Цветовой круг и цветовые системы - карта занятия

Как легко научиться сочетать цвета и оттенки, и смешивать краски.

Основные правила сочетания оттенков и как можно получить нужный цвет из разных красок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetovoy_krugitsvetovye_sistemy-karta-zanyatiya.docx524.68 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                     Карта занятия

 по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе…

для учащихся 13-15 лет........

  1. Тема занятия: Как легко научиться сочетать цвета и оттенки, и смешивать краски.

 Основные правила сочетания оттенков и как можно получить нужный    цвет из разных  красок.

  1.  Форма проведения – комбинированное занятие

  1. Цель: Закрепление теоретических знаний и практических навыков по работе с   красками и сочетанию цветов.

 

  1. Задачи:
  1. Обучающие:
  1. Развить умение применять теоретические знания на практике.
  2. Приобрести навыки работы с красками и умения по сочетанию цветов.
  3. Приобретение навыков работы   выкрасками.
  1. Развивающие:
  1. Развивать сосредоточенность, собранность
  2.  Развивать умение работы с кистями, как со средством художественной выразительности
  3. Развивать творческую инициативу.

  1. Воспитательные:

1.Повышение мотивацию к достижению лучшего результата, закрепить  умение видеть конечный результат и стремление к его завершению.

2.Повышение самооценки и оценке других участников группы

  1. Оборудование занятия:

  1. Дидактический материал педагога:
  1. Картинки, рисунки  и карточки по теме занятия
  2.  Примеры  готовых работ – рисунки.
  1. Дидактический материал для воспитанников:

  1. Картинки, рисунки и карточки по теме занятия
  1. Материально техническое оснащение:

  1. Листы бумаги, листы ватмана
  2. Акриловые гуашевые краски
  3. Кисточки разного размера
  4. Небольшие листы картона для индивидуального пользования
  5. Карандаши

Планируемые результаты:

1. Продемонстрируют навыки работы с красками, кистями, бумагой для рисования, ватманом.

2. Лучше усвоят теоретический материал по теме занятия

3. Научатся видеть связь теоретических знаний с  практической работой, как практика помогает понять теорию, а теория придаёт смелость на практике.

4. Проявят творческую инициативу.

                                                          План занятия

Этапы и задачи занятия

Деятельность педагога

        Деятельность

        детей

 Время

Этап I. Организационный: Подготовка рабочих мест.

Выдать листы бумаги для рисования, ватман, листки картона. Кисточки, карандаши, цветную гуашь: жёлтый, синий, красный, чёрный, белый.

Удобно расположить материалы, нужные для занятия: бумагу, кисти, гуашь положить отдельно друг от друга перед собой. Подготовить емкость с водой (стаканчик) для рисования.

5 мин.

Этап II. Освоение теоретического материала.

Рассказ по конспекту, работа с карточками и рисунками

Работа с карточками, рисунками. Вопросы и комментарии.

15 мин.

Этап III.  Подготовка к выполнение практического задания.

Комментарии к заданию: «Самостоятельно нарисовать цветовой круг нашими гуашевыми красками».

Подготовка к работе с красками на бумаге. Подготовка палитры из картона. Уточняющие вопросы по заданию.

5 мин.

Этап IV. Практическое задание.

Помощь учащимся, разъяснения, уточнения. Внимание к каждому учащемуся: подсказки по практическому воплощению задания.

Работа с кистями, гуашью, палитрой. Уточнение цветов на палитре, перекраска сегмента круга при необходимиости.

15мин.

Этап V. Теоретическая часть: сочетание цветов.

Работа с карточками. Диалог с учениками, обмен мнениями, рассказ. Работа с гуашь - примеры выкрасок.

Диалог с педагогом. Работа с кароточками. Проба выкрасок .

10 мин

Этап VI. Выполнение творческого задания: Взять два негармоничных цвета и гармонизировать их в композиции используя знакомые нам способы.

Предьявить таблицу сочетания цветов. Внимание к каждому учениеку.

Выполнение творческого задания. Работа с гуашью, палитрой

15 мин.

Этап VII. Задание на дом: познакомится с цветовым  кругом онлайн по рекомендуемым ссылкам.

Предъявить карточку с описание сервиса он-лайн и ссылкой на сервис в  интеренете.

Запомнить рекомендуемые ссылки.

Выбрать один или несколько цветов (оттенков цветов)

5 мин.

Этап VIII. Знакомство с цветовыми системами и символикой цвета.

Раздать карточки ученикам по теме: «Из истории и цветовых систем»; «Символика цвета»; «Из истории названия цветов»

Выбор нескольких карточек по желанию. Работа с карточками. Знакомство с теоретическим материалом. Рассказ о важном, что запомнилось – краткий обзор содержания своей  карточки каждым учащимся

25 мин.

Этап IX. Завершение занятия: порядок на рабочем месте.

Соорентировать учеников на уборку рабочих мест.

Привести в порядок рабочее место и позботиться о кистях

5 мин

ВСЕГО

1 ч. 45мин

Конспект занятия.

Как легко научиться сочетать цвета и оттенки, и смешивать краски.

Основные правила сочетания оттенков и как можно получить нужный цвет из разных красок.

П.: Вспомним вначале, что же такое есть цвет. Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т.е. свет+зрение=цвет.

Свет - это электромагнитное волновое движение. Длины волн видимого цвета заключены в интервале от 380 н.м. до 760 н.м.

