Конспект для открытого урока

Юлия Михайловна Пономарева

Театральный город 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_evdokushina_yuventa.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Южный»

Конспект открытого занятия

на тему: «Театральный город»

(из учебно – тематического плана 2 года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы)

«Основные средства выразительности актера»

Автор: педагог дополнительного образования,

                                                                                 Евдокушина Юлия Михайловна.

Рязань, 2021 г.

Аннотация: занятие является составляющей частью учебного-тематического  плана 2 года, входящего в комплексную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Театр-студия «Ювента». Цель программы – проверка знаний и навыков актёрского мастерства.

Тема: «Театральный город»

Состав учебной группы:

  • Возраст обучающихся – 12-14 лет.
  • Количество детей – 15 человек.

Цель: проверка знаний, умений и навыков актёрского мастерства в процессе работы над тренингами, упражнениями и этюдами, формирование интереса к театральному творчеству.

Задачи:

1.проверить и оценить уровень знаний, умений и навыков актёрского мастерства.

2.снять мышечные и психологические зажимы;

3.формировать способности к импровизации;

4. способствовать переходу порога сцены, преодолев страх перед публичным одиночеством.

Тип учебного занятия: комплексное применение знаний, умений, навыков.

Форма организации работы: групповая.

Формы обучения: фронтально - групповая, индивидуально-коррекционная.

Методы обучения:

Для построения занятий используются различные игровые варианты развивающих упражнений. В основном это варианты упражнений, используемые в обучении актеров, так как при построении данного учебного  

занятия использованы профессиональные методы обучения учащихся

навыкам актерского мастерства, сценического движения и сценической речи.

Оборудование и материалы.

Для теоретической части занятия: usb - накопитель с музыкой, колонка, ноутбук.

Для практической части занятия: стулья, книги.

Этапы организации занятия (общее время): по академическому времени по 2 часа с переменой 15 минут.

  1. Организационный момент (15 мин.)
  2. Основная часть
  1. теоретическая (30 минут)
  2. практическая деятельность (60 минут)
  1. Итог занятия (15 мин.)

Ход занятия.

I. Организационная часть

  • проверка готовности к занятию,
  • диагностика положительного эмоционального настроя.

II. Основная часть

Теоретическая часть;

Педагог: Здравствуйте, уважаемые гости!

Детское объединение Театр – студия «Ювента» приветствует Вас на открытом занятии. Сегодня для учащихся 2 года обучения состоится совместное выступление перед зрителем. Поприветствуем наших актеров.

Педагог: Сейчас я хотела бы познакомить Вас с тем, чему обучает и что реализует образовательная программу «Театр-студия «Ювента».

Цель образовательной программы - создание условий для развития творческих способностей, самовыражения, социализации детей и подростков, приобщения их к миру искусства через обучение основам театральной деятельности.

    Современный мир диктует нам свои условия: чтобы добиться успеха в жизни -  надо уметь общаться. Значит, учить детей общению необходимо.           Занятия актёрским мастерством в студии развивают в детях коммуникабельность. Важно учить детей думать и видеть мир самостоятельно. Ведь жизнь в большом городе способствует сосредоточению на самом себе. Часто мы видим, но не чувствуем окружающих, а театр - это всегда партнёрство, работа в коллективе.  Поэтому одной из важнейших задач образовательной программы театра является создание дружного, творческого коллектива.

      Образовательная программа предусматривает следующие дисциплины: актёрское мастерство, сценическая речь, пластика.

                На втором году обучения педагог театрального объединения определяет главные задачи обучения, такие как:

- раскрытие и развитие творческих способностей ребёнка;

- снятие зажатости и эмоциональное раскрепощение;

- развитие навыков свободного общения и коммуникабельности;

- формирование умения концентрировать внимание;

- развитие памяти, фантазии, воображения;

- воспитание наблюдательности, волевых качеств, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел;

- формирование способности выступать перед аудиторией;

- воспитание личности, способной к сознательному систематическому творческому труду, к самостоятельной работе над ролью;

- постановка голоса, дыхание;

- умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией.

