско-патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине и семье. Сформировать у будущего поколения активную жизненную позицию человека – патриота невозможно без знания, истории людей, на чью долю выпали жестокие испытания

А искусство театра, синтезирующее в себе виды – поэзии, театра, музыки – делает возможным всестороннее обучение с включением сознания, действия и чувства.

 Драматическая игра, лежащая в основе проекта - театрального действия, является для подростков предпочтительной формой деятельности, а само искусство театра имеет тесные связи со многими школьными предметами и позволяет многократно развивать личность. Смысл театрального проекта в том, что постановка, интегрированная в образовательную среду, выполняет задачу объединения элементов образования и из формы воспитательной работы становится важным компонентом целостной системы.

Сроки и этапы проекта

Проект реализуется с 1 февраля 2020 года по 06 мая 2020 года

I этап

Подготовительный Февраль 2020 г.

Цель: подготовка условий для реализации проекта

Задачи: 

  1. Беседы о военном времени в условиях деревенской жизни.
  2. Встречи с участниками событий в ВОВ
  3. Написание пьесы, внести коррективы. 
  4. Разработать, обсудить проект.
  5. Проанализировать материально-технические условия реализации проекта. 

II этап

Внедрение Март-апрель 2020 г.

Цель: реализация проекта

 Задачи: 

  1. Репетиционные занятия.
  2. Разработка костюмов и декораций.
  3. Подбор музыкального материала.

III этап

Отслеживание и анализ результатов  Май 2020 г.

 Цель: анализ итогов реализации проекта. 

 Задачи: 

  1. Постановка спектакля на сцене школы-интерната
  2. Обобщить результаты работы. 
  3. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 

Ожидаемые результаты:

- развитие у воспитанников стремления к самовыражению, к творчеству;

- формирование высоконравственных личностных качеств воспитанников;

- формирование нравственных качеств, таких как уважение, чувство гордости за свою Родину.

Ожидаемые результаты проекта.

Реализация проекта будет способствовать:

  • повышение ценностного отношения воспитанников школы-интерната к проблемам патриотического развития;
  • совершенствованию действующей системы работы школы-интерната по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
  • использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся в воспитательной работе школы-интерната.

Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость:

В результате реализации проекта ожидается:

- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

- повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;

- приобщение воспитанников к боевым и трудовым традициям народа;

- вовлечение воспитанников в активную творческую деятельность;

- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции.

Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Развитие у учащихся чувства любви к Родине.
  • Формирование у школьников готовности к защите Родины.
  • Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны.
  • Активизация творческого потенциала школьников.
  • Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
  • Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.

Информационные ресурсы:

Семейный архив, ресурсы сети Интернет.

Технические ресурсы:

Техническое обеспечение школы, СДК: музыкальное оборудование, ПК.



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ СПЕКТАКЛЯ

“РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ”

ЭПИГРАФ

«Своей семье я посвящаю эту пьесу»

Война - страшное событие, которое никого не оставила незамеченным.

Старшие поколения осознают, чем обязаны, тем на кого выпала доля, защищать Родину от врага. Многие из них положили жизни на алтарь всеобщей Победы. Это ужасное время каждая семья переживала по-своему. Война не прошла и мимо моей семьи. Очень важно хранить память о тех событиях, о наших дедушках и бабушках, на которых легло тяжёлое бремя войны. А самое главное передавать и сохранять историю своей семьи из поколения в поколение.

Историю своей семьи я решила рассказать в виде спектакля «Русские женщины». Написанная мною пьеса, рассказывает о буднях военного времени обычных деревенских женщин, прототипами которых стали мои прабабушки с папиной и маминой стороны. А также о судьбе вдовствующей односельчанки, потерявшей в войну всех своих сыновей.  Она повествует о непростых судьбах и невосполнимых потерях, которые тяжким бременем лежали на душе всю их жизнь.

В ней так же я хотела рассказать и о трагических судьбах моих прадедушек, пропавших без вести и геройски погибших в Сталинграде. О тяжелой участи и счастливом возвращении с трудового фронта моей бабушки и её отца.

