Проект «Школьные страхи в подростковом возрасте»

Самотаенкова Ирина Петровна

Страх — это одна из эмоций, которая выполняет разные функции в жизни человека. На протяжении всего этапа развития человеческого рода страх являлся организатором борьбы людей со стихией. Страх помогает избежать опасности, так как играет защитную роль. Эмоция страха, как и многие другие эмоции, может фиксироваться в памяти. Лучше и прочнее запоминаются события, связанные с переживанием страха. Страх в отношении предметов и поступков, доставивших боль и неприятности полезен, так как побуждает избегать их в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnye_strahi_v_podrostkovom_vozraste.docx524.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Районная проектно-исследовательская конференция

«Первые шаги в науку»

 «Школьные страхи в подростковом возрасте»

                                                                                                                Автор:

обучающаяся театральной студии

«Маленькие звёзды»

Михайлова Валерия, 17 лет

Руководитель:

педагог дополнительного образования

Самотаенкова И.П.

г. Вихоревка, 2022, Братский район

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. .3

1.Теоретическая часть…………………………………………………………….5

1.1. Характеристика подросткового возраста…………………………………...5

1.2. Определение понятия «Страх»………………………………………………6

1.3. Причина страха…………………………………………………………....….7

1.4. Школьные страхи………………………………………………………….....8

1.5. Страхи бывают разные по происхождению…………………………...……9

1.6. Признаки страха………………………………………………………………9

1.7. Как избавиться от страха?…………………………………………………..10

2. Практическая часть…………………………………………………………....12

2.1.Анализ теста «Страхи»……………………………………………...……….12

2.2. Анализ опроса «Страхи»………………………………………...………….15

2.3. Анализ анкеты «Школьные страхи»………………………………...……..20

Заключение……………………………………………………………………….27

Литература………………………………………………………………………..28

Приложение……………………………………...……………………………….29

Введение

Пояснительная записка

Страх – это одна из эмоций, которая выполняет разные функции в жизни человека. На протяжении всего этапа развития человеческого рода страх являлся организатором борьбы людей со стихией. Страх помогает избежать опасности, так как играет защитную роль. Эмоция страха, как и многие другие эмоции, может фиксироваться в памяти. Лучше и прочнее запоминаются события, связанные с переживанием страха. Страх в отношении предметов и поступков, доставивших боль и неприятности полезен, так как побуждает избегать их в будущем.

Страх, на первый взгляд, обыденное чувство, испытываемое по нескольку раз в день, характеризуется привыканием. Один раз, в детстве, испытав биологическую реакцию страха, мы будем ее испытывать всегда в подобных ситуациях. Большая часть страхов обусловлена возрастными особенностями и имеет временный характер. Когда мы правильно относимся к детским страхам, понимаем причины их появления, они обычно исчезают бесследно.

Испытывая страх, мы не можем однозначно сказать, чего именно мы боимся, так как появляется он без всякой видимой причины.

Актуальность. В школе я очень боюсь того, что мне не хватит времени написать контрольную работу, и что я получу плохую оценку, отвечая у доски. Работая над исследовательской работой, я хочу узнать: что же такое страх, почему он возникает, откуда берется и как можно его преодолеть?

Тема исследования: «Школьные страхи в подростковом возрасте»

Цель – исследовать, чего боятся в школе ученики 5 – 8 классов. Выяснить, каковы особенности школьных страхов у подростков.

Новизна работы заключается в том, что я хочу помочь своим сверстникам преодолеть школьные страхи. Я отношусь к детям, которые заикаются, пусть мое заикание не большое, но, когда я отвечаю у доски и начинаю волноваться, то мое заикание становиться очень заметным. Я хочу научиться преодолевать свой страх, справиться с ним и сделать свое пребывание в школе комфортным.

Для многих заикающихся детей школьные годы являются очень стрессовым периодом в жизни, потому что именно там происходит наибольшее количество трудных для заикающегося человека ситуаций: устные ответы, доклады, чтение вслух, выступления, и все это перед большим количеством людей.

Я предполагаю, что изучив причины возникновения страха и как с ним бороться, я смогу помочь себе и другим детям преодолеть школьные страхи.

Гипотеза – основные школьные страхи учеников связаны больше всего с контрольными работами, и с боязнью получить плохую оценку.

Задачи:

  • Изучить литературу, интернет-источники по данной теме, определить, что такое страх;
  • Разработать анкету «Школьные страхи» и провести анкетирование с обучающимися 5 – 8 классов;
  • Провести опрос и тест на тему «Школьные страхи»;
  • Обработать и проанализировать результаты анкетирования, опроса и тестирования;
  • Создать компьютерную презентацию на тему «Школьные страхи в подростковом возрасте»

Предмет исследования: школьные страхи.

