ДООП "Волшебная страна детства". Модуль дополнительной общеобразовательной программы детского оздоровительного лагеря «Солнечная страна»

Шафик Елена Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

"Волшебная страна детства"

Театральная студия «Непоседы»

 

Модуль дополнительной общеобразовательной программы детского оздоровительного лагеря «Солнечная страна»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_kratkosr_dlya_lagerya_elena_shafik.docx73.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

Отдел «Студия современного праздника «Позитив»

                       

Принята на заседании педагогического совета

от "  " ноября 20   г.

Протокол №

Изменения и дополнения к программе приняты к реализации педагогическим советом отдела

«Студия современного праздника «Позитив»

Протокол №   от                             20 г.

Утверждаю:

Директор МБУДО «ДТДиМ»

_______________        Гринева Т.М.

"   " августа 20   г.

Приказ №

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

"Волшебная страна детства"

Театральная студия «Непоседы»

Модуль дополнительной общеобразовательной программы детского оздоровительного лагеря «Солнечная страна»

                                 Возраст обучающихся: 10-14 лет

                                 Срок реализации: краткосрочная

                                                                    Автор-составитель:

Шафик Елена Николаевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

         

Оренбург, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная страна детства» (ДООП) Театральной студии «Непоседы» имеет художественную направленность, ориентирована в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка, а уже потом на развитие специально-предметных способностей в области художественного творчества.

Синтетические виды художественного творчества (театр, хореография, вокал), позволяют вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования, обеспечивают многофункциональность участия воспитанников в коллективной деятельности (роли актеров, режиссеров, осветителей организаторов), формируют способность управления пространством своего существования в процессе создания и представления художественных произведений.

Уровень сложности содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (продвинутый).

Особенности обучения 

В процессе обучения используются технологии, предполагающие активную деятельность обучающихся (групповые, информационные, развивающие, игровые и здоровье сберегающие технологии, дистанционное обучение).

Применяются такие виды организации деятельности обучающихся, которые направлены не столько на воспитания профессиональных актеров театра, сколько на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебных модулей (предметов, курсов).

Так же будет включение мероприятий к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения и другое.

Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебная страна детства» может иметь ряд особенностей: программа будет реализовываться с использованием дистанционных технологий.

Количество тем соответствует учебно-тематическому плану, количество часов по темам может варьироваться в зависимости от уровня усвоения содержания программного материала детьми.

Особенности организации образовательной деятельности по программе с указанием:

Программа «Волшебная страна детства» разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся среднего школьного возраста. Театр как направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у обучающихся 10-14 лет и достаточно сильно влияет на того, кто именно в детстве познает его изнутри.

Основной формой организации деятельности является групповая, в группах (10 -15 человек). В зависимости от целей и задач образовательного процесса может использоваться форма микро-группы (5 человек), а также индивидуальные занятия, для высокомотивированных обучающихся.

Количество учебных часов по программе – 12 часов (в т.ч. индивидуальная и постановочная работа)

Режим занятий –2 часа 2 раза в неделю, в том числе 2 ч. – постановочная работа и 1 час индивидуальная.

Программой предусмотрена возможность осуществления дистанционного обучения, при котором освоение материала, контроль, аттестация обучающихся организуется посредством компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Для организации дистанционного взаимодействия с обучающимися используются платформы (электронной среды): скайп, месседжеры, zoom, группы ФВ, ВК, (https://vk.com/theatricalstudio56; группа Вайбер ;m.ok.ru/group/53673802399896)

Возможны изменения в календарно-учебном графике: могут варьироваться темы занятий, укрупнятся и объединяться в зависимости от степени усвоения, а также может увеличиваться количество часов по определённой теме, если дети недостаточно усвоили предложенный материал.

При реализации программы в дистанционном формате при ознакомлении с новым материалом используется преимущественно онлайн-общение. Его длительность составляет 10-15 минут, что соответствует возрастным особенностям детей и требованиям Роспотребнадзора при работе с компьютерами. Используются обучающие видеоролики по заявленной теме, записи видео занятий, а также взаимодействие на платформе Zoom или в Skype.

