«Использование игровых заданий на занятиях Бутафорского цеха ТЮТа как движение в сторону творческого поиска и творческой смелости»

Интересное словосочетание творческая смелость. Вообще, конечно, творчество должно быть смелым. А смелость порой хорошо бы направить в творческое русло, особенно в определённом возрасте.

В развитии своих художественных, творческих способностей подросток сталкивается с определенными трудностями. Изобразительная деятельность не должна носить массовый и всеобщий характер, но имеет большое значение, расширяет кругозор, углубляет чувства подростка.

Считается (по исследованиям вопроса о формировании и развитие творческих способностей у современного подростка), что огромную роль играет социальная среда, в которой находится подросток. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей отводится 95% влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5% - отводится наследственным факторам. Требования среды, ближайшего окружения, установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким творческим потенциалом.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzigorvyhzadaniy_na_zanyatiyah.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игровых заданий на занятиях Бутафорского цеха ТЮТа                         как движение в сторону творческого поиска и творческой смелости»

(Федоровский Д.А.)

Интересное словосочетание творческая смелость. Вообще, конечно, творчество должно быть смелым. А смелость порой хорошо бы направить в творческое русло, особенно в определённом возрасте.

В развитии своих художественных, творческих способностей подросток сталкивается с определенными трудностями. Изобразительная деятельность не должна носить массовый и всеобщий характер, но имеет большое значение, расширяет кругозор, углубляет чувства подростка.

Считается (по исследованиям вопроса о формировании и развитие творческих способностей у современного подростка), что огромную роль играет социальная среда, в которой находится подросток. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей отводится 95% влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5% - отводится наследственным факторам. Требования среды, ближайшего окружения, установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким творческим потенциалом.

Много лет уже в самом начале учебного года в сентябре, начинаешь занятия и сталкиваешься постоянно с одной и той же ситуацией, особенно в «нашем» младшем возрасте 10-11 лет (да и 12 -13 тоже). Даёшь задание: приготовить муляж еды, завтрак, любимое блюдо, просто угощение или то, что нравится в кафе и т.д. И получаешь тут же: маленький бутербродик, маленькое яблочко, маленький банан и т.п. Мельчат: стесняются, боятся, не уверены. Хотя сами по себе совсем и не стеснительные. Ну что ж начнём быть смелее.

Хотя, как пишет Лев Выгодский в «Педагогической психологии»: «Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность». Учитываем при этом «чрезвычайно существенную опасность, которая при этом встречается педагогу: она заключается в том, что легко при стремлении заинтересовать чем-либо и при этом возможна подменяя интересов. Вызывается интерес, но не тот, который нужен, и не к тому, что нужно». И здесь же Выгодский пишет: «Чрезвычайно сложную психологическую задачу представляет умение найти верный интерес и следить всё время за тем, чтобы интерес не уклонялся в сторону и не подменялся никаким другим».

Каков наш интерес? Нам просто должно быть интересно? Мы хотим почувствовать себя художником? Мы хотим подружиться, мы хотим заявить о себе? Мы действительно хотим научиться насыщать выразительными предметами пространство спектакля, его среду? Какие интересы нам ещё нужны, вот вопрос? Но в любом случае мы не должны друг друга стесняться, мы должны иметь возможность поиграть: выполнять задания в форме игры, осваивать материал, играя и, может быть, играючи. Потому что очевидно, что

необходимым психологическим условием для развития способностей является создание атмосферы, благоприятной для проявления новых идей и мнений, развитие чувства психологической защищенности и достойного (позитивного) представления о себе. Подростки, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей, поэтому педагогу необходимо оказать помощь в развитии позитивного представления ученика о себе путем внимательного и доброжелательного отношения.

    Вообще интересно, каков уровень творческого (дивергентного) мышления у ребят выбирающих театральную деятельность, интересующихся театральным творчеством. Он высок? Или они интуитивно идут развиваться? Насколько занятия в коллективе в целом и в бутафорском цехе способствуют развитию их дивергентного (творческого) мышления?