Объект исследования: учащиеся 5 – 8 классов.

Методы исследования: изучение соответствующей литературы, проведение анкетирования, опроса и тестирования, сравнение, анализ и обработка полученных результатов анкетирования и тестирования.

Теоретическая значимость исследования заключается в создании компьютерной презентации на тему «Школьные страхи в подростковом возрасте».

 

Практическая значимость исследования заключается в использовании моей презентации на классных часах и родительских собраниях.

Этапы исследования:

1-й этап – подготовительный.

На этом этапе были поставлены цель и задачи, я изучала литературу по теме, в домашних условиях работала с Интернет- ресурсами.

 2-й этап – практический.

Проанализировала полученную информацию. Провела анкетирование, опрос и тестирование среди учащихся 5-8 классов. Создала презентацию «Школьные страхи в подростковом возрасте»

3-й этап – заключительный.

Обобщение результатов анкетирования и подведение итогов.

1.Теоретическая часть

1.1. Характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст – период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.  Это один из критических переходных периодов в жизненном цикле, характеризующийся быстрым ростом и изменениями, который уступает только росту и изменениям в младенчестве.

Подростковый возраст полон противоречий. Даниил Борисович Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребенком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать.

Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому.

В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей отношений между людьми.

Роберт Хевигхерст выделяет следующие направления развития:

  • В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я», сформировать полоролевую идентичность;
  • Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников;
  • Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки
  • Развитие абстрактного мышления;
  • Формирование системы ценностей и жизненной философии;
  • Самоопределение в области образования и профессии;
  • Подготовка к семейной жизни.

В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей. Повышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребёнок. От этого многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития. В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности.

Поворот на себя происходит также в учёбе. Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.

В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Даниил Борисович Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.

В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста – самосознания – внутреннее ощущение себя индивидуальностью.

Даниил Борисович Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.

Согласно Лидии Ильиничны Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует своё мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счёте, позволит ему жить самостоятельно.

Ещё одно новообразование – самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и своё назначение в жизни.

В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико-дедуктивное мышление рефлексия.

У подростков имеются детские (возрастные) страхи. Детский психолог Александр Иванович Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10—12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришёлся на возраст 15 лет).

Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10 – 11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11 – 12 лет до 16 – 17 лет):

  • Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
  • Страх провала, осуждения, наказания. Причина – перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учёта индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
  • Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными;
  • Страх одиночества;
  • Страх бесперспективности и невозможности самореализации.

Исследование, проведённое среди подростков в возрасте 13 – 14 лет показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность). У городских подростков гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ. Зато сельские подростки намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания.

1.2. Определение понятия «страх»

Страхи–это отрицательные, эмоциональные неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного развития ребёнка и построения поведения. Эмоции страха возникают в ответ на угрожающее действие. Страх – это ответ на опасность, чувство опасности.

В современной психологии достаточно много внимания уделяется механизмам формирования страха, это связь физиологических и психологических процессов. Страх – это внутреннее состояние, которое обусловлено предстоящим реальной или предполагаемой угрозой, приходит он в отличие от других в преддверии ситуации. Эмоция страха возникает, когда человек находиться в ситуации, которую воспринимает как потенциально опасную для его спокойствия и биологического или социального существования. Страх — это сигнал, предупреждение о грозящей опасности, мнимой или реальной, в принципе все равно, поскольку наш организм действует одинаково.

Феномен страха издавна является предметом изучения философии, искусства, различных отраслей науки. По общему мнению, страх – наиболее древняя человеческая эмоция, связанная с инстинктом самосохранения особи. Каждый человек испытывал страх, и не один раз в жизни. Несмотря на очевидность и доступность этого явления, в психологической литературе нет четкого определения понятия «страх».

При этом в многочисленных определениях страха можно выделить следующие существенные признаки:

  • страх имеет аффективную природу;
  • страх подразумевает переживание реальной или воображаемой опасности;
  • страх относят к отрицательным состояниям;
  • страх имеет защитный характер.

1.3. Причина страха

В повседневной жизни, а также при чрезвычайных ситуациях человек сталкивается с сильной эмоцией - страх. Отрицательная эмоция у человека представляет длительный или кратковременный эмоциональный процесс, развивающийся из-за мнимой или действительной опасности. Зачастую данное состояние отмечается неприятными ощущениями, одновременно с этим являясь сигналом к защите, поскольку главная цель, стоящая перед человеком — это сохранить себе жизнь.