В видимом спектре человеческий глаз различает 120 цветов.
Все цвета подразделяются на: хромотические, ахромотические, полухромотические.

Ахромотические - Белый, черный, и все оттенки серого. В этот спектр входят лучи всех длин волн в равной степени, причем энергия отдельных лучей составляющих эту смесь одинакова.

Хромотические цвета - все спектральные и многие природные. В этот спектр входят все лучи, но есть преобладание какой-либо волны (максимум). Например, в спектре красного цвета, красные лучи (760-620 н.м.) несут большую часть энергии всего потока.

Полухромотические цвета - земляные цвета, т.е. цвета смешаны с ахромотическими цветами.

Но мы работаем с цветами красок: гуашевых, акварельных, темперных. Акриловые краски не ограничивает вашу фантазию, можно подобрать производителя с огромной палитрой в 126 и более цветов, где каждый цвет в готовой банке. Просто берешь и красишь. Но есть и те, кому не хватает даже таких расширенных палитр, и они погружаются в изучение теории цвета, образование цвета и сочетание оттенков.

Итак, посмотрим, что есть основные цвета, а что есть оттенки. И, изучив, сделаем свой выбор и научимся  правильно сочетать цвета.

О чём говорим:

  1. Цветовой круг
  2. теория цвета и правила образования
  3. Как правильно сочетать цвета?
  4. Три лучших сервиса по подбору цвета online
  5. Символика цвета.

Какие бывают цвета и оттенки

Что есть цвет и что есть оттенок? Что можно сделать из нескольких цветов и какие опасности могут быть при смешивании красок? поговорим об этом. Начнем мы с азов цветоведения — «цветового круга». Познав его хитрость, можно добиваться любых цветов, используя всего несколько красок.
Итак, по порядку.

Цветовой круг

Чтобы хорошо и грамотно сочетать различные цвета между собой, необходимо, прежде всего, знать какие они бывают в природе и как «устроены».

Ещё в 17 веке Исаак Ньютон ставил опыты по преломлению солнечного света через прозрачную призму (помните школьную физику?). На основе этих опытов он открыл цветовой спектр, который должен был знать каждый школьник. Звучит он так: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», т. е. солнечный свет через призму преломляется на семь спектральных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
Задолго до открытия спектральных цветов, многие учёные и просто художники стали экспериментировать с цветом, с целью выработки основных правил по их сочетанию. В итоге это привело к появлению так называемого хроматического (т.е. цветного) цветового круга. Взяли все цвета спектра, за исключением голубого, и сложили из него «колесо», в котором цвета расположены в определённой последовательности, напротив друг друга. Таким образом, и получился первый 6-частный цветовой круг.

Совет

Если вы уже есть краски, и  в арсенале больше 10 оттенков, то можно  сделать на листе картона или плотной бумаги натуральную выкраску цветов (это мазки краски), так вы сможете ориентироваться на имеющиеся у вас цвета и не смотреть  каждый раз в банки,  плюс сразу будет видно цвет краски уже в готовом высохшем состоянии.

Теория цвета и правила образования

Из практики стало понятно, что всё многообразие цветов образуются на основе всего лишь трёх хроматических: красный, жёлтый, синий, которые называются основными в цветовом круге.

https://static.tildacdn.com/tild3062-3961-4437-a130-393339636439/8b453d648a144bc3af1736459d8ccd53.jpg

Основные цвета

Если в равной степени смешать эти три основных цвета друг с другом мы получим ещё три, которые носят название составные: это зелёный, оранжевый, фиолетовый.

https://static.tildacdn.com/tild3465-3030-4261-b237-363535313563/3a94ecfd3d7e470bbc8e392287da4117.jpg

Составные цвета

Таким образом, мы и получим 6-ти частный цветовой круг, который также может быть создан и на основе открытых спектральных цветов Ньютона. А что если мы смешаем в равной степени основные и составные цвета? Тогда получим так называемые третичные:

https://static.tildacdn.com/tild3637-3231-4465-b162-393366623232/23e2191fc6b44df4aca091546b28923a.jpg

Третичные цвета

Теперь, нам необходимо собрать эти цвета вместе и мы получим уже 12-частный цветовой круг, который лёг в основу всей науки Цветоведение и гармонии цветов:

https://static.tildacdn.com/tild3063-3738-4534-a266-396131616431/c9ac6e8f009d4593b84672e69437a834.jpg

12-частный цветовой круг

Такой 12-ти частный круг уже вполне подходит для подбора гармоничных цветов, однако вы можете заметить, что все получившиеся цвета очень яркие и насыщенные. Чтобы снизить чрезмерную насыщенность спектральных цветов принято добавлять в них ахроматические цвета: т. е. чёрный и белый. В итоге можно получить множество тонов и оттенков одного цвета.

Такой эффект цвета называется насыщенностью, и соответственно, если в любой выбранный спектральный цвет из цветового круга, добавлять белый цвет, то его насыщенность снижается до пастельных тонов или вообще до чисто белого; и наоборот, если добавлять чёрный цвет в тот же основной цвет, то его насыщенность повышается, и в конечном итоге достигнет полностью чёрного.

https://static.tildacdn.com/tild3337-6635-4465-b561-306636303166/49601a1b5e1a4c10932f69c9df15af90.jpg

Растяжка

Если мы выполним такое насыщение хроматических цветов ахроматическими, среди профессионалов это называется цветовая «растяжка», то в итоге мы получим вот такой цветовой круг с множеством оттенков и тонов 12-ти основных цветов.