Открывается дверь, входят обучающие студии и «Новенький»

(условно назовём его так).

1-ый обучающийся(Миша): Здравствуйте, Юлия Михайловна! Здравствуйте, уважаемые зрители! Я привел к нам новенького. Давайте расскажем и покажем ему о нашей удивительной и необычном городе!

Новенький: Я здесь не бывал, но наслышан!

1-ый Миша: Имя этого города «Театральный». Люди, живущие в этом городе, занимаются различной деятельностью: кто поёт, кто танцует, кто шьёт, кто рисует! А сегодня мы посетим один из таких городов, имя которому …

Все: (из-за кулис) «Театр –студия «Ювента»!

1-ый Миша. Так предлагаю всё увидеть своими глазами!

Пока затишье, и пока

Блестит во мраке капля света,

В огромном зале тишина.

Ещё не начался спектакль,

И холодна пустая сцена!

        В этот момент выходят обучающиеся «Театр-студии «Ювенты», каждый заняты своим делом: кто- то читает, кто-то репетирует, кто-то пишет и т.д.

Новенький: Вот так город, посмотрите, каждый занят своим делом! А спросим, чем они занимаются! Скажите, вы что-то репетируете?

(1) Миша: Это актёрский тренинг. Я готовлюсь к репетиции. А тренинг помогает раскрепоститься, снять зажимы, освободить мышцы от напряжения, развить внимание, фантазию, воображение, веру в предлагаемые обстоятельства и т.д.

Новенький: А чем ещё вы занимаетесь?

(2) Лера: Формы наших занятий совершенно разные - это беседы, совместное прочтение литературного материала, упражнения, этюды, репетиции, просмотр спектаклей.

Новенький: А как давно вы живёте в этом городе?

(3) Карина: Мы здесь второй год!

(4) Ульяна: А давайте мы вам покажем, с чего всё начиналось и чему мы научились в театре!

Новенький: А мне с вами можно?

Все: Конечно!

Обучающиеся начинают читать стихотворения в зал, направляя его к зрителям.

Актёр, иди туда, смелей!

По театральному закону

Плачь, смейся, сердце не жалей,

Слова любви, как дождь пролей,

Всё до последнего поклона!

Практическая часть;

Педагог: Необходимая и неотъемлема часть во время репетиции, беседы, просмотра, выполнения упражнения - это внимание. В жизни оно непроизвольно и инстинктивно. Для сцены нам нужно воспитать иное качество внимания – целенаправленное, волевое.  Итак, следующее упражнение называется «Хлопки».

«Хлопки»

Педагог передает хлопок.

Задача воспитанников — поймать его. «Хлопки – внимание» «Хлопки — ускорение», «Хлопок - вслепую».

Педагог: Ни одно из упражнений предыдущих и последующих, конечно, не может быть верно выполнено, если у исполнителя нет сценического внимания.

Эти упражнения воспитывают навыки рабочего самочувствия, организованности, чувство локтя, ощущения себя в коллективе.

Упражнение: Броновское движение «Ходьба по сцене»

   Педагог: Итак, внимание наше сосредоточено, теперь необходимо физическое и психологическое раскрепощение, снятие внутренних и внешних зажимов, освободить мышцы от лишнего напряжения. Также существует множество упражнений, построенных как на статике, так и на динамике. Мы покажем цикл упражнений, построенных на постоянном перемещении в пространстве, хаотичном или упорядоченном. Итак, движемся по аудитории, спокойный ритм, стараемся заполнять всю площадку, не оставляя пустых пятен.

     Педагог: У каждого человека свой жизненный ритм и темп. Эти понятия столь важные для сценической работы, лежат в основе тематической цепочки упражнений. Ритм – чередование каких-либо элементов в звучании или движении, темп – степень быстроты в осуществлении чего-либо. Понятие темпа на сцене связано с тем, насколько энергично действие. Объединяя эти два понятия, мы определяем не только длительность сцены по времени, скорость реакций, действий, речи, но и увязываем энергию действия с энергией и силой эмоционального переживания, его насыщенностью.