Но следует учитывать, что ответной реакцией на боязнь выступают бессознательные или необдуманные действия человека, которые вызываются паническими атаками с проявлением сильной тревоги. В зависимости от ситуаций, протекание эмоции страха у всех людей значительно различаются по силе, а также по влиянию на поведение.

Причины страха бывают, как скрытые, так и явные. Зачастую явных причин человек не помнит. Под скрытыми понимают боязни, идущие из детства, например, усиленная родительская опека, искушения, следствие психологической травмы; страхи, вызванные моральным конфликтом или неразрешенной проблемой.

Существуют когнитивно-сконструированные причины: чувство отверженности, одиночества, угрозы самоуважению, подавленности, ощущение собственной неадекватности, чувство неминуемого провала.

Последствия отрицательной эмоции у человека: сильное нервное напряжение, эмоциональные состояния неуверенности, поиск защиты, побуждающие индивида к бегству, спасению. Существуют основные функции страха людей, а также сопутствующие ему эмоциональные состояния: защитная, сигнальная, адаптационная, поисковая.

Страх способен проявиться в виде подавленного или возбуждённого эмоционального состояния. Панический страх (ужас) зачастую отмечается подавленным состоянием. Синонимы термина «страх» или близкие по состоянию выступают термины «тревога», «паника», «испуг», «фобии».

Если у человека возникнет кратковременный и при этом сильный страх, вызванный внезапным раздражителем, то его отнесут к испугу, а длительный и не явно выраженный – к тревоге.

Такие состояния, как фобии способны приводить к частому, а также сильному переживанию отрицательной эмоции индивидом. Под фобией понимают иррациональный, навязчивый страх, связанный с определенной ситуацией или предметом, когда самостоятельно человек не может с ним справиться.

Юрий Викторович Щербатых выделил следующую классификацию страхов. Профессор разделил все боязни на такие три группы: социальные, биологические, экзистенциальные.

К биологической группе он отнес те, которые напрямую связанны с угрозой для жизни человека, социальная группа отвечает за опасения и боязни в социальном статусе, экзистенциальную группу страхов ученый связал с сущностью человека, которая отмечается у всех людей.

1.4. Школьные страхи

Школьные страхи — это страхи, связанные со школой, т.е. по сути, они социальные страхи в жизни ребенка – явление абсолютно нормальное или, говоря языком психологов, нормативное. Страхи детей разнообразны на разных этапах возрастного развития, играют непосредственную роль в становлении эмоциональной сферы и необходимы для того, чтобы ребенок осознал определенные социальные нормы. С приходом ребенка в школу многое меняется в его жизни: режим дня, пространство и окружение, а центральной фигурой становится педагог – новый чужой взрослый, возможно непохожий на родителя, который является источником новых требований и оценок. И каждый ребенок в зависимости от сформированности адаптивных механизмов, особенностей эмоционально-волевой сферы, уровня развития познавательной сферы переживает эти изменения по-своему. Кому-то достаточно полугода, чтобы адаптироваться к школе, кто-то при общей комфортности обучения испытывает отдельные ситуативные страхи, у некоторых детей школьный страх может приобрести патологическую форму.

Они связаны с посещением детей учебного заведения, поэтому достаточно разнообразны. Для удобства можно разделить их на несколько групп:

  • Оценки и контрольные работы;
  • Ученики боятся, что получат низкий балл, «завалят» проверочный тест, ошибутся, отвечая у доски;
  • Страх неправильно выполнить домашнее задание или вовсе о нем забыть;
  • Беспокойство детей по поводу дневника, его проверки дома родителями;
  • Страх оставить дневник дома или потерять на улице;
  • Ребенок может бояться, что его будут ругать за плохие оценки;
  • Режим, распорядок;
  • Боязнь детей младшего возраста опоздать на урок, страх перед звонком, оповещающем о начале или конце школьных занятий;
  • Тревога по поводу недостатка времени для выполнения важных контрольных тестов;
  • Страх не успеть выполнить домашние задания, слезы и истерики над тетрадками дома;
  • Преподавательский состав и обслуживающий персонал. Порой у детей школьного возраста возникает паника при встрече с директором, завучами, классным руководителем;
  • Организация школьной жизни.
  • Тревога по поводу перехода в другой кабинет, боязнь не найти нужную дверь;
  • Неприязнь к переменам, шумным праздникам;
  • Страх надолго расстаться с родителями.

1.5. Страхи бываю разные по происхождению:

Пришедшие вместе с опытом. Он может быть самостоятельный или на примере других.