Рассказанная мною семейная история, в рамках занятий по духовно-патриотическому воспитанию,  сумела растопить сердца и души моих воспитанников, а потому они замечательно (насколько  это возможно для детей с ОВЗ) смогли создать и передать образ героев пьесы на сцене. За что, им благодарна я и моя семья, смотревшая этот спектакль.

 

ЕВЛАНОВА Светлана

ТРЕК 1

Звучит мелодия. На сцену выходят три деревенских женщины, усаживаются на лавочку.

СЦЕНА 1

Анастасия Ивановна: Ну, что бабоньки сегодня пораньше управились.

Ага. Почти всю картошку выкопали.

Елизавета Александровна: Председатель сказал, там за дорогой, возле леса ещё небольшой участок остался, так завтра управимся до обеда.

Любовь Матвеевна: Да погода, Слава Богу радует. И своё успеем убрать. 

Анастасия Ивановна: Не знаю, Катька с Пашкой докопали картошку на участке или нет. Вчера после школы только половину успели, дождь прогнал. А сегодня сухо, ветерок.

Любовь Матвеевна: Тебе хорошо, Ивановна, у тебя хоть подспорье есть. А я одна.

Елизавета Александровна: А снохи что совсем не помогают?

Любовь Матвеевна: Куда им? Одна в Судиславском районе живёт, почитай сто километров. Наездишься. У другой мал мала меньше, да своё хозяйство управить надо. А третья на сносях, вот-вот родит.

Елизавета Александровна: Да бабоньки, нынче без мужиков совсем плохо. Одни детки да старики в колхозе остались.

Анастасия Ивановна: А всё она – война проклятая! Видно испытывает нас на прочность, согнёмся перед ней, али устоим перед фашистки натиском.

Любовь Матвеевна: (гневно) Ух, ироды проклятые! Сколько жизней загубили! (начинает плакать, утирается платком)

ЛМ подходит к ЕА прижимает её голову к себе, успокаивая.

Елизавета Александровна: Матвеевна крепись! Видно такая уж выпала нам жестокая бабья доля, мужиков да сыновей наших хоронить.

Анастасия Ивановна: Лизавета, ты поплачь, всё ж полегче станется. Нам Господь видно слёзы в утешение дал. А что до картошки, там мы с моими ребятишками тебе поможем. Управимся. Дай Бог погодка бы постояла.

Елизавета Александровна: Да и я своих ребятишек пришлю, Зойка с Сашкой подсобят. А Володька из городу вернётся, и его отправлю. Всё сладится.

Смотрит в сторону, видит идущего к ним председателя.

СЦЕНА 2

ТРЕК 1

На сцене появляется председатель с газетой в руках.

Председатель: Здорово, бабоньки! Отдыхаете?

Елизавета Александровна: Да вот только присели на чуток, дух перевести.

Председатель: Отдохните бабоньки. Да уж больно не расслабляйтесь. Только на нас, тыловых и надеются на фронте. Вон агроном тут давяче с фронта письмо секретарю Молвитинского райкома прислал. Интересуется состоянием дел в нашем районе. Даже там под обстрелом беспокоится, как в нашем колхозе уборка проходит. Мы, говорит, сейчас товарищ Кузнецов, надеемся на вас тыловых работников, тем, что нужно нам на фронте, вы нас обеспечите всегда, а мы бойцы ваше доверие оправдаем. О как!

Любовь Матвеевна: Да мы ведь не и не робеем перед трудностями Анатолий Степанович. Сам знаешь, все свои силы на победу отдаём.

Елизавета Александровна: Степаныч, а что за газетка? Наша, районная?

Председатель: Ага. Сегодняшняя.

Анастасия Ивановна: Чего пишут?

Любовь Матвеевна: Новостей с фронта нету?

Председатель: А как же?! Вот гляньте. (разворачивает газету)

Любовь Матвеевна: Я уж без очков то и не разгляжу ничего. Глаза от слёз совсем опухли. Смотрит в газету Да уж больно мелко написано то.

Елизавета Александровна: Ты уж нам сам почитай Сепаныч.

Председатель: Ну, уж нет, лучше пусть Ивановна читает.

Анастасия Ивановна: Да я уж больно читаю то плохо, 3 класса образования то всего.

Председатель: А ты погляди сюда. (показывает пальцем на статью) Вот, в правом нижнем углу.

