Рабочая программа(школьный театр)"Театральные ступеньки".

Сорокина Светлана Борисовна

Творчество - это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. В игре он учится, развивается, общается и мечтает. Дети с ограниченными возможностями- это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана,не позволяющие им вести полноценную жизнь. Поэтому главная задача таких школьных театров и студий - развивать творческие способности детей с сохранением их непосредственности и индивидуальности. Необходимо предоставить ребенку свободу для импровизации, чтобы укрепить веру в собственные силы и развить его самостоятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное  общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская  адаптивная школа – интернат »

         УТВЕРЖДАЮ

        Директор КОУ

                                                                                                                        «Калачинская адаптивная

                                                                                                                                                                                                                  

                школа-интернат»

_________________ Н.В. Козицкая

 «     » ___________2022г.

Рабочая  программа

по внеурочной  деятельность (школьный театр)

"Театральные ступеньки"

в 5-6 классах

на 2022-2023 учебный год

                   Составитель: воспитатель  ____________С.Б. Сорокина

        (подпись)

           Рассмотрена на заседании МО «     » ___________ 2022  г., протокол №

           Руководитель МО____________     С.А.Степанова

                                                  (ПОДПИСЬ)

           Согласована на МС  «     »___________  2022  г., протокол №

           Согласовано зам. директора по УВР____________Н.М. Добжанская    

Калачинск    2022 г

        

                     Оглавление

 1. Пояснительная записка……………………………………...... 3

 2. Общая характеристика программы............................................4

 3.Описание места предмета……………………………………....5

 4.Планируемые результаты освоения программы……………....5    

 5. Содержание программы………………………………………..7

 6. Календарно-тематический план…………………………….....8  

 7. Методическое и материально- техническое обеспечение…..11

 8. Приложения................................................................................12

1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Театральные ступеньки»  

составлена для учащихся с нарушением интеллекта 5 – 6 классов.

                              Нормативные документы:

Федеральный  закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

       Положение об организации работы кружков, студий, факультативов.

       Положение  о рабочей программе педагога школы по учебному    

       предмету, коррекционному курсу,   факультативу, внеурочной

       деятельности.

Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат».

 Устав КОУ «Калачинская адаптивная школа - интернат».

Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Поэтому главная задача педагога – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.

Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и хореографические навыки ребенка. Особую роль театрализованная деятельность играет в образовании детей 11-14 лет, так как в этом возрасте формируется самооценка ребенка и многие личностные качества.           

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать и уважать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства; быть способной к творческому труду. 

              Цель программы:

Развитие творческого потенциала обучающегося, его нравственных и

эстетических качеств средствами театральной деятельности.   

 На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:

  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • групповая.

Формы работы

  • Театрализованные игры
  • Этюды с куклами
  • Ситуационные игры и упражнения
  • Организация спектаклей
  • Беседы, диалоги
  • Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
  • Чтение литературы(работа с книгой)
  • Оформление альбома о театре
  • Показ представлений
  • Фотовыставка

     Методы работы 

    Для достижения поставленной цели и реализации задач  

    применяются       традиционные методы обучения:

  • словесные – устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста.
  • наглядные – показ видео материалов, иллюстраций,
  •  практические       – показ педагогом способов   управления куклами различных систем, упражнения.

Программа "Театральные ступеньки" изучается в течение 1 учебного года(1 час в неделю, 34 часа в год) , относится к внеурочной деятельности общекультурного направления.

2. Общая характеристика.

      Задачи:

      Социализация:

-развитие и овладение навыками межличностного общения, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;

-активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;

-развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;

-воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.

      Эмоционально - личностная сфера:

-коррекция страхов;

-овладение навыками внутреннего раскрепощения;

-развитие воображения.

      Технические навыки:

      -обучение навыкам дикционного звукопроизношения.

-обучение  навыкам правильного дыхания.

                     3. Место предмета в режиме дня

        Место проведения – актовый зал, класс.

   Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность    

   занятия- 40 минут, 1раз в неделю.

                   4. Планируемые  результаты.

За 1 год реализации программы планируется достижение      обучающимися           следующих          результатов:

Регулятивные.

 1. Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия, корректировать свою работу по ходу выполнения.

2. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные.

1. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты,

явления, факты.

2. Устанавливать причинно-следственные связи,

строить логические рассуждения.

Коммуникативные:

1.Владеть диалоговой формой речи.

2. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

3. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

В результате реализации программы планируется достижение следующих личностных результатов обучающегося:

  Художественно-эстетическое развитие.

- приобщение к высокохудожественной литературе, музыке,

  фольклору;

- развитие воображения;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

  Физическое развитие.

- уметь согласовывать действия и сопровождающую их речь;

- уметь  воплощать в творческом движении настроение, характер

   образа;

- развивать общую и мелкую моторики, координацию движений; уметь

  снять мышечное напряжения, формировать правильную осанку.

К концу первого года обучения обучающийся должен знать:

1.  Что такое театр

2.  Чем отличается театр от других видов искусств

3.  С чего зародился театр

4.   Какие виды театров существуют

5.   Кто создаёт театральные спектакли

6.   О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

Уметь:

-  Направлять свою фантазию по заданному руслу

-  Образно мыслить

-  Концентрировать внимание

-  Ощущать себя в сценическом пространстве

Приобрести навыки:

-   Общения с партнером (одноклассниками)

-   Элементарного актёрского мастерства

-   Коллективного творчества

А так же избавиться от излишней стеснительности, боязни общества,

комплекса "взгляда со стороны";

развить общительность, открытость, бережное отношение к  

окружающему миру, ответственность перед коллективом.

  Формы аттестации. 

  Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы           проводится в форме:

-репетиций;

-кукольных спектаклей;

-участия в школьных праздниках;

-театрализованных постановках.

                      5. Содержание программы

   Программа состоит из четырёх разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение учебного года.

  1 раздел -  «Основы театральной культуры»-4ч

Данный раздел призван познакомить учащихся с театром, как видом искусства. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание.

            Задачи.

  1. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать

их нравственные и эстетические чувства,

2. научить чувствовать и ценить красоту.

                 2 раздел - «Ритмопластика»-7ч

Раздел включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

           Задачи

1. Учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

2. Закреплять умения легко, ритмично и выразительно двигаться под музыку, четко выполнять танцевальные движения, творчески исполнять знакомые движения в импровизациях, играх.

3 раздел- «Культура и техника речи, мимики, эмоций, жестов»-13ч

- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть мелкой мускулатурой лица, правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией.

Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

         Задачи

1.Развивать умение распознавать основные человеческие эмоции  

(радость, страх и др.) по определенным признакам.

2.  Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

3. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительных и пантомимических действий.

               4 раздел -  «Подготовка спектакля»-10ч

Этот раздел направлен на развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания в  предлагаемых  обстоятельствах и перевоплощениях. Идет развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных  жизненных ситуациях; формирование навыков действия с воображаемыми предметами.

Раздел базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами, постановку спектакля, подготовку номеров к различным праздникам и мероприятиям.

             Задачи.

1.Развивать   фантазию,   воображение, зрительное   и   слуховое    

внимание,   память, наблюдательность средствами театрального  

искусства.

2. Развивать  умение  действовать   словом,   вызывать   отклик  зрителя; научиться пользоваться словами, выражающими основные чувства.

3. Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в    области такого вида искусства, как театр.

                  6.  Календарно-тематический план

п/п

        Тема

Виды деятельности

Количество часов    

дата

1

Вводное занятие "Знакомство"

Игра"Что вы знаете о театре?"

сентябрь

2

Игровое занятие  "Кого бы я хотел сыграть".

Упражнение "Диктор на телевидении"

сентябрь

3.

Культура и техника речи.

Что  значит красиво говорить?

Упражнение  "Расскажи историю"

сентябрь

4.

Интонация, динамика речи, темп речи.                    

Дыхательная гимнастика.

Упражнение"Медленно-быстро, грустно-весело"

сентябрь

5.

Прочтение сценария сказки "Репка".

Обсуждение  сценария.

Распределение ролей сказки.

октябрь

6.

Репетиционная деятельность.

Работа над дикцией.

Чтение  сказки по ролям.

октябрь

7.

Показ сказки "Репка" для дошкольников

Инсценировка

октябрь

8.

Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма.

