Предлагаемые обстоятельства

ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА КОСОВСКИХ

Определение   «предлагаемые обстоятельства»

Предлагаемые обстоятельства бывают:

•обстоятельства места – где происходит действие (страна, город, дома/на улице, где именно дома: на кухне, в спальне и так далее).

•обстоятельства времени – когда происходит действие (эпоха, год, время года, месяц, время дня и так далее).

•личные обстоятельства отвечают на вопрос КТО действует на сцене (возраст, пол, социальное положение, профессия и так далее)

•ситуативные обстоятельства отвечают на вопросы, определяющие чем живет человек в данной ситуации:

a) откуда я пришел?

b) куда я направляюсь?

c) зачем я пришел сюда?

e) что мне мешает получить желаемое (добиться желаемого)?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlagaemye_obstoyatelstva.docx47.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр  Петродворцового района Санкт-Петербурга
«ПЕТЕРГОФ»

План-конспект занятия

по театральному мастерству

«Предлагаемые  обстоятельства»

Ирина Владимировна Косовских,

педагог дополнительного образования


Тема «Предлагаемые  обстоятельства»

Цель: освоить «предлагаемые обстоятельства» в процессе работы над тренинговыми упражнениями и этюдами.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить детей с термином «предлагаемые обстоятельства»;
  • научить действовать в «предлагаемых обстоятельствах».

Развивающие:

  • развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки;
  • развивать  сценическое внимание, память, образное мышление;
  • развивать эмоционально-эстетическую сферу, фантазию, воображение, наблюдательность, чувство ритма;
  • формировать стремление к самовыражению;
  • способствовать приобретению навыков пространственного видения, ассоциативного мышления, мысленной речи;
  • развивать навыки взаимодействия, взаимопонимания партнёров на сцене.

Воспитательные:

  • формирование навыка групповой творческой деятельности;
  • формирование коммуникативных качеств;
  • формирование живого творческого отношения к учебному процессу, который направлен на проявление, раскрытие и развитие личностных качеств;
  •  воспитание доброжелательного отношения друг к другу, готовности помочь;
  • мотивирование на дальнейшие занятия театральным творчеством.

Форма занятия: комбинированная.

Форма организации работы: коллективная, групповая, в малых группах, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практической деятельности; элементы адаптивной системы поведения, здоровьесберегающих технологий на основе личностно-ориентированного подхода, театрально – игровые технологии, технологии коллективной творческой деятельности.

Планируемый результат:

  • приобретение навыков концентрации своего внимания на объекте, избавление учащихся от комплексов;
  • приобретение свободы в телесном и эмоциональном самовыражении;
  • приобретение навыков творческого мышления и умения выражать себя, применять творческий подход к любому делу;
  • приобретение умения определения, какие виды памяти задействованы в тренинговых упражнениях.

Организационно - педагогические принципы:

1. При целостности замысла занятие построено на смене видов деятельности, темпов - ритмов и интенсивности работы.

2. Каждое задание подразумевает целостное личностное включение учащегося  в процесс обучения (тело, чувство, интеллект равно задействованы).

3. Творческие задания выбраны и построены так, чтобы они стали личностно – значимыми для всех участников процесса – учащегося, педагога.

4. В творческом поиске педагог выступает в качестве партнера, а не носителя истины.

Раздаточный материал: чистые листы, карточки с заданиями.

Материально-техническое оснащение занятия: в актовом зале – столы, стулья расставлены полукругом, рабочее место педагога; музыкальный центр, аудиозаписи мелодий; микрофон, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

План занятия

п/п

Структурная часть (этап)

Содержание

Время

1

Вводная, организационная часть

Приветствие. Организационный момент. Создание психологического настроя на занятие

5 минут

2

Подготовительная часть

Разминка.

Объявление темы, постановка цели, определение задач

10 мин

3

Основная часть

Комбинированная форма занятия предполагает: параллельное повторение пройденного материала, введение нового образовательного материала; совершенствование ранее приобретенных навыков и отработка вновь полученных умений в процессе тренинговых упражнений и этюдов.

60 мин с перерывом 10 минут

 4

Заключительная часть

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

15 минут

Итого

1 час

30 мин


Ход занятия

  1. Вводная, организационная часть

Приветствие. Организационный момент. Создание психологического настроя на занятие.

Приветствие «Комплемент» (приветствие, как и рефлексия,  обязательные структурные компоненты  начала и конца занятия, своего рода ритуал успешности и позитивного отношения к происходящему).

Цель: установление контакта; создание положительного настроя на занятие.