Читает заметку

 Анастасия Ивановна: «Письмо с фронта. Враг будет разбит и Победа будет за нами...»

ТРЕК 2

На аванс сцену выходит Фёдор и продолжает читать.

Фёдор: «Мы, парашютисты-десантники передаём горячий привет с фронта. Все задания командиров выполняем самоотверженно, бьём фрицев. Я и мои боевые товарищи крепко держим оружие в руках. Метко и беспощадно бьём врага. Мы верим, что долгожданный час окончательной победы, приближается с каждым днём.

Мы твёрдо верим в победу. Верим, что скоро вернёмся в родные города, сёла, деревни. И будем с удвоенной силой работать на благо любимой Родины. Будем трудиться для того, чтобы на родной земле вновь зазеленели колхозные поля и увеличивались поголовье скота и надои. А разрушенные города и сёла восстали из пепла, и снова кипела жизнь.

На прощание, хочется пожелать всем здоровья и трудовых успехов в предоктябрьском соревновании, и призываю встретить Великий Октябрь ещё большими трудовыми победами на благо нашей Родины. На благо всеобщей Победы!

Гвардии сержант

Фёдор Богачёв»

ТРЕК 2

После прочтения уходит.

Елизавета Александровна: Ну, Фёдор! Ну, молодец! Вот всегда говорила, башковитый у тебя парень, Настя.

Анастасия Ивановна: бережно прикладывает газету к груди Живой! Жив, сыночек!

Председатель: Да, хорошего паря воспитала Анастасия Ивановна. А уж, какой он ветеринар был…от Бога.

Любовь Матвеевна: (перебивая) Почему, был? Ты что Степаныч каркаешь…

Председатель: сплёвывает через плечо Тьфу-тьфу!  Ну я имел ввиду что хороший специалист был, пока в армию то не забрали. Только он один скотину так хорошо понимал да хвори их разные лечил.

Елизавета Александровна: Вон, гляньте-ка, не к нам ли почтальон идёт!?

Анастасия Ивановна: Кажись к нам.

СЦЕНА 3

ТРЕК 3

Подходит к лавочке с женщинами молодой паренёк.

Почтальон Стёпа: Здравствуйте! 

Анастасия Ивановна: Здравствуй, Стёпа.

Почтальон Стёпа: (показывая на газету) Прочитали уже?

Анастасия Ивановна: Прочитала. А письмеца мне нет?

Почтальон Стёпа: мотая головой Вам, нет.  Только тёте Лизе. (протягивает письмо) 

Елизавета Александровна: берёт в руки письмо, радуясь От Матвея!

ТРЕК 4

Почтальон Стёпа: Мнётся. И вот… Любовь Матвеевне…

Достаёт из сумки похоронку и протягивает ЕА

Мне очень жаль!

Любовь Матвеевна медленно встаёт с лавки. Трясущими руками берёт похоронку. Читает.

Любовь Матвеевна: снимая с головы платок, бормочет Гриша! Гриша-а! затыкая себе рот платком, воя убегает.

СЦЕНА 4

ТРЕК 4

Звучит музыка. Немая сцена.

Анастасия Ивановна: (грустно) Ещё один сын.

Елизавета Александровна: Вот ведь выпала долюшка. А ведь когда-то была хозяйкой большой семьи.

Анастасия Ивановна: Каждое утро, я наблюдала, как она своих пятерых плотников провожала из дома на работу. Так быстро и ловко управлялась со всеми делами. А сейчас…

Елизавета Александровна: Сначала мужа схоронила перед войной. Потом всех четырёх своих сыновей на фронт проводила.

Анастасия Ивановна: Первая похоронка ведь на старшого – Анатолия пришла?

Председатель: Ага. Он как раз в армии как год отслужил. Теперь вот Гриша…

Анастасия Ивановна: А младшого, Павла ведь не хотели же брать. У него ведь со зрением плоховато было?

Председатель: Да сам убёг. Мамке письмо написал, дескать, за Тольку мстить этим гадам хочу. В райцентре записался в добровольцы, а там отправили куда-то.

Анастасия Ивановна: Господи, что же нам за время то выпало? Только жизнь стала налаживаться после всех воин, а тут нате…

Председатель: Ладно, бабоньки, некогда мне тут с вами языком чесать. Мне ещё на ферму надо заглянуть.

