Методические рекомендации для детской театральной студии "Упражнения на взаимодействия и общение"

Постникова Татьяна Валентиновна

В методических рекомендациях представлены упражнения для детей, которые занимаются в театральной студии. Упражнения помогают лучше раскрыть и верно формировать творческое самочувствие ребенка во время публичных выступлений и в процессе общения с партнерами на сцене. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по развитию взаимодействия и общения детей в процессе театрального творчества.

Цель: овладеть приёмами свободного публичного и непубличного общения, импровизационного поведения в общении, пристроек различного уровня в процессе общения.

Органический процесс общения человека с человеком складывается из 5 стадий:

1 стадия- ориентирование в окружающих условиях, выбор объекта

2- я стадия - привлечение на себя внимания выбранного объекта (партнёра) с помощью действий;

3- я стадия - зондирование души партнёра щупальцами глаз (чтобы узнать, в каком он настроении), то есть подготовление объекта для восприятия мыслей, чувств, видений субъекта;

4- я стадия - передача своих мыслей, эмоций, видений объекту (партнёру) с помощью лучеиспускания, слов, голоса, интонаций, приспособлений. Попытка заставить объект не только понять, услышать, но и увидеть передаваемое внутренним зрением так, как видит его сам общающийся с ним субъект;

5- я стадия - момент отклика объекта.

Сценическое общение, сцепка, хватка (по выражению К.С.Станиславского) требуют участия всего творческого аппарата актёра, как внутреннего, так и внешнего. Он говорил: «У нас на сцене должна быть хватка - в глазах, в ушах, во всех пяти органах чувств. Коли слушать, так уж слушать и слышать. Коли смотреть, так уж смотреть и видеть. Не забывайте, что хватка отнюдь не чрезмерное физическое напряжение, а большое, активное, внутреннее действие».

Упражнения на отношение к объекту:

1. Перевязать раненую руку:

а) знаменитому человеку;

б) близкому другу;

в) человеку, причинившему вам горе и страдание (действие, то есть «что делаете», одно и то же - перевязываете руку, но то, как делаете должно быть разным).

2. Подать пальто (или помочь одеться):

а) уважаемому всеми педагогу;

б) девушке, с которой дружите;

в) сестре, на которую вы сердиты.

3. Преподнести подарок:

а) знаменитому актёру в день его юбилея;

б) новобрачным.

7. Навещать больного:

а) дочку, младшую сестрёнку, мать или отца;

б) одноклассника (по поручению).

8. Ответить на приветствие:

а) человека, с которым в ссоре;

б) которого не знаете;

в) которого не уважаете.

9. Уступить место:

а) пожилому незнакомому человеку;

б) девочке, которая вызвала в вас чувство симпатии;

в) директору школы;

г) женщине с ребёнком.

В этих упражнениях можно разрешить минимум слов, если они необходимы для действия (одну-две фразы).

Упражнения на общение в условиях органического молчания:

1. На рыбной ловле. На берегу реки сидит рыбак с удочкой. Приходит девочка, громко поющая песню. Рыбаку надо подать знаки, чтобы она не подходила близко, ушла в сторону и не пугала рыбу.

2. Вызвать друга на улицу, ведя разговор через закрытое окно дома.

3. Читальный зал или аудитория, где идёт собрание. Две подружки сидят в разных рядах. Им надо уходить на занятия.

4. Больница. Больной говорить не может, действует только одна правая рука. Надо попросить у сестры палаты ручку и бумагу, чтобы написать домой письмо.

Все жесты и движения в этих упражнениях должны быть конкретны, выразительны и оправданы необходимостью, логикой.

В этих формах общения всё время присутствуют также лучеиспускание и лучевосприятие.