Растяжка

Но зачастую в работах используется ограниченное количество цветов, и на арену выходит понятие «гармоничное сочетания» этих самых цветов. С одной стороны это целая наука! Но в то же время с основными правилами и понятиями разобраться совсем несложно.

Совет

У смешивания красок есть один большой недостаток! Когда Вам в процессе не хватило намешенного количества, второй раз смешать в таких же пропорциях краску практически невозможно и можно не попасть в цвет остального изделия. Поэтому если предстоит окрашивать большую площадь рекомендуется выбрать сразу готовый цвет (так можно будет докупить недостающее количество) или колеруйте краску сразу в большой емкости с запасом.

П. Теперь давайте самостоятельно нарисуем цветовой круг нашими гуашевыми красками.

ЗАДАНИЕ: Нарисовать в гуаши 12-ступенчатый круг. Использовать только 3 основных цвета. Остальные цвета получить путем смешения. Давайте возьмём кисти, у нас есть бумага. Картон будем использовать для палитры. Карандашом нарисуем круг, большой во весь лист и разделем его на 12 частей.

Итак, начинаем и смотрим, что же получается друг у друга. Можно помогать при этом, так у нас получится много хороших образцов цветового круга.

(Когда выполнение задания подходит к завершению, переключаемся на продолжнеие  знакомства с особенностями работы с цветом)

Рассмотрим теперь цветовые гармонии и сочетания. Эти знания помогут нам  грамотно сочетать различные хроматические цвета между собой. Итак, разберем основные гармоничные сочетания оттенков.

1. Монохромное

Первое гармоничное сочетание цветов одноцветное (монохромное). Выполняется оно на основе оттенков в пределах одного сектора цветового круга.

2. Аналогичное

Второе гармоничное сочетание это сочетание соседних цветов оно называется аналогичное или аналогичная триада.

3. Дополнительное

Третье гармоничное сочетание называется дополнительное сочетание, т. е. два цвета противоположные друг другу на цветовом круге.

4. Разбитое дополнение

Если к двум гармоничным дополнительным цветам цветового круга добавить соседние, то получим сочетание, называемое разбитое дополнение.

5. Равноудаленное

Последнее гармоничное сочетание основывается на трёх равноудалённых друг от друга цветах цветового круга.

Также существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе квадрата и прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов), однако такие сочетания сложней использовать, и для начала трех цветов будет вполне достаточно.

Считается, например, что:

Классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале круга: Оранжевый-Зеленый, Фиолетовый-Голубой, Пурпурный-Оранжевый; эти цвета и не близкие и не далекие, они, по мнению Гете, не имеют ясности выражения.

 Классическое сочетание цветов по Гете: гармонично сочетаются Оранжевый-Синий, Желтый-Фиолетовый, Красный-Зеленый;

бесхарактерное сопоставление: Желтый-Оранжевый, Оранжевый-Красный, Красный-Фиолетовый, Фиолетовый-Синий;

негармоничное сочетание: Желтый-Зеленый, Зеленый-Синий.

Совет. Обратите внимание, что в банке цвет краски может быть один, а при высыхании цвет меняется, становится другим. Рекомендуется пользоваться натуральными выкрасками. И обязательно выкрашивать образец цвета на бумаге, перед нанесением на вашу работу.

Сочетание цветов с позиции декоративности. Считают, что  гармония всегда выше и шире понятия "декоративности". Декоративность можно охарактеризовать как некий максимум эстетического качества. С позиции декоративности традиционно гармоничной триадой цветовой гаммы являются Красный, Белый, Черный.

                              наглядное представление в таблице сочетания цветов.

 

К

О

Ж

З

Г

С

Ф

П

Б

Ч

С

е

р

ы

й

К

о

р

и

ч

З

о

л

о

т

о

С

е

р

е

б

р

о

К

Х

-

?

+

+

+

-

--

+

+

-

?

+

+

О

 

Х

-

--

+

+

+

--

+

-

--

?

-

-

Ж

 

 

Х

?

+

+

+

--

-

-

--

+

-

-

З

 

 

 

Х

-

?

+

+

?

--

-

+

+

+

Г

 

 

 

 

Х

--

?

+

+

--

--

+

+

+

С

 

 

 

 

 

Х

-

+

+

--

--

+

+

+

Ф

 

 

 

 

 

 

Х

-

-

--

-

?

+

+

П

 

 

 

 

 

 

 

Х

+

-

-

-

+

+

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

+

+

+

+

-

Ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

+

-

+

+

Серый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

?

-

-

Корич.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

-

+

Золото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

?

Серебро

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

Поясниения:

  - ПЛОХО ;  -- ОЧЕНЬ ПЛОХО;  + ХОРОШО;  ? ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ ГАРМОНИЗАЦИИ.

Важно понимать для использования на практике цветовых сочетаний красок, что цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с  учетом всех их основных характеристик, таких как:

- цветового тона;

- светлоты;

- насыщенности;

- формы;

- размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

П.: Попробуем справиться с небольшим, но интересным заданием. А именно:

взять два негармоничных цвета и гармонизировать их в композиции используя знакомые нам способы.