Председатель подходит к почтальону Стёпке.

Ну, Стёпк, как там мать то? По отошла чуток?

Почтальон Стёпа: Да плачет ещё по ночам. На фотокарточку смотрит. Разговаривает с ней и плачет.

Председатель: Хороший был твой батя и тракторист прекрасный.

Разговаривая меж собой уходят.

СЦЕНА 5

ЕА и АИ вдвоём на скамейке.

Елизавета Александровна: Настасья, а от твоих то, Сашки, Антона ничего не слышно?

Анастасия Ивановна: Да Саня прислала весточку со станции какой - то. Говорит, едем в телячьих вагонах. Куда везут, не знает. Слышала, что окопы для обороны рыть будут. И всё.

Елизавета Александровна: Да… только девка школу закончила, а её уже на фронт.

Анастасия Ивановна: Да кабы её одну. Десять девчат наших с завода увезли аэродром расчищать. Сказали на две недели, а уже третий месяц пошёл. Куда повезли? Уж больно боязно мне. (переводит взгляд на газету) Хоть от Федьки весточка есть. Пойду я Лизавета. Пашка с Катькой, поди голодные, покормить надо.

Елизавета Александровна: Ступай. Завтра на поле встретимся.

АИ уходит, прижимая к груди газету.

СЦЕНА 6

ТРЕК 5

ЕА разворовывает треугольник, читает письмо. В это время на аванс сцену выходит Матвей и читает письмо. После прочтения уходит.

Матвей: «Добрый день! Здравствуйте многоуважаемые родные. Во-первых, спешу передать свой привет и заочно целую Вас всех. Тебя мою супругу Елизавету Александровну. Детей наших - Володю, Шуру и Зою. Шлю поклон всей своей родне. И ещё хочу передать сердечный привет свояку Федору. Как вы живете, мои дорогие? Как прошла уборочная? Пишите мне обо всем. Я нахожусь за городом Саратовом. Готовимся захватить часть дороги на Алтынной горе. Завтра в бой. На этом писать кончаю.

Ваш супруг и отец Матвей Михайлович Скворцов»

ТРЕК 6

Елизавета Александровна: Оглядываясь по сторонам с опаской креститься.

Господи, спаси и сохрани жизнь мужа моего! Огради его от всякой беды. Убереги детей моих, защити в трудную минуту. Аминь.

АИ уходит, бережно прижимая письмо к себе.

СЦЕНА 7

ТРЕК 7

Тихо играет музыка. Падает снег. На сцене появляется продрогшая девушка. Она подходит к окну, заглядывает в него, а затем стучится. За дверью слышится голос…

Анастасия Ивановна: Кто там?

Шура: Мам, это я! Шура!

Анастасия Ивановна: Шурка!? Ты?

Мать выбегает из дома, обнимает и целует дочь.

Анастасия Ивановна: Шурка! Доченька! Вернулась!

Шура: Вернулась, мамочка! Да ты сильно-то не обнимай меня. На мне вшей, что муравьев в муравейнике.

Анастасия Ивановна: Да ерунда, всех выведем. Главное, жива! Шурка!

Шура: Мама, как же я со скучала!

Анастасия Ивановна: Ты давай, скидывай одежду. Я её в печи сожгу. Обнимает Шурка! Как чувствовала, баньку сегодня топила. Поди, не остыла ещё. Забегает в дом и выносит полотенце и подаёт Шуре.

На, вот, поди, в баню, окатись хоть. А завтра по новой затопим. С веничком попарю тебя. Ступай, а я пока на стол чего соберу.

Шурка уходит, а АИ собирает на стол.

СЦЕНА 8

ТРЕК 7

На сцене стол с самоваром. Крынка с молоком, хлеб и яйца. Анастасия Ивановна хлопочет у стола. Из бани возвращается Шура.

Шура: Мама, как же хорошо дома!

Анастасия Ивановна: Садись, давай, ешь. Голодная, поди? Посмотри-ка, как исхудала вся. Кожа да кости.

Шура пьёт молоко и ест хлеб.