Учащиеся стоят(сидят) в кругу взявшись за руки и по часовой стрелке делают комплименты друг другу.

  1. Подготовительная часть

 Разминка. Объявление темы, постановка цели, определение задач.

Упражнение 1.  «Морской узел»

Упражнение выполняется стоя в кругу.

Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того, как педагог убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Во время выполнения упражнения в группе очень часто участники не могут справиться с поставленной задачей.

Педагог: Я так понимаю, вы не смогли справиться с поставленной задачей, но задача — решаемая, распутаться можно всегда. Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Вопрос педагога:

  • Что нам помогало справиться с поставленной задачей?
  • Что можно было бы делать иначе с тем, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?

Педагог: Надеюсь, вы все оценили активное воздействие данного рода упражнений, направленных на развитие внимания, воображения, нестандартного мышления,  необходимых как в развитии индивидуальных творческих способностей, так и в коллективной работе.

Упражнение 2.  «Уголок памяти». 

Сядьте на стулья, равномерно заполнив площадку. Внимательно слушайте задание: вспомните самый интересный день ваших летних каникул. Подробно восстановите в памяти все детали. Где это происходило? Кто вас окружал? Какое у вас было настроение? Поживите этим настроением. Ничего воображать не надо. Мысленно вернитесь в этот день и, восстанавливая все подробности, попробуйте пережить его заново.

Произнесите 1 слово-ассоциацию, вашему воспоминанию.

  1. Основная часть

.Педагог: Ребята, если вам весело, как вы улыбаетесь? Если вы рассердились, как вы хмурите брови? Когда вы чему-то удивляетесь, как у вас поднимаются брови и расширяются глаза?

Дети придумывают и проигрывают различные ситуации, связанные со сменой настроений, а значит, и мимики.

Педагог созывает детей к себе и уточняет, какое время года за окном (осень), сколько всего времен года (четыре), перечисляет их вместе с детьми (осень, зима, весна, лето). Предлагает: «Попробуйте мимикой (жестами) отразить все времена года. Например: осень — пора унылая, дождливая, холодная и вместе с тем прекрасная» (хмурые брови, печальный взгляд, вздох...). Вспомните, ребята, какие ягоды в лесу созревают осенью (клюква, брусника), какие они на вкус.

Затем предлагает разучить и разыграть стихотворение - мини-сценку по ролям. При этом необходимо обратить внимание на интонационную и мимическую выразительность.

Стихотворение - мини-сценка

Педагог: Брусничка возле пня всем сказала:

Брусничка: Нет меня!

Педагог: Оглянулась и потом притаилась под листом. Солнца луч ее нашел, закричал: Нехорошо!

Обманула! Ай-ай-ай! Эй, брусничка, вылезай!

Педагог: Покраснела ягода и сказала: Брусничка: Ябеда!

(Дети разучивают мини-сценку в процессе игры.) Педагог: предлагает детям отгадать загадку.

Мы — лесные жители, мудрые строители,

Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.

Догадайтесь, КТО ЭТО... (Муравей).

Пантомима по стихотворению З. Александровой «Муравей»

Педагог читает стихотворение.

Муравей нашел былинку. Он сгибается под ношей,

Много было с ней хлопот. Он ползет уже с трудом,

Как бревно, взвалив на спинку, Но зато какой хороший

Он домой ее несет. Муравьи возводят дом.

Учащиеся имитируют действия муравья: поднимают «тяжелую» былинку и несут ее, сгибаясь и под ношей.

Определение   «предлагаемые обстоятельства» (приложение).

Предлагаемые обстоятельства бывают:

  • обстоятельства места – где происходит действие (страна, город, дома/на улице, где именно дома: на кухне, в спальне и так далее).
  • обстоятельства времени – когда происходит действие (эпоха, год, время года, месяц, время дня и так далее).
  • личные обстоятельства отвечают на вопрос КТО действует на сцене (возраст, пол, социальное положение, профессия и так далее)
  • ситуативные обстоятельства отвечают на вопросы, определяющие чем живет человек в данной ситуации:

a) откуда я пришел?

b) куда я направляюсь?

c) зачем я пришел сюда?

e) что мне мешает получить желаемое (добиться желаемого)?

Учащимся даются условия: время и место действия (например: ночь, каток).

Каждому учащемуся предлагается ответить на вопрос: а что бы ты стал делать, если бы… (находился в данных условиях, тебе было  3 года, 14,  80 лет и так далее).