(Завершение выполнение задания – переходим к объяснению  задания на дом – знакомство в интернете с цветовыми схемами он-лайн, знакомство с некоторыми сервисам

 по подбору цвета и сочетания цветов)

3 лучших сервиса по подбору цвета online

Мы живем во время технологического прогресса, и  имеем возможность пользоваться  благами цивилизации, которые могут упростить жизнь творческому человеку
Рассмотрим три сервиса, которые существенно упростят подбор цветов и позволят вдохновиться самыми разными сочетаниями.

color.adobe.com

 На этом сайте вы можете прямо онлайн подбирать любые гармоничные сочетания, используя стандартные преднастройки. Делается это в два шага:

1. вы выставляете цветовую схему
2. двигаете ползунки, и систем будет автоматически подбирать гармоничное сочетание.

Но не это главная фишка этого сервиса! Самое классное, что сервис может автоматически раскладывать на основные цвета картинки.

Как это работает: Вы нашли картинку в интернете, которая вам очень понравилась по сочетанию цветов.

Загружаете её в сервис color.adobe.com (кнопка с фотоаппаратом справа вверху), и сервис вам автоматически раскладывает эту картинку на основныегармоничные цвета! Ну разве не супер?

color.adobe.com

Совет

Цветовые матрицы у экранов очень разные и тот цвет, что Вы видите на мониторе может очень сильно отличаться от натурального, и с этим ничего поделать нельзя. Поэтому рекомендуем подбирать цвета по натуральной выкраске, если есть такая возможность. Некоторые производители продают натуральные образцы цветов. Разжиться такой выкраской всей палитры — большая удача.

colorscheme.ru

В целом это аналог предыдущего сервиса, правда без функции подбора гармоний по картинке. Этот сервис имеет несколько иную систему управления подбором цвета по цветовому кругу, и может быть  кому-то удобней. Так же у него есть ряд интересных функций. Например, можно сохранять схемы цветов в виде ссылок, и отправлять друзьям

color.romanuke.com

Если же вы не хотите сами подбирать сочетания, то можно воспользоваться самым проверенным способом — найти нужные сочетания среди картинок и вдохновиться им)
По сути это огромная база готовых красивых сочетаний цветов. Вы можете задавать определенные вводные по нужному оттенку, и вам будет представлено множество красивых фотографий и сочетаний цветов, которые вы легко сможете взять за основу для своих работ.

И в заключение запомним эти несколько несложных советов на тему подбора цвета и сочетания. Не бойтесь, что вы не имеете специального образования или, что вы не дизайнер со стажем. Все оказывается можно быстро и легко подобрать и смешать. Но для тех, кто заботиться о своем времени и хочет сразу взять готовую краску, кто не хочет мешать цвет  и не попадать в цвет, конечно же лучшим выбором будет готовые палитры в 126 цветов и более.


                                   ЦВЕТОВОЙ КРУГ ОН-ЛАЙН

https://color.adobe.com/ru/create 

https://colorscheme.ru/   -  Цветовой круг он-лайн Подбор цветов и генерация цветовых схем.

https://color.romanuke.com/ 

П.: Интересно посмотреть как менялись цветовые предпочтения человека на протяжении истории в разные времена и эпохи. Каким символическим смыслом наделял цвет человек на различных территориях  в Азии, Индии, в Европе в различные столетия ) Вот что могут сообщить нам исследователи этого вопроса.

      ИЗ ИСТРИИ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ЦВЕТОВЫХ СИСТЕМ

Цветоведение - это наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.

Колористика - это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.

 Цветовые системы. История науки о цвете.

Принято выделять два этапа в истории классификации цвета: до XVII века и XVII век - наши дни.

Мифологический этап. Выделялись 3 цвета: Красный, Белый, черный.

 Древний Восток. Китай. Основным космообразующим числом было 5 (четыре стороны света и центр земли). Особенности колорита китайской культуры древности: сочетание искусственности и натуральности, красочность и многоцветие (которое, к сожалению, в последствии трансформировалось в аскетизм по отношению к цвету, в монохромие и ахромотическую живопись тушью)

 Древний Восток. Индия. В древней Индии было 2 цветовые системы:

1) Архаическая или троичная. Цвета: Красный, Белый, Черный.

2) Ведичная, или система основанная на Ведах. Следующие цвета: Красный (восточные лучи Солнца), Белый (южные лучи), Черный (западные лучи), очень черный (северные лучи), Невидимый (центр).

Убранство дворцов выполнялось в трех основных цветах: Белый, Красный, Золото (иногда добавлялись Синий и Голубой)

Традиционные основные цвета в древней Индии: Белый, Красный, Черный, Желтый и Синий.

Древний Египет. Отношение к цвету зависит от того, на сколько он солнечный. Более подробно см. статью.

 Греко-римская античность.  В 5 в. до н.э. Эмпедокл утверждал, что вселенная состоит из: воды (черный), воздуха (белый), огня (красный), и земли (желтый, охра). А все остальное получается путем смешения этих четырех стихий.

Аристотель выделял 3 основных цвета: Белый (вода, воздух, земля), Желтый (огонь), Черный (разрушение, состояние перехода).

Планид в своей "Натуральной истории" выделил 4 основных цвета: Красный, Белый, Желтый и Черный.

Для определения основных цветов Эмпедокл и Планид пользовались зрительными впечатлениями, а Аристотель определял их эксперементальным путем.

 Средние века. Западная Европа.