Шура: Мам, сейчас везде голодно. В деревнях то ещё получше с едой, и скотина, огород. А вот в городе…

Анастасия Ивановна: Ты мне давай расскажи, где ты была? Куда вас увезли?

Шура: Сначала нам сказали, что аэродром строить будем, а потом нас в Ярославле в вагоны погрузили. Привезли нас в Тверскую область.

Анастасия Ивановна: Много ли вагонов то было?

Шура: С десяток то точно. Нас девчат молодых много было. А потом всех в колонну построили, лопаты выдали и пошли.

Анастасия Ивановна: Куда пошли то?

Шура: К озеру.

Анастасия Ивановна: Какому озеру?

Шура: Селигер. Там в деревне Свапуще и жили. Окопы рыли.  Да узкоколейку помогали строить.

Анастасия Ивановна: Стреляли? 

Шура выходит из-за стола, садится на пол и кладет голову матери на колени.

Шура: Стреляли.  Страшно было, когда самолёты фашистские над нами летали. То расстреливать нас станут, а то листовки свои разбрасывать.

Анастасия Ивановна: Какие листовки?

Шура: «Девочки - красавицы, не ройте ваши ямочки. Пройдут здесь наши таночки, зароют ваши ямочки». Стихоплеты, блин проклятые!.

Анастасия Ивановна: Вот гады! Ну, всё, теперь ты главное дома.

Шура: Знаешь мам, мне наверно повезло в отличие от других девчонок, что с нами там были.  Вот если бы Галька Храпалова ноги себе не отморозила, я бы там наверно погибла. Нас ведь трое из Костромы то было. Командир сказал, раз вы все из одного города, и к тому же из деревни, домой поможете больную доставить. Ещё бы чуть-чуть и гангрена  у неё началась. Добираться, правда, на перекладных пришлось.

Анастасия Ивановна: За то теперь дома. Во истину говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Шура: Мам, а от Фёдора с папой никаких известий нет?

Анастасия Ивановна: От папы пока нет. А вот Фёдора в газете нашей районной пропечатали.

Шура: Правда?

Анастасия Ивановна: Правда, правда. Завтра почитаешь. Катька газету в платок завернула, да под подушку свою положила. Сказала, в школе завтра всем читать будет. Всё. Пойдём спать. Завтра все разговоры.

СЦЕНА 9

ТРЕК 8

Тихо играет музыка. На сцену по одной выходят три женщины.

Елизавета Александровна: Сегодня что уж больно холодно.

Любовь Матвеевна: равнодушно Ноябрь. Последние деньки.

Анастасия Ивановна: Что-то мне ночью не спалось сегодня. На душе уж больно тревожно.

Любовь Матвеевна: равнодушно Почтальон.

Елизавета Александровна: К нам…

ТРЕК 9

Начинает играть тревожная музыка. К женщинам подходит почтальон. Протягивает первой ЕА извещение

Елизавета Александровна: читает вслух «Извещаем, что Ваш муж Скворцов Матвей Михайлович находясь на фронте, пропал без вести в апреле 1942 года»

ТРЕК 10

Звучит музыка. ЕА надевает чёрный платок. Перед сценой выходит Матвей.

Матвей: читает Монолог без вести пропавшего

Я, из без вести пропавших,

На войне в чужом краю.

Не отмечен среди павших

В том отчаянном бою.

На заре, ещё живого,

Завалил землёй снаряд.

Из состава рядового

Исключил меня комбат.

Надо мной прошла пехота,

Танки грозные прошли,

Пронесли в санбат кого-то,

А меня вот не нашли...

Нет меня среди погибших,

Нет меня среди живых.

Так о нас, пропавших, пишут

В донесеньях фронтовых.

На листок, войной пропахший,

Слёз немало пролилось...

«Муж Ваш... без вести пропавший...»

Остальное всё слилось...

Жена-вдова до самой смерти

Вся надеждой извелась:

От мужа милого ждала конвертик,

Да, увы, не дождалась.

В том родном краю былинном,

Где любовь меня ждала,

Та заветная калина

Уж в который раз цвела.

Фронтовые километры

Утаили мой приют.

Надо мной чужие ветры

Не по-нашему поют.

У подножья обелиска

Пламень вечного огня...