Проверка усвоения материала осуществляется с помощью заданий, которые выполняются детьми самостоятельно под контролем родителей, а также задания, выполняемые в ходе онлайн-общения. Выполнение заданий детьми возможно после онлайн-эфира в удобное для них время с последующим отправлением отчёта в группу в Viber.

Отчёты о выполненных заданиях в форме аудио, видео роликов или фотоотчетов присылаются в группе Viber.

Цель  программы

Раскрытие творческого потенциала и самореализация воспитанников средствами синтетического вида искусства - театра.

Задачи:

Задачи в области обучения:

  • совершенствовать практические умения и навыки детей в области театрального, хореографического и вокального искусств;
  • формировать у обучающихся навыки управления сценическим и игровым пространством.

 в области развития:

  • развивать индивидуальные творческие способности, коммуникативные качества детей;
  • создавать условия для развития творческой активности воспитанников, мотивации к совместной творческой деятельности;
  • сформировать умения преодолевать психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению;
  • формировать и развивать эстетическое, эмоционально-чувственное и ценностное восприятие воспитанников.

в области воспитания:

  • формировать стремление воспитанников к совершенствованию личных положительных качеств, самореализации;
  • формировать ценностное отношение к творческой деятельности, положительное отношение к общечеловеческим ценностям;
  • воспитывать у детей целеустремленность, настойчивость и трудолюбие;
  • воспитывать культуру поведения и общения с людьми.

Режим занятий

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие, в группах (10 -15 человек) и микро-группах (5-7 человек), а также индивидуальные занятия, для наиболее одаренных обучающихся.

Количество учебных часов по программе – 12 часов (в т.ч. индивидуальная и постановочная работа).

Режим занятий – 2 часа 3 раза в неделю, в том числе 2 ч. – постановочная работа и 1 час индивидуальная

Продолжительность академического часа – 45 минут.

Формы занятий. 

Основной формой организации учебных занятий является групповое учебное занятие (комбинированное, включающих освоение теории и практические упражнения),

Параллельно реализуются как традиционные формы: занятие-знакомство, занятие – общение, занятие-игра; занятие-сюрприз; занятие-фантазия, занятие-практикум, постановочное занятие, занятие-репетиция, занятие-театрализация занятие-тренинг, концерт, спектакль, праздник, концертно-игровая программа, экскурсия в театр.  

Программа предполагает использование репетиционно-постановочных занятий, где педагоги театральной студии совместными усилиями (актерское мастерство, вокал, хореография) работают над постановкой спектаклей, концертных, игровых, театрализованных программ.

Нетрадиционные формы занятий: голосование лучшая песня года, занятие-открытие, занятие – поиск истины, вовлечение детей в проведение, игр, сюрпризных моментов, обыгрывание сказки-импровизации, занятия, основанные на имитации общественной деятельности, занятие-творчество, занятия, основанные на межпредметных связях (вокал, хореография, актерское мастерство), занятия на основе театрализованных рассказов и бесед от имени литературных героев, занятия на основе нетрадиционно организации образовательного процесса (занятие «экскурсия в прошлое», занятие-труд, занятие-фотосессия)

Ожидаемые результаты 

Предметные:

  • знать о возникновении театра и его истории;
  • знать театральную терминологию;
  • Знать теоретические понятия сценической речи, знать о дыхании, артикуляции и дикции
  • Метапредметные:
  • Иметь представление о формировании высших психических функций (внимание, память, воображение, движение)
  • Иметь представление о способах развития наблюдательности и памяти через актёрские, танцевальные и вокальные упражнения.

Личностные:

  • Соблюдать правила игры;
  • Уметь передавать образ человека, животного с помощью известных средств актерской выразительности;
  • Ориентироваться в пространстве учебного помещения
  • Выполнять упражнения актерского, вокального и танцевального тренинга

Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации:

Открытое занятие, творческий показ, концертные выступления, участие в конкурсах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

Название

раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Сценическое искусство

3

3

3

Исполнительское искусство

3

3

4

Грим-искусство перевоплощения

3

0,5

2,5

5

Постановочная работа

2

2

ИТОГО:

12

1

11

Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие

Теория. Знакомство с обучающимися.  Инструктаж по технике безопасности.