Чтобы  подойти вплотную к теме предлагаемых обстоятельств необходимо умение в совершенстве владеть собственным телом, иначе говоря,— своим физическим аппаратом. А этого можно добиться только с помощью длительного тренажа. На занятии проводится работа по освобождению мышц; тренинг внимания; упражнения направленные на развитие воображения, логики, наблюдательности за жизненными явлениями; воспитание чувства правды и т.д.

1. Настройка слухового внимания.

 Максимально сосредоточились и внимательно послушали зал. Теперь перенесли слуховое внимание в коридор, затем на улицу и т. д.

2. Концентрация зрительного внимания.

Нужно найти все предметы, напоминающие квадрат, круг и т.д.

3. Ритмическая настройка и упражнения по кругу:

Шагом, марш! (Хлопками задаётся определённый ритмический рисунок).

Спокойно двигаемся по кругу. Мы в сосновом лесу. Аккуратно, чтобы не уколоться ступаем босыми ногами по тропинке. Хочется быстрее бежать к речке, но шишки и сосновые иголки мешают.

Продолжаем двигаться по кругу. Начинает припекать солнце. Мы идём по раскалённому песку. Это пустыня. Мы очень долго находимся в пути. Нас мучает жажда. Вдалеке показался оазис. Из последних сил прибавляем шаг. Ошиблись – это не оазис, а мираж.

Подул прохладный ветерок. И вдруг налетел ураган, пошёл снег, поднялась метель. Мы на Северном полюсе, где сильно разряжен воздух, а мороз достигает 80-ти градусов. Ноги вязнут в глубоких сугробах. Иней покрывает всю вашу одежду. Стоп!

4. Пластический тренинг – разминка (освобождение от мышечных зажимов)

Размещаемся в шахматном порядке по всей площадке.

Мышечное внимание в статике.

Напрягли всё тело от макушки до пяток. Расслабили. Ещё раз напрягли, расслабили.

Теперь напрягли только шею. Расслабили. Плечи. Расслабили.

Исходное положение – стоя, вытянули руки вверх. Закрепостили все мышцы. Расслабляем тело поэтапно, начиная с пальцев рук. Кисти рук! Локти! Упали руки! Расслабляем шею! Плечи! Корпус! Согнули колени! Упали! Встали! Упражнение делаем 2-3 раза самостоятельно. Закончили!

Поставили ноги на ширину плеч. Согнулись пополам. Руки болтаются, как бельё на верёвке. Вы – куклы-марионетки. Вас дёргают за верёвочки, вы поднимаете разные части тела. Закончили!

5. Координация движений.

Одна рука тянет в одну сторону, а другая в другую. Представьте, что не кто – то тянет вас, а именно руки сами это делают. И борьба происходит с переменным успехом.

Теперь представьте себе, что нога вас тянет от стены в противоположную сторону.

Рука – это кисть художника. Вам нужно нарисовать пейзаж.

А теперь кистью становится голова и вам нужно нарисовать портрет.

6. Образные упражнения с ограниченной динамикой.

Теперь вы Снежная баба. Каждый представил свою Снежную бабу. Со своим характером. Со своими мыслями. О чём может думать или мечтать Снежная баба? Но тут солнышко начинает припекать - наступает весна. Растаяла Снежная баба! Упали! Встали!

Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что постоянно меняется ваше поведение. А теперь ответьте мне, из-за чего оно меняется?

Ответы учащихся.

Поставьте ладоши как - будто вы хотите аплодировать. Представьте, что пальцы начинают смеяться друг над другом. Не вы, а именно ваши пальцы.

7. Групповой этюд

 Представьте, что вы все Инопланетяне, у которых глаза, уши, нос находятся не на голове, как у нас, а на других частях тела: глаза на пятке, нос на животе, а уши на спине.

И вот Инопланетяне прилетели на Землю и обследуют её.

8. Парные этюды на общение:

Упражнение 1.  «На что похоже?»

Леонардо да Винчи рекомендовал художнику развивать свою фантазию, рассматривая пятна на стенах: «Ты можешь увидеть там разные битвы,— утверждал он — быстрые движения странных фигур, выражения лиц одежды и бесконечно много вещей».

Фантазия проявляется в работе воображения у человека с развитым ассоциативным мышлением, с тренированной зрительной памятью — основой образного мышления.

Все, что нас окружает в комнате, может быть объектом фантазии - линии древесных слоев паркета, тени на потолке, складки занавесей, скатертей, одежды.

Кинем на стол несколько спичек, пусть они упадут, как попало,

— Всмотритесь,— что это вам напоминает?

— Бревна по реке плывут...

— Медведь пасть оскалил — вот глаза!