Внушенные. Им делятся взрослые, чтобы направить своего ребенка на истинный путь. Это страх во благо, имеющий воспитательный характер.

В толпе. Часто группа людей заражает друг друга необоснованной тревогой. Школьники любого возраста – не исключение. Например, это «мандраж» перед контрольной работой или тревога перед соревнованием.

Выдуманные страхи, основанные на слухах, недомолвках. Например, ученик плохо расслышал слова учителя или трактовал их по-своему. Эти страхи кратковременны и зависят от ситуации.

Грамотная профилактика школьных страхов способна уберечь детей любого возраста от стресса. Она включает в себя несколько аспектов:

  • Доверительное общение ребенка и родителей.
  • Контакт мам и пап с учителями и штатными психологами.
  • Беседы ученика с психологом, который готов помочь в любую минуту.

1.6. Признаки страха

Чувство страха, хорошо знакомо любому человеку, даже самым отчаянным храбрецам, оно всегда вызывает ряд физиологических изменений в человеческом организме.

Страх моментально вызывает несколько реакций, которые позволяют человеку приспособиться к внезапно изменившейся и угрожающей ситуации. Явными видимыми внешними проявлениями являются широко открытые глаза и замирание. Широкое раскрытие глаз помогает максимально расширить поле зрения, а замирание является первичной и мгновенной маскировочной мерой.

В организме происходит сильнейший выброс адреналина и норадреналина, вызывающие учащение дыхания и сердцебиения, увеличение артериального давления, покраснение или побледнение лица, выделение пота на ладонях, появляется сухость во рту. Все эти проявления доступны для внимательного наблюдателя.

Также страх выдает внутреннее напряжение, которое проявляется через повышенный мышечный тонус. Этот тонус распространяется и на мышцы лица. Длительное напряжение может привести к дрожанию всего организма, или тремору конечностей, губ.

Допустимая реакция на страх - волосы встают дыбом, это для того, чтобы агрессор испугался.

У людей, испытывающих страх, дело не ограничивается напряжением мышц. Человек старается защитить наиболее уязвимые места: шею, живот, область гениталий. Следовательно, к общему напряжению добавляется сутулость, желание пригнуться, сгруппироваться, и особенно реакция втянуть голову в плечи. Значит тот, кто не ощущает себя в безопасности, обладает поднятыми плечами, сгорбленной спиной и немного опущенной головой. Страх необходимо преодолевать и для этого есть много эффективных способов.

1.7. Как избавиться от страха?

Каждый человек в состоянии научиться преодолевать свои боязни, а иначе ему будет сложно добраться до своих целей, осуществить мечты, достичь успеха и реализоваться во всех жизненных направлениях. Существуют разнообразные приемы по избавлению страхов. Важно развить у себя привычку активно действовать, и не обращать внимание на возникающие попутно боязни. В данном случае отрицательная эмоция выступает простой реакцией, которая возникает в ответ на любые старания сотворить что-то новое.

Страх способен появиться из-за попыток что-либо сделать против своих убеждений. Поймите, что у каждого человека за определенный промежуток времени развивается личное мировоззрение, и, при попытке его изменить, необходимо переступить через боязнь.

Страх может быть в зависимости от мощности убеждения сильным либо слабым. Человек не рождается успешным. Зачастую нас воспитывают не такими, какими являются преуспевающие люди. Очень важно действовать, невзирая на личный страх. Скажите себе: «Да, мне страшно, но я это сделаю». Пока вы медлите, ваш страх растет, ликуя, превращаясь в мощное оружие против вас. Чем дольше медлить, тем больше растить ее в своем разуме. Но как только вы начнете действовать, то страх сразу же исчезнет. Получается, что страх – иллюзия, которой нет.

Лекарство против страха - принять его и смирившись, шагать навстречу ему. Не следует с ним бороться. Признайтесь себе: «Да, мне страшно». В этом нет ничего плохого, вы имеете право бояться. В тот момент, когда вы его признаете, он ликует, а потом ослабевает. А вы приступайте к действиям.

Лекарство против страха – это убрать сомнения и для боязни не останется места. Данное состояние обладает такой силой потому, что вызывает негативные картины в сознании того, что нам не нужно и человек ощущает дискомфорт. Когда человек решается что-либо сделать, то сомнения испаряются мгновенно, поскольку решение принято и назад пути нет.

Страх держит внимание человеческого разума на негативном развитии событии, а решение концентрирует на положительном исходе. Принимая какое-либо решение, мы сосредотачиваемся на том, как замечательно будет, когда одолеем боязнь и в итоге получим хороший результат. Это позволяет положительно настроиться, и главное наполнить ум приятными сценариями, где не останется места для сомнений и боязней. Однако помните, что если в голове возникнет хоть одна негативная мысль, связанная с отрицательной эмоцией, то сразу же возникнут множественные подобные мысли.

