«Искусство театра: традиции, новации и роль в воспитании личности».

Театр всегда привлекал людей, как актёров, так и зрителей. Магия заключается в том, что через театральные постановки люди могли выражать свои переживания, как личные, так и социальные, радостные или печальные. Театр способен оказывать влияние на течение жизни общества, своего рода это тоже инструмент воздействия на массовое восприятие и мышление в социуме. Сейчас в «народе» можно встретить массу театральных коллективов, которые всегда найдут своего зрителя. Для кого-то это- время препровождения , а для кого-то серьёзный личностный процесс бытия или способ обратить внимание на проблему и донести  своих мыслей на этот счёт народному зрителю . В любом случае понимать истоки театрального искусство, его роль в истории общества и современные тенденции театрального мастерства- понимать историю своей страны, мирового сообщества в целом. В данном материаде-театральное искусство в жизни общества, его значение для педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №7 Выборгского района

Санкт- Петербурга

Реферат

Тема: «Искусство театра: традиции, новации и

 роль в воспитании личности».

       

     Подготовила :

 Кирюшкина Виктория Александровна,

              воспитатель ГБДОУ

      детский сад №7

              Выборгского района

           Санкт- Петербурга.

Санкт- Петербург 2023

ВВЕДЕНИЕ

Театр всегда привлекал людей, как актёров, так и зрителей. Магия заключается в том, что через театральные постановки люди могли выражать свои переживания, как личные, так и социальные, радостные или печальные. Театр способен оказывать влияние на течение жизни общества, своего рода это тоже инструмент воздействия на массовое восприятие и мышление в социуме. Сейчас в «народе» можно встретить массу театральных коллективов, которые всегда найдут своего зрителя. Для кого-то это- время препровождения , а для кого-то серьёзный личностный процесс бытия или способ обратить внимание на проблему и донести  своих мыслей на этот счёт народному зрителю . В любом случае понимать истоки театрального искусство, его роль в истории общества и современные тенденции театрального мастерства- понимать историю своей страны, мирового сообщества в целом.

Цель исследования –театральное искусство в жизни общества, его значение для педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

Задачи: 1. Подбор литературы по теме реферата.

2. Изучение материала.

3.Личные выводы для повышения педагогической компетентности по теме реферата.

  1. Театр - роль в жизни общества

В  современных реалиях, когда по пути быстрого развития общества можно наблюдать изменения во всех сферах жизнедеятельности, важным становиться вопрос о личностном и культурном развитии молодёжи, формирования её мировоззрения и системы ценностей, духовного и творческого потенциала. И здесь, конечно, следует говорить о роли искусства в духовном и нравственном воспитании молодых людей. Одной из форм деятельности, способствующих самовыражению молодого человека, стремлению к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, творческому отношению к жизни, уверенностью в себе, является театральное искусство.

Театр один из традиционных видом искусства, зародившиеся не одно тысячелетие назад. Точная дата появления этого вида творчества не известна. Исследователи, изучающие этот вопрос, предполагают, что театр появился еще в древних цивилизациях. Сначала наши потомки сочиняли хвалебные песни богам, актёром, совершая магические действия вокруг божественных костров. Затем, как писал М.М. Бахтин, были «Великие Дионисии» Древней Греции — «пышные празднества античной цивилизации в честь бога виноделия и плодородия, сопровождающиеся карнавальными шествиями и многочасовыми театральными действами».

В современном высоко организационном обществе театр выступает в роли социального института, выполняя в обществе определенные функции. Одна из важнейших функций театра, особенно для молодого поколения — познавательная. Театральное искусство даёт основы познания о мире и гармоничном существовании в нём. Он учит важным нравственным качествам — доброта, отвага, честность, терпение и верность. Театр помогает формировать общественное сознание людей, нравственность и эстетический вкус. Кроме этого, зрители узнают в театре о глубине чувств и умении любить. В школе театра люди учатся всю жизнь, примеряя на себя множество ролей, жизненных ситуаций, сопереживая, думая и познавая. Из этого вытекает регулятивная функция театра. В сфере межличностных взаимоотношений театр способен влиять на поступки и поведение людей, их духовное состояние. Регулятивная функция театра опирается на нравственность, мораль, этикет и обычаи.