Практическое задание.  Игры на знакомство «Волшебная страна детства».

Раздел 2. Сценическое искусство

Практическое задание. Тренинг по актерскому мастерству с элементами игры.

Работа актера над собой, работа актера над образом. Импровизация. Игра «Актеры-режиссеры»

Раздел 3. Исполнительское искусство

Практическое задание. Работа над образом. Искусство оратора. Комплексный тренинг по сценической речи. Работа со скороговорками.

Раздел 4. Грим-искусство перевоплощения

Теория. Грим как искусство перевоплощения. Виды грима. Инструктаж по технике безопасности.

Практическое задание. Грим сказочного героя. Грим вымышленного персонажа. Грим на свободную тему.

Раздел 5. Постановочная работа

Практическое задание. «Мы великие таланты», «Непоседы-это мы», «Театр миниатюр», «Планета детства»

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

        

П/п

Месяц

Число

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место

проведе

 ния

Форма контроля

  1

 Май

10:00-12:00

Групповая

  2

Вводное занятие

Сценическое искусство

ДООЛ «Солнечная страна»

Игра «Фраза+»,

Тренинг по актерскому мастерству

  2

Май

10:00-12:00

Групповая

2

Исполнительское искусство

ДООЛ «Солнечная страна»

Игра «Скороговорун»

  3

Май

10:00-12:00

Групповая

2

Грим-искусство перевоплощения

ДООЛ «Солнечная страна»

Фотосессия «Веселый зоопарк»

  4

Май

 

10:00-12:00

Групповая

2

Исполнительское искусство

ДООЛ «Солнечная страна»

Показ «Театральные подмостки»

   5

Май

 

10:00-12:00

Групповая

2

Сценическое искусство

Грим-искусство перевоплощения

ДООЛ «Солнечная страна»

Творческий показ «Зажигаем звезды»

   6

Май

 

10:00-12:00

Групповая

2

Исполнительское искусство

ДООЛ «Солнечная страна»

Театрализованный показ «В гостях у сказки»

Ожидаемые результаты и способы их проверки 

В результате освоения программы воспитанники закрепят знания, умения, навыки, полученные на первом году обучения, а также будут:

Ожидаемые результаты

Способы их проверки

Знать и иметь представление о:

- технике безопасности на занятиях и вне учреждения

Викторина «Опасность глазами детей»

- краткую историю театра и театрального творчества

Собеседование «Умники и умницы»

- основы актерского мастерства, культуры речи, сценического движения, пластики и вокального пения

Конкурс актерского мастерства «Пальмовая ветвь»

- основные этапы работы чтеца над художественным произведением

Занятие-концерт «Литературные зарисовки»

- элементы внутренней техники актера

Игра-конкурс актерского мастерства «Золотой оскал»

Уметь:

- владеть элементами внутренней техники актера

Проведение тренинга по актерскому мастерству

- правильно выполнять упражнения актерского тренинга

Занятие-тренинг «Тренингомания»

- укреплять мышцы, участвующие в процессе дыхания, путем тренировки

Упражнения речевого тренинга

- работать над исправлением дикционных недостатков

Практическое занятие

- сочинять небольшие сюжеты, этюды с использованием основных типов движения

Занятие-показ «Мини-шоу»

Материально-техническое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение аудитории

  • столы, стулья;
  • видеоаппаратура с видеозаписями;
  • музыкальный центр с аудиозаписями;
  • стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала;
  • костюмы для театральных показов.