        р2

Упражнение "Не скажем, а покажем"

1 ч

октябрь

9.

Презентация кружка "Театральные ступеньки"                                                                    

Инсценировка по произведениям С. Маршака

ноябрь

10.

Практическое занятие "Костюм любимого героя".

Моделирование костюма сказочного героя

ноябрь

11.

Театрализация на тему "Наши любимые мамы". Голосовая гимнастика.        

Репетиционная деятельность

ноябрь

12.

Интонация, динамика речи, темп речи.

Упражнение "Фраза по кругу"

ноябрь

13.

Прочтение сценария сказки "Теремок". Обсуждение  сценария.

Распределение ролей сказки.                      

1 ч

декабрь

14.

Репетиционная деятельность. Подготовка костюмов, декораций к спектаклю.

Практическая работа.

декабрь

15.

Показ сказки "Теремок" дошкольникам

Инсценировка.

1 ч

декабрь

16.

"Новогодние этюды":

сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма.                                              

Театрализация.

1 ч

декабрь

17.

Культура и техника речи. Дыхательная гимнастика.

        р3

Игра "Узнай по голосу"

1 ч

январь

18.

Театрализация на тему

" Старый Новый год"                                                  

Репетиционная деятельность

1 ч

январь

19.

 Концентрация внимания

"Запоминание предметов."

Игра "Мячики со словами"

1 ч

январь

20.

Прочтение сценария сказки "Три медведя". Обсуждение  сценария.

        р3

Распределение ролей сказки

1 ч

февраль

21.

Чтение сказки по ролям.

Работа над дикцией.

Репетиционная деятельность

1 ч

февраль

22.

Показ театрализованного представления "Три медведя"                                                              

Инсценировка

1 ч

февраль

23.

Работа с воображаемым предметом.

Упражнение "Оживи предмет."

1 ч

февраль

24.

Театрализация "Мамы всякие важны."

Подготовка  реквизита

1 ч

март

25.

Ритмопластика массовых сцен и образов

Упражнение "Общая работа"

1 ч

март

26.

Прочтение сценария сказки "Колобок"

Обсуждение  сценария

Распределение ролей сказки.

Чтение сказки по ролям

1 ч

март

27.

Работа над дикцией.

Артикуляционная гимнастика.

Репетиционная деятельность.

апрель

28.

Показ театрализованного представления "Колобок"                                                            

Инсценировка

апрель

29.

Импровизация на тему "Весенний лес"

Пантомимические и ритмопластические упражнения

апрель

30.

Экскурсия в кукольный театр"Сказка"

Экскурсия

апрель

31.

Театрализованная деятельность к празднику

9 мая.                                  

Подготовка  реквизита.

май

32.

Ритмопластика движений

Упражнения "Пластические загадки, "Детки в клетке."                                                                                            

1 ч

май

33.

Пантомима.

Игры в зале "Сосед справа", "На одну букву."                                            

1 ч

май

34.

Фотовыставка "Наши результаты и достижения".                                                                

Игровое занятие.

1 ч

май

7. Методическое и материально-техническое обеспечение 

                            Учебно-методическое обеспечение:

          -Наборы дидактических игр

          -Декорации

           Ширма

-Театральные костюмы

-Маски

-Различные виды театров. Пальчиковые, перчаточные,

 конусные куклы, мягкие игрушки

-Ленточки, платочки, шарфы

-Фотографии, картинки, иллюстрации

-Аудиозаписи

          -Видеоматериалы( фильмы, мультфильмы, видеоролики)

          -Книги (художественные произведения, сказки)

          -Разработки методик упражнений на дыхание

         - Конспекты бесед

         - Разработка сценария спектакля

                             Список используемой литературы

  1. Выготский Л.С., Малофеев Н.Н. «Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей»
  2. Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» / М.: «Школьная пресса», 2008
  3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М.,"Театрализованные игры в школе"/М.:"Школьная пресса",2000г, 95с.
  4. Кэмерон Дж. «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях» /М.: «Манн, Иванов и Фербер» 2015
  5. Медведева И.Я., Шишова Т.Л.."Улыбка судьбы. Роли и

характеры» М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002

             Материально-техническое обеспечение

Магнитофон

Ноутбук

Фотоаппарат

                                   8. Приложения.