Еще одна важная функция театра — развлекательная. В своей статье «Развлечение subspecia социологии» А. В. Захаров рассматривает термин “развлечение” в ряду таких понятий, как досуг, отдых, свободное время. Развлечение определятся здесь как коммуникация, участники которой занимают противоположные стороны общения, в ходе которого происходит удовлетворение желаний и потребностей развлекающихся.

В эпоху развития современных технологий, традиционные формы искусства уходят на задний план. Что сказывается порой негативно на воспитании молодого поколения. Все чаще они уходят от реального мира в виртуальный, проводя большую часть своего свободного времени там. поколений, воспитанных не сценой, а «голубым экраном». Это привело к потере роли театра как основного поставщика «зрелищ» народным массам и резкому падению интереса к нему.

Непопулярность театра среди молодого поколения может быть напрямую связана и с социальными проблемами современного общества. Познание искусства театра начинается еще в детстве и со среды, в которой растет человек. Иными словами, многое зависит от воспитания. Если еще с детства прививать ребенку любовь не к гаджетам, компьютерным играм и технологиям, а к искусству. То в дальнейшем ему будет интересно театральное искусство.

2.Театральная педагогика- роль в развитии ребёнка

Театральное творчество вовлекает человека в деятельность в области искусства, к которому он проявляет тем или иным образом своё отношение и через которое формирует собственное отношение ко всему окружающему. Под воздействием театрального творчества происходят изменения во внутреннем мире человека, психологических установках, проявляются и формируются социальные качества и средства характера, а также эмоционально – нравственная культура.

Рыбаков Фонд провел круглый стол «Зачем школе театр?», где представители сферы образования, театра и кино обсудили:

✅ что театральная педагогика – это не только театр в школе или студия;  

✅ не каждый ученик обязан становиться актером;

✅ какие задачи решает театральная педагогика;

.Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Театр, как никто другой - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова.

Театр обладает огромным положительным воздействием на эмоциональный мир ребёнка. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное наслаждение.

Практика многих театральных коллективов, добившихся хороших художественных результатов, показывает, что участие человека в исполнении музыкальных, хореографических, театральных, хоровых произведений, регулярное посещение репетиций, концертных выступлений сами по себе не ведут автоматически к положительным изменениям в его воспитании, формировании нравственной культуре, развитии эстетического вкуса. Участие в самодеятельности не может иметь педагогическое значение (развитие художественных навыков и умений, расширение знаний по искусству и т.п.), если не подкреплено целенаправленной и систематической учебно – образовательной работой.

Во время занятий театрализованной деятельностью развивается любознательность, стремление к познанию нового и интересного, усваивается новая информация, настойчивость и целеустремлённость. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность.

Основная задача театральной деятельности – помочь ребятам избавиться от уже существующих комплексов, убедиться в своей нужности и уникальности, поверить в себя.

Психологи утверждают, что ребёнок испытывает потребность в игре, и именно в игре формируются его эстетические потребности. Поэтому и репетиционный процесс должен проходить в игровой форме. Театральные игры развивают умение действовать согласованно, пробуждают активность и находчивость у детей, помогают ориентироваться в заданном пространстве. Очень важный момент – игра должна быть коллективной, но при этом каждый участник игры должен чувствовать к себе индивидуальное внимание – это просто необходимо в работе с детьми.

Игра — жизненная школа ребёнка, воспитывающая его духовно и физически. Значение её огромно для выработки характера и миросозерцания будущего человека. Игру можно рассматривать как первичную драматическую форму, отличающуюся той драгоценной особенностью, что артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице. В ней творчество ребёнка имеет характер синтеза, — его интеллектуальная, эмоциональная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни, без излишнего одновременного напряжения его психики.

Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его не в результате, а в самом процессе. Важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все — от занавеса и до развязки драмы — должно быть сделано руками и воображением самих детей,  тогда только драматическое творчество будет для каждого ребёнка значимо. Ценность процессов детского творчества особенно ярко проявляется в том, что моменты вспомогательные, такие как техническая работа по изготовлению декораций, разработка костюмов, создание реквизита и бутафории приобретают для детей значение ничуть не меньше, чем сама пьеса и игра.

Так же точно, как пьесу, нужно предоставить детям делать и всю материальную обстановку спектакля, и точно так же, как навязывание детям чужого текста вызывает ломку в психологической установке детей, так же и цель и основной характер спектакля должны быть близки и понятны ребёнку. Ребёнка обязательно будут смущать все внешние формы театра взрослых, прямо перенесённые на детскую сцену; ребёнок плохой актёр для других, но прекрасный актёр для себя! Спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что играют для себя, были захвачены интересом этой игры, самим процессом её, а не конечным результатом. Высшей наградой за спектакль должно быть удовольствие, испытываемое ребёнком от подготовки спектакля и от самого процесса игры, а не успех или одобрение, выпадающие на долю ребёнка со стороны взрослых. Так же точно как дети, для того чтобы писать литературное произведение, должны понимать, для чего они пишут, должны сознавать цель этого писания, так же и спектакль детей должен быть осмыслен для них определённой целью.

Среди элементов театральности педагоги отмечают обычно следующие:

сценичность - обращенность лицедейства и взаимодействия к зрителю, отчего зритель в зале погружен - силою сценического действия - в мир вне сознания (а сверхсознания), включен в тот обмен символами и энергиями, который составляет основу зрительского переживания;

сюжетность действия - наличие сверхцелей и сверхсмыслов, определяющих сюжетную мотивированность каждого сценического хода и выявляющих в них единый поток сценического действия (сквозного и непрерывного дыхания времени).

Лицедейство - искусство выражения внутреннего мира человека, движений и состояний его души в сценическом действии, где элементы обстановки и поведение партнеров доступны зрителю благодаря их наглядности.

Зрительство - сумма навыков театрального смотрения, питавшего самосознание человека как зрителя, дающего возможность выразить свое отношение к происходящему на сцене (перед другими или собой, во время сценического действия или после него);

При грамотно продуманном обучении ребёнок естественным образом использует все ресурсы своего организма при создании определённого образа. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение.

Интеграционный момент в театральном воспитании особенно актуален сейчас, когда общество все более сужает личностный кругозор ученика или студента, твёрдо встав на путь узкопрофессионального образования и специализации, что, к сожалению, не приближает нас к идеалу духовно богатой личности. При режиссёрской работе, ребёнок осваивает азы режиссёрской композиции, учится подчинить мелочи – сверхзадаче, а случайно – режиссёрскому замыслу. В результате он начинает ощущать себя творцом и убеждается в том, что сам может быть режиссёром своей судьбы. И главное, приобщаясь к великому чуду театра, маленький человек начинает понимать, что он не одинок: отныне он принят в дружественную компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, но чем-то гораздо более важным и удивительным!

3.Игра в театр

Игра - современное средство диагностики психического состояния ребёнка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Через игру ребёнок учится разрешать жизненные ситуации, связанные с общением, учиться искать решение проблемы вместе с друзьями и взрослыми, действовать в меняющихся условиях, находить общий язык, договариваться, осознавать причинно-следственные связи в жизни. Очень важен показ неоднозначности возможных решений.

