Сценическая речь

ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА КОСОВСКИХ

Человеческий голос, это самый древний инструмент, возникший в результате появления самого человека.  Голос – это не игрушка.  А сколько труда, здоровья, психологического настроя нужно, чтобы он зазвучал. Мы помним, что прежде, чем мы запоём, начнем читать стихи, нам нужно разогреть голосовые связки. Нам нужна зарядка! Нам нужна скороговорка! Чтобы включились в работу все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр  Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»

Конспект занятий

«Сценическая речь»

Ирина Владимировна Косовских

педагог дополнительного образования

ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

 


Тема: «Скороговорки – речевая зарядка»

Возраст обучающихся: 6-10 лет

Продолжительность занятия: 90 минут

Раздел программы: Культура и техника речи

Цель занятия :  закрепить голосовую технику с помощью  упражнений и скороговорок.

Задачи:

  1. Образовательные

- обеспечить усвоение  учащимися  знаний методов и техник разогрева голосового аппарата, используемых на занятиях;

-    обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме урока;

-  Обучить  правильному произношению скороговорок.

2. Развивающие  -  создать условия  для развития у  учащихся:

-   осознанных вибрационных ощущений артикуляционного процесса;

-   активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

- эмоционально - образной сферы  психологических процессов  (воображения, мышления, памяти) в процессе работы над стихотворными произведениями;

-    нижнерёберно-диафрагматического дыхания.

3. Воспитательные  - создать условия для

-   воспитания сознательного подхода к обучению;

-   повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации;

Методы обучения:

•        Словесный: беседа, диалог, индивидуальный, парный.

•        Практический: тренинг, упражнения, импровизация

•        Наглядный: презентация

•        Метод усложнения заданий

Приемы: творческие задания; создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, обобщение и систематизация теоретических знаний через практическую работу, становления ассоциативно-образного мышления

Прогнозируемые результаты: обучающиеся приобретают и расширяют знания о методах и техниках  разогрева голосового аппарата.

Материалы и оборудование:

 пробка, носовой платок, шейкеры, аудиоаппаратура.

План занятия:

I. Организационный момент-5 мин.

Приветствие. Настрой и мотивация обучающихся.

II. Основная часть

Сообщение темы и цели занятия- 2 мин

Беседа по теме занятия, включая просмотры слайда  -38 мин

Практическая часть по освоению темы:

Использование  артикуляционных упражнений – скороговорок 

Творческие задания: Артикуляционные игры, упражнения, импровизация -45 мин

III. Подведение итогов занятия

Рефлексия – 5 мин

Ход  урока:

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Объявление темы, цели и задач урока через беседу - диалог с учениками.

Друзья мои,  мы с Вами уже знаем, что человеческий голос, это самый древний инструмент, возникший в результате появления самого человека.  Голос – это не игрушка.  А сколько труда, здоровья, психологического настроя нужно, чтобы он зазвучал.

Мы помним, что прежде, чем мы запоём, начнем читать стихи, нам нужно разогреть голосовые связки. Нам нужна зарядка! Нам нужна скороговорка! Чтобы включились в работу все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат.

 А какие это органы? – ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань, трахея, лёгкие. Всё, что мы с вами перечислили это называется?... Артикуляционный аппарат. Наши песни состоят из слов, а слова из гласных и согласных звуков. Работа органов артикуляционного аппарата называется артикуляцией. Но эти звуки речи должны быть понятны при общении людей всем окружающим. Для этого существует дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение звуков.

На  что мы обратим главное внимание на этом занятии? Будем делать зарядку для голоса. Вопрос ученику: – А из чего состоит зарядка? … Из скороговорок. А так как мы эту зарядку делаем на каждом уроке, поэтому мы будем её просто закреплять. Соответственно, цель нашего урока….? Закрепить речевую зарядку с помощью скороговорок.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

1. Разогрев АА

  • Гимнастика нижней челюсти
  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые
  • Гимнастика мягкого нёба
  • Зевание с открытым ртом
  • Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  • Произношение гласных звуков с позёвываниями
  • Имитация полоскания горла
  • Гимнастика губ
  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье
  • Гимнастика языка
  • Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  • Пожёвывание языка
  • Похлопывание языка губами
  • Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  • Попытки достать языком до подбородка и до носа
  • Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  • Переворачивание языка на разные бока
  • Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

.

