Работа над дикцией

ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА КОСОВСКИХ

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот, ибо при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  учреждение дополнительного образования

Детско-юношеский центр  Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»

Конспект занятия

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ

Педагог дополнительного образования

ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

 Ирина Владимировна Косовских


Наименование творческого объединения, образовательной программы: театральная студия «Встреча с ЧУДОМ»

Педагог дополнительного образования: Ирина Владимировна Косовских

Состав учебной группы: 15- 20 человек (1 групп), 9 – 15 лет; 1-ый год обучения.

Тип занятия: совершенствование и закрепление знаний, умений и навыков

Цель занятия: совершенствование  дикции и чистого произношения в процессе выполнения этюдов и тренинговых упражнений, через театральные игры

Задачи:

Обучающие:

  • расширить уровень знаний, умений и навыков по теме «Культура
  • и техника речи».
  • познакомить с упражнениями снимающие  мышечные зажимы;
  • формировать способности к импровизации;
  • формировать выразительность речи.

Развивающие:

  • способствовать развитию эмоционально-эстетической сферы, образного мышления,
  • логику  сценической речи (акцент, логические паузы)
  • фантазии, воображения, памяти, внимания, наблюдательности, чувства ритма;
  • способствовать формированию стремления к самовыражению;
  • способствовать приобретению навыков  пространственного видения, ассоциативного мышления, мысленной речи;
  • способствовать развитию навыков взаимодействия, взаимопонимания партнёров на сцене;

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, готовность помочь;
  • мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством.

Форма занятия: комбинированная.

Форма организации работы: коллективная, групповая, в малых группах, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практической деятельности; элементы адаптивной системы поведения, здоровьесберегающих технологий на основе личностно-ориентированного подхода, технологий коллективной творческой деятельности.

Организационно - педагогические принципы:

1. При целостности замысла занятие построено на смене видов деятельности, темпов - ритмов и интенсивности работы.

2. Каждое задание подразумевает целостное личностное включение обучающегося  в процесс обучения (тело, чувство, интеллект равно задействованы).

3. Творческие задания выбраны и построены так, чтобы они стали личностно – значимыми для всех участников процесса – обучающихся, педагога.

4. В творческом поиске педагог выступает в качестве партнера, а не носителя истины.

Раздаточный материал: чистые листы, карточки с заданиями, теоретический   материал,     аудиозаписи  мелодий.      

Материально-техническое оснащение занятия: в актовом зале – столы, стулья расставлены полукругом, рабочее место педагога; музыкальный  центр; микрофон, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Структура занятия:

п/п

Структурная часть (этап)

Содержание

Время

1

Вводная, организационная часть

Приветствие. Организационный момент.

15 мин

2

Подготовительная часть

Разминка.

Объявление темы, постановка цели, определение задач для обучающихся

3

Основная часть

Комбинированная форма занятия предполагает: параллельное повторение пройденного материала, введение нового образовательного материала; совершенствование ранее приобретенных навыков и отработка вновь полученных умений в процессе тренинговых упражнений и этюдов.

60мин с перерывом 10 минут

344

Заключительная часть

 Подведение итогов занятия. Рефлексия.

15 минут

Итого

1 час

30 мин

Планируемый результат занятия  

Учащиеся  должны:

  • освоить понятия «акцент, логические паузы, сценического дыхания, дикция, артикуляция»;.  
  • научиться работать над дикцией и чистотой произношения
  • приобрести опыт участия в тренинге и этюдах согласно заданным педагогом упражнениям;
  • освоить некоторые способы освобождения от комплексов;
  • отработать навыки концентрации внимания на объекте;
  • усовершенствовать навыки общения с партнерами по сцене;
  • творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу. 

Ход занятия

   

I. Вводная, организационная часть

Приветствие. Организационный момент.

Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу, установление контакта, создание положительного настроя на занятие.

Разминка.

  1. ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка) передается из рук в руки по кругу и сопровождается речью по какому-то заранее заданному правилу. Например: передающий называет строительную профессию, а принимающий продолжает называть профессию строителей (каменщик, плотник, маляр) или передающий называет существительные, принимающий - прилагательное (зима – морозная – снежная - сказочная). Если получающий не ответил, палочка меняет адрес» (следующему).

  1. ВСТАТЬ «ПО ПАЛЬЦАМ»

Все сидят. Педагог отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит: «ЗАМРИ!». Он поворачивается к детям. В группе должно стоять ровно столько ребят, сколько было показано пальцев.

