Программа внеурочной деятельности "Радуга"

Гильманова Гульназ Наилевна

Программу театрального объединения, так же как и другие, надо рассматривать как ориентир и применять творчески, стремясь к совершенствованию знаний и способностей как в области режиссерско-педагогической работы, так и в искусстве воспитания детей. Занятия театрального коллектива включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов (непосредственно в театре или по телевизору), посещение выставок. В беседах о театре руководитель в доступной кружковцам форме знакомит их с особенностями реалистического театрального искусства, его видам:) и жанрами; с творчеством ряда ведущих деятелей татарского, русского и зарубежного театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_raduga.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«УРУССИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рабочая программа

театрального объединения

«Радуга»

Возраст обучающихся: 10-16 лет

Срок реализации: 1 год

Программу составила:

                                                                                       Гильманова Г.Н.,

                                                                                             Учитель-дефектолог

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Театр — искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой и т. д. Привлечение школьников-кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Занятия в театральном коллективе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Они должны помогать формированию у кружковцев верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров.

    Театр — искусство коллективное. Спектакль — результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Вся организация работы в самодеятельном театральном коллективе должна помогать школьникам осознать, что занятия искусством — это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у кружковцев стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность. Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач, стоящих перед руководителем. Практическое знакомство со сценическим действием как основой данного искусства имеет общевоспитательное значение: способствует развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи и др.

   Руководитель объединения помогает школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом. Он развивает природные свойства и способность детей увлекаться художественным вымыслом, с помощью воображения ставить себя в положение вымышленных героев, активно включаться в их жизнь. Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь. Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы. Слово на сцене, как и в жизни, является средством общения и воздействия.

    Данная программа предусматривает примерное усложнение работы с учетом возраста кружковцев.

   Программу театрального объединения, так же как и другие, надо рассматривать как ориентир и применять творчески, стремясь к совершенствованию знаний и способностей как в области режиссерско-педагогической работы, так и в искусстве воспитания детей. Занятия театрального коллектива включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов (непосредственно в театре или по телевизору), посещение выставок. В беседах о театре руководитель в доступной кружковцам форме знакомит их с особенностями реалистического театрального искусства, его видам:) и жанрами; с творчеством ряда ведущих деятелей татарского, русского и зарубежного театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра.

    Беседы о театре, как и их практическая творческая работа, направлены на развитие зрительской культуры кружковцев. Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов. Процесс этюдной работы, как и подготовки спектакля, оказывает влияние на формирование духовного облика ученика. Поэтому надо очень внимательно относиться к выбору тематики упражнений и этюдов, предлагаемых детям для развития наблюдательности, эмоциональной памяти, воображения и др. Рекомендуется выбирать темы и сюжеты, которые близки жизненному опыту кружковцев, находят у них эмоциональный отклик, требуют творческой активности, работы фантазии. Начинать знакомить кружковцев с элементами сценической грамоты можно и на материале несложной пьесы, сценки, добиваясь постепенного осознания необходимости учебных занятий, интереса к ним. Во всех случаях нужно проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.

     Педагогическая направленность занятий драматического коллектива в огромной мере зависит от правильного выбора пьесы, от степени ее художественно-воспитательной ценности и доступности данному детскому коллективу. Поэтому при выборе пьесы следует учитывать, полезно ли будет учащимся данного возраста детально (как того требует сценическая работа) разбираться во взаимоотношениях героев, посильна ли им та нагрузка, которая требуется для исполнения данной пьесы.

      Постановку композиций, сцен и отрывков из классических произведений целесообразно осуществлять силами смешанных по возрасту коллективов (учащихся среднего и старшего возраста).

    Параллельно с основными учебными занятиями в плане предусматривается общественно полезная работа, участие в общественной жизни своей школы, в общешкольных вечерах, концертах, помощь в организации художественной (театральной) самодеятельности в школе, летнем лагере, выезды в лагеря труда и отдыха и т. д.

    Приводимое ниже распределение часов на отдельные виды работы — примерное. Так, в течение учебного года можно вести работу не над одной большой пьесой, а над небольшими отрывками, сценами, программами тематических вечеров. Поэтому руководитель, сообразуясь с конкретным содержанием занятий кружка, может планировать в указанных пределах различные виды работы.

