Правила поведения и этикета в театре для дошкольников

Черницкая Ирина Витальевна

Представляем правила поведения и этикета в театре. Лучшей деятельности, чем игра, для дошкольника не существует. Поэтому правила поведения в театре можно закрепить с помощью сюжетно-ролевой игры в "Театр"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила поведения и этикета в театре для дошкольников

Ты наверняка согласишься с нами, если мы скажем, что посещение театра — это всегда праздник, которого с нетерпением ждут. В прошлом веке для людей высшего общества театр всегда был важным событием, и к нему тщательно готовились: шили красивую одежду, я дамы делали себе красивые причёски. Сейчас времена изменились, но отношение к театру осталось самое что ни на есть уважительное. Мы вовсе не призываем тебя по случаю посещения театра шить себе смокинг, но выглядеть ты должен наилучшим образом. Театр является общественным местом и его посещение подразумевает соблюдение определённых норм этикета. Итак, представляем правила поведения в театре.

Собираясь на театральное представление, важно напоминать дошкольнику правила театрального этикета. Это позволит ему чувствовать себя увереннее, а взрослому не переживать за возникновение «неловких» ситуаций. Многое зависит от того, какие условия создадут взрослые, и как они настроят ребенка на посещение театра. Поэтому предлагаем памятку сопровождающему дошкольника на представление:

  1. Создать праздничную атмосферу (беседа, нарядная одежда).
  2. Привести ребенка за 30 минут до начала спектакля, чтобы он смог адаптироваться к обстановке.
  3. Сводить малыша в туалетную комнату до начала представления.
  4. Взять с собой воду, влажные салфетки или бумажные платочки.
  5. Войти в зал предварительно, не дожидаясь третьего звонка.
  6. Не предлагать телефон, как альтернативу происходящему на сцене, даже если заметно, что малыш потерял интерес. Необходимо постараться вернуть его на волну театральной сказки.
  7. После возвращения необходимо обязательно побеседовать с дошкольником о его впечатлениях и не забыть поделиться своими.
  8. Личный пример – главный урок для вашего малыша.

Перед началом театрального спектакля

  • Верхнюю одежду, как известно, оставляют в гардеробе. Не надо тащить с собой куртку и сумку на место — все эти вещи должны быть сданы в гардероб заранее, где работники театра позаботятся о них.
  • Если ты знаешь, что твоё место в середине, то необходимо заранее занять его, а не после того, как прозвучит сигнал. Этим ты сильно побеспокоишь зрителей. Найдя нужный ряд, повернись лицом к уже сидящим зрителям, но ни в коем случае не спиной! Вежливая улыбка на твоём лице будет означать, что ты просишь прощения за причинённое тобой беспокойство.
  • Если твоё место кажется тебе не слишком удобным, а в зале пустуют более хорошие места, то ни в коем случае нельзя занимать понравившееся тебе место, так как оно может оказаться чужим, и опоздавшему зрителю вряд ли понравится, если его место будет занято.
  • Не исключено, что ты по каким-то причинам можешь опоздать на спектакль. В таком случае не ходи впотьмах по залу в поисках своего места, а войди в зал бесшумно, встань возле двери, а работник театра обязательно предложит тебе одно из ближайших свободных мест. Во время антракта ты можешь спокойно заняться поисками своего места.
  • После того как ты благополучно устроился в своём кресле, единственным источником внимания и звуков для тебя должна быть только сцена, но никак не твой милый сосед. Все комментарии оставь до антракта. Если тебе и не интересен спектакль, то вежливость и этикет обязывают тебя сидеть молча.

Во время спектакля

  • Театр — это не кафе, но, к сожалению, многие ребята забывают об этом и грызут во время спектакля семечки, угощаются чипсами, едят конфеты и мороженое. Во время спектакля этого делать нельзя. Кроме того, недопустимо шелестеть конфетными обёртками, отбивать такт ногой, кашлять, чихать, шептаться и пересмеиваться во время спектакля. Это мешает зрителям и актёрам.
  • Программку или бинокль следует приобретать самому, а не одалживать у соседа. Если ты приобрёл театральный бинокль, то будь добр смотреть на сцену, а не разглядывать находящихся в зале зрителей.
  • В театре ставятся различные пьесы. Среди них есть и такие, в которых описываются прошлые времена, когда люди по-иному, не так как мы, выражали свои чувства и мысли, одевались и разговаривали. Все эти пьесы поставлены по произведениям известных классиков, например таких, как Чехов, Островский, Шекспир. Кое-что тебе может быть не понятно, какие-то моменты могут показаться смешными, но рассмеяться в момент игры актёров — просто верх неприличия, и поэтому делать этого ни в коем случае нельзя!