Каждый ребёнок стремится к вниманию, любви, одобрению со стороны окружающих. Это стремление – естественная необходимость, как потребность в воде, пище, воздухе. Быть хорошим хочется, но не у всех к сожалению это получается. Многие современные дети существенно отличаются от своих предшественников неумением уживаться в коллективе, эгоцентричностью, импульсивностью, агрессивностью, закрытостью. У них выявляются затруднения в выражении эмоций, неспособность понимать чувства других, принимать чужую точку зрения, договариваться. Театр - это одно из мощнейших средств, приобщения к культуре, духовности, это воспитание нового поколения просвещённых людей. Он один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей позволяет помочь ребёнку раскрыть его духовный и творческий потенциал. Синтетическая природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение и сценическая игра и художественное оформление спектакля (декорации, реквизит, декорации) и музыка, используемая в спектакле. В процессе театральной деятельности детей получается видимый продукт, что само по себе значимо для ребёнка, не умеющего ещё читать и писать. В основе театрального искусства лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Театр со всей присущей ему зрелищностью – это прежде всего искусство действия. Даже герои названы «действующими лицами». Что хотят они, к чему стремятся, как добиваются поставленной задачи? На эти вопросы ребята ищут ответы вместе с героями пьес. А это развивает в них активную жизненную позицию. Они становятся более энергичными, любознательными, раскрепощёнными. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающее - эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла ми. Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом. Использование в работе разнообразных жанров литературных произведений или сказок для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость).детей. Благодаря этому ребёнок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

Театр всегда выступал в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Он один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, позволяющий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

- художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным невербальным видам общения);

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монолога и диалога);

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное -театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Таким образом, одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ей, осуществляется передача опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. Поэтому так важно приобщение к театру юного поколения. Занимаясь театральной деятельностью, ребёнок естественным образом использует все ресурсы своего организма.

Наряду с познавательной функцией сценического искусства правомерно существует и ряд других (эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, компенсаторная, игровая, нормативная и многие другие).

Театр способен стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе. Перевоплощаясь на сцене, в того или иного персонажа, дети осознают нереальность событий, которые они изображают, что даёт им чувствовать себя более раскованными, естественными, быть более свободными в проявлении своих чувств.

Таким образом, театр позволяет ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее. Многие психологи и педагоги в своих работах, посвящённых выявлению возможностей развития творческих способностей детей школьного возраста, выделяют особую роль театрализации. Ведь отличительной особенностью театрального искусства в сфере дополнительного образования, является учебно - воспитательный процесс, осуществляемый через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у учащегося.

Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребёнка. Так как театр - искусство коллективное, и творцом спектакля является не отдельно взятый человек, а творческий ансамбль, где у каждого ребёнка - своя творческая задача, которая даёт ему возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Ощущение единства коллективизма безусловно приходит не сразу, а постепенно, изо дня в день, в учебном и творческом процессе. Возрастает оно, тогда, когда ребята, получив основы театральной подготовки, приступают к репетициям спектакля. Это всегда очень захватывающий момент. Происходит он на волне энтузиазма, безумного интереса и азарта. Всё это – комплекс замечательных условий, которые создают благоприятную почву для ещё большего сближения ребят. Ведь спектакль – сложный механизм, состоящий из множества составляющих, и у каждого в нём своё, чётко определённое место. В спектакле нет «главных» и «неглавных» участников. Не менее важный человек, отвечающий за музыкальное оформление или техническое обеспечение, чем исполнитель главной роли. Все чувствуют свою нужность, важность своего вклада в общее дело. Именно при таком отношении всех ребят может получиться спектакль, который проходит на «едином дыхании».

Развитие речи – важный этап развития наших детей. Важную роль в развитии техники речи играет тренировка интонаций. В процессе работы над заучиваемым текстом легче помочь детям сформировать правильное чёткое произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора, развивать воображение, расширять свой словарный запас. Своей многомерностью, многоликостью и синтетической природой, театр способен помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Педагогическая значимость театрального искусства заключается в том, что закладываются основы мировоззрения, нравственности, идёт общее развитие личности, ребёнок несёт душевное тепло своим родным, близким и друзьям.

Из своего опыта замечу, что театр кукольный в развитии речи малышей-является одной из методик! Куклы би-ба-бо, самодельные куклы из подручных средств, театр на плоскости с плоскостными куклами, пальчиковые куклы позволяют детям в игровой форме развивать речь, фантазию, память, мышление, умение расссказывать сообща и индивидуально, приобщаться к театральному искусству.

Роль театрального искусства в развитии культуры личности ребёнка трудно переоценить. По утверждению психологов, в ходе театральных постановок, происходит существенное эмоциональное взаимодействие между всеми присутствующими – зрителями и актёрами. 