Цель:

    Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности, освоение детьми музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность, накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке, пробуждение чувств сопереживания воплощаемому образу, воспитание культуры движений. Цель будет достигнута при решении следующих задач.

Задачи:

  • Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
  • Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
  • Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
  • Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.
  • Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
  • Создание творческого художественного пространства, которое способствует активизации эстетических переживаний, эмоционального воображения, ассоциативных представлений ребенка.
  • Воспитание культуры музыкального восприятия, исполнительства и творческого самовыражения, пластической культуры и выразительности детских движений.
  • Усвоение разных способов образных действий, накопление определенного багажа образных действий.
  • Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
  • Улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Программа театрального объединения «Нур»

основана на следующих принципах проведения театрализованной деятельности:

    Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка с ОВЗ.

    Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка с ОВЗ и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

   Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

   Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

    Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

   Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

    Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

   Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

   Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

   Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

    Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,

Сроки реализации программы:

   Программа рассчитана на 136 часов. Группа детей 10-16 лет, по 4 часа в неделю. Занятия проводятся два раза в неделю: в понедельник и в четверг. Срок реализации программы рассчитан на 1 год.

Формы и режим занятий:

  • практические занятия;
  • творческие задания;
  • групповая работа;
  • тренинги по актёрскому мастерству;
  • игры;
  • беседа.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, вовремя и после спектакля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

Учащиеся должны уметь:

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между героями.

Направленность:

  • 1. Развитие творческих способностей детей, формирование творческой личности с богатым воображением, инициативой.
  • 2. Духовное развитие детей.
  • 3. Речевое, социальное и интеллектуальное развитие детей.

Методы работы

    Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

    Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

    Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

    Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

    Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Алгоритм работы над пьесой.

  • Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы целиком.
  • Премьера.

Содержание программы:

Основы театральной культуры

   Виды театрального искусства. Театр снаружи и изнутри. Просмотр спектаклей. Знакомство с театрами в г.Казань, Набережные Челны и Альметьевск.

Культура и техника речи. Сценическая речь

  Упражнения по фонационному дыханию. Подготовка речевого аппарата. Постановка голоса. Звуковые упражнения. Посыл звука. Правильная дикция и артикуляция. Упражнения со скороговорками. Словесное действие (скороговорки с заданным действием). Работа с текстом. Логические ударения в предложениях. Творческие игры со словом.

Актерское мастерство

   Знакомство с элементами актерского мастерства - внимание, воображение, фантазия, «Если бы…», «Предлагаемые обстоятельства» Развитие артистической смелости. Игры, упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления. Игры и упражнения на развитие органов чувственного восприятия - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Отношение к событию (оценка факта). Наблюдение. Взаимодействие актеров на сцене. Перемена отношения к партнеру. Этюды. Оправдание своих поступков. Тренинги. Работа актера над образом. Просмотр видеоматериала.

Хореография

  Хореография как важный элемент для актера в спектакле. Хореографические позиции. Хореографическая разминка. Исполнение танцевального шага. Татарский и руский народные танцы. Танцевальные элементы. Танцевальные элементы. Театрализованный танец с элементами актерского мастерства. Постановка танцевально-театральных номеров к спектаклю.

Этюды

   Раскрыть понятие этюд. Импровизация в этюде. Логическое составление и постановка этюдов. Этюды с придуманными обстоятельствами. Этюды на взаимодействие.

Работа над спектаклем

Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Деление пьесы на отдельные эпизоды. Импровизация. Этюдные репетиции пьесы. Обсуждение характеров персонажей. Репетиции по эпизодам. Мизансценирование. Создание музыкального фона. Хореографические постановки к спектаклю. Обыгрывание реквизита и бутафории. Репетиции в декорациях. Монтировочные репетиции эпизодов. Корректировка. Прогоны спектакля. Использование элементов костюмов, реквизита.

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ

   Установка декораций, смена декораций Репетиция с музыкальным и световым сопровождением спектакля (имитация различных шумов и звуков). Генеральная репетиция. Репетиция с реквизитами, бутафорией, в костюмах. Разбор итогов генеральной репетиции. Показ спектакля. Коллективный анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок.

