Методические рекомендации по выполнению практических работ в процессе освоения профессионального модуля ПМ 01. «Художественно-творческая деятельность» МДК 01.01. «Мастерство режиссера» 01.01.02 «Техника сцены и сценография»

Татьяна Владимировна Обогрелова

Методические рекомендации по выполнению практических работ в процессе освоения профессионального модуля ПМ 01. «Художественно-творческая деятельность», МДК 01.01. «Мастерство режиссера», 01.01.02 «Техника сцены и сценография» разработаны для обучающихся 4 курса очной формы обучения специальности 51.02.01 «Народное художественное творчество» по виду «Театральное творчество». Методические рекомендации по выполнению практических работ позволяют обучающимся овладеть профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе преддипломной практике. Методические рекомендации включают алгоритм выполнения практических заданий, вопросы для самоконтроля, рекомендуемые источники информации. Подробное изучение рекомендаций и следование им позволит избежать ошибок, сократит время на овладение профессиональными навыками и поможет качественно выполнить практическую работу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 «АМУРСКИЙ  КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

(ГПОБУ АО «АКИК»)

Предметно-цикловая комиссия театрально-режиссерских дисциплин

«Театральное творчество»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01. «ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

МДК 01.01. «МАСТЕРСТВО РЕЖИССЕРА»

01.01.02 «ТЕХНИКА СЦЕНЫ И СЦЕНОГРАФИЯ»

Специальность 51.02.01 «Народное художественное творчество»

по виду «Театральное творчество»

(углубленная подготовка)

Благовещенск, 2022 г.

Составитель:

Обогрелова Татьяна Владимировна,

преподаватель Государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения Амурской области «Амурский колледж искусств и культуры».

Техника сцены и сценография: Методические рекомендации по выполнению практических работ в процессе освоения профессионального модуля ПМ 01. «Художественно-творческая деятельность», МДК 01.01. «Мастерство режиссера», 01.01.02 «Техника сцены и сценография» /Текст/ сост. Т.В. Обогрелова – Благовещенск: ГПОБУ АО «АКИК», 2022.  –14 с.

Методические рекомендации по выполнению практических работ в процессе освоения профессионального модуля ПМ 01. «Художественно-творческая деятельность», МДК 01.01. «Мастерство режиссера», 01.01.02 «Техника сцены и сценография» разработаны для обучающихся 4 курса очной формы обучения специальности 51.02.01 «Народное художественное творчество» по виду «Театральное творчество». Методические рекомендации по выполнению практических работ позволяют обучающимся овладеть профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе преддипломной практике. Методические рекомендации включают алгоритм выполнения практических заданий, вопросы для самоконтроля, рекомендуемые источники информации. Подробное изучение рекомендаций и следование им позволит избежать ошибок, сократит время на овладение профессиональными навыками и поможет качественно выполнить практическую работу.

Рекомендовано методическим Советом ГПОБУ АО «АКИК»

Протокол №  1  от   21.09.2022 г.

Введение

Уважаемый студент!

Методические рекомендации по дисциплине ПМ 01. «Художественно-творческая деятельность», МДК 01.01. «Мастерство режиссера», 01.01.02. «Техника сцены и сценография» по выполнению практических занятий созданы Вам в помощь как для работы на учебных занятиях, так и подготовки к практическим работам. Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам при решении практических заданий у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удаётся, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний. Желаем Вам успехов!!!

Содержание

1.  Пояснительная записка

5

2. Перечень компетенций, формируемых при выполнении практических заданий

7

3. Тематический план

8

4. Содержание практических работ

9

5. Список использованных источников

14

1. Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению практических работ в процессе освоения профессионального модуля, являющиеся частью учебно-методического комплекса по дисциплине ПМ 01. «Художественно-творческая деятельность», МДК 01.01. «Мастерство режиссера», 01.01.02 «Техника сцены и сценография» составлены в соответствии с

  • федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) Вид Театральное творчество;
  • рабочей программой учебной дисциплины ПМ 01. «Художественно-творческая деятельность», МДК 01.01 «Мастерство режиссера», 01.01.02 «Техника сцены и сценография».

Методические рекомендации разработаны для обучающихся Государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения Амурской области «Амурский колледж искусств и культуры» всех специальностей очной формы обучения в качестве методического пособия при проведении практических работ по учебной дисциплине ПМ 01. «Художественно-творческая деятельность», МДК 01.01 «Мастерство режиссера», 01.01.02 «Техника сцены и сценография».