Тренируйтесь обычному общению: в очереди, на улице, в транспорте. Используйте для этого нейтральные темы. Смысл кроется в том, чтобы сначала одолеть маленькие страхи, а потом перейти к более существенным. Практикуйтесь постоянно.

Как побороть страх другими методами? Повысьте свою самооценку. Существует некоторая закономерность: чем вы лучшего о себе мнения, тем меньше страхов у вас присутствует. Личная самооценка защищает от боязней и совсем не имеет значения ее объективность. Поэтому люди с завышенной самооценкой способны сделать больше, чем люди с объективной самооценкой. Пребывая в любви, люди преодолевают очень сильный страх во имя своих желаний. Любая позитивная эмоция помогает в преодолении боязней, а все негативные только препятствуют.

2. Практическая часть

Для ознакомления с литературой по данной теме я обратилась к интернет-ресурсам. Проанализировав полученную информацию, разработала анкету «Школьные страхи в подростковом возрасте». Провела анкетирование, опрос и тестирование среди учащихся 5 – 8 классов. После того как было проведено анкетирование, я создала компьютерную презентацию на тему «Школьные страхи в подростковом возрасте».

2.1. Анализ теста «Страхи»

Для подтверждения гипотезы было проведено тестирование «Страхи», среди учащихся 5 – 8 классов. В тестировании приняли участие 56 человек, которые ответили на 6 вопросов.

По итогам тестирования, было выявлено, что чувство беспокойства в связи с каким-либо предстоящим событием охватывает большую часть детей. Ответили: «Д а» – 18 человек  (32%); «Не часто» – 5 человек (9%); «Не всегда» – 4 человека (7%); «Перед контрольной работой» – 3 человека (5%); «Редко, только перед важным событием» – 1 человек (2%). И 45% ответили: «Нет» – (25 человек). (Диаграмма № 1)

Диаграмма № 1

На вопрос: «Беспокоит ли тебя, что ты чем-то отличаешься от сверстников?». Ответили: «Да» – 13 человек (23%); «Не очень» – 4 человека

 (7%); «Когда получаю плохую оценку» – 3 человека (5%); «Нет» – 32 человека (58%); «Нет, потому что они такие же, как и я» – 3 человека

 (5%); «Нет, каждый по-своему умён» – 1 человек (2%). (Диаграмма № 2)

Диаграмма № 2

На вопрос: «Волнует ли тебя будущее своей неизвестностью и неопределенностью?». Ответили: «Да» – 19 человек (34%); «Да, может, я останусь безграмотной и буду получать только двойки» – 1 человек  (2%); «Да, очень, ведь мы не знаем, что будет в будущем» – 2 человека (4%); «Да, потому что я волнуюсь, что не получу образование» – 1 человек (2%); «Иногда» – 2 человека (4%); «Нет, если я буду хорошо учиться» – 1 человек (2%).  (Диаграмма № 3) 

Диаграмма № 3

На вопрос: «Трудно ли тебе переносить ожидание контрольных и ответов?», 64% ответили, что «Да, им страшно переносить ожидание контрольных и ответов» («Да» – 21 человек (38%); «Да, интрига переполняет чувствами» – 1человек  (2%); «Да, страшно за оценку» – 9 человек (15%); «Да, потому что-то можно получить ремня от родителей» – 1человек  (2%); «Да, потому что боюсь всё не выполнить» – 3 человека (5%); «Да, плохо с нервами» – 1 человек (2%).

Ответили: «Нет» – 16 человек (28%); «Нет, когда я точно уверена в ответе» – 2 человека (4%); «Нет, но в каких-то случаях да, ведь я могу не прийти или пропустить урок» – 1 человек  (2%); «Нет, когда я знаю, на какую оценку написала» – 1 человек (2%). (Диаграмма № 4)

Диаграмма № 4

На вопрос: «Часто ли у тебя от волнения перехватывает дыхание, появляется комок в горле, дрожь в теле», 53% ответили, что «Да». («Да» – 23 человека (41%); «Бывает» – 2 человека (4%); «Только, когда захожу в больницу» – 1 человек (2%); «Когда говорят, кто что получил» – 1 человек (2%).

Ответили: «Нет» – 27 человек (47%); «У меня такого не было» – 2 человека (4%). (Диаграмма № 5)

Диаграмма № 5

На вопрос: «Имеешь ли ты обыкновение собираться раньше большинства твоих сверстников», 44% ответили: «Да». («Да, не люблю опаздывать» – 24человека (42%); «Иногда бывает, у меня» – 1 человек (2%).