— Нет, у медведя не такие жесткие линии. Это—гриф. Расправил крылья; сейчас полетит...

Упражнение 2.  «Вещи на столе»

На столике педагога разложены блокнот, авторучка, футляр от очков, бумага, монеты.

— Подойдите к столу и сфотографируйте своим внутренним зрением все предметы. Фотографировать будем с короткой выдержкой - до счета пять,....четыре, пять! Теперь отвернитесь, или закройте глаза и проявите фотографию на своем экране внутреннего зрения. Расскажите, какие предметы лежат на столе, в каком порядке. Вспомните их. Проверьте. Для этого — откройте глаза и посмотрите, Отвернитесь. О чем забыли, что пропустили?

Посмотрите. Отвернитесь, Какие, изменения произошли? Что я переложила с места на место? Что нового появилось на столе?

Разложите вещи так, как они лежали вначале. Сверяйте с фотографией, которая хранится в вашей памяти. Стоит ли говорить, что никаких фотографий нет. Где эти мысленные изображения? Там, где их подлинники,— на столе!..

Показ этюда.

Упражнение 3. Этюд «После школы»

  1. Придумать и показать этюд.
  2. Анализ этюда.

А теперь выскажите своё мнение. В начале, обязательно, отметим положительные моменты, а только потом, что не получилось. Обратите внимание на то как (Имя) сосредоточился на состоянии другого человека, удалось ли ему жить на сцене мыслями чувствами своего персонажа; как он ощущал пространство сцены; с чего начинался этюд, как развивался и чем закончился этюд. И можете ли вы, ребята, включить свою интуицию и попробовать отгадать: время года, время суток, место действия и т.д.

Ответы  учащихся.

  1. Попробуйте повторить этот же этюд, но мы немного изменим обстоятельства. Этот человек пришёл с дискотеки.

Повтор этюда.

  1. Теперь этот же человек пришёл с футбола.

Повтор этюда.

Есть ли разница в поведении человека в зависимости от того откуда он явился?

Ответы  учащихся.

Что же такое предлагаемые обстоятельства?

Предлагаемые обстоятельства – в системе Станиславского – обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссером и созданные воображением актера. Окунув свое воображение в прошлое и будущее своих героев, изучив их взаимоотношения, среду и эпоху, мы поймем, какое огромное значение имеют предлагаемые обстоятельства для верного и глубокого умения воссоздать замысел автора в спектакле.

Даже само поведение актёра на сцене зависит от многих обстоятельств:

Во-первых: актёр должен быть сосредоточен на действиях своего персонажа, а не на том, что происходит в зале. Поэтому мы постоянно тренируем наше внимание.

Во-вторых: чтобы образ был интересен зрителю, нужно самому актёру знать много подробностей о своём персонаже.

И далее: «Вам стало понятно, когда, где, почему, для чего вы находитесь. Вы уже различаете контуры какой-то новой, неведомой вам доселе жизни. Почувствовалась почва под ногами. Вы мысленно зажили. Но этого мало.

Упражнение 4. «Этюд  со шляпой», только нужно будет самостоятельно придумать предлагаемые обстоятельства.

 А откуда ты пришёл? (Ответ). Куда? (Ответ). Когда это происходит? (Ответ). Определись, пожалуйста: шляпа тебе нужна или не очень? (Ответ). Почему? (Ответ). Что вокруг ты видишь, что слышишь? Чем конкретней ответы на вопросы, тем проще существовать на сцене.

Предлагаемые обстоятельства побуждают актера совершать определенные действия. Мы не играем чувства. Это предлагаемые обстоятельства диктуют нам те или иные эмоции. Теперь повтори, пожалуйста, этот же этюд, но теперь эта шляпа не просто шляпа, эта шляпа Михаила Боярского.

Упражнение 5. Фантастическое существо

Участникам предлагается превратиться в фантастическое существо по ассоциации с незнакомым словом. Например, «маняпа», «барабуда», «карапулька» и т.д. Найти пластический образ персонажа, представиться, рассказать о нем как можно подробнее: где живет, что любит, чего боится и т.д.

  1. Заключительная часть

Сегодня мы с вами работали над темой: «Я в «предлагаемых обстоятельствах».

Вопросы учащимся:

- Что такое «предлагаемые обстоятельства»? - На чём основан этюд?

Сегодня я предлагаю вам самим оценить свою работу на занятии поднятием руки: Отлично – руки вверх, хорошо – руки на уровне груди, плохо – руки опущены вниз.