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование у обучающихся практических умений и навыков, необходимых в их последующей профессиональной деятельности. Практические занятия занимают преимущественное место при изучении учебных дисциплин профессионального цикла и ПМ 01. «Художественно-творческая деятельность», МДК 01.01. «Мастерство режиссера».

Данные рекомендации составлены в соответствии с ФГОС СПО и служат технологической основой изучения учебной дисциплины ПМ 01. «Художественно-творческая деятельность», МДК 01.01. «Мастерство режиссера», 01.01.02 «Техника сцены и сценография». В структурном отношении рекомендации представляют собой последовательное расположение компонентов практического занятия:

  • № практического занятия;
  • название раздела (темы);
  • цель и задачи занятия;
  • практические задания;
  • краткое изложение теоретического материала и контрольные вопросы по теоретическому материалу (при необходимости);
  • методические рекомендации (алгоритм выполнения практического задания);
  • рекомендуемые источники информации.

График выполнения практических занятий, тематика и количество часов, отводимых на практические занятия, отражается в рабочей программе дисциплины.

Перечень компетенций, формируемых при выполнении

практических заданий

Формирование соответствующих компетенций связано с решением задач по овладению знаниями, развитию умений, навыков, приобретению практического опыта.

После выполнения практических занятий по данной дисциплине ПМ 01. «Художественно-творческая деятельность», МДК 01.01«Мастерство режиссера», 01.01.02 «Техника сцены и сценография» обучающийся как будущий руководитель любительского театрального коллектива должен получить практический опыт в области художественного оформления спектакля как составной части постановочной работы, являющейся частью режиссёрского искусства.

В результате изучения дисциплины студент должен

уметь (согласно рабочей программе учебной дисциплины /ПМ):

  • осуществлять художественно-техническое оформление спектакля, используя навыки пространственного видения;
  • изготавливать эскизы, чертежи, макеты, элементы декораций, реквизит.

знать (согласно рабочей программе учебной дисциплины /ПМ):

  • устройство сцены, механизмы, оборудование и осветительную технику сцены;
  • основные приёмы создания художественного оформления спектакля;

применять:

  • знания техники сцены и сценографии  в профессиональной деятельности;
  • профессиональные умения и навыки для реализации художественно-творческих задач.

2. Перечень компетенций, формируемых при выполнении

практических заданий

Общие компетенции (ОК):

ОК  1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК  2.        Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК  4.        Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК  5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1.1. Проводить репетиционную работу в любительском творческом коллективе, обеспечивать исполнительскую деятельность коллектива и отдельных его участников.

ПК 1.2. Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников любительского коллектива.

ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

ПК 1.4. Анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом.

ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.

ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений).

ПК 1.7. Применять разнообразные технические средства для реализации художественно-творческих задач.

3. Тематический план

Таблица 1 – Тематический план

Наименование МДК и номер изучаемого раздела

Всего (час)

Практические работы (час)

ПМ. 01. Художественно-творческая деятельность

МДК 01.01. Мастерство режиссера

01.01.02 Техника сцены и сценография

7-8 семестр

46/3

16

Раздел 1.

 «Техника сцены»

10

2

Тема 1.1. Специфика художественного образа в сценографии

2

-

Тема 1.2. Основные типы и устройства сцен

4

-

Тема 1.3. Художественное освещение сцены

4

2

Раздел 2.

«Основы художественного оформления»

14/1

2

Тема 2.1. Основы теории композиции

2

-

Тема 2.2. Цвет на сцене

4

-

Тема 2.3. Перспектива в сценографии

2

-

Тема 2.4. Весовые характеристики сцены

2

-

Тема 2.5. Шрифтовая композиция

4/1

2

Раздел 3.

 «Технология производства декорационного оборудования»

8

-

Тема 3.1. Виды декораций

4

-

Тема 3.2. Бутафория и реквизит

2

-

Тема 3.3. Приёмы художественного оформления сцены

2

-

Раздел 4.

«Художественное оформление спектакля»

14/2

12

Тема 4.1. Сценический костюм

4/1

2

Тема 4.2. Макет и подмакетник

8/1

8

Тема 4.3. Формирование технической документации

2

2

46/3

16

4. Содержание практических работ

Практическая работа №1

Раздел 1. «Техника сцены»

Тема 1.2. Художественное освещение сцены

Цель: изучить методику написания световой партитуры.

Задание: составление световой партитуры к дипломному спектаклю.