Индивидуальные инструменты, необходимые для реализации программы

  • альбомы для рисования, картон, цветная бумага, писчая бумага;
  • краски, фломастеры, цветные карандаши;
  • ножницы;
  • клей;
  • ткань, нитки;
  • картон для изготовления декораций и реквизита;
  • грим (аквагрим, театральный грим (15 шт.));
  • Зеркало с подставкой (15 шт.);
  • Влажные салфетки (15 уп.);

Методическое обеспечение программы

Диагностический блок

В процессе реализации программы предусмотрено проведение психолого-педагогической диагностики:

- наблюдение за поведением и деятельностью воспитанников;

- анкетирование обучаемых и родителей, интервью, применение личностных опросников;

- тестовые задания;

- независимые и перекрестные характеристики;

- оценка, самооценка;

- изучение продуктов творческой деятельности детей (творческие показы, спектакли, игровые программы, участие в конкурсах, фестивалях, личные достижения (грамоты, дипломы, благодарности))

Психологическое тестирование проводится три раза в год:

- когнитивный критерий: тесты достижений, составленные педагогом;

- креативный критерий: методика диагностики уровня творческой активности учащихся (М.И.Рожков, Ю.С. Тюнников, Б.С. Алишев, Л.А.Волович);

- эмоциональный критерий: цветопись Н.А. Лутошкина, методика неоконченных предложений;

 - коммуникативный критерий: социометрическое анкетирование, коммуникативные замеры, установление референтности личности в коллективе.

Методы обучения и развития

Методы организации учебно-познавательной деятельности

  1. Методы получения новых знаний включают в себя такие методы как рассказ педагога, беседа, объяснение, работа с литературой, организация наблюдения, работа с иллюстрациями, карточками и т.д. используется на всех годах обучения.
  2. Методы выработки практических умений и навыков включают такие методы, как упражнение, практическая работа, репетиция, сводная репетиция используются на всех годах обучения.
  3. Методы закрепления и повторения изученного материала. Выбор их зависит от возрастной группы воспитанников и ориентирован на активизацию и развитие познавательной деятельности.

Многие методы выработки практических умений и навыков в результате многократного повторения способствуют и процессу закрепления изученного материала. Именно поэтому эти методы применяемы и для закрепления:

- упражнения,

- творческие работы.

Методы стимулирования творческой и учебно-познавательной деятельности

  1. Методы эмоционального стимулирования

- Создание ситуаций успеха

- Поощрение (дипломы, грамоты, благодарности)

- Использование игровых форм организаций учебной деятельности (конкурсы, фестивали, праздники, соревнования)

- Постановка системы перспектив (подготовка к конкурсу, фестивалю)

  1. Методы развития познавательного интереса

 - Методы стимулирования занимательным содержанием.

 - Методы создания ситуации творческого поиска.

 - Метод формирования ответственности и обязанности.

 - Метод предъявления учебных требований, которые регулируются правилами поведения, критериями оценки знаний, по      всем видам деятельности, правилами внутреннего распорядка.

 - Оперативный контроль (для выявления сложных для учащихся тем, упражнений  с целью коррекции).

  1. Методы организации взаимодействия воспитанников и накопления социального опыта.

- Освоение и активное использование учащимися выработанных норм общественного поведения.

- Прием взаимопроверки заданий.

- Прием взаимных заданий.

- Временная работа в группах.

- Создание ситуаций совместных переживаний.

- Организация работы учащихся – консультантов

  1. Методы развития психических функций творческих способностей и личностных качеств воспитанников.

- Творческие задания.

- Создание креативного поля (механизм постоянного поиска).

- Дискуссия, беседа (организация обсуждения материала).

- Постановка проблемы или создание проблемной ситуации.

- Перевод игровой деятельности на творческий уровень (тренинги, психологические дискуссии на общение).

  1. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития воспитанников.

- Повседневное наблюдение за деятельностью воспитанников.

- Опрос: письменный, устный (фронтальный), контрольные срезы.

- Тестирование (карты программированного опроса, диагностические карты, технологические карты).

- Взаимоконтроль, самоконтроль.

- Итоговые работы.

Формы занятий

Комплексная программа «Волшебная страна детства» предполагает индивидуальную, групповую форму обучения и в микрогруппах.