  рассмотрите рис.1

На рис.1 белый цвет символизирует Христа, Бога, ангелов, является чистым непорочным цветом. Желтый цвет - символ просвещения, действия Духа Святого. Красный - огонь, солнце, кровь Христа. Синий - цвет неба, обители Господа. Зеленый - цвет пищи, растительности, земной путь Христа. Черный - подземный цвет, цвет зла, Антихриста. Фиолетовый - цвет противоречий.

Так же достаточно интересна антисистема цветов, куда входили "погасшие" цвета, т.е. любой цвет в сочетании с коричневым.

http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/picters/hrist1.gif 

  рис.1

Средние века. Ближний и средний Восток.

 Представление о цвете развивается под знаком ислама. С VII века ценятся те же цвета, что и в Западной Европе, только выделяется зеленый: это цвет райского сада. Любимый тип цветовой композиции - многоцветие или полихромия.

 Ренессанс. Леонардо Да Винчи - создатель новой цветовой системы. Он считал, что основных цветов 6. Красный, Желтый, Зеленый, Синий, Белый, Черный.

 Европа. XVII-XIX века. В это время в истории классификации цвета начинается новый этап. Начинается процесс разделения цвета. Ньютон вводит научную символику разделения цветов. Он берет спектр белого цвета, в котором выделяет все хроматические цвета: Красный, Оранжевый, Зеленый, Голубой (сине-зеленый), Синий, Фиолетовый, добавляя к этому сочетанию Пурпурный (считает этот цвет смешением красного и фиолетового).

В XVII веке в Европе господствует два стиля: 1)Барокко. Восхваляется превосходство цвета. 2)Классицизм. Ценятся только оттенки цветов, основа - приглушенные цвета.

В XVIII веке барокко превращается в рококо. Появляется тяготение к ассиметрии композиции, декору (мягкая деталировка форм), сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.

Гете в конце века предложил новый способ классификации цветов по физиологическому принципу см. рис 2.  

 http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/picters/gete.gif

             Рис 2.

             Рис 2.

Цвета: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Синий, Фиолетовый.

Треугольник показывает три основных цвета, которыми пользуются художники. Остальные цвета (Оранжевый, Зеленый, Фиолетовый) получаются путем смешивания основных.

 В XIX веке в Европе возникает романтизм. В последствии его возникновение приводит к появлению двух противоположным направлениям: натурализму (дотошная передача всех цветов, тонов, оттенков) и импрессионизму (передача образов)

В это же время, современник Гете, Филипп Отто Рунге разработал свою систему классификации цветов используя принцип глобуса или шара. См. рис.3

http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/picters/rung.bmp

Вокруг экватора размещен двеннадцатицветный естественный круг, верхний полюс покрыт белым, нижний - черным цветом.

Между чистыми, пестрыми цветами экватора и нецветными полюсами находятся смеси из соответственно чистой краски с белым цветом  вверху шара находятся пастельные краски) или с черным (внизу шара - темные оттенки или потемнения).

Каждый пункт на этом цветном глобусе может быть обусловлен долготой и широтой, что делает возможным определение названия цвета посредством

соответствующей системы исчисления. В такой системе он предусмотрел все переходы от любого цвета к любому.

Кроме этого, можно отметить следующих ученых, которые внесли свой вклад в классификацию цвета: Шеврёль (полусфера), Адамс, Бецольд, Гельм Гольц.

 Модерн. Цвет становится символом. Особенности эстетики стиля модерн:

1) Предпочтение приглушенных, затемненных цветов, сложных нюансных гамм, множества оттенков при узкой палитре, добавление металлических пигментов (золото, серебро, бронза)

2) Цвет становится в большей степени средством выражения, нежели подражания.

3) Обозначается тенденция сближения цвета к музыке.

рис. 4.

Ученый Оствальд усовершенствовал систему сферы Рунге. Он берет круг, разделяет его на 24 части, закрашивает каждый спектр в определенный цвет (см. рис.4), но представляет все цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя – чёрный. См. рис. 5  

 

 http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/picters/qaw2.gif

 

 

 

рис.5

 http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/picters/05.gif

 

 

 

 

 

По окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в определенной последовательности: красный - оранжевый - желтый - зеленый - голубой - синий - фиолетовый. (Вы наверняка помните шутливую скороговорку, в которой первая буква каждого слова является первой буквой названия цвета: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".)

 

P.S. В настоящее время не принято разделять цвета на второстепенные и главные (исключение встречается в: геральдике, сигнализации и кодировке знаков разметки).

 

П.: Давайте ещё раз  обратимся к такому вопросу - цвет как символ. Посмотрим, какими символическими значениями обладал цвет и какой смысл вкладывал человек издревле и до наших дней  в тот или иной цвет, знакомый ему из природы.

Символика цвета опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: зеленое - весна, пробуждение, надежда; синие - небо, чистота; красное - огонь, кровь; желтое - солнце, жизнь; черное - темнота, страх, неясность, смерть. Такая мотивировка имеет в своей основе обыденный опыт, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями. Как правило, синий цвет обозначает мышление, желтый - интуицию, красный - волнение, зеленый - функцию восприятия. Но бывает, так что в одном и том же цвете совмещаются противоположные значения, например, желтый - женственности и измена. С другой стороны одному и тому же абстрактному понятию соответствуют различные цвета; ЛЮБОВЬ - материнская - белый, к Богу - синий, к себе - желтый, к любимому - красный, к другу – зеленый

Например, геральдика чётко наделяет символическими значениями соответствующие цвета.

