Рабочая программа арт-студии "Вдохновение"

Кумыкова Жанна Адамовна

Рабочая программа кружка «Вдохновение»

на 2022-2023 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Вдохновение»

на 2022-2023 учебный год

1.Пояснительная записка.

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 7,8 классов и разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом  МОН РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  (с изменениями и дополнениями), Примерной основной  образовательной  программы основного общего образования, одобренной решением ФУМО от 08.04.2015 №1/15 и Положения МКОУ «СОШ№2» с.п.Малка  о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ дополнительного образованя.

В соответствии с образовательной программой  основного общего образования МКОУ «СОШ №2» с.п.Малка   на проведение занятий кружка  «Вдохновение»  отводится 35 ч. в году  (1 час в неделю) .

При проведении занятий стоят следующие цели и задачи:

           

оспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.

    Задачи:

 - развивающие

  • создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей  «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость;
  • развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
  • развивать навык абстрагирования от окружающей действительности при     выполнении сценического действия через психофизический тренинг;
  • формировать умения и навыки сценической культуры поведения;
  • развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения;
  • развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию;

   - обучающие

  • научить основам психофизического  тренинга;
  • научить основам верного дыхания;
  • научить оценивать сценические события;
  • познакомить с законами выстраивания простейшего сценического действия;

   - воспитательные

  • воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива;
  • привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам, репетиционному помещению и т.д.;
  • воспитывать   в  студийцах творческую   потребность постоянного   совершенствования   актерской   психотехники   путем индивидуального тренинга и самовоспитания;
  • воспитывать культуру поведения в общественных местах.

2. Планируемые результаты освоения программы

           

            В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД:

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

          Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Член кружка  научится:

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Член кружка  получит возможность научиться:

  • применять правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • различать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);
  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • читать наизусть стихотворения русских авторов.

  1. Содержание программы

Название разделов

Кол-во часов

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

6

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

8

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

17

Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

4

  1. Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

         Дата

план

факт

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка

1

Культура и техника речи

Игры по развитию внимания

1

Игры со словами, развивающие связную образную речь.

1

Ритмопластика

Тренировка ритмичности движений.

1

Испытание пантомимой. Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает».

1

Театральная игра

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.

1

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).

1

Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»).

1

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

1

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

1

Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

1

Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

1

Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

1

Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.

1

Выступление со спектаклем перед учениками школы.

1

Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

1

Этика и этикет

Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).

1

Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.

1

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

1

Культура и  техника речи

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

1

Игры по развитию языковой догадки

1

Ритмопластика

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

1

Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

1

Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.

1

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

1

Театральная игра

  • Сценические этюды на воображение.
  • Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.
  • Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).

1

Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.

1

Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей.

1

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

1

Спектакль по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел».

1

Работа над образом. Анализ мимики лица.

1

Этика и этикет

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»)

1

Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»)

1

Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.

1

Отчётный концерт: «Веселые, задорные непоседы!»

1