  1. Чистоговорки . Использование  артикуляционных упражнений:

«Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

 Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

 Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

  1. Элементы артикуляционной  гимнастики.

     

Мы помним, что артист должен не только красиво говорить, но и петь.

А теперь познакомимся с  главными правилами вокалиста 

Трактат о пении (XVI в. архимандрит Матфей)

Чтоб красиво петь до гроба
Купол сделайте из нёба,
Станьте полым, как труба,
И начните петь со лба.
Ощутите точки две:
В животе и в голове.
Чтобы петь и не давиться,
Не забудьте удивиться.
Вдох короткий, как испуг,
И струной тяните звук.
Если вы наверх идете,
Надо глубже опираться.

Всех тогда перепоете,
Хоть и нечем заорать.
Если ж вниз идете вы,
Не теряйте «головы».
Не рычите, словно зверь,
«Открывайте» мягко дверь.
Что такое звук прикрыть,
Очень трудно объяснить.
Чтоб прикрытие найти,
Надо к «е» прибавить «и»,
«А», где «о», а «о», где «у»,
Но не в глотке, а во лбу.
И со лба до живота
Лишь провал и пустота.

Пойте мягко, не кричите, молча партии учите.

И не слушать никого, кроме Бога одного!

 А теперь, когда наш вокальный аппарат хорошо разогрет и готов к работе, давайте прочитаем отрывок из скороговорной сказки.

4. «Скороговорина»

Ребята, вам нужно по очереди четко прочитать «новости сегодняшнего дня»

В четверг, четвертого числа, в четыре с  четвертью часа тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а Константинополе,  где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то, что Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет,  а потом о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке.

  5. Работа   над  исполнением песни «Бармалей»-, контрастные эмоции, аккомпанемент.

      Друзья мои, а сейчас, на примере данной песни, мы попробуем закрепить то, что делали на зарядке, в скороговорках. Мы попробуем «рисовать» звуком разные картины, образы.  Поём песню, используя разные виды резонирования, с разным эмоциональным подтекстом).

6. Артикуляционные игры 

Чередование «Толстячки - худышки»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

« Рыбки разговаривают»

Открывает рыбка рот,

И не слышно , что поет.

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Смыкать и размыкать губы.

«Птенцы»

Кашу птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят.

Мама зернышко несет,

Открывай по шире рот.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

«Заборчик»

Из зубов заборчик строй,

Ровный, белый, не косой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

7. Творческие задания

Вспомним  наши упражнения и попробуем применить знания на практике.

      Сейчас вы станете участниками необычных дебатов. Общаться можно между собой только с помощью предложенных чистоговорок . Список выдан каждому. Одну и ту же скороговорку можно повторять только с разным подтекстом, меняя смысл при помощи изменения ударных (главных) слов, произнося их в виде вопроса, утверждения, с разными эмоциями и чувствами. Но к концу дебатов, после горячего спора, вы должны прийти к единому мнению. На дебаты выделяется 5 минут. Следите за временем, помните условия задания. Начали

  1. Подведение итогов, выводы. Рефлексия.

Чтобы блистать на сцене или  стать ведущим на радио или телевидении, либо просто научиться красиво и уверенно говорить, необходимо выполнять упражнения на развитие дикции. Конечно же громкость и звучность голоса диктора зависят правильного и  чёткого произношения , не менее важно тренировать красивый, мелодичный голос. Помните, что звук, рождённый в гортани при помощи  артикуляции, собирается, окончательно обрабатывается, формируется в чёткие, ясные звуки родной речи. Звуковой поток гласных оформляют именно согласные, которые выполняют главную смысловую и различительную функции.

     Подведём итоги нашего занятия.

Что мы делали на занятии?... Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными звуками в скороговорках и распевках. Узнали вокальные правила.

В чём были трудности? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось? Мы сегодня хорошо потрудились! Спасибо за плодотворную работу!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.
  2. Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 2-е       изд. –   М., 2005 – 367с.  

3.В. Федонюк . Детский голос. Изд. Союз художников. С-П, 2003 г.