Театральная студия, «Северные мотивы»

Котова Надежда Александровна
Театральная студия, «Северные мотивы» - название проекта несет красоту родного края. Инсценировки, постановки, сказки, миниатюры будут в основном поставлены по мотивам северных поэтов Романа Ругина, Микуля Шульгина и других северных писателей.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2022.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования "Центр воспитания и дополнительного образования с.Мужи и Шурышкарского района".

Создание условий для реализации современных программ, направленных на овладение детьми 7-18 лет базовыми умениями и навыками в области искусства: Театральная студия «Северные мотивы».

Котова Надежда Александровна

Педагог-организатор

МБУДО "ЦВиДО"

2022 год.

 

  1. Инновационный проект: Театральная студия «Северные мотивы».
  1. Театральная студия, «Северные мотивы» - название проекта несет красоту родного края. Инсценировки, постановки, сказки, миниатюры будут в основном поставлены по мотивам северных поэтов Романа Ругина, Микуля Шульгина и других северных писателей.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края через театральную деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.

Вовлечение воспитанников в театральную деятельность сможет показать быт и традиции народов севера, а также вовлекая в театральную деятельность родителей создаст дружественные отношения между родителями и сверстниками.

II Введение

  • воздействии искусства на чувства и душевное состояние человека говорилось всегда и во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, зрителя, читателя, его подготовленности к общению с искусством.

Искусство есть одновременно и созидание, и познание, и общение между людьми. Оно концентрирует в себе все главные особенности нравственно-эстетического отношения к миру и развивает способность человека к творчеству.

Реформирование системы образования, переход на новые ФГОС требует нового методологического подхода к его организации и содержанию. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающегося.

  • истории российской педагогики давно существует междисциплинарное направление - школьная театральная педагогика - предполагающее подготовку не профессиональных актѐров, а развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Школьная театральная педагогика является традиционной для отечественной системы образования и оказывается совершенно необходимой для современной школы России, поскольку именно школьная театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

  • последнее время появилось большое количество разработок на тему театрального образования. Все они ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. Появилось большое количество программ, в первую очередь авторских, которые чаще всего рассматривают знакомство школьников с театральным искусством в адаптированном варианте профессионального театрального образования.

 Информация об организации-соискателя.

1.Название организации: МБУДО «Центр воспитания и дополнительного образования с.Мужи и Шурышкарского района»

2. Адрес: 629640, ЯНАО Шурышкарский район, с.Мужи, ул. Истоминад, 9А

3. Тел.- Факс: Тел./факс: (349-94)  21-4-47

4. E-mail: mrddt@shur.yanao.ru

5.Авторы проекта: Котова Н.А.

 6.Участники проекта: Обучающиеся МБУДО «ЦВиДО»,педагоги, социальные партнёры.

1.1 Актуальность инновационных технологиях в театрализованной деятельности дополнительного образования заключается в следующем:

- приобщение детей со школьного возраста к искусству;

- знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности;

- пополнение активного словаря и формирования фонетической культуры речи.

Нельзя отрицать и тот факт, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.

Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о коммуникативных способностях:

- красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении;

- грамотно и спокойно отстаивать своё мнение.

Многие педагоги, как и я, заинтересованы в театрализации как в необходимом компоненте речевой и музыкальной деятельности ребенка. Экспансивное влияние произведений искусства (в том числе и театрального) на подрастающую личность стимулирует правильное усвоение литературных норм современного языка, а иногда и окунает детей в интереснейший мир истории языкознания. Благодаря такому благоприятному воздействию театральная деятельность просто обязана быть призванной к широкому использованию в дополнительном образовании.

  1.  Театрализованная деятельность позволяет решить многие проблемы педагогики и психологии, связанные с:

-художественным образованием и воспитанием детей;

-формированием эстетического вкуса;

-нравственным воспитанием;

-развитием памяти, воображения, инициативности, речи;

-развитием коммуникативных качеств;

-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности,

решением конфликтных ситуаций через театральную игру.

Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей

- умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

1.3 Цель проекта (программы): Приобщение детей к культуре народов Севера с помощью театра, знакомство с бытом и трудом, традициями и обычаями, национальными костюмами.

Задачи проекта (программы):

-формировать познавательный интерес к культуре и быту народов Севера;

-Создание максимально благоприятных условий для раскрытия индивидуального творческого потенциала каждого из воспитанников коллектива, независимо от особенностей его характера, социального положения методом дифференцированного подхода;

- Психологическая реабилитация детей. Дать возможность не только раскрыться ребятам, но и ощутить на себе в полной мере альтруистический и гуманистический подход со стороны педагога, старших товарищей и сверстников;

- Мотивировать педагогов к профессиональному, личностному росту через возможность демонстрации своего опыта

- Активизация познавательных интересов, расширение кругозора учащихся, обогащение опыта детей через изучение литературных источников, Интернет-ресурсов для постановки спектакля;

- Участие в районных смотрах школьных театров, создание видеофильмов, участие в выставках, фестивалях детского творчества для развития компетенций различных видов.