Самое торжественное сочетание - это белый, красный и позолота. Постоянны и канонизированы значения цветов в геральдики. В таблице приведены металлы и ювелы, соответствующие данным цветам, а также символические значения, которыми геральдика наделяет соответствующие цвета.

Цвет

камень    

геральдическое значение

красный

рубин

право
сила
мужество
любовь
храбрость

синий

сапфир

слава
честь
верность
искренность

зеленый

изумруд

  свобода
 ликование
 надежда
 здоровье

черный

алмаз

скромность
смерть
траур
покой
постоянство

желтый,
золото

топаз

верховенство
величие
уважение
великолепие
богатство

белый,
серебро

жемчуг

чистота
невинность
мудрость
безмятежность

пурпурный

аметист

высокорожденность
власть
верховенство
достоинство
величие

Символические значения цвета

Черный

Черный - символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглащает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому, и обозначает негативное начало. В христианской традиции черный символизирует горе, оплакивание и скорбь.

Обычай надевать черное в знак скорби и на похоронах прозошел из предрассудка. Люди полагали, что при этом дух умершего не может их узнать и потому причинить им вреда. Вуаль на лице была призвана смутить демонов и не позволить им утащить в ад еще одну душу.

Обычай надевать черную повязку на левый рукав в знак скорби восходит к рыцарским временам, когда дама сердца надевала повязку на руку рыцаря в знак того, что он служит ей. Позднее повязка стала знаком верности по ушедшей супруге.

В Японии черный - цвет радости.

В британском суде квадраты черной материи судья разрывал при произнесении смертного приговора. "Черная смерть" - название эпидемии бубонной чумы, уничтожевшей в 1348 году примерно 25 000 000 человек только в Европе.

Синий

Цвет неба и моря, символ высоты и глубины. Постоянство, преданность, правосудие, совершенство и мир.

В древнем Египте синий использовался для обозначения правды. Синий - цвет Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны).

Широкую темно-синюю ленту имеет Орден Подвязки, высшей рыцарский орден Британской короны. Орден был учрежден в 1348 году Эдуардом III.

Синий - цвет королевской власти и благородного происхождения.

Выражение "голубая кровь" для людей высокого происхождения произошел из убеждения, что вены у испанских аристократов "более синие", чем у простых людей.

Выражение "синий чулок" по отношению к ученой даме восходит к 15 веку, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занимающихся изучением наук, синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Этот обычай был позаимствован парижскими интеллектуалами в 1590-х годах. Сам термин возник в Англии в 1750 годах.

Синий цвет британской консервативной партии.

В христианстве синий символизирует искренность, благоразумие и набожность.

Зеленый

Зеленый - цвет весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды. Зеленый часто символизирует непрерывность и бессмертие (например, "вечнозеленый").

Зеленый представляет собой смесь желтого и синего. Зеленый связывает природное и сверхестественное. Цвет денег у многих народов - зеленый. С другой стороны, зеленый - цвет банкротства. В некоторых европейских странах банкротов обязывали носить шляпу зеленого цвета. Зеленый флаг в морской символике - символ кораблекрушения.

С другой стороны, зеленый - это знак разложения и плесени. Осирис, покровитель и судья мертвых изображался зеленым. В европейском фольклоре это цвет эльфов (цвет непослушания и проказ).

Зеленый - символ молодости.

Зеленый - священный цвет в Исламе.

Зеленый цвет различных экологических движений ("Зеленые").

Розовый

Смесь белого и красного. Телесный цвет, цвет чувственности. Считается, что розовый цвет вызывает аппетит. Вв время Второй Мировой войны гомосексуалистов в оккупированных нацистами странах обязывали носить повязку с розовым треугольником. Розовый цвет, а иногда - розовый треугольник, с тех времен используется такими движениями, как "Гордость "голобых".

Красный

Красный - это цвет Англии
я не могу выносить его вида.
Наполеон Бонапарт

Красный цвет символизирует кровь, огонь, гнев, войну, революцию, силу и мужество. Кроме того, красный - цвет жизни. Доисторический человек кропил обьект, который хотел оживить, кровью.

В Древнем Риме красный цвет символизировал божественность. Это цвет знати, патрициев и императоров Рима. Символ верховной власти, который позже перешел к кардиналам. После победы римские полководцы красили лицо (в честь Марса) в красный цвет.

Красный флаг в Британском военно-морском флоте существует с 17 века и символизирует "вызов на бой".

Красный флаг использовался во время Парижской коммуны 1817г, в нашей стране во время восстания 1905г, революции 1917г и последующие несколько десятков лет. Термин "красные" часто употребляется по отношению к коммунистам.

Красный - цвет анархии. Сторонники итальянского национального лидера Джузеппе Гарибальди (1807-1882) назывались "краснорубашечниками", так как в знак неповиновения властям носили красные рубахи.

Красная роза - символ любви и красоты. Выражение "красный день календаря" произошло от обычая помечать дни святых и другие церковные даты красными чернилами.

Этот цвет используют для предупреждения об опасности (например, дорожные знаки).

Район, где находятся публичные дома, называется районом "красных фонарей", так как именно такие фонари раньше висели перед подобными заведениями.

Голубой

Голубой, как и белый, - это божественный цвет. Голубой ассоциируется с Юпитером, Юноной, Амоном-Ра, Вишной и другими богами.

В Китае голубой цвет - символ Дао. Священный Путь, принцип сущего.

