«История возникновения театральных терминов и элементы физического тренинга актёрской игры»

ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА КОСОВСКИХ
  1. Прогнозируемые результаты:

Дети аргументировано доказывают отличие между действием и движением, показывают знания по терминологии театра, умение работать в коллективе.

13.  Ожидаемые результаты:

·         Понимание происхождения и значение слов: «Трагедия» и «Комедия»

·         Уметь применять театральные термины на практике.

·         Ознакомиться с понятием тренинг.

Освоить тренинг на внимание и память.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_hudozhestvennogo_proizvedeniya.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр  Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»

План-конспект занятия

по театральному мастерству

«Анализ художественного произведения,

работа по произведению О. Уайльда»

Ирина Владимировна Косовских,

педагог дополнительного образования

   


Тема «Анализ художественного произведения,

работа по произведению О. Уайльда»

Цель: обучение навыкам анализа художественного произведения.

Задачи:

Образовательные:

  • определение основной проблемы произведения.
  • рассмотрение этических проблем.

Развивающие:

  • развитие речевой деятельности, памяти, эмоционально-образного и аналитического мышления.

Воспитательные:

  • привитие интереса к книге, чтению;
  • осознание того, что истинная красота человека невозможна без доброты, любви  к  людям, без ответственности за свои поступки;
  • создание условий для познания себя и своего характера.

Формы и методы проведения занятия:

Рассказ, беседа по вопросам, анализ произведения, просмотр и обсуждение видеофильма, чтение по ролям;

Задания к занятию:

  1. Прочитать сказку Оскара Уайльда «Мальчик-звезда».
  2. Нарисовать иллюстрацию.
  3. Объяснить значение слов: себялюбивый, гордый, жестокий; красота.
  4. Планируемые результаты
  • подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека - в красоте его внутреннего мира и благородстве души.
  • побудить задуматься об ответственности человека за свои слова и поступки.

 Организационно - педагогические принципы:

  1. При целостности замысла занятие построено на смене видов деятельности, темпов - ритмов и интенсивности работы.
  2. Каждое задание подразумевает целостное личностное включение учащегося  в процесс обучения (тело, чувство, интеллект равно задействованы).
  3. Творческие задания выбраны и построены так, чтобы они стали личностно – значимыми для всех участников процесса – учащегося, педагога.
  4. В творческом поиске педагог выступает в качестве партнера, а не носителя истины.

Раздаточный материал: чистые листы, карточки с заданиями.

Материально-техническое оснащение занятия: в актовом зале – столы, стулья расставлены полукругом, рабочее место педагога; музыкальный центр, аудиозаписи мелодий; микрофон, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ресурсы: основные и дополнительные

Мультимедийная презентация, отрывок из альбома Вивальди «Времена года», видео  запись отрывка из спектакля «Звёздный мальчик» (1957 г.), карточки с заданиями для групповой работы.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

п/п

Структурная часть (этап)

Содержание

Время

1

Вводная, организационная часть

Приветствие. Организационный момент. Создание психологического настроя на занятие

5 минут

2

Подготовительная часть

Разминка.

Объявление темы, постановка цели, определение задач

10 мин

3

Основная часть

Комбинированная форма занятия предполагает: параллельное повторение пройденного материала, введение нового образовательного материала; совершенствование ранее приобретенных навыков и отработка вновь полученных умений в процессе тренинговых упражнений и этюдов.

60 мин с перерывом 10 минут

 4

Заключительная часть

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

15 минут

Итого

1 час

30 мин

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная, организационная часть

Приветствие. Организационный момент.

Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу, установление контакта, создание положительного настроя на занятие.

  1. Разминка:
  2. «Ход  «Броуновское движение», с разной скоростью и разной смысловой нагрузкой.
  3. Здороваемся др.с др.:
  • как учительница русского языка, читающая диктант;
  • как обиженный ребенок;
  • как скандальная бабка;
  • как робот;
  • как рассерженный человек;
  • как рэпер;
  • как влюбленный человек;
  • испуганный ребенок;
  • как восторженный человек;
  • как скоморох, весело. задорно.

II. Подготовительная часть

Актуализация субъективного опыта учащихся

Что есть красота?.  И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

Задание:

  1. Обсудить в группах фразу   «Есть много людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри».
  2. Социализировать  в группе.

В чём истинная красота человека? Что должна нести миру красота? Должен ли человек нести ответственность за свои слова и поступки? Может ли человек с каменным сердцем измениться к..?

 Педагог: Ответы на эти сложные вопрос поможет нам найти сказка английского писателя О. Уайльда «Мальчик-звезда».

III. Основная часть

Теория (приложение 1).

Как вы думаете, какое слово в этом названии самое загадочное? Почему? А что такое для вас звезда?

Назовите (запишите), какие слова, понятия, действия связаны у вас со словом звезда). Какие возникают ассоциации? Красота, неземная красота, а если это красота, то, что она должна нести людям. Свет, добро, вести за собой, быть «путеводной звездой», образцом красоты, совершенством, идеалом. А у О. Уайльда не просто звезда, а мальчик – звезда. Что обозначает это словосочетание слов (звезда на небе, звезда – человек с выдающимися способностями, знаменитость, и в одном и в другом случае звезда – что-то удивительное, необычайное, недосягаемое)?