Учебно-тематический план театрального объединения «Радуга»

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Количество

часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Основы театральной культуры

2

Познавательная. Практическая

2

Культура и техника речи. Сценическая речь

28

Художественное творчество. Социальное творчество

3

Актерское мастерство

28

Познавательная. Игровая. Художественное творчество

4

Хореография

20

Художественное творчество. Социальное творчество

5

Этюды

24

Художественное творчество. Социальное творчество

6

Работа над спектаклем

24

Художественное творчество. Социальное творчество

7

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ

10

Художественное творчество. Социальное творчество

   Формы контроля: 

   Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

-текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

-промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;

-итоговый – открытые занятия, спектакли.

  Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Методические рекомендации

   Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления)

На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  • метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
  • Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

Календарно-тематическое планирование театрального объединения «Радуга»

п/п

Наименование разделов программы и тем уроков

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Основы театральной культуры (2 часа)

1

Виды театрального искусства. Раскрыть понятие кукольный театр, драматический театр, музыкальный театр.

2

Сентябрь

Культура и техника речи. Сценическая речь (28 часов)

1

Подготовка речевого аппарата (артикуляционная гимнастика). Игровые тренинги.

10

Сентябрь

2

Постановка голоса. Звуковые упражнения.

10

Сентябрь -октябрь  

3

Правильная дикция и артикуляция. Упражнения со скороговорками.

8

Октябрь

Актерское мастерство (28 часов)

1

Знакомство с элементами актерского мастерства Элемент актерского мастерства- внимание. Игры и упражнения.

10

Октябрь-ноябрь

2

Развитие артистической смелости.

10

Ноябрь  

3

Игры и упражнения на развитие органов чувственного восприятия - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса.

8

Ноябрь  

Хореография (20 часов)

1

Хореографическая разминка. Исполнение танцевального шага.

2

Декабрь

2

  Татарский народный танец. Танцевальные элементы

2

Декабрь

3

Хореографическая постановка танцевальной композиции

4

Декабрь

4

Театрализованный танец с элементами актерского мастерства.

4

Декабрь

5

Постановка танцевально-театральных номеров к спектаклю.

4

Декабрь

6

Репетиции

4

Январь

Этюды (24 часа)

1

Раскрыть понятие этюд. Этюд-упражнение с содержанием.

8

Январь

2

Завязка в этюде. Событие в этюде.

8

Январь –февраль

3

Парные этюды.

8

Февраль

Работа над спектаклем (24 часа)

1

Выбор драматического произведения. Просмотр видеоматериала.

2

Февраль

2

Распределение ролей. Читка по ролям.

2

Февраль

3

Деление пьесы на отдельные эпизоды. Импровизация.

4

Март  

4

Этюдные репетиции пьесы. Обсуждение характеров персонажей.

4

Март  

5

Хореографические постановки к спектаклю.

2

Март  

5

Репетиция в декорациях.

2

Апрель

6

Монтировочные репетиции эпизодов. Корректировка

2

Апрель

7

Прогон спектакля. Использование элементов костюмов, реквизита и бутафории.

2

Апрель

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ (10 часов)

1

Репетиция с музыкальным и световым сопровождением спектакля (имитация различных шумов и звуков).

2

Май

2

Генеральная репетиция (репетиция с реквизитами, бутафорией, в костюмах). Разбор итогов генеральной репетиции.

4

Май  

3

Показ спектакля.

2

Май

4

Коллективный анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок. Выстраивание перспектив.

2

Май

                                                                        ИТОГО: 136 часов

Список литературы:

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Ленинград, 2019. 
  2. Станиславский К.С.- Полное собрание сочинений.2017
  3. Чехов М.А. – Литературное наследие.
  4. «Эстетическое воспитание в школах искусств» М.1988
  5. «Основы театральной культуры в школе» // Академия педагогических наук СССР. НИИ художественно-эстетического воспитания – М. 1988
  6. «Основы художественной речи» Киев. 1989
  7. Петрова А.Н. «Сценическая речь» М. 1976г.
  8. Татар халык авыз иҗаты, Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1970.