Сценическое движение, как одна из важнейших составляющих комплексного развития ребёнка.

Синцова Дарья Викторовна

Навыки искусного владения телом, развитие физических возможностей тела, умение контролировать движения необходимы не только на сцене, но и в обычной жизни. На каждом занятии по сценическому движению в учреждении дополнительного образования решается комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных, творческих и образовательных. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга

Сценическое движение, как одна из важнейших составляющих комплексного развития ребёнка.

Авторы:

Зарубина К. П.

педагог дополнительного образования,

Синцова Д. В.

концертмейстер

Санкт-Петербург 2022


Навыки искусного владения телом, развитие физических возможностей тела, умение контролировать движения необходимы не только на сцене, но и в обычной жизни. Любое передвижение, жест – результат деятельности мозга и часто отражения состояния психики человека. Движения «запоминаются» телом на протяжении многих лет. Они часто отражают характер, привычки, темперамент личности.

Движение на сцене делают выразительными такие составляющие:

  • Развитие движения как единого процесса;
  • Отсутствие автоматизма;
  • Умение построить колоритную и пластическую, но точную фразу жеста;
  • Умение понять и передать своё эмоциональное состояние через язык тела;
  • Пластический диалог с партнёрами.

Обучение технике движения строится на выполнении учащимися сначала простейших заданий моторного типа, позже – простых физических упражнений, и полноценных сценических этюдов в конце. Практические навыки сценического движения приобретаются не только в результате выполнения специальных заданий, но и во время занятий фехтованием и танцами, практикуемых многими театральными студиями.
Среди всех видов сценических движений выделяют:
1. Локомоторные – простые, бытовые, автоматические. Это основная часть практически любого действия. Актеры в первую очередь учатся управлять бытовыми, повседневными движениями.
2. Рабочие или профессиональные. Приобретаются в процессе работы на определенной должности. К примеру, учителя часто непроизвольно показывают что-то карандашом или рукой в процессе дружеской беседы. Такие неуловимые жесты актеры замечают и копируют, чтобы каждое движение выглядело легко и непринужденно.
3. Семантические – восклицания, вопросы, утверждения, отрицания. Они отражают
определенный смысл и понятны окружающим, к примеру, «Пойдем» – взмах руки.
4. Иллюстративные – показать качества предмета жестами, движением тела. Используются редко на сцене, чтобы не отвлекать внимание зрителя от содержания текста.
5. Пантомимические или эмоциональные – непроизвольные жизненные движения, которые должны полностью передать эмоции героя. Пантомима стоит отдельно. Ведь это искусство общения без каких-либо слов. Однако, профессиональные актеры стараются освоить и ее.

Благодаря занятиям по сценическому движению в детском музыкальном театре, обучающиеся развивают в себе множество способностей своего тела, необходимых как для игры на сцене, так и в обычной жизни:

1. Развитие баланса;

2. Координация движений;

3. «Передача» напряжения мышц (Актеры нередко на сцене поднимают предметы, которые на самом деле ничего не весят или очень легкие, а должны быть, напротив, неподъемными. В эти моменты важно показать реальное усилие при подъеме);

4. Мягкое падение (Навык плавного падения вырабатывается упорными тренировками. По шагам актеры учатся так расслаблять тело, чтобы не чувствовать боли при падении. При этом движения выглядят максимально естественными);

5. Домашняя акробатика (Большинство обучающихся легко выполняют кувырки вперед и назад. Они встают на мостик, делают стойку на руках. Но с возрастом появляется немало страхов. Кажется, что легко что-то себе сломать или вывихнуть. Но при правильном подходе тело довольно легко вспомнить правильные движения).

При проведении занятий основное внимание уделяется формированию двигательных умений и навыков, расширению двигательного опыта детей, развитию физических качеств и способностей, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей обучающихся.

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных, творческих и образовательных. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, возрастанию работоспособности ребенка.

Каждая задача вытекает из поставленных целей. И базируется на трех «китах»:

1. Воспитание. Вырастить социально адекватную личность, привить потребность к
постоянному самосовершенствованию, пробудить командный дух и взаимоподдержку.
2. Развитие. Улучшить и развить физические возможности тела, ощутить свободу в
обращении с телом, развить легкость, подвижность, пластику, воображение, фантазию, память и наблюдательность.
3. Обучение. Совершенствование психофизических качеств, освоение комплекса упражнений и приемов, освоить умение быстро «перенимать» новые движения, жесты.
В процессе занятия сценическим движением ребенок:

- приобретает определенную систему знаний о хореографических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;

- осознает свои двигательные действия;

- усваивает хореографическую и пространственную терминологию (исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед-назад, вверх-вниз и др.);

- познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

 Занимаясь сценическим движением, обучающийся совершенствует свой словарный запас, развивает память, мышление, воображение, расширяет кругозор.