Как и белый, голубой - это цвет истины, верности, целомудрия и правосудия в христианской традиции.

Светло-голубой цвет - символ непостижимого и чудесного.

Белый

Белый - божественный цвет. Символ света, чистоты и истины. В большинстве стран (в странах Европы, Китае, Египте и др.) белый - цвет траурных одежд. Белыми одеждами умершего посвящали в новую жизнь.

Это цвет радости и праздника.

Противоречивый символ. Сочетающий в себе с одной стороны свет и жизнь, а с другой старость, слепоту и смерть. В Китае белый цвет ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Скандинавская богиня смерти Хель, обитающая в ледяном (белом) мире смерти Хель, имеет мертвенно-белое лицо.

Выражение "белая ворона" известно всем, а вот что такое "белый слон"? Это выражение пришло к нам из древнего Сиама. Чтобы избавиться от неугодного придворного, король Сиама дарил ему большого белого слона. Стоимость прокорма животного быстро разоряла придворного, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, внушительное, но бесполезное приобретение называют "белым слоном".

"Печень цвета лилии" ("белая печень"). Выражение произошло из убеждения, что печень трусов не имеет крови.

"Показать белое перо" - проявить трусость. Выражение пришло из петушиных боев. Было замечено, что петухи с красной и черной окраской вырывают перья из хвостов более трусливых белых петухов. Интересно, что слово "кандидат" происходит от латинского "candidus" ("ослепительно белый").

Белый голубь - символизирует мир, Святой дух.

Белые яйца - сотворение.

Белый флаг - добровольную сдачу, перемирие.

Белый - цвет очищения от грехов, крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения.

В алхимии белый цвет связан с ртутью.

Желтый

Символика желтого цвета во многом зависит от его тона. Теплые желтые тона - символ нерушимого брака, а холодные - символ супружеской измены (цвет рогоносцев во Франции).

Желтый цвет - цвет золота, символ солнца и божественной власти.

В греческой мифологии желтый - цвет Аполлона. В Китае желтый - цвет императора. Во времена династии Цин, одежду желтого цвета имел право носить только император.

Кроме того, желтый - это цвет предательства, ревности, трусливости, лжи. В некоторых странах Европы желтым мазали двери домов преступников и предателей. Иуда и Каин обычно изображаются с желтыми бородами. Во время второй мировой войны, в оккупированных нацистами странах, евреям предписывалось носить желтые "повязки позора". Желтый цвет был выбран Гаутамой Буддой как символ смирения.

Желтый цвет - цвет болезни. Желтый крест ставили на чумных домах. Желтый флаг на борту судна обозначал, что на борту есть инфекционные больные. Теперь желтый флаг поднимают, когда хотят сказать, что больных на судне нет (при заходе в иностранный порт). В футболе и в правилах дорожного движения желтый - предупреждение.

Серый.

В древности - негативный цвет, цвет бедности, скуки, тоски, увядания,  цвет городской тесноты, тумана, символ зависти у древних римлян, в средние века - цвет несчастья и посредственности.

Позитивные ассоциации. Цвет изящества, элегантности, благородства, знак хорошего тона и высокого вкуса.

Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства. Вот  небольшие списки различных оттенков хроматических и ахроматических цветов, употребительных в русском языке. Вспомните, многие вы знаете и наверняка употребляли в разговоре или описание чего-либо.

КРАСНЫЕ - свекольный, вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный, пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый, кумачевый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, терракотовый, винный, маковый, червленый, кошениль, медный, рябиновый…

ОРАНЖЕВЫЕ - огненный, морковный, кирпичный, терракотовый, апельсиновый, рыжий, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый, шафранный…

ЖЕЛТЫЕ - охряный, персиковый, золотистый, янтарный, песочный, соломенный, лимонный, канареечный, сливочный, слоновая кость, телесный, кремовый, опаловый, палевый, бежевый, чайная роза, лютиковый, виноградный, банановый…

ЗЕЛЕНЫЕ - горчичный, табачный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, болотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, цвет морской волны, еловой хвои, полынный, цвет плесени, лишайника, медной патины, купоросный, травяной, кабачковый, фосфорический, лягушечий…

ГОЛУБЫЕ - бирюзовый, аквамариновый, лазурный, небесный, васильковый, электрик…

СИНИЕ - сапфировый, ультрамариновый, кобальтовый, индиговый, кубовый, сливовый, баклажанный, джинсовый…

ФИОЛЕТОВЫЕ - аметистовый, сливовый, сиреневый, лиловый, гиацинтовый, чернильный, Ренессанс, фанданго, экклезиастик, орхидея, вербена…

ПУРПУРНЫЕ - цвет мальвы, кислой малины, давленой вишни, старого бургундского, бычьей крови. Челлини, каприз, пижон, портвейн, рододендрон, Веласкес, гелиотроп, Медичи, Бахус, амарант…

БЕЛЫЕ - СЕРЫЕ - белая ночь, алюминиевый, стальной, цвет шаровый, дымчатый, серебристый, молочный, графитный, лилейный, цвет овсяной муки, яичной скорлупы, перламутровый, жемчужный, альбатрос, свинцовый, цвет пыли, тумана, облака, дымчатый…

ЧЕРНЫЕ - цвет воронова крыла, древесного угля, морёного дуба, антрацита, агатовый, маренго, асфальтовый, тропическая ночь, "сон перед ревизией", "нелётная погода"…

КОРИЧНЕВЫЕ - бурый, торфяной, ореховый, шоколадный, беж, каштановый, цвет истлевающих листьев, Танагра, Пикадилли, эскимо, Кордова, мокассин, красное дерево, кофейный.