Упражнение «подарок» соединяет тренировку взаимодействия партнёров с памятью восприятий:

- У вас в руке яблоко. Большое, спелое, душистое. Рассмотрите его, какое оно аппетитное! Вспомните его вес (памятью мышц), его глянцевую кожицу (памятью пальцев), его запах (памятью обоняния). Все эти воспоминания, то одно, то другое, будут всё время связаны и со зрительной памятью - вы будете видеть на своём внутреннем экране воображения и его румяный бочок, и черенок с зелёным листком.

- Не выпуская из рук яблока, выберите себе молчаливо партнёра, незаметно для остальных. Убедитесь, что партнёр понял вас.

- Теперь так же молчаливо договоритесь, кто из вас кому подарит яблоко. Добейтесь, чтобы партнёр понял - это вы ему кинете яблоко, а он пусть ловит его. Подмигивать запрещается!

- Кидайте!

Надо обратить внимание участников этого упражнения, какая крепкая связь с партнёром получается у них (и они не могут её не чувствовать), когда они договариваются друг с другом и обмениваются яблоками.

Упражнение «Тень»:

Выберите партнёра. Первый (договоритесь - кто) будет Человеком, пусть он ходит по комнате, как по лесу, собирает грибы, рвёт ягоды, ловит бабочек. Второй будет его Тенью, пусть он ходит за спиной Человека и повторяет в точности все его движения.

- Если Человек задумчив, грустен может ли Тень веселиться? Повторяя движения Человека, Тень должна действовать в том же ритме и в том же самочувствии.

Мало повторять движения, надо ещё попытаться проникнуть в мысли Человека, догадаться о целях его действий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие.

Упражнение «Зеркало»:

Станьте парами друг против друга. Решите, кто из вас Человек, а кто Зеркало. Пусть Человек делает то, что обыкновенно делает перед зеркалом: причёсывается, бреется, «наводит косметику», примеряет костюм. Зеркало обязано точно отразить все действия Человека.

У Человека есть, конечно, конкретная цель его действий: допустим, он причёсывается и приглаживается, готовясь к встрече Нового года; он бреется наспех, боясь опоздать на занятия; он примеряет костюм, впервые в жизни сшитый в ателье, а не купленный в магазине готового платья. Он живёт в кругу своих вымышленных обстоятельств и верит в них. Зеркало не должно механически повторять все движения Человека. Надо, чтобы в нём отразилась и внутренняя жизнь Человека, надо угадать его цели (хотя бы приблизительно!), надо жить его мыслями (предполагаемыми вами).

Поменяйтесь ролями.

В этом упражнении необходимо прежде всего следить за верной взаимосвязью и взаимозависимостью партнёров.

Упражнение на взаимодействие в группе «Руки»:

Участники образуют пары и в течение нескольких минут рассматривают и изучают руки друг друга. Затем они закрывают глаза и исследуют руки партнёра на ощупь.

После чего все собираются в подгруппы по три пары в каждой. Один из участников становится водящим и закрывает глаза. Остальные пять игроков встают вокруг него. «Слепой», стоящий в центре, с закрытыми глазами должен найти руки своего партнёра по паре. Затем все по очереди становятся водящими. После окончания игры все шестеро делятся впечатлениями от игры.

Упражнение «Слепой и поводырь»:

Группа делится на пары, в которых один из партнёров закрывает глаза и становится «слепым», а другой с открытыми глазами - «поводырём». «Поводырь» начинает водить своего партнёра по помещению. Он должен ознакомить его с местом, в котором они находятся, и с людьми, которые их окружают. Разговаривать во время игры не разрешается.

После чего партнёры меняются ролями, обмениваются впечатлениями со всеми участниками в группе.

Заключение: 

Все вышеперечисленные упражнения входят в подготовительный этап и являются основой театрального общения и взаимодействия партнеров. При регулярном использовании их в процессе обучения можно сформировать у детей верное самочувствие во время публичного выступления, непубличного общения, импровизационного поведения в общении, пристроек различного уровня в процессе общения, а также способствовать совершенствованию психофизического аппарата исполнителя.