Считается, что творческий тип личности имеет набор следующих черт, качеств:

умение увидеть и распознать творческую проблем;

умение увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей;

умение отказаться от типичной точки зрения и принять другую;

стремление отказаться от шаблона или группового мнения;

способность к множественной перегруппировке идей и связей;

способность к анализу творческой проблемы как системы;

способность к синтезу творческой проблемы как системы;

чувство организационной стройности и идейной целостности;

неконформность оценок и суждений даже под давлением;

восприимчивость ко всему новому и необычному;

конструктивную активностью в неопределенных ситуациях.

Вопрос: каких качеств сколько в ком? У кого больше, а у кого весь набор волшебных качеств?

Уже на занятиях курсов появилось желание применить что-то из узнанного, нового. Попробовать использовать, то что узнал, применительно к своей сфере, на своих занятиях. Хотя это представляется не такой уж простой вещью. Появилась мысль внести ещё больше игровых моментов в освоении ряда тем, использовать если не всю методику, то её элементы. Придумать задания и игровые формы, которые можно было бы методически осмыслив, применять не только на своих занятиях, но и в другом месте, другому, может быть педагогу.

Интересными оказались креативные тесты Вильямса.

Итак, насколько ребята творческие сейчас и как это развивается со временем? Здесь можно обратиться к модифицированным креативным тестам Вильямса. Под термином «креативность» понимается «способность особого рода – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личных качеств, способствующих творческому проявлению».

    Тест дивергентного (творческого) мышления проводится по пособию Е.Е.Туник «Модифицированные креативные тесты Вильямса». Модифицировнный и адаптировнный вариант теста предназначен для российских детей и подростков от 5 до 17 лет. Тесты специально разработаны так, чтобы ими могли пользоваться как психологи, так и учителя.

    Любопытно провести тест в начале года и в конце, например. Но сложно удерживать в секрете результаты расшифровки теста. Но даже при однократном тестировании результат может быть любопытен и интересен как педагогу, так и ученикам. С определённой уверенностью можно будет сделать вывод, кому уделить больше внимания, кому дать задание посложнее, кому предложить самостоятельную работу.

Тест дивергентного (творческого) мышления.

Инструкция. Порядок проведения.

Проводится в группе, ограничен по времени. 20 минут для старших классов (4-11 классы).

Инструкция. Перед началом тестирования нужно прочитать инструкцию к Тесту дивергентного мышления: «Это задание поможет узнать, насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20 (25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте её частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости  от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой . Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть её смысл.

    Тестовая тетрадь состоит из трёх отдельных листов, стандартного формата А-4, на каждом листе бумаге изображено по четыре квадрата, внутри которых есть стимульные фигуры. Под квадратом стоит номер фигуры и место для подписи.

    Обработка экспериментальных данных.

    Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелиуют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный,  вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

- беглость (Б)

- гибкость (Г)

- оригинальность (О)

- разработанность (Р)

- название (Н)

    1. Беглость – продуктивность, путём подсчёта количества рисунков, сделанных ребёнком, независимо от их содержания.

    Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 ( по одному баллу за каждый рисунок).

    2. Гибкость – число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

    Четыре возможные категории:

- живое (Ж) – человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плод, животные, насекомые, рыба, птица и т.д.

- механическое, предметное (М) – лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т.д.

- символическое (С) – буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т.д.

- видовое, жанровое (В) – город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т.д.

    Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность – местоположение (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

    Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.

    Обосновние: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за её пределами, т.е. рисунок будет толко снаружи. Болеекреативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синт езировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т.е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

     1 балл – рисуют только снаружи

     2 балла – рисуют толко внутри

     3 балла – рисуют как снаружти, так и внутри (синтез)

     Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому фактору по всем рисункам.

4. Разработанность – симметрия-ассиметрия, где расположены детали, делающие рисунок ассиметричным.