Ответили: «Нет, не люблю приходить раньше всех» – 29 человек (52%); «Нет, не люблю ходить в школу» – 1 человек (2%); «Я прихожу вовремя, но боюсь заходить в свой кабинет, потому что я лицемер» – 1 человек (2%). (Диаграмма № 6)

                                                  

Диаграмма № 6

Вывод. Проведя тест среди учащихся 5 – 8 классов можно сделать вывод, что чувство беспокойства в связи с какими-либо предстоящими событиями охватывает 55%. Ребят не беспокоит, что они чем-то отличаются от сверстников (64%). Их не очень волнует будущее своей неизвестностью и неопределенностью (53%). Но они трудно переносят ожидание контрольных и ответов (64%). От волнения перехватывает дыхание у 48%. Собираются раньше всех – 45%, остальные приходят в указанное время – 55%.

По первому тесту видно, что чувство беспокойства охватывает большинство детей, им трудно переносить ожидание контрольных и ответов.

2.2. Анализ опроса «Страхи»

Для подтверждения гипотезы было проведен опрос «Страхи», среди учащихся 5 – 8 классов. В опросе приняли участие 56 человек, которые ответили на 9 вопросов.

По опросу «Страх», видно, что с чувством страха, знакомы 84% учащихся, 16% - не знают, что такое страх. (Диаграмма № 7)

Диаграмма № 7

Средства массовой информации не вызывают чувство страха у 84% опрошенных.  (Диаграмма № 8)

Диаграмма № 8

61% ребят считают, что чувство страха влияет на их самочувствие. (Диаграмма № 9)

Диаграмма № 9

Чувство страха пробовали преодолеть с помощью курения, алкоголя, наркотиков 11% (6человек). (Диаграмма № 10)

Диаграмма № 10

О физической природе страха знают всего18%, остальные ученики не знают, откуда он появляется. (Диаграмма № 11)

Диаграмма № 11

Чувство страха испытывают почти все ребята, и только один ученик не знаком с этим чувством. (Диаграмма № 12)

Диаграмма № 12

В последние время у ребят преобладают  такие чувства как –  спокойствие 34%; радость 14%; беззаботность 9%; угнетенное состояние 5%; страх 9%; обеспокоенность 7%; неуверенность 14%; счастье 8%. (Диаграмма № 13)

Диаграмма № 13

На вопрос: «Какие способы преодоления страха вы предпочитаете?» 79% не ответили на этот вопрос, отсюда можно сделать вывод, что учащиеся не знают, как преодолеть свой страх. (Диаграмма № 14)

Диаграмма № 14

На вопрос «Кто или что может вам помочь преодолеть чувство страха?», большинство детей ответили – родители 36%; не ответили 20%; друзья 16%; Я сам(а) 11%; телефон 4%; брат, сестра 5%; учитель 2%; музыка, правильные мысли 2%. (Диаграмма № 15)

Диаграмма № 15

Вывод. По результатам опроса «Страхи» было выявлено, что учащимся знакомо чувство страха 84% (47 человек). Средства массовой информации не вызывают у ребят чувство страха 84% (47 человек). Но страх влияет на самочувствие большинства детей 61% (34 человека),  но они не знают физиологическую природу страха (82%) и не знают, как его преодолеть (79%).

2.3. Анализ анкеты «Школьные страхи»

Для подтверждения гипотезы было проведено анкетирование «Школьные страхи», среди учащихся 5 – 8 классов. В анкетировании приняли участие 56 человек, которые ответили на 19 вопросов, которые были разделены по смыслу на 8 блоков:

1.Страх плохих оценок и ответа у доски.

На вопросы: «Боишься ли ты отвечать у доски?». «Боишься ли ты, когда учитель выбирает в журнале фамилию перед опросом?»  «Боишься ли ты плохих оценок?» Ответили: «Да» – 52%. «Нет» – 48%. (Диаграмма № 16)

Диаграмма № 16

2.Страх забыть дневник и опоздать на урок.

На вопросы: «Боишься ли ты забыть дневник или вовсе его потерять?» «Боишься ли ты опоздать на урок?».  «Боишься ли ты школьного звонка, когда не готов к уроку?» Ответили «Да» – 37%; «Нет» – 63%. (Диаграмма № 17)

Диаграмма № 17

3.Страх перед родителями за плохое поведение и из-за плохих оценок.