Актёру очень важно попасть в нужный темпо ритм.

Наш повседневный ритм жизни зависит от многих условий, как внутренних, так и внешних.

      Начнём упражнения с того, что заменим слово «темп» - на «скорость»

Условно разделяем наше движение на 5 скоростей (как коробка передач).

«Коробка передач — 5 скоростей»

    Упражнение на внимание, умение ориентироваться в пространстве, чувство партнёра, темпоритма, уже здесь вера в предлагаемые, фантазия, воображение, распределение мышечной энергии, умение быстро переключаться, чувство свободы.

«Воздух, желе, камень»

   Педагог: Итак, третья скорость, игра «Воздух, желе, камень» Когда я говорю «воздух» – ваши движения становятся воздушными, лёгкими, камень – движения скованные, жёсткие, желе - движения плавные, пружинистые.

   Теперь упорядочим наше движение, идём по кругу, стараемся держать его ровным, расстояние на вытянутых руках.

Педагог: А сейчас мы добавим предлагаемые обстоятельства, плюс воображение. Зажим как излишнее физическое напряжение, доказывает нам К.С. Станиславский, парализует всякую творческую деятельность, сковывает психическую жизнь человека. Появления зажимов у детей неожиданны и разнообразны. Лучший способ борьбы с этими зажимами – увлечь игрой или предлагаемыми обстоятельствами. Необходимо проводить пластические тренинги на элементарном актёрском уровне, для некоторого овладения своим телом, чтобы справиться не только с психологическими, но и с физическими зажимами.

«Жизнь предметов» (будильник, зеркало, радиоприёмник, воздушный шарик, зонт, кресло, дверь, мусорное ведро, посудомоечная машина)

(Задача: оживить предмет и вдохнуть в него характер)

«Движение в предлагаемых обстоятельствах»

(Идём по песку, мокрому асфальту, смоле, лужам, по берегу моря, скользкому льду, по болоту, углям, тонкой доске, через крапиву и т.д.)

(Педагог задает задачу «представить себя идущего по мокрому песку где вокруг приятное море, а в горизонте закат» почувствовать атмосферу, придумать смену действий и задач по хлопку.

 Педагог: А сейчас попробуем сконцентрироваться на одном из предлагаемых обстоятельств и движемся с третьей, первой, второй, пятой, второй и т.д. скоростью. Сейчас по моему хлопку вы принимаете неожиданную для всех позу, и так 3 раза. А сейчас попробуйте её оправдать, что бы вы делали в таком положении.

Педагог: Это и есть актёрский тренинг! А сейчас мы бы хотели познакомить вас с нашими самостоятельными работами!

К.С. Станиславский сказал: «Воображение создаёт то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия – то, чего нет, чего в действительности мы не знаем».

   Я всегда поражаюсь и радуюсь детской фантазии. Он и могут придумать то, что нам взрослым никогда не догадаться. Но целенаправленной и организованной её назвать трудно. Поэтому фантазию нужно направлять в заданное русло. Коллективное творчество рождает более глубокие эмоциональные и социальные переживания! Поэтому детям необходим тренинг для развития фантазии. В этом нам помогли этюды:

Показ самостоятельных этюдов на тему «Поваренная книга»

Этюд «Про наблюдения в моей семье»

Новенький: Мне понравился ваш чудесный город! А что, наше путешествие заканчивается?!

Педагог: Для тебя оно только начинается! Уважаемые зрители, надеюсь, вы узнали много нового и не скучали! Наше занятие подходит к концу! С вами были мы – «Театр-студия «Ювента»!

Общее исполнение обучающихся:

Спектакль закончился, пора!

Взорвали зал аплодисменты!

Поэт сказал: «Вся жизнь-игра!» -

Взошла актёрская звезда

И засияла ярким светом!

Благодарим за внимание! До свидания! До новых встреч!

Подведение итогов.

Рефлексия.