Культурные  Гранты России сейчас  предлагают множество технологий для продвежения театрального искусства в общество. Только недавно прошла презентация в ВК в группе «Особый взгляд» по теме «Гранты на организацию тифлокомментирования в театрах, 2023» к. Дмитриевой и В.Сатлер

Театр - это одно из мощнейших средств, приобщения к культуре, духовности. В конечном счёте, это воспитание нового поколения просвещённых людей.

«Ребёнок по своей природе очень пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении заложить добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка» (В. А. Сухомлинский)

Заключение

Сегодня можно понять, что у молодого поколения вновь зарождается интерес к театру. Во-первых, это пресыщенность произведений массовый культуры. Кино, компьютерные игры, концерты современной поп-музыки — все это больше не является чем-то новым и не обычным. Сегодня все эти продукты массовой культуры — настолько рядовое явление, что театр на их фоне выглядит почти экзотично и стремительно возвращается в моду. Во-вторых, низкое качество массовой культуры. Так, чтобы обеспечить фильму высокие кассовые сборы, достаточно вложиться в спецэффекты и рекламу с хорошим трейлером. Главный залог успеха — яркая картинка, привлекающая взгляд. Но над содержанием и качеством работы никто не задумывается. В результате мы получаем продукт, ценность которых очевидна только для их создателей. А возникающий интеллектуальный голод современного зрителя может удовлетворить только «умное» кино, которого не так уж много, и конечно же, театр.

        Анализируя все это, можно понять, что в настоящие время театральное искусство все-таки вновь постепенно приобретает массовый характер. Зрительские залы наполняются людьми разных культур, увлечений и профессий, в связи с чем современный театр, также вынужден меняться и подстраиваться под современные запросы зрителей. Для того, чтобы привлечь интерес к театру, классические произведения переписываются на современный манер, создаются новые планы помещений и технологии производства составляющих частей представления, разрабатываются неординарные методы воздействия на зрителя. Возможно и в дальнейшем также успешно развивать данную сферу духовной жизни общества, но для этого необходимо давать возможность для работы молодым актерам и режиссерам. Их современные, инновационные взгляды помогут вдохнуть новую жизнь в театральное искусство, и подобный синтез традиционных взглядов и современных будет интересен не только взрослому поколению зрителей, но и молодому. Так, хорошим примером подобного взаимодействия является активная реализация интерактивных спектаклей, похожих на компьютерные игры с открытым миром: люди свободно ходят по залу и сами выбирают, за кем из героев наблюдать и даже взаимодействовать с ними. Непрерывный поиск чего-то удивительного вдохновляет постановщиков на новые сюжеты, декорации и то, какими средствами преподносятся новые образы, но, суть этих образов, как правило, все равно остается одной и той же. Зло и добро всегда остаются самими собой.

Таким образом, используя все перечисленные факты можно сделать вывод, что театр это динамично развивающиеся искусство. Главной задачей его является нравственное воспитание личности, ее социализация в обществе. Как отмечал А.И. Герцен: “Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов. В современном мире, массовая культура может порой затмевать театральное творчество, что ярко видно из интересов юного поколения. Но правильная реформация этого вида искусства может вновь привлечь интерес публики к нему.

Ведь, театр, позволяет привлекать внимание к актуальным общественным вопросам огромные массы людей, и театр, наконец, дает возможность людям как бы невольно втягиваться в обсуждение насущных проблем и подводить их «к заключениям не отвлеченным, но трепещущим жизнью, неотразимым и многосторонним», вести за собой «логикой событий и действий, развертывающихся и свертывающихся перед глазами зрителей».

Литература:

1. Никитина А.Б. Театр где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.

2. Шульпин А.П. Театральные каникулы. Проблемы развития детского и юношеского театра. Сборник статей и материалов. М.: ГРДИТ, 2004г.

3. Гиппиус С.В. Актерский тренинг [текст]: Гимнастика чувств/ С.В. Гиппиус.- СПб.Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008

4. Интернет ресурсы: https://studfile.net/preview/1805265/-ссылка на документ «Театр как средство воспитания».