На вопросы: «Боишься ли ты при получении плохой оценки, что тебя будут ругать родители? Боишься ли ты, что учитель пожалуется на тебя родителям за плохое поведение? Боишься ли ты выполнить неправильно домашние задание или вовсе о нём забыть?» Ответили: «Да» – 53%; «Нет» – 47%. (Диаграмма № 18)

Диаграмма № 18

4.Страх перед учителем.

На вопросы: «Боишься ли ты директора, завуча, классного руководителя, учителей?» «Боялся ли ты отпросится в туалет у учителя?». Ответили «Да» – 18%; «Нет» – 82%. (Диаграмма № 19)

Диаграмма № 19

5.Страх перед одноклассниками и старшеклассниками.

На вопросы: «Боишься ли ты насмешек от своих одноклассников?» «Боялся (ишься) ли ты старшеклассников?» Ответили «Да» – 14%; «Нет» – 86%. (Диаграмма № 20)

Диаграмма № 20

6.Страх контрольных работ.

На вопросы: «Боишься ли ты предстоящей контрольной работы?» «Боишься ли не успеть выполнить контрольную работу?». Ответили: «Да» – 64%; «Нет» – 36 %. (Диаграмма № 21)

Диаграмма № 21

7.Хочешь ли ты стать успешным?

На вопрос: «Хочешь ли ты быть успешным?». Ответили: «Да» – 93%; «Нет» – 7%. (Диаграмма № 22)

Диаграмма № 22

8.Пытался ли ты бороться со страхом?

На вопрос: «Пытался ли ты бороться со своим страхом?» Ответили: «Да» – 73%; «Нет» – 27%. (Диаграмма № 23)

Диаграмма № 23

На вопрос: «Когда тебе страшно, к чьей помощи ты прибегаешь или у кого просишь совета?». Ответили: Родителей – 33человека (55%); Друзья – 16 человек (27%); Брат, сестра – 4 человека (7%); Ни у кого – 3 человека (3%); Сам решаю свои проблемы – 3 человека (3%); Учителей – 2 человека (2%); Телефон – 1 человек (2%); Я никогда не спрашиваю совета – 1человек (2%). (Диаграмма № 24)

Диаграмма № 24

На вопрос: «Что ты можешь предложить для того, чтобы побороть свои школьные страхи?». Ответили: Ничего – 23 человека (41%); Учить уроки – 11 человек (20%); Не бояться, быть увереннее в себе – 15 человек (27%); Думать о хорошем – 3 человека (4%); Не идти к директору – 1человек (2%); Попросить совет у одноклассника – 1 человек (2%); Не идти в школу – 1человек (2%); Нужно закрыть глаза – 1 человек (2 %) (Диаграмма № 25)

Диаграмма № 25

Вывод: По итогам анкетирования было выявлено, что учащиеся 5 – 8 классов боятся предстоящей работы – 64%. Боятся получить плохую оценку и отвечать у доски – 52%. Не боятся оставлять дневник дома и опоздать на урок – 63%. Боятся наказания родителей за плохую учебу и поведение – 53%. Боятся учителей, директора и завуча – 18% детей. Боятся старшеклассников – 14% опрошенных.  Хотят стать успешными 93% учеников. Пытались бороться со своими страхами – 73%. Когда страшно, к помощи родителей прибегают – 55%; друзей – 27%; братьям и сестрам – 4%. На вопрос: «Что ты можешь предложить, чтобы преодолеть свои страхи» Ничего не ответили – 41%, остальные предложили: учить уроки – 20%, не бояться и быть уверенными в себе – 27%. 

Подводя итог исследование можно сказать, что большинство детей боятся контрольных работ, многим знакомо чувство страха, но они не знают, как его преодолеть.

Заключение

  • В результате проделанной работы я изучила литературу, интернет-источники по данной теме, я пополнила свои знания в психологии и узнала, что такое страх и как с ним бороться. Разработала анкету «Школьные страхи» и провела опрос, тестирование и анкетирование с учащимися 5 – 8 классов. Обработала и проанализировала результаты анкетирования, опроса и тестирования. Создала компьютерную презентацию на тему «Школьные страхи в подростковом возрасте»

В результате проведенного исследования цель достигнута, моя гипотеза подтвердилась, ученики 5 – 8 классов действительно боятся контрольных работ, и боятся получить плохую оценку.

Благодаря исследовательской работе мне удалось побороть страх того, что мне не хватит времени выполнить контрольную работу, и что я получу плохую оценку, отвечая у доски.

Я поняла, что с некоторыми школьными страхами можно справиться самой, включая такие качества, как сила воли и мотивация. Но в сложных случаях требуется помощь специалистов. Нельзя позволять страхам и эмоциям взять верх над собой.  