Есть, конечно, среди пьес и развлекательные, их цель — позабавить и развеселить зрителя. Вот тогда можно смеяться от души над различными комическими ситуациями и смешными репликами.

Очень некрасиво выкрикивать различные реплики во время спектакля, типа: «Не верь ей, она тебе врёт» или «Удирай скорее, иначе он тебя убьёт», даже если ты очень хочешь помочь актёрам. Во-первых, этим ты мешаешь игре актёров, а во-вторых, о судьбе героев пьесы позаботился её автор, он тщательно продумал, что и с кем должно случиться, и переделать пьесу уже нельзя. Громкий смех, особенно в те моменты, когда чрезмерно впечатлительные зрители едва сдерживают слёзы над трагической сценой, вовсе не свидетельствует о том, что у тебя «железные» нервы.

Во время антракта

  • Во время антракта невежливо разглядывать зрителей.
  • Если ты проголодался, то сходи в буфет, а не ешь в фойе.
  • Разрешается посетить туалет.

По окончании спектакля

Когда спектакль закончится и занавес опустится, не срывайся сразу же со своего места в гардероб, как будто в театре вспыхнул пожар. Сначала надо поблагодарить аплодисментами актёров, которые очень старались. Как ты думаешь, приятно ли будет им, склонившимся в прощальном поклоне, увидеть повёрнутые спины и полупустой зал? Конечно же, нет. Может быть, и им, произнеся последнюю реплику, нужно срочно мчаться за кулисы, в гримёрную, и стаскивать с себя парики, костюмы, смывать грим и бежать на последний автобус? Ведь они очень устали и так же, как и ты, спешат домой.

Стихи о правилах этикета

«Здравствуйте!» — при встрече говорим Всем друзьям, знакомым и родным. А когда уходим: «До свиданья!» — Пусть коротким будет расставание.

Одежда в порядке — все чисто, опрятно — С таким человеком общаться приятно. А грязный, лохматый, оборванный вид — Держаться подальше знакомым велит.

За помощь и поддержку Всегда благодарим. И, получив подарок, «Спасибо!» говорим.

Взрослые беседуют. Важный разговор. Им мешать не следует —Такой есть уговор.

Сюжетно — ролевая игра «Театр»

Лучшей деятельности, чем игра, для дошкольника не существует. Поэтому правила поведения в театре можно закрепить с помощью сюжетно-ролевой игры. Конечно, такой сюжет сложен для малышей, но вполне может быть использован для детей старшего дошкольного возраста. Организатором чаще всего выступает взрослый.                                                                                                                     Цель и подготовка к игре: Основная цель сюжетно-ролевой игры «Театр» – это закрепление и расширение имеющихся знаний о театре и о правилах театрального этикета. Игра требует определенной подготовки: беседы с детьми о театральном искусстве (короткие, динамичные), чтобы углубить их знания; наличие опыта посещения театрального действа; диалог об увиденном (наблюдения) и обобщение информации; возможно совместное изготовление атрибутов к игре (афиша, билеты, элементы костюмов для артистов и пр).

Распределение ролей

Основные роли в таком игровом действии: зрители, артисты и сотрудники театра (кассир, контролер, продавец в театральном буфете). Необходимо проговорить с детьми, в чем заключается особенность действий каждого из них. Например, в кассе кассир продает билеты, контролеры проверяют их и усаживает зрителей, в буфете посетителям предлагают соки и мороженое, актеры показывают спектакль, а маленькие театралы, выполняя все правила театрального этикета, наслаждаются спектаклем. В дальнейшем можно усложнить игру. Например, можно ввести роль гримера, костюмера, режиссера, мамы с малышом.

Ход игры

Ход игры – это моделирование посещения театра. Каждый из детей выполняет выбранную им роль, тем самым глубже понимания ее особенности и правила поведения. Роль взрослого – опосредованное воздействие на участников игры. Это разъяснение, совет по ходу игровых действий, помощь, возможно и ролевое участие (например, один из зрителей).

Обратная связь по завершении игры

По завершении игровых действий возможна обратная связь. Взрослый может поинтересоваться, понравилась ли детям эта игра, насколько правильно каждый обыграл свою роль, сложно ли это было, все ли зрители вели себя соответствующе во время театрального представления и др.                      Сюжетная игра «Театр» позволит детям прочувствовать и осознать правила поведения в театре в простой и понятной им обстановке. Ее организация на первых порах потребует некоторых усилий и участия взрослого. В дальнейшем дошкольники самостоятельно смогут проигрывать уже знакомый им сюжет, обогащая его новыми ролями и деталями.                                                           Родители и воспитатели, помните, что от вашей заинтересованности и личного примера зависит, насколько  искусство и театральная культура станут неотъемлемой частью взрослой жизни вашего малыша.