Групповая форма обучения – обучение на основе дифференцированного подхода: разнообразные группы комплектности с учетом интересов, уровня подготовленности воспитанников, их психологической совместимости и разделения на примерно равное количество обучающихся в группе мальчиков и девочек.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

- занятие – презентация (воспитанника, студии, сценария),

- занятие – консультация,

- занятие – мышление «Проблемный стол»,

- занятие – концерт,

- занятие – тестирование,

- занятие – конкурс мастерства,

- занятие – тренинг,

- занятие – изготовление изделия,

- занятие – КВН,

- занятие – творчества (фантазия, сказка).

Нетрадиционные формы занятий:

- занятие - экскурсия (в театр драмы, кукольный театр, музей),

- занятие - выезд на природу,

-  занятие – встреча (с писателем, художником),

- сводные занятия – репетиции.

Индивидуальная (или в микрогруппах) форма обучения.

В уже выявленных на занятиях интересах, склонностях и возможностях ребенка, педагогом определяется индивидуальный маршрут дальнейшего обучения одаренного воспитанника (курс «Вокал», «Актерское мастерство»).

Индивидуальное общение.

На протяжении всех этапов обучения педагог проводит со своими воспитанниками беседы, содержание которых направленно на формирование мотивационной сферы личности, раскрытие ее духовно – нравственного потенциала. Данная работа носит в основном консультационно – коррекционный характер; проводится по необходимости и является последствием выявленных в процессе анализа морально – этических проблем в произведениях (инсценировках, этюдах).

В образовательном процессе активно используются творческие задания, которые способствуют развитию творческого мышления, воображения, эмоциональной сферы, навыков самостоятельного применения полученных знаний на практике.

Творческие задания включают:

- сопоставление, анализ и поиск единых стилевых признаков, средств выразительности произведения различного вида искусств;

- раскрытие содержания материала в процессе исполнительской деятельности, в выборе его трактовки, в нахождении путей и средств воплощения чувств, мыслей, образов;

- создание культурно – творческих и нравственно – поведенческих ситуаций, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность, процесс восприятия, способствуют творческому и моральному решению проблемы посредством: исполнения игровых элементов; установки на поиск индивидуального решения; введение в занятие проблемных ситуаций и т.д.

Список литературы для детей

1. Андерсен на театральной сцене. \\ Я вхожу в мир искусств. М: ВЦХТ, 2002

2. Бганко О.Д. Приемы голосового тренинга, используемые в работе речевого театра «Стишок», г. Оренбург. ОЦДЮТ, 1993                           3. Поэтический театр: программы, репертуар \\ Я вхожу в мир искусств. М: ВЦХТ, 2002

4. Сценарное мастерство. /Методическое пособие в помощь начинающему автору/ М: ВЦХТ, 2002

5. Штыкало Ф.Е. Программы для учреждений дополнительного образования детей \\ Библиотечка для педагогов, родителей и детей. М: ЦРСДОД, 2001

6. Шмаков С. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1993

7. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ. Ростов-на-Дону, 2003

Список литературы, использованный при написании программы

  1. Аракелян Л.В., Майорова Е.В., Желтухина Н.Г. Великая радость творчества. Образовательная программа театра-студии «Транс». Пензенский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. 2004
  2. Баринова М.Н. «О развитии творческих способностей ученика». Сборник статей.  – Л., 1961
  3. Голованов В.П. Методика и технология работы пед. доп. обр. – М.: ВЛАДОСЮ 2004
  4. Гнездилова О.А. Путь к добру. Образовательная программа ЦДТ Дзержинского района г. Оренбурга, 2005
  5. Каргина З.А. Практическое пособие для педагогов дополнительного образования – М.: Школьная пресса, 2006
  6. Куприянов Н.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Взрослые игры для детей: Организация и методика проведения игр с подростками. – М.: Владос, 2001
  7. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика, 1988
  8. Муфазалова Т.Н., Ермизина Г.И., Салина А.Н., Гумирова Г.Р. Народный стиль. ДЦМ «Каприз», ДТДиМ. Оренбург, 2003
  9. Педагогика, Учебное пособие для студентов педагогических учреждений /В.А. Сластенин/ - М.: Школьная пресса, 2002
  10. Театр, где играют дети: учебно-методич. пособ. для руководителей детских театральных коллективов / под ред. Никитиной А.Б. М., 2001