Методические рекомендации:

Световая партитура – это документ, содержащий запись светового оформления спектакля и предназначенный для его точного воспроизведения. Световая партитура составляется в определенной последовательности. В ней фиксируются (Таблица 3):

  • реплика или действие на включение;
  • название прибора;
  • цвета помещенных в них фильтров;
  • направления и изменения освещения;
  • реплика или действие на выключение.

В световой партитуре отражаются все моменты сценического действия, в которых необходимы световые переходы, затемнения, все технические средства и приемы, которые позволяют создать полноценное постановочное решение спектакля. Световые партитуры составляются и уточняются во время технических репетиций. В ходе световых репетиций в соответствии с задачами, которые ставят перед художником по свету режиссер и сценограф, монтируется и создается световое оформление спектакля

Таблица 1 – Световая партитура спектакля

Реплика

или действие на включение

Название прибора

Цвет

Направления и изменения освещения

Реплика

или действие на выключение

1.

2.

3.

4.

5.

        Рекомендуемая литература:

1. Санникова, Л.И. Художественный образ в сценографии / Л.И. Санникова; - 3-е изд., стер. – М.: «Лань», «Планета музыки». 2017 г. – 144 с.

2. Исмагилов,  Д.Театральное освящение / Д. Исмагилов, Е. Древалёва. –  М., 2001.

3. Шпак, Л. Световое оформление спектакля / Л. Шпак, – М., 1975.

Практическая работа №2

Раздел 2. «Основы художественного оформления»

Тема 2.5. Шрифтовая композиция

Цель: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний по теме.

Задание: разработка афиши дипломного спектакля (Рисунок 1).

        Методические рекомендации:

Требования к оформлению эскиза афиши:

  • размер листа формата А4;
  • эскиз должен соответствовать теме, идее, раскрывать художественный образ;
  • соответствовать стилю, жанру;
  • дата проведения прописывается в верхнем левом углу, без указания года проведения;
  • ведомственная принадлежность пишется сверху посередине;
  • место проведения сверху справа;
  • возрастные ограничения прописываются снизу в левом углу (0+);
  • цена билета или вход свободный находятся снизу посередине;
  • время проведения оформляется внизу справа(16:00);
  • по центру афиши располагается название спектакля, жанр.

Рисунок 1 – Эскиз афиши

Рекомендуемая литература:

1. Санникова, Л.И. Художественный образ в сценографии / Л.И. Санникова; - 3-е изд., стер. – М.: «Лань», «Планета музыки». 2017 г. – 144 с.

2. Базанов, В. Техника и технология сцены / В. Базанов. – Л: Искусство, 1976. – 368 с. ил.

Практическая работа №3

Раздел 4. «Художественное оформление спектакля»

Тема 4.1. Сценический костюм

Цель: выработка практических умений по созданию эскиза костюма.

Задание: разработка эскизов костюмов дипломного спектакля (Рисунок 1).

Методические рекомендации:

Требования к эскизам костюмов:

  • эскизы должны раскрывать образ, характер персонажа;
  • соответствовать стилю, жанру постановки;
  • соответствовать эпохе;
  • выполняются гуашевыми красками;
  • оставляется рамка от края листа (справа – 2 см, сверху, снизу и слева – 1 см.);
  • надпись делается в низу листа, посередине внутри рамки.

Рисунок 1 – Эскиз оформления костюма

Рекомендуемая литература:

1. Захаржевская, Р.В. История костюма от античности до современности. / Р.В. Захаржевская; - 3-е изд., доп.  – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 288 с.

2. Джексон, Шейла. Костюм для сцены: пособие по изготовлению театр. Костюма / Шейла Джексон. – М.: Искусство, 1984. – 143 с.

Практическая работа №4

Раздел 4. «Художественное оформление спектакля»

Тема 4.2. Макет и подмакетник

Цель: совершенствование теоретических знаний и практических навыков в области художественного оформления спектакля.

Задание: разработка подмакетника дипломной работы.

Методические рекомендации:

Подмакетник – это аналог сцены, сделанный в определенном уменьшении к ее натуральной величине, то есть в определенном масштабе. Масштабы театральных подмакетников в большинстве соответствуют 1:20 и 1:25 натуральной величины.

Требования к подмакетнику (основанию макета)

1. Подмакетник выполняется строго по размеру. Размеры варьируются исходя из замысла режиссера (Рисунок 1). На Рисунке приведены приблизительные размеры основания подмакетника.

2. Подмакетник рекомендуется выполнять из прочных, облегченных материалов любого типа: фанера, пенокартон, пятислойный гофрокартон, ДВП (древесноволокнистая плита), оргстекло (акрил), ПВХ (поливинилхлорид) вспененный и жесткий, ПС (полистирол) и ПЭТ (полиэтилентерефталат) и т.д.