Окажись к нему я близко,

Вдруг согрел бы он меня.

Матвей и Е А уходят под грустную мелодию

СЦЕНА 10

ТРЕК 11

Почтальон не уверено протягивает извещение АИ.

Анастасия Ивановна: читает вслух Извещение «Ваш сын гвардии сержант Богачев Федор Антонович, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 29 октября 1942 года в Сталинграде. Похоронен там же. Закрывает лицо руками

На сцену выбегает Шура, подбегает к матери. Смотрит на неё с испугом и страхом.

Шура: Мам? Кто? Тем временем берёт у неё из рук похоронку, читает.

Анастасия Ивановна: Фёдор…сыночек…

АИ с Шурой обнимаются.

ТРЕК 12

Звучит музыка. АИ надевает чёрный платок. Перед сценой выходит Фёдор

Фёдор: читает Монолог бойца, погибшего под Сталинградом

Приказано было нам,
Брошенным в ад,
Горевшим как в топке
Поленья,
Ни шагу назад и...
Ни шагу назад.
Без страха и без
Сожаленья.

Тот ад был кромешный.

Под силу лишь нам,
Боями и кровью
Крещенным.
Все было сурово.
И было все там
Просвета и меры
Лишенным.

Щетинилась Волга,
Гудел Сталинград
В разбитые бомбами
Трубы,
Хлестали свинцовые
Ветры и град -
Война лихорадила
Грубо.

И плавились рельсы
Трамвайных путей,
Корежились их
Повороты.
Там жизни на жизнь
Не рожденных детей,
Меняли гвардейские
Роты.

Почти наизнанку,
В багровых тонах,
Дымилась земля,
Под ногами.
Была она горькой,
Истоптанной в прах
Разбитыми вдрызг
Сапогами.

Там было до смерти
Рукою подать.
Да только на самом-то
Деле. Там даже руины
Солдатам под стать,
Свой русский характер
Имели.
 
Сегодня нам, верный
Товарищ и брат,
Все так же за двадцать
Немного.
Где резало воздух
"Ни шагу назад!"
Минуты в молчании
Строгом.

Фёдор уходит под грустную мелодию.

СЦЕНА 11

ТРЕК 13

Почтальон вручает Л М два последних извещения. Она берет в руки похоронки, смотрит. На глаза наворачиваются слезы.

Любовь Матвеевна: Давно мне уже не спится. По ночам часто ломит грудь и сердце ноет. Какими стали тёмными и долгими ночи? Пусто стало в хате. Только и слышно, как промозглый ветер за окном воет да кот на лавке мурлычет. Всю изменила жизнь проклятая война.

Санёчек, Павлушка, Гришенька и Толик… где ж мне набраться сил, чтоб всех вас отыскать. Но знайте, что вас всегда будет любить и ждать ваша стареющая мать.

ЛМ уходит за кулисы. Шура поднимается и идет за ЛМ, читает стих.

Шура:

Как звездами небо усеяно!

К тебе мои рвутся слова,

Крестьянка Любовь Матвеевна,

Солдатская мать и вдова.

Высокая, сильная, ловкая.

Тебя никому не догнать

Косою, серпом и мутовковю

Ты ловко могла управлять.

Работа тебя не давила.

Но вдруг перед самой войной

Ты мужа, скорбя, схоронила

И горькою стала вдовой.

Кровавые плыли пожары

Под слезы и стон матерей.

С надеждою ты провожала

На фронт четверых сыновей.

Хваталась за дело спросонок,

Чтоб горе утишить свое.

Увы, четырех похоронок

Не вынесло сердце твое.

Но знай, что про вас не забыли,

И живы в деревне моей

Три дома, что срублены были

Руками твоих сыновей.

СЦЕНА 12

ТРЕК 14

Звучит музыка. На сцене появляется раненый Алексей Проворов. Шура, увидев его, бросается к нему обнимает.

Шура: Лёшка, живой!

Лёша Проворов: Да вот зацепило. (показывает на ранение) Месяц в госпитале пролежал. Подлатали маленько. Калекой только стал, а так сказали жить можно.

Шура: Главное, живой! А вот наш Фёдор…

Анастасия Ивановна: Лёша, а вы ведь с Фёдором в одной части воевали?! Ты что-нибудь знаешь? Как он погиб?