Что могло означать сочетание слов «мальчик» и «звезда»? (Необычайно прекрасный)

Педагог: Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание. Перед вами план сказки.  

Работа в группах.

  1. Рассмотреть художественное своеобразие произведения.
  2. Выявить основную проблему и ответить на вопросы:
  • В чем истинная красота человека?
  • Какую ответственность несет человек за свои слова и поступки?
  • Что несет красота миру?
  • Отношение к людям, которых считают «некрасивыми».

Просмотр видео  сказки «Мальчик-звезда»

Обсуждение видео.  Задание: обсудите в группе вопросы и сделайте вывод о том, что  такое красота, как нужно с ней обращаться?

Вопросы для обсуждения:

  • Каким вырос дитя – звезда? Каковы его: внешность, поступки?
  • Какое чувство передаёт автор, описывая внешность Мальчика – звезды?
  • Какие изобразительные средства помогают передать это чувство? (восхищение красотой, сравнения).
  • Соответствует ли его поведение внешности?
  • Кажется ли он вам красивым?
  • Что принесла красота Мальчику–звезде, семье лесоруба и их селению? (им красота Мальчика – звезды принесла зло, потому что у Мальчика – звезды холодная, бездушная, бессердечная красота. Она притягивает, но не радует.

Сказка «Мальчик-звезда» интересна тем, что писатель последовательно отстаивает принцип неразрывности внешней и внутренней красоты человека. Основной коллизией, лежащей в основе сюжета этой сказки, является коллизия красоты и уродства в своих двух ипостасях: внешнем и внутреннем содержании. В начале сказки Мальчик - звезда предстает перед нами удивительно красивым: «С каждым годом он становился все красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте… Лицо у него было белое.  Когда к Мальчику-звезде возвращается его прежний образ? Красота возвращается к нему лишь после того, как он искупает свои грехи.

Жанр произведения?

Какие традиционные фольклорные элементы использует Оскар Уайльд?

  • Чудесное знамение (падение звезды).
  • Говорящие животные.
  • Превращения мальчика.

Маргарита Алигер «О красоте». По всей земле, во все столетья, великодушна и проста, всем языкам на белом свете всегда понятна красота. Хранят изустные творенья и рукотворные холсты неугасимое горенье желанной людям красоты. Людьми, творимая навеки, она понятным языком ведет рассказ о человеке, с тревогой думает о нем и неуклонно в жизни ищет его прекрасные черты. Чем человек сильней и чище, тем больше в мире красоты.

Магия числа «3» Приведите примеры использования числа «3»:

 • три раза отрекается от матери;

 • встречается с тремя «обиженными» им животными: Крот, Коноплянка, Белочка;

 • на третий день спускается в долину;

• три полных года бродил по свету;

• три задания Волшебника;

• три монеты;

• три раза появляется Прокаженный;

Чтение по ролям (отрывок)

Инсценирование эпизода «Встреча Мальчика-звезды и матери».

Почему сын оттолкнул свою мать? Как изменилось отношение сверстников к нему после этой встречи? Почему Мальчик-звезда стал уродливым?

IV. Заключительная часть

Вывод. Рефлексия.

Выводы: В «Мальчике-звезде» писателем показано соотношение внутренней и внешней красоты. Мальчик-звезда прекрасен, но его внутренний мир – безобразен. В наказание у него забирают самое ценное – красоту. И вот мы видим, что внутренний мир соответствует внешнему. Стоит герою покаяться, попросить прощение – и его тело становится прекрасно, как его душа. Так проблему соотношения внутренней и внешней красоты писатель раскрывает в сказке «Мальчик-звезда» и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы - как лепестки алой розы, и глаза - как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья». Эта красота покоряла всех вокруг, заставляла повиноваться мальчику:

Учащиеся садятся в круг.

Назовите свои ассоциации на слово «Красота», «Любовь».

Какие выводы сделали для себя?

Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание, и оно обязательно исполнится. Возьмите в ладошки свои звёздочки и послушайте стихотворение Александра Дольского:

Мне звезда упала на ладошку.

Я спросил её: «Откуда ты?»

«Дайте, я передохну немножко,

Я с такой летела высоты».

А потом добавила, сверкая,

Словно колокольчик прозвенел:

«Не смотрите, что невелика я,

Может быть великим мой удел.

Вам необходимо только вспомнить,

Что для вас всего важней на свете.

Я могу желание исполнить,

Путь неблизкий завершая этим».

Знаю я, что мне необходимо,

Мне не надо долго вспоминать.

Я хочу любить и быть любимым,

Я хочу чтоб …

– Напишите продолжение строчки – своё пожелание на звёздочке. Приклейте звездочки на доску.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М., 2004.
  2. Аванесов Р.П. Русское литературное произношение - М.: Изд-во «Просвещение», 19841972.
  3. Зарубежная детская литература. — М.: Просвещение, 1982
  4. Зарубежная литература XX века. — М.: Просвещение, 1979
  5. Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь. - М.: Либерея, 1998
  6. Уайльд 0 Избранное. — М Просвещение, 1990


Приложение 1

Теория

1. История создания произведения.

