Дополнительная общеобразовательная программа «Театральная студия»

Арсеньева Дарья Юрьевна

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma._teatralnaya_studiya.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)  ПРОГРАММА

«Театральная студия»

Возраст учащихся:         11-17 лет

Срок реализации:         3 года, 432 ч

Разработчик: педагог дополнительного образования

                                                                     Арсеньева Дарья Юрьевна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность программы –  художественная.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор  профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Адресат  программы

Программа ориентирована на учащихся начальной школы - детей 11-17 лет.

Объем и срок реализации программы

Сроки реализации программы – 3 года.     Каждый год обучения по 144 учебных часа. Общее количество учебных часов – 432 часа.

Цель программы - создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации  их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи программы:

 Обучающие:

  • дать представления о театральном искусстве;
  • обучить умению взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;
  • обучить речевой культуре при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
  • обучить навыкам пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;

Развивающие:

  • развить интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
  • развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
  • развитие эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;

Воспитательные:

  • воспитать эстетический вкус, исполнительскую культуру
  • воспитать творческую активность подростка
  • воспитать такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других

Условия реализации программы

Условия набора групп: набор групп 1-ого года обучения осуществляется с 1 по 10 сентября текущего учебного года по заявлению родителей.

Условия формирования групп и количество детей в группе: группы 1-го года обучения формируются в количестве 15 человек, 2-го – 12 чел., 3-го года обучения – 10 чел. В группы второго и третьего года обучения могут дополнительно приниматься учащиеся, имеющие необходимые знания по программе.      

Особенности организации образовательного процесса: дополнительная образовательная программа предусматривает два 2-х часовых занятия в неделю.

Формы проведения занятий: основными формами проведения занятий являются: игра, беседа, тренинги, постановки спектаклей. Также запланированы экскурсии, походы в театр.

Формы организации деятельности детей на занятиях: групповая, фронтальная. Занятия сочетают двигательную активность детей и возможность самостоятельной работы.

Кадровое обеспечение  

Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий необходимым квалификационным характеристикам.

материально-техническое обеспечение:

мультимедиа-проектор, ноутбук с предустановленным пакетом офисных программ Microsoft, экран, принтер, музыкальный центр.

Ожидаемые результаты:

1-ый год обучения

Учащиеся должны знать:

  •  особенности театра как  вида искусства,  иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;
  • народные истоки театрального искусства;
  •  художественное чтение как вид исполнительского искусства;
  • об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).

Учащиеся должны уметь:

  • активизировать свою фантазию;
  • «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;
  • видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
  • коллективно выполнять задания;
  • культуру суждений о себе и о других;
  • выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм.

   2-й год обучения

 Учащиеся должны знать:

  • историю театра  Древней Греции, особенность древнегреческого театра;
  • о видах театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства;

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве;
  • сознательно управлять речеголосовым аппаратом;
  • логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста;
  • взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью.
  • сочинять, подготавливать и выполнять этюды;
  • анализировать работу свою и товарищей;
  • выполнять основные элементы вальса.

3-й год обучения

Учащиеся должны знать:

  • понятие конфликта в драматическом произведении;
  • особенности характера и  развития характера героя в столкновении с другими действующими лицами;
  • о средневековом театре и о трансформации средневекового театра в современных театрализованных празднествах;

Учащиеся должны уметь

использовать и совершенствовать приобретенные умения при решении исполнительских задач;

  • точно соблюдать текст при исполнении;
  • культурно воспринимать реакцию зрителей;
  • самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю;
  • выполнять основные элементы латиноамериканских танцев.

Учащиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки:

  • пользования театральными понятиями и терминами: «этюд», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;
  • использование полученных практических навыков при работе над внешним обликом героя – гримом, костюмом, прической;
  • использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;
  • владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;
  • активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм.
  • а, главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора.

УЧЕБНЙЙ ПЛАН

1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

Введение в предмет.

«Мастерская тела, мастерская чувств».

Актёр и режиссёр в театре


п/п

Наименование раздела и тем занятий.

Всего

Теория

Практика

Формы контроля

Вводное занятие.

2

1

1

Первоначальные представления о театре как виде искусства.Театр как одно из древнейших искусств.

26

10

16

беседа

Многообразие выразительных средств в театре. Значение поведения в актерском искусстве.

30

10

20

наблюдение

  1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
  2. Логика речи.

20

4

16

наблюдение

  1. Основы акробатики.

Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

10

2

8

наблюдение

Работа над пьесой

40

12

28

Взаимо – и самоанализ

Мероприятия и психологические практикумы

8

2

6

конкурс

Экскурсии

6

2

4

беседа

Заключительное занятие

2

2

ИТОГО

144

45

99

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

«Волшебные краски чудесной страны». Художник в театре.

«На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа».

Музыка в театре.


п/п

Наименование раздела и тем занятий.

Всего

Теория

Практика

Формы контроля

Вводное занятие.

2

1

1

Анкетирование, беседа

Страницы истории театра: театр Древнего Востока.

Страницы истории театра: театр Древней Греции.

28

10

18

беседа

Средства актёрского искусства. Актер и его роли.

32

10

22

Блиц-опрос, самостоятельные импровизации

Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Разнообразие художественных приемов литературы.

24

8

16

 беседы

Основы акробатики. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

10

4

6

наблюдение

Работа над пьесой

40

12

18

Взаимо – и самоанализ

Мероприятия и психологические практикумы

10

4

 6

конкурс

Экскурсии

6

2

4

беседа

Заключительное занятие

2

2

анализ практической деятельности

ИТОГО

144

53

91

3-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

«Магия слов». Писатель в театре.

«Дом для чудесных представлений»


п/п

Наименование раздела и тем занятий.

Всего

Теория

Практика

Формы контроля

Вводное занятие.

2

1

1

Анкетирование, беседа

Страницы истории театра: средневековый площадной театр. Страницы истории театра: Театры, где играют дети.

26

8

18

беседа

Средства актёрского искусства. Актер и его роли. Импровизация.

30

6

24

самостоятельные импровизации

Индивидуальные формы выступления. Разнообразие художественных приемов литературы.

20

4

16

 тесты-скороговорки

Сценическое движение.

10

2

8

зачёт

Работа над пьесой.

40

10

30

анализ практической деятельности

Мероприятия и психологические практикумы

8

2

6

конкурс-игра

Экскурсии

6

2

4

беседа

Заключительное занятие

2

2

анализ практической деятельности

ИТОГО

144

37

107