Список используемой литературы

Электронные ресурсы:

https://psihomed.com/strah/ 

https://ru.wikipedia.org/wiki/ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Подростковый_возраст" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/ HYPERLINK

Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. – 464 с.

Климакова Ю. Не бойся страшного / Газета «Школьный психолог», 2004. - 8.

Кузьмина М. Детский невроз страха / Газета «Школьный психолог», 2000. - 25.

Щербатых Ю.В. Психология страха. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО, 2007. — 512 с.

Приложение № 1

Тест «Страхи»

1.Часто ли тебя охватывает чувство беспокойства в связи с каким- либо предстоящими событиями?

______________________________________________________________________________________________________________________
2. Беспокоит ли тебя что ты в чем-то отличаешься от сверстников?

___________________________________________________________

3. Волнует ли тебя будущее своей неизвестностью и неопределенностью? Если да, то почему?

______________________________________________________________________________________________________________________

4.Трудно ли тебе переносить ожидание контрольных и ответов?

Если да, то почему?

______________________________________________________________________________________________________________________

5.Часто ли у тебя от волнения перехватывает дыхание, появляется комок в горле, дрожь в теле?

___________________________________________________________

6. Имеешь ли ты обыкновение собираться раньше большинства твоих сверстников? Поясни свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 2

Опрос «Знакомо ли вам чувство страха?»

Возраст__________            2. Пол____________

1.Знакомо ли Вам чувство страха? (нужное подчеркнуть)      

 а) Да       б) Нет

2.Как часто вы испытываете чувство страха? (нужное подчеркнуть)

а) Постоянно              б) Иногда                  в) Редко                           г) Никогда

3.Вызывают ли средства массовой информации у Вас чувства страха? (нужное подчеркнуть)                  

а) Да                          б) Нет

4.Если да, то какие именно? _________________________________________________

5.Как Вы считаете, влияет ли чувство страха на Ваше самочувствие? (нужное подчеркнуть)                          

 а) Да       б) Нет

6.Какие способы преодоления страха Вы предпочитаете?

__________________________________________________

Что или кто может помочь Вам преодолеть чувство страха? __________________________________________________

7.Пробовали ли Вы преодолеть чувство страха с помощью курения, алкоголя, наркотиков? (нужное подчеркнуть)    

 а) Да       б) Нет

8.Какие чувства у Вас преобладают в последнее время? (нужное подчеркнуть)

а) Спокойствие                                   б) Радости                        в) Беззаботности

г) Угнетенного состояния                 д) Страха                          

е) Обеспокоенности                          ж) Неуверенности                              

 з) Счастья

9.Знаете ли Вы физиологическую природу страха? (нужное подчеркнуть)

а) Да     б) Нет

Приложение № 3

Анкета «Школьные страхи»

Возраст_________             Пол___________

1.Боишься ли ты выполнить неправильно домашние задание или вовсе о нём забыть?

А) Да         Б) Нет

2.Боишься ли ты предстоящей контрольной работы?

А) Да         Б) Нет

3.Боишься ли ты отвечать у доски?

А) Да         Б) Нет

4.Боишься ли ты забыть дневник или вовсе его потерять?

А) Да         Б) Нет

5.Боишься ли ты при получении плохой оценки, что тебя будут ругать родители?

А) Да         Б) Нет

6.Боишься ли ты опоздать на урок?

А) Да         Б) Нет

7.Боишься ли ты школьного звонка, когда не готов к уроку?

А) Да         Б) Нет

8.Боишься ли не успеть выполнить контрольную работу?

А) Да         Б) Нет

9.Боишься ли ты директора, завуча, классного руководителя, учителей?

А) Да         Б) Нет

10.Боишься ли ты, что учитель пожалуется на тебя родителям за плохое поведение?

А) Да         Б) Нет

11.Боишься ли ты, когда учитель выбирает в журнале фамилию перед опросом?

А) Да         Б) Нет

12.Боялся ли ты отпросится в туалет у учителя?

А) Да         Б) Нет

13.Боишься ли ты насмешек от своих одноклассников?

А) Да         Б) Нет

14.Боялся(ишься) ли ты старшеклассников?

А) Да         Б) Нет

15.Боишься ли ты плохих оценок?

А) Да         Б) Нет

16.Хочешь ли ты стать успешным?

А) Да         Б) Нет

17.Пытался ли ты бороться со своим страхом?

А) Да         Б) Нет

18.Когда тебе страшно, к чьей помощи ты прибегаешь или у кого просишь совета?

19.Что ты можешь предложить для того, чтобы побороть свои школьные страхи?