Закончить наше занятие мне хотелось бы аплодисментами. Но не простыми, а «разукрашенными» своими эмоциями. Изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить как:

  • Громкие, подбадривающие;
  • Сдержанные деликатные;
  • Ленивые снисходительные;
  • Заискивающие подхалимские;
  • Бурные восторженные.

Выполняется упражнение «Аплодисменты».

Всем спасибо за работу, до свидания.


Литература

  1. Андрачнивов С. Г. Пластические тренинги М., 2000
  2. Д.Родари Грамматика фантазии», Т.Ершова «Технологии игр драматизации в начальной школе».
  3. Колченеев Ю.В. Колченеева М.Н. Театрализованные игры в школе М., 2000
  4. Кох И. Основы сценического движения М., 1976
  5. Отиева М. Тренинг для погружения в предлагаемые обстоятельства. Для руководителей детских театральных кружков, студий.
  6. Сарабьян, Э. Актёрский тренинг по системе Георгия Товстоногова . — Москва , АСТ , ВКТ, 2010 .
  7. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. М.: Артист, Режиссер, Театр, 1999


Приложение

ПРЕДЛАГАЕМЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ в театральном искусстве называется совокупность условий и ситуация, в которой действует актер.

Предлагаемые обстоятельства бывают:

  • обстоятельства места – где происходит действие (страна, город, дома/на улице, где именно дома: на кухне, в спальне и так далее.
  • обстоятельства времени – когда происходит действие (эпоха, год, время года, месяц, время дня и так далее).
  • личные обстоятельства отвечают на вопрос КТО действует на сцене (возраст, пол, социальное положение, профессия и так далее)
  • ситуативные обстоятельства отвечают на вопросы, определяющие чем живет человек в данной ситуации:

a) откуда я пришел?

b) куда я направляюсь?

c) зачем я пришел сюда?

e) что мне мешает получить желаемое (добиться желаемого?

Понятие ДЕЙСТВИЕ тесно связано с физическим поведением и задачей – что мне надо. Таким образом, действие – это поведение (поступок, направленное на достижение определенной цели и осуществляемое в тех или иных предлагаемых обстоятельствах).

Начинать освоение понятия ДЕЙСТВИЕ надо с простейших примеров.

Пример 1. Ты лежишь на пляже, загораешь, вдруг подул прохладный ветер, небо затянуло тучами – что бы ты стал делать.

Желательно на первом этапе не предлагать такие обстоятельства, как так как это может либо зажать ученика, либо спровоцировать наигрыш. В первом примере предложенные обстоятельства ученик может легко сразу вспомнить, опираясь на свой жизненный опыт. Нужно задавать простые условия, чтобы ученик справлялся с ними, с самого начала приучаясь к верному погруженному сценическому существованию – также как ученику музыкальной школы 1-го класса нельзя предлагать программу 4-го класса. Всему свое время.

В тренинге на погружение в предлагаемые обстоятельства педагог управляет тем, на что ученику нужно обратить внимание, направляя его, подобно поводырю в лабиринте, методом наговора.

Например, прежде чем ученик выйдет в этюд, действие которого происходит на пляже (1-ый пример), необходимо окунуть в эти предлагаемые обстоятельства все органы чувств.

Пример наговора для выхода в одиночный этюд

Вы лежите на покрывале. Лето. Вспомните, когда подобное было с вами этим летом. Сконцентрируйтесь на ощущениях фактуры покрывала. Каково вашей спине: приятно/не приятно. Проведите по нему ладонью, вспоминая те ощущения.

Желательно с первого же шага, когда мы просим учащегося вспомнить то или иное ощущение, нужно также обращать внимание на то, какие чувства он при этом испытывал (испытывает) приятно/не приятно, нравится/не нравится, так как театр – это прежде всего эмоциональное искусство, и необходимо развить и закрепить навык эмоционального отношения ко всему, что делается, воспринимается и происходит на сцене.

Также рекомендуется на начальных этапах ребятам придумывать обстоятельства, в которых они находятся, то есть, поблизости нет других людей, так как первой задачей является погружение учащегося в индивидуальные обстоятельства, добиваясь абсолютной веры в них. Это очень тонкий момент, который легко разрушается, когда в него вторгается другой человек. Взаимодействие между актерами на площадке – более поздний этап, он вводится только тогда, когда учащийся овладел погруженным действием в индивидуальных обстоятельствах.

Теперь проведите рукой по земле (песку, траве) вокруг покрывала. Какая температура земли (песка, травы) – горячо/холодно… Вас ласкают горячие солнечные лучи. Сконцентрируйте свое внимание на теле. Когда