П.: Соласитесь, такие названия цветов наверняка помогут нам подбирать нужный, правильный, наиболее подходящий цвет для окраски предметов бутафории, фрагментов декораций отражающий стиль и настроение в спектакле.

И немного о происхождение названий некоторых цветов.

Цвета окружают нас повсюду: будь то голубой чистого неба или чёрный цвет автомобиля. Давно вошли в обиход слова, определяющие тот или иной цветовой оттенок. Красный, белый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый – слова, которые на слуху. Все знают, что обозначают эти слова, но немногие могут сказать, что знакомы с их происхождением.

Белый цвет.

Белый цвет признан самым древним. Слово, его обозначающее, имеет индоевропейский корень «bra» или «bre» в значении «блестеть, светить, сиять». И, действительно, белый цвет часто ассоциируется с понятием «светлый». У многих народов белоснежные оттенки символизируют свет, чистоту, невинность.

Чёрный цвет.

Чёрный цвет, как ни странно, связан с морем. Это слово произошло от древнерусского Поньтъ, Поньтьское море. Понтийское море – древнее название Чёрного моря. Так, наши предки определили цвет по внешнему виду водного пространства, которое часто казалось тёмным, мрачным. Кстати, слово «чёрный» связано и с древнеиранским «тёмный».

Красный цвет.

Слово «красный» является общеславянским по происхождению. Образовано оно от слова «краса» и употреблялось поначалу как «хороший, красивый». Лишь после 16 века «красный» стал символизировать наиболее яркий цвет в цветовом спектре. У красного цвета есть много оттенков.

Багряный цвет.

Багряный цвет или багрец связано с древнерусским «багърь», означающим «красная краска, красный цвет». Есть 3 версии в отношении истории слова «багряный». Одна версия предполагает, что у этого слова приставка «ба» и корень от «гореть», то есть красный цвет ассоциируется с пламенем. Вторая гипотеза связывает слово «багърь» с древним словом «багъно», что означает «грязь, болото». Не удивляйтесь. Вода в болотистой местности грязно- красного, ржавого цвета, поэтому у древних людей красный цвет ассоциировался с болотом. Третье предположение основано на заимствовании слова «багърь» с восточной части Средиземноморья. Оттуда привозили красный краситель, который и дал название багряному цвету.

Червонный цвет.

Так наши предки называли красный цвет. «Червонный» и «червлёный» имеют общий корень с глаголом «червити», означающим «красить красным». В свою очередь «червити» базируется на слове «червь». Дело в том, что раньше красную краску получали из червей особого вида.

Алый цвет.

Слово «алый» имеет тюркское происхождение. Означало оно ярко-красный, светло-розовый цвет. Некоторые лингвисты связывают «алый» с арабским словом «alaw» - «пламя», а также с грузинским «ali».

Розовый цвет.

Слово «розовый» имеет польско-украинские корни («рожевий», «roz†owy»). Произошло оно от названия соответствующего цветка "роза"

Зелёный цвет.

«Зелёный» связано с древним «зелъ» («зелёный»). В древнерусском языке функционировало существительное «зель» в значении «зелень, трава, молодая озимь». Этот же корень есть у знакомых нам слов «злак, зелье, зола, золотой, жёлтый».

Жёлтый цвет.

Как уже было сказано, слово «жёлтый» иметь общий корень со словами «зелёный», «золото», «зола». Никто бы и не догадался, что золотой, зелёный и жёлтый цвета – «родственники».

Оранжевый цвет.

Слово «оранжевый» пришло к нам из французского языка. К заимствованному «orange» прибавился суффикс -ев- на русской платформе. «Orange» в переводе – апельсин, то есть оранжевый цвет - «цвет апельсина».

Голубой цвет.

Происхождение слова «голубой» достаточно туманно. Голубой цвет считают производным от слова «голубь». Окраске этих птиц подобрали точное название - «голубой». Выходит, что раньше голубой цвет позиционировали как сизый, а не светло-голубой. Уточнили оттенок голубого цвета лишь к 18 веку, до этого никто точно не мог сказать, каков он.

Синий цвет.

«Синий» связано со словом «сиять», поэтому изначальное значение- «сверкающий, сияющий». Исследователи встречали слово «синий» в значении «чёрный», «тёмный». Помните выражение «иссиня-чёрный»? Синий цвет приобрёл современный смысл под влиянием моря, сверкающего под лучами солнца и цвета неба с сияющим на нём солнцем.

Фиолетовый цвет.

История слова «фиолетовый» имеет долгую историю. К нам оно пришло в 18 веке из польского языка (fioletowy). В Польшу слово «фиолетовый» попало из немецкого (violet). Немецкий вариант перекочевал из французского языка, а французское «violet» восходит к латинскому слову «viola», что означает «цвета фиалки, фиалковый».

Вот так появились названия цветов. Все они возникли на основе предметов и явлений, тяготеющих к этим цветам. Так, белый цвет связан с блеском и светом, «чёрный» - с тёмным морем, «красный» - с красотой, зелёный и жёлтый цвета – с травой, зеленью, «оранжевый» - с цветом апельсина, голубые оттенки – с окраской голубей, «синий» связан с сиянием, фиолетовый цвет – с цветом фиалки.