В 1891 году сказка «Мальчик-звезда» вышла в сборнике «Гранатовый домик», посвящённый Констанции Уайльд — жене писателя. Сказки Оскар Уайльд сочинял для своих сыновей — Сирила и Вивиана.

Название сборника «Гранатовый домик» указывает на христианский смысл сказок. Гранат — символ христианской веры, и в каждой сказке сборника герои проходят очищающее страдание и духовное обновление.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Звёздный мальчик» («Мальчик-звезда») — сказка, так как это произведение волшебного характера. Произведение в форме сказки даёт возможность автору обратиться к философским или общественным вопросам гротескным изображением.

3. Название произведения и его смысл.

В названии «Звёздный мальчик» («Мальчик-звезда») содержится указание на свойство натуры главного героя, вокруг чего и разворачивается действие сказки. Слово «звезда» вызывает представление о неземной красоте и холодном, негреющем свете. «Звездой» могут называть знаменитость, которой нередко свойственно высокомерие.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведётся от третьего лица, автор находится в отстранённой позиции, что необходимо в жанре сказки.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Прощение раскаявшегося грешника.

Идея: Любой человек достоин прощения, если он искупил свою вину.

Проблематика: Красота внешняя и красота внутренняя. Разрушение внешней красоты душевным уродством.

Будучи апологетом эстетизма, Уайльд упорно настаивал на гармоничном сочетании внешней и внутренней красоты.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Морозной ночью в лесу, на месте упавшей звезды, дровосеки нашли прекрасного младенца, завёрнутого в плащ с золотыми звёздами. Один из дровосеков сжалился над ребёнком и принёс его домой. Жена сначала была против чужого ребёнка — лишний рот, но потом согласилась принять мальчика. И он стал расти в семье дровосека на равных правах с его родными детьми.

Мальчик был необыкновенно красив, но высокомерен, бессердечен и жесток. Его любимой забавой было издевательство над людьми и животными. Однажды он увидел нищенку и избил её камнями, за что ему досталось от приёмного отца. В разговоре с дровосеком нищенка призналась, что она мать звёздного мальчика. Обретение матери из простых смертных, да ещё и нищей, не обрадовало высокомерного мальчика, и он прогнал её.

С этого момента красивый мальчик превратился в уродца, от которого отвернулись друзья. Осознав свою вину, герой отправился на поиски матери за её прощением. Начались горькие скитания. Он не мог найти матери. Покалеченные звёздным мальчиком звери отказывали ему в помощи.

Скиталец оказался в рабстве у злого волшебника, который три раза отправлял его в тёмный лес за слитками золота. Каждый раз мальчику помогал заяц, освобождённый им из капкана. А мальчик каждый раз отдавал слиток прокажённому. Два раза он был избит колдуном до полусмерти и оставлен голодным, а в третий раз горожане увидели в нём прекрасного принца и привели его ко дворцу. На площади он увидел свою нищую мать, пал пред ней на колени, прося прощения, но она безмолвствовала. Тогда принц обратился за помощью к прокаженному, продолжая молить мать о прощении.

Получив его, он встал и увидел своих родителей — Короля и Королеву. Принца короновали на царство, и он стал добрым и справедливым правителем.

7. Система образов произведения.

Звёздный мальчик — необыкновенно красивый, надменный, жестокий «нарцисс». Потерял красоту за отречение от матери, раскаялся, много перенёс, стал добрым.

Лесоруб, его жена — приёмные родители звёздного мальчика. Простые, но добрые и благородные люди.

Нищенка (Королева) — мать звёздного мальчика, любящая своего сына, обошедшая весь мир в его поисках.

Прокажённый (Король) — отец звёздного мальчика, умный и благородный.

Волшебник — злобный и жадный старик.

8. Композиция произведения.

Экспозиция — обстановка в морозном лесу, блуждания дровосеков, находка дровосеков на месте падения звезды.

Завязка — решение дровосека взять в свой дом мальчика-звезду.

Развитие действия: бессердечность мальчика-звезды к людям и животным, неблагодарность к приёмным родителям; встреча с нищенкой-матерью и отречение от неё; наказание лишением красоты; поиски матери; в рабстве у волшебника; добрые поступки.

Кульминация — преображение в прекрасного Принца.

Развязка — получение прощения матери, обретение родителей, коронование на царство.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Это произведение Уайльда, как и другие, богато эпитетами, сравнениями, метафорами. Например, в описании главного героя автор использует сравнение с цветами. Так, сравнение его с розой подразумевает красоту, наделённую острыми шипами; сравнение с нарциссом указывает на самовлюблённость, с фиалкой — на капризный нрав.

10. Отзыв о произведении.

В сказке просматривается евангельский сюжет о возвращении блудного сына. Счастливый сказочный финал Уайльд приправил горечью скорой смерти юного монарха, и пришествием на смену ему тирана. Очевидно, для обожаемой автором красоты необходима доля трагичности.