1.4 Основная идея проекта (программы).

Концепция развития театрального объединения в условиях новых стандартов имеет три основные части:

- Концепция социализации в области театрального искусства для детей и юношества. Именно в театре ребёнок, подросток может обрести и необходимые навыки для существования в мире людей (коммуникативность, активность, смелость, альтруистичность, гуманизм); взаимопонимание в среде сверстников и взрослых людей; арсенал необходимых любому культурному человеку знаний в области мировой культуры, искусства и культурологии.

- Концепция воспитания духовно-нравственной личности отражена в словах К. С. Станиславского, который утверждал, что при помощи занятий театральным искусством мы сможем воспитывать не только великого актёра, но и, прежде

всего, Человечного Человека. Именно театр способен сделать людей такими, какими они должны быть.

- Концепция создания универсального театра путём совокупности всех выразительных средств, сочетающих в себе слово, жест, музыку, танец, вокал, декоративно-художественное оформление.

1.5 Новизна проекта (программы)

Новизна педагогического проекта (в отличие от театральной кружковой деятельности) состоит в том, что воспитание и развитие личности средствами театра происходит через погружение в конкретный литературный материал и приобретение опыта сценической деятельности через его поэтапную разработку; упражнения, тренинги, этюды направлены на сценическое взаимодействие в рамках одного тематического поля. Кроме того, последовательное изучение тематических разделов формирует целостное представление участников проекта о способах поэтапного воплощения художественного замысла на театральной сцене

Задача педагога состоит в том, чтобы для каждого ребенка найти такой способ общения, который помог бы ему стать целостной личностью в современном мире. Надо помнить о врожденной, генетически обусловленной предрасположенности ребёнка к творчеству и об удивительной гибкости детского мозга. Ребёнка нужно воспитывать во всём многообразии его способностей, соприкасаясь сразу со всеми его качествами, а также совершенствовать способы взаимного общения ребёнка с миром. Поэтому, как один из путей развития – видится влияние театрального искусства, интегрированного в учебно-воспитательный процесс. Театральное искусство в школе помогает разрешить многообразие психолого-педагогических, социальных и культурных проблем. Это освоение языка и культурных традиций своего народа и культурных традиций других народов; развитие познавательных интересов в самом широком смысле; развитие навыков самообучения; развитие эстетического чувства; развитие потребности в продуктивной творческой деятельности и навыков самореализации в этой области; социальная и психологическая адаптация личности; развитие способности к глубокому, позитивному, продуктивному межличностному общению; повышение самооценки, её стабильности, гибкости, конструктивности. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что задачи школьного театра совпадают с требованиями Федерального стандарта, а именно нацелены на становление личностных характеристик ребенка.

III Основная часть.

Разработать проект на базе МБУДО «Центра воспитания и дополнительного образования с.Мужи и Шурышкарского района» с создать театральную студию «Северные мотивы».

Развитие эмоциональной сферы подросткового возраста протекает бурно, характерна резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность и т. д. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что подросток может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Вовлечение детей в активную творческую деятельность – это эффективное средство развития способностей детей, их творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности.

К сожалению, нет условий для работы с театрализацией, специально оборудованное помещение отсутствует.  Поэтому возникла идея создать театр в школе. Именно этот вид деятельности может охватить практически всех учащихся и оказать влияние на их воспитание, образование, развитие и социализацию. Проведенный опрос среди учащихся показал, что практически каждый школьник с удовольствием принял бы участие в постановках.

Основные целевые группы: Обучающиеся МБУДО «ЦВиДО», родители (законные представители), педагоги.

Ожидаемые результаты:

Для обучающихся дополнительного образования:

Промежуточные результаты:

- Освоение индивидуального пространства через элементы внутренней и внешней техники актера.

- Творческая деятельность в процессе создания образа отдельного героя или спектакля в целом.

- Освоение творческой этики.

- Общеэстетическое развитие.

Итоговые результаты:

- Развитие культуры народов севера средствами театральной деятельности.

- Формирование умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика.

- Формирование базовых психологических качеств: самостоятельности, уверенности, толерантности и др.

- Развитие способности объединять личностные цели с интересами других людей.

Для педагогов школы:

- Профессиональный рост.

- Повышение возможностей самореализации в ходе театральной деятельности.

Для родителей учащихся:

- Осознание роли социального опыта семьи в формировании личности ребенка.

- Формирование тесного сотрудничества между родителями, детьми и педагогами.