3. Короб состоит из боковых, нижней и верхней сторон (дно обязательно).

4. Внутри короба размещаются механизмы и электроника, необходимые для обеспечения работы технической составляющей макета.

5. Рычаги управления, кнопки, тумблеры, необходимые для демонстрации технической составляющей макета, выносятся на фасадную сторону подмакетника.

Рисунок 1 – Эскиз подмакетника

Рекомендуемая литература:

1. Понсов, А.Д. Конструкции и технология изготовления театральных декораций: Учебное пособие / А.Д. Понсов. – М.: Искусство, 2005.

2. Сосунов, Н.Н. Театральный макет / Н.Н. Сосунов. – М: Искусство, 1960. – 131 с.

Практическая работа №5

Раздел 4. «Художественное оформление спектакля»

Тема 4.3. Формирование технической документации

Цель: изучить поэтапное формирование сметы расходов спектакля.

Задание: разработка сметы расходов дипломного спектакля.

        Методические рекомендации:

        Смета должна быть сформирована в напечатанном варианте на компьютере. Смета расходов должна быть подписана директором предприятия (или лицом, уполномоченным действовать от его имени), а также художественным руководителем коллектива.

Таблица 1 – Смета расходов

Смета

расходов на проведение спектакля

Статья расходов

Стоимость, (ед.), руб.

Кол-во ед.

Всего, руб.

        Рекомендуемая литература:

1. Городецкая, Л. А., Апфельбаум, С. М., Мозговой,  Д. А., Кондрашова,  К. В. Проект театрального спектакля: экономика, финансирование, договорная работа / Л.А. Городецкая, С.М. Апфельбаум, Д.А. Мозговой, К.В.  Кондрашова. – М.: ГИТИС, 2020. – 128 с.

5. Список использованных источников

Основная литература:

  1. Захаржевская, Р.В. История костюма от античности до современности. / Р.В. Захаржевская; - 3-е изд., доп.  – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 288 с.
  2. История костюма : учебник для проф.лицеев, училищ, колледжей. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 416 с.
  3. Санникова, Л.И. Художественный образ в сценографии / Л.И. Санникова; - 3-е изд., стер. – М.: «Лань», «Планета музыки». 2017 г. – 144 с.

Дополнительная литература:

  1. Базанов, В. Техника и технология сцены / В. Базанов. – Л: Искусство, 1976 . – 368 с. ил.
  2. Городецкая, Л. А., Апфельбаум, С. М., Мозговой,  Д. А., Кондрашова,  К. В. Проект театрального спектакля: экономика, финансирование, договорная работа / Л.А. Городецкая, С.М. Апфельбаум, Д.А. Мозговой, К.В.  Кондрашова. – М.: ГИТИС, 2020. – 128 с.
  3. Джексон, Шейла. Костюм для сцены: пособие по изготовлению театр. Костюма / Шейла Джексон. – М.: Искусство, 1984. – 143 с.
  4. Исмагилов,  Д.Театральное освящение / Д. Исмагилов, Е. Древалёва. –  М., 2001.
  5. Киреев, Е.В. История костюма. Европ.костюм от античности до ХХ века: учеб. пособие для сред. театр. учеб. заведений. Изд-е 2-е, испр. / Е.В. Киреева. –  М.: Просвещение, 1976. – 174 с.
  6. Понсов, А.Д. Конструкции и технология изготовления театральных декораций: Учебное пособие / А.Д. Понсов. – М.: Искусство, 2005.
  7. Пави,  П. Словарь театра / П. Пави. – М.: Прогресс, 1991. – 504 с.
  8. Пейль, В. Свет на сцене / В. Пейль – М., 1966, с 3-12.
  9. Раушенбах, Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве / Б.В. Раушенбах.– М.: «Наука», 1986. – 260 с.
  10. Сосунов, Н.Н. Театральный макет / Н.Н. Сосунов. – М: Искусство, 1960. – 131 с.
  11. Березкин, В. Искусство оформления спектакля / В. Березкин. – М.: Знание, 1986. – 126 с.
  12. Шпак, Л. Световое оформление спектакля / Л. Шпак, – М., 1975.

Программное обеспечение, информационные справочные системы современных информационно-коммуникационных технологий:

  • электронная библиотечная система «Лань»;
  • методическая копилка – презентации, планы-конспекты уроков, тесты. www.metod-kopilka.ru;
  • ведущий образовательный портал России – infourok.ru.