     0 баллов – ассимтеричен вне замкнутого контура

     2 балла – ассиметричен внутри замкнутого контура

     3 балла – ассиметричен полностью: различны внешние детали с обеих сторон и ассемитрично изображение внутри контура.

    Общий сырой балл по разработанности (Р) – сумма баллов по фактору разработанности по всем рисункам.

5. Название – богатство словарного запаса ( количество слов, испльзованных в названии) и способность к образной передаче сути изображённого на рисунках( прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

     0 баллов – название не дано

     1 балл – название, состоящее из одного слова без определения

     2 балла – словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке

     3 балла – образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т.е. скрытый смысл.

     Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.

Итоговый подсчёт по тесту дивергентного мышления.

БЕГЛОСТЬ                              Общее количество выполненных рисунков.

                                                  Возможно max 12 баллов (1 балл за каждый

                                                  рисунок).

ГИБКОСТЬ                               Количество изменений категорий, считая от.

                                                   первой картинки

                                                   Возможно max 11 баллов (1 балл за каждое

                                                   изменение категории).

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ             Где выполняется рисунок:

                                                 - внестимульной фигуры – 1 балл

                                                 - внутри стимульной фигуры – 2 балла

                                                 - внутри и снаружи стимульной фигуры – 3

                                                   балла

                                                   ( суммируются баллы по данному фактору по                  

                                                   всем нарисованном картинкам).

                                                   Возможно max 36 баллов.

РАЗРАБОТАННОСТЬ            Где дополняющие детали создают асимметрию

                                                   изображения:

                                                 - симметрично повсюду – 0 баллов

                                                 - асимметрично вне стимульной фигуры – 1 балл

                                                 - асимметрично внутри стимульной фигуры – 2

                                                   балла                

                                                 - асимметрично внутри и снаружи – 3 балла

                                                  (суммируются баллы по данному фактору для

                                                   всех нарисовнных картинок).                                                                    

                                                   Возможно max 36 баллов.

НАЗВАНИЕ                            Словарный запас и образное, творческое

                                                 использование языка:  

                                               - название не дано – 0 баллов

                                               - название из одного слова – 1 балл

                                               - название из нескольких слов – 2 балла

                                               - образное название, выражающее больше, чем

                                                 показано на картинке – 3 балла  

                                                 (суммируются баллы по данному фактору для  

                                                 всех нарисованных картинок).

                                                 Возможно max 36 баллов

Похоже, что само проведение теста вместе с другими ребятам, где нужно заполнить квадратики рисунками, преодолевая смущение и страх, что про тебя узнают, например, немного больше, чем ты сам про себя знаешь, является ситуацией, быть может, провоцирующей проявление открытости и смелости. А именно от боязни открытости и проявления смелости мы и уходим.

Другое ещё. Упоминание о тесте «Пиктограмма».

    Так возникла мысль использовать тест «Пиктограмма» для изучения театрального словаря в разделе программ «Театральное макетирование». Сам тест выглядит так:

Тест "Пиктограмма"

Направлен на исследование опосредованной памяти (дает информацию и о развитии мышления). Используется для диагностики детей с 4,5—5 лет.

Стимульный материал. Для проведения пиктограммы ребенку предлагается лист белой бумаги (стандартный лист формата А4), простой карандаш и набор слов для запоминания. Для детей 5—10 лет может быть использован следующий набор из 12 слов:

 веселый праздник                                     обман

 вкусный ужин                                           расставание

 строгая воспитательница                         развитие

 тяжелая работа                                          слепой мальчик

 теплый ветер                                             страх

 болезнь                                                      веселая компания

Инструкция: "Я тебе сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, поэтому запомнить их трудно, чтобы тебе было легче справиться с заданием, ты можешь на этом листе нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит данное слово. Нарисовать можно только какие-то картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а лист только один, постарайся расположить рисунки таким образом, чтобы все они уместились на этом листочке. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, главное, чтобы они правильно отражали содержание слова".

Проведение теста. Детям медленно читаются приведенные выше слова и словосочетания (которые идут как одно слово). При этом взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок рисовал не буквы, а только определенные изображения. Если ребенок начинает рисовать большие фигурки, занимающие основную часть листа, то ему можно напомнить о том, что лист один и на нем надо будет уместить все картинки. Это напоминание делается один раз, примерно после 2—3-го слова. При необходимости лист можно перевернуть, однако при этом ребенку обязательно следует напомнить о том, что его предупреждали, что места мало, а он это прослушал и потому нарушил инструкцию.

 В том случае, если у взрослого появляются подозрения, что ребенок рисует без всякой цели и смысла, первую пришедшую в голову картинку, никак не связанную со словом, т.е. что он не понял или не расслышал инструкцию, необходимо спросить о том, что за рисунок делает ребенок и какое отношение он имеет к слову, названному взрослым. Можно уточнить, помнит ли еще ребенок то слово, на которое делает рисунок.

 Время, отпускаемое на каждый рисунок к слову, ограничено и не превышает 1—2 минут. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то взрослый должен напомнить, что его не интересует качество картинки, важна только ее связь с произнесенным словом. Если ребенок продолжает рисовать, этот процесс прерывается и ему предъявляется следующее слово.

 После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится. (В том случае, если дети умеют считать, это можно попросить сделать самого ребенка.) Через 20—30 минут после проведения теста детям предъявляется лист бумаги с их рисунками, глядя на которые их просят припомнить те слова, которые диктовал взрослый. При воспроизведении фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок, которые были допущены ребенком. При этом воспроизведение, например, словосочетания "вкусный ужин" как "сладкий ужин" или "разлука" как "расставание" считается как правильное.

Анализ результатов. Прежде всего фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, которое говорит нам об объеме опосредованной памяти, который должен быть больше, чем объем непосредственной памяти, и в норме для детей этого возраста составляет 10--12 слов (т.е. практически стопроцентное воспроизведение).

 Уровень развития образного мышления исследуется при помощи анализа рисунков. При этом у детей с низким уровнем мышления рисунки мало связаны с темой либо их связь поверхностная, в то время как у детей с высоким уровнем образного мышления рисунки отражают суть данного предмета. Например, для вкусного ужина может быть нарисован торт, стол с каким-то блюдом, тарелка с едой и т.п. Точно так же для болезни может быть изображен и больной человек (например, с перевязанной ногой или лежащий на кровати), и сама кровать, и больница.

 Следует обратить внимание на характер рисунков к словам разной сложности, специально подобранные в пиктограмме. Так, нарисовать знак, отражающий "вкусный ужин" или "строгую воспитательницу", детям намного проще, чем "болезнь" или "обман". Наиболее сложными считаются слова "теплый ветер" и "развитие". Для детей 5 лет нормой являются адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов. В то же время для детей 6 лет и старше нормой является адекватное изображение всех слов данной пиктограммы.

 Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. Это говорит о том, что низкий уровень мышления компенсируется в данном случае хорошей механической памятью. В то же время тот факт, что у ребенка отмечается низкий уровень развития и памяти, и мышления может в какой-то степени быть показателем его общего интеллектуального отставания.

 Большой интерес представляет сравнение данных о воспроизведенном материале при непосредственном и опосредованном запоминании, так как в случае хорошего развития образного мышления оно может компенсировать недостаток памяти. При этом ребенок воспроизводит нормальное количество слов (10—12) в пиктограмме, однако при непосредственном запоминании может запомнить их меньше нормы, например всего 3—5 слов.

 Анализ расположения рисунков на листе бумаги показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность, что особенно важно учитывать при диагностике 6-леток, так как это является одним из параметров, связанных с готовностью к школьному обучению. Наиболее адекватным считается расположение рисунков в той последовательности, в которой даются слова, так что взрослому даже не требуется их специально нумеровать в конце пиктограммы. При этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листа. Наиболее низким уровнем организации является вариант, при котором рисунки хаотически разбросаны по листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не умещаются на одной стороне и приходится переворачивать лист, чтобы уместить все слова.

Вот что получилось у нас:

  «В разделе программы «Основы театрального макетирования» для лучшего усвоения темы Театральный словарь используется психологический тест «Пиктограмма», который часто применяют для исследования опосредованной памяти у детей.

Для теста необходимо:

– лист белой бумаги (стандартный лист формата А4);

– простой карандаш;

– подборка из 10-12 слов и словосочетаний.

Задание:

Участнику нужно прослушать все слова, хорошо их запомнить и повторить потом в конце. Чтобы лучше запомнить слова, на листе нужно нарисовать что-нибудь, что напоминает это слово. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Рисунки должны уместиться на одном листочке. Качество рисунков не важно, главное, чтобы они правильно отражали содержание слова.

    Наш театральный словарь:

Арлекин, Задник, Горизонт, Карман, Авансцена, Планшет, Арьерсцена, Кулиса, Портал, Занавес, Падуга, Колосники.

     Другие слова описывающие устройство сцены запоминаем при работе с макетом и схемой сценического оборудования.

    Тест используется, скорее как игра, но по результатам можно сделать некоторые выводы.

Анализ результатов:

Прежде всего, фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, которое говорит нам об объеме опосредованной памяти (он больше, чем объем непосредственной памяти).

Уровень развития образного мышления исследуется при помощи анализа рисунков. У детей с низким уровнем мышления рисунки мало связаны с темой либо их связь поверхностная, в то время как у детей с высоким уровнем образного мышления рисунки отражают суть данного предмета. Например, для вкусного ужина может быть нарисован торт, стол с каким-то блюдом, тарелка с едой и т.п. Точно так же для болезни может быть изображен и больной человек (например, с перевязанной ногой или лежащий на кровати), и сама кровать, и больница.

Следует обратить внимание на характер рисунков к словам разной сложности, специально подобранные в пиктограмме. Например, нарисовать знак, отражающий «вкусный ужин» или «строгую воспитательницу», детям намного проще, чем «болезнь» или «обман». Наиболее сложными считаются слова «теплый ветер» и «развитие». Для детей 5 лет нормой являются адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов. В то же время для детей 6 лет и старше нормой является адекватное изображение всех слов этой пиктограммы.

Особый случай – когда ребенок рисует практически однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. Это говорит о том, что низкий уровень мышления компенсируется в данном случае хорошей механической памятью. Если у ребенка низкий уровень развития памяти и мышления, это может в какой-то степени быть показателем его отставания в интеллектуальном развитии.

Анализ расположения рисунков на листе бумаги показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность. Наиболее адекватно расположение рисунков в той последовательности, в которой даются слова, так что их даже не требуется специально нумеровать в конце теста. При этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листа. Наиболее низким уровнем организации является вариант, при котором рисунки хаотически разбросаны по листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не умещаются на одной стороне и приходится переворачивать лист, чтобы уместить все слова».

Ещё в разделе «Основы театрального макетирования» для лучшего усвоения названий и назначений отдельных частей сцены и сценического оборудования, неплохо бы провести небольшую игру.

Тема: «Названия и назначение отдельных частей сцены и сценического оборудования». 1 год.

«Игра в режиссёра».

Для определения насколько хорошо представляют теперь  ребята, как устроена сцена, насколько хорошо запомнили понятия и определяющие их слова, связанные со сценическим оборудованием, можно провести игру. Каждый становится на время режиссёром. Его сажают в кресло. Режиссёр должен давать указания и монтировщикам, и осветителям, и звукорежиссёрам, и предполагаемым актёрам. Этими помощниками могут быть другие участники игры. Режиссёр может задавать так же вопросы, например: « Все ли штанкетные подъёмы у нас работают?». « Нет, не все…первый и второй план не работает». Режиссёр: « Ну что же, тогда нам придётся совсем не вешать кулис и отказаться от «чёрного кабинета» (сцены)». Монтировщик: « А горизонт может тоже не вешать?». « Нет, горизонт надо, хотя я хотел всё-таки расписной задник!» Высказывания и замечания могут быть смешными, несерьёзными, главное, чтобы правильно был назван термин в верном контексте. Кулиса, падуга, горизонт, арьер, колосники, портальная кулиса, галерея, мостик, карман, штанкет, кошка, груз и другие слова должны быть задействованы в разговоре.  

    Задача педагога и его помощников, зафиксировать количество правильно названных слов и понятий в уместном контексте разговора «режиссёра» со своими «помощниками». Время можно ограничить 5-10 минутами.

   Кто больше назвал слов, у того больше баллов.

При работе над новым спектаклем, оформлением к новой постановке, после знакомства с эскизами декораций, может быть и костюмов (потому что часто персонажу нужны некие аксессуары, детали костюма, которые нужно выполнить в бутафорском цехе) можно провести игру-задание «Разработка проекта».Это позволяет ученикам мысленно выйти за перделы кабинета. И самое главное, что группа или отдельные участник имеет возможность защитить свой проект.

Осмыслив замысел художника, режиссёра и разбившись на 2-3 группы, необходимо внести свои предложения, дополнить материальную среду спектакля, отталкиваясь от своих художественных фантазий. Что мы можем предложить, чем дополнить пространство спектакля? Это может быть поиск фактуры, формы, цвета и, конечно же, материалов для изделий. Разумеется, мы понимаем, что не всё из предложенного пойдёт в дело, но это будет полезно как для каждого в отдельности, так и для всей группы. Проект надо представить друг другу, обсудить и обязательно не забыть ценные мысли и идеи.

Другое задание «Дизайнеры», которое предлагается в книге Ю.В. Львовского «Там, где нет неправильных ответов» (Развитие мышления и творческого воображения у детей от 6 до 16 лет) в главе «Развитие творческого воображения», можно использовать самостоятельно, в любое время, в независимости от тогу, нужно работать над новым оформлением к спектаклю или не нужно. Они в чём-то перекликаются, но «Дизайнеры» даёт больше свободы, художественной свободы, не ограничивает фантазии ребят рамками обстоятельств, стиля спектакля и заданностью художником определённых правил. И подходит для младшего возраста, как нельзя лучше.

Задание выглядит так.

«Дизайнеры». Для выполнения этой работы ученики делятся на группы по пять человек.

Далее педагог предлагает детям выполнить заказ одного предпринимателя, решившего на одной из улиц нашего города открыть детское кафе «Серый волк». Логично рассудив, что для детей и их родителей большое значение имеет дизайн прмещения, он объявил конкурс на лучшее оформление своего заведения. Учащимся предлагается изготовить следующие макеты:

-вывеска при входе в помещение

-столик

-стул или кресло

-скатерть

-вазочка для цветов

-плафон для лампы

Макет каждого изделия должен соответствовать мотивам сказок, героем которых является Серый Волк («Красная шапочка», «Три поросёнка», «Волк и Семеро козлят» и другие).

Далее педагог даёт

Надо сказать, что обращение к сказке на занятиях, естественно, использовалось мною с самого начала своей деятельности как педагога. Скажем, «Муха Цикотуха» - какие приносили подарки мухе гости, какие сапожки, каике пряники? Мы пробовали это сделать, эти предметы из разных материалов. Но тогда я не совсем понимал, в чём же польза такого подхода, куда идти, чего добиваться, что из этого можно выжать.

Список литературы.

- «Модифицированные креативные тесты Вильямса», Е.Е. Туник, Санкт-Петербург, «Речь», 2003 г.

- «Педагогическая психология», Л.С. Выготский, Москва, АСТ: Астрель, 2010 г.