  1. БУСЫ ИЗ СЛОВ

Играющие встают или садятся в кружок. Выбирается стихотворение, которое все дети хорошо знают (или песня). Читают, произнося по одному слову по очереди.

Вариант: Стихотворение читают не по одному слову, а по строчке

II Подготовительная часть

Речевые техники.

1. Отработка дикции.

Упражнение на расслабление «Поклонение солнцу»

Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки свободно опущены вдоль корпуса.

• вдох – руки и голову поднять вверх;

• выдох – наклон.

Упражнение «Кнопки»

«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

Поскольку речь и чтение происходит на вдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса.

Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был запас воздуха, слабая струя воздуха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением.

Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро.

«Чистоговорки»

    В сценической речи используются  ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания.

Вот некоторые упражнения с чистоговорками.

Участники стоят в кругу и по очереди вспоминают чистоговорки. Каждый по одной. Это упражнение помогает сосредоточиться при внимании к участнику большого количества людей (зал).

«Сплетня». С помощью разных чистоговорок участники передают друг другу новость. Упражнение может использоваться и в разделе «Логика речи». Только там основной акцент будет сделан на новость, а здесь на чёткость произнесения.

«Переброс».  (из упражнений Е. Ласкавой). Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.

«Чистоговорка в образе». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «От топота копыт пыль по полю летит» - как учительница русского языка, читающая диктант. Ту же чистоговорку – как её скажет преподаватель по речи и т.д.

2.. Театральные правила:

- тишина за кулисами

- нельзя поворачиваться спиной к зрителям

- в роли находиться до конца представления

- уметь слушать своих партнёров

- все действия совершаем по хлопку

(Разминка. Управляем телом. Под музыку выходим на сцену с двух сторон. Помощники показывают движения).

III ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«Разгонка», «торможение» психической активности.

1. «Иди сюда!»

А. С. Макаренко свидетельствовал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить эту фразу с 18 различными интонациями.
Эта фраза может быть произнесена с различными оттенками: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.п. Актеры, сидя по кругу, произносят фразу: "Иди сюда!" (или любую другую) с различной интонацией.


2.
Игры со скороговорками :

  1. «Испорченный телефон» - играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесёт её в слух;
  2. «Ручной мяч» - ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого – либо ребёнка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т.д.; вариант «ручного мяча» - дети стоят в кругу, в центре – ведущий с мячом. Он бросает мяч любому ребёнку, тот должен его поймать и быстро произнести скороговорку. Если ребёнок не сумел поймать мяч или не смог чётко произнести скороговорку, он получает штрафное очко или выбывает из игры;
  3. «Змейка с воротцами» - дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребёнок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается, в противном случае ребёнок повторяет скороговорку; «фраза по кругу» - дети, сидя по кругу произносят одну и туже фразу или скороговорку с различной интонацией; цель – отработка интонации;
  4. «Главное слово» - дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.
  1. Актёрский приём – предлагаемые обстоятельства.

ПРЕДЛАГАЕМЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ в театральном искусстве называется совокупность условий и ситуация, в которой действует актер.

Предлагаемые обстоятельства бывают:

• обстоятельства места – где происходит действие (страна, город, дома/на улице, где именно дома: на кухне, в спальне и так далее.

• обстоятельства времени – когда происходит действие (эпоха, год, время года, месяц, время дня и так далее).

• личные обстоятельства отвечают на вопрос КТО действует на сцене (возраст, пол, социальное положение, профессия и так далее)

• ситуативные обстоятельства отвечают на вопросы, определяющие чем живет человек в данной ситуации:

a) откуда я пришел?

b) куда я направляюсь?

c) зачем я пришел сюда?

d) чего я хочу?

e) что мне мешает получить желаемое (добиться желаемого?

Внезапно на сцене появляется плачущая девочка. Что будет делать каждый из участников? Проанализировать.

А теперь попробуем повторить всё сначала. Сможем? Легко будет?

Очень важно помнить, что ты чувствовал…..Запомни это состояние!

5 Состояние «тишины». Остановка внутреннего монолога.(прислушаться к себе и окружающей тишине)

6. Рефлексия.

Каждый участник дорисовывает на театральной маске свои эмоции и одевает её. Все встают в круг и делятся впечатлениями.