ЛП подходит к АИ, снимает головной убор.

Лёша Проворов: Здравствуйте тётя Настя! Спасибо Вам за сына! Ваш Федька-герой!

Мы оборону держали возле завода «Красный октябрь». Начался очередной обстрел со всех сторон, а тут еще, как назло, с неба бомбы как снег посыпались. Командир велел укрыться в развалинах. Нас прикрывал, последним уходил. А тут бац… и … Его взрывной волной аж на 200 метров отнесло. После того как утихло немного, мы командира искать пошли. Видим, из земли одни сапоги торчат, откопали, а там Фёдор. Там недалеко и похоронили нашего командира. Если бы не он, погибли все.

Анастасия Ивановна: Спасибо тебе Лёша за то, что схоронили сынка моего, Феденьку. А ты, теперь живи и люби за всех наших деревенских ребят, что погибли. За всех своих друзей, за родных и близких, что не вернулись с войны. Живи и храни память о них.

Лёша Проворов: Простите… и спасибо вам тётя Настя!

ТРЕК 15

Леша уходит за кулисы.

СЦЕНА 13

ТРЕК 15

Звучит военная мелодия. На сцене появляется муж АИ Антон Степанович. АИ и Шура замечают его.

Шура: (удивленно) Папка!?

Анастасия Ивановна: Антошенька, вернулся! Живой!

Антон Степанович: (обнимает АИ) Вернулся Настёна, вернулся.

Анастасия Ивановна: Долго же ты домой добирался. Почти три года прошло, как с обозом то для фронта уехал.

Антон Степанович: Что поделать Настёна. Командование меня в медсанбате оставить решило, вот и пришлось сестричкам помогать. То раненых с поля боя собирать, то погибших хоронить.

АС замечает Шурку, идет к ней.  

Шурка!? (обнимает Шурку) Дочка! Я уж думал всё, потерял тебя… Увезли не понятно куда. Ни слуху, ни духу. Мать все глаза выплакала. Давно ли ты дома?  

Шура: Да уж год как воротилась. Ну, я потом тебе все расскажу.

Антон Степанович: (оглядывается на АИ) А Фёдор? Фёдор то, вернулся?

 АИ мотает головой «нет» Не пишет? Что с ним?

Антон Степанович: Не плачь мать! За Родину наш сын голову свою сложил. За мирное будущее наших детей, внуков. Не струсил, не убёг, не отсиделся в конторках как некоторые. Жизнь свою на алтарь Победы положил. А значит наш сын -герой!

За кулисами слышится ржание лошади.

Шура: Пап?! (удивленно) Неужто Вороной?

Антон Степанович: Он, Шурка, он. Коняка наш чернявый.

Анастасия Ивановна: Батюшки… уберёг?

Антон Степанович: Уберег, Настёна, уберег. Мы с ним как два верных друга все тягости военные на двоих делили. Товарищ военврач так и сказал: «Ты береги, говорит, Степаныч своего Вороного. Конь дороже любого танка – его как дитё ростить и воспитывать нужно».  Вот мы и берегли друг друга.

Анастасия Ивановна: Ну, что Антошенька, пойдем домой. У меня и щи зелёные как раз в печи томятся.

Антон Степанович: Ох и соскучал я по стрепне твоей, Анастасия Ивановна. Пойдём до дому Настёна.

Шура: Вот уж Катька с Пашкой обрадуются. Папка с войны домой живым вернулся!

Антон Степанович: Пойдемте, мои родные!

Уходят.

СЦЕНА 14

ТРЕК 16

Звучит музыка, на сцену выходят все участники спектакля. Женщины стоят посредине сцены, мужчины перед сценой и по бокам.

Деревенский паренёк: Всем русским женщинам великой отечественной войны посвящается….

1.Антон Степанович:

Да разве об этом расскажешь —
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

2.Председатель:

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета-
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе — волей-неволей,
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.

3.Паренёк:

А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась- какая ты есть.

4.Лёша Проворов:

Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.

5.Фёдор:

Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралася без страха,
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела – иглой и пилой.

6.Матвей Михайлович:

Рубила, возила, копала, —
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое…

КОНЕЦ