Возможность получения психолого-педагогической консультативной помощи.

Для школы:

- Повышение привлекательности имиджа школы.

- Расширение партнерских связей школы.

- Открытие новых (внебюджетных) источников финансовой поддержки деятельности школы.

- Создание условий для обмена опытом и новыми творческими идеями с другими ОУ.

- Расширение коммуникативных связей среди участников детских творческих коллективов.

- Внедрение в практическую деятельность новых форм, методов и приемов театральной деятельности.

- Выявление и поддержка одаренности детей.

- Личностное развитие участников.

Сроки и этапы реализации проекта:

I этап – Мотивационный

- анализ деятельности театрального кружка (опрос учащихся, родителей, педагогов);

- создание рабочей группы по разработке проекта;

- выявление возможностей школы для создания оптимальных условий формирования и развития ключевых компетенций личности;

- поиск ресурсов, социальных партнёров,

- выбор направления деятельности.

Ожидаемые результаты:

Готовность команды разработчиков к работе над проектом.

Создание условий, способствующих активизации интереса школьников к театральной деятельности

II этап – Подготовительный

- Разработка проекта и его ресурсного обеспечения;

- Формирование творческих группы по внедрению театральных технологий в учебный процесс;

- Определение показателей, критериев, приёмов и методов изучения эффективности работ, внесение корректив, оценка проекта всеми участниками образовательного процесса;

- Создание проекта учебного плана на учебный год.

Ожидаемые результаты:

Выявление противоречий, проблем состояния образовательного и воспитательного процесса, оценка возможностей профессионального роста педагогических работников, разработка стратегии изменения качества воспитательного процесса, разработка научно-методической базы.

Создание рабочих программ.

III этап – Внедренческий

Организация взаимодействия школьного театра.

- Подбор диагностических методик для исследования результативности проекта и организация исследования эффективности проекта.

Ожидаемые результаты:

- Выявление, поддержка и сопровождение талантливых детей.

- Создание оптимальных условий для развития и реализации творческого и интеллектуального потенциала школьников.

IV этап – Обобщающий

Обобщение и презентация опыта работы по формированию ключевых компетенций учащихся через деятельность школьного театра;

- Определение возможностей дальнейшего развития театральной деятельности в школе.

Ожидаемые результаты:

- Анализ и оценка результатов на основе мониторинга и диагностических исследований, корректировка механизмов работы в театральной студии.

- Публикации по обобщению опыта работы.

Финансовое обеспечение проекта:

- Региональный грант,

- Спонсорские средства

Материально-техническая база:

Ресурсы

Кабинет (переделанный под театральную студию)

Аппаратура

Акустическая система, микрофоны, театральное освещение, проектор, ноутбук.

Канцелярские принадлежности

Ватман, фломастеры, цветная бумага, кисти, краски, цветные карандаши.

Декорации

Одежда сцены

Сценические костюмы

Собственного

изготовления с помощью родительской поддержки

Призовой фонд

Собственного изготовления (подарочные сувениры, открытки и т.п.), дипломы, грамоты

Возможные риски при реализации проекта

1. Недостаточная мотивация обучающихся к участию в проекте.

2. Большая загруженность педагогов, дефицит времени.

3. Накопление психологической и физической усталости из-за перегрузки организма в процессе учебной деятельности

Ожидаемые результаты работы:

По окончании реализации проекта ученики смогут чувствовать себя на сцене раскованно, свободно. Повыситься познавательный интерес к культуре и традициям народов Севера. Должны будут грамотно применять знания основ актерского мастерства, законы сценического действия. Ожидается, что участники проекта смогут владеть элементами актерской выразительности, анализировать произведение. Дети научатся ориентироваться в этических вопросах, будут стремиться к знаниям, ценить труд в коллективе. Данный проект рассчитан на развитие и становление у участников следующих качеств:

-Повышение знаний о родном крае, культуре народов Севера.

- повышение творческого потенциала личности школьников

- развитие коммуникативных и организаторских способностей

- повышение самооценки, избавление от комплексов

- овладение навыками изготовления костюмов для сцены

- овладение навыками постановки праздников

- овладение навыками сценического искусства

Заключение.

 МБУДО «ЦВиДО» сможет выстроить театральную деятельность и расширить знания детей о традициях и народов Севера. Обучающиеся смогут делиться опытом с другими образовательными учреждениями с помощью выезда театральной группы посетив школы района с показом постановок, спектаклей, сказок.

Для получения дополнительного образования по интересам в школе будут созданы три инновационно-активных методических комплекса: социально-педагогический, научно-исследовательский, художественно-эстетический. Художественно-эстетический комплекс является главным консультационным и экспертирующим органом самоуправления школы по вопросам художественно-эстетического духовно-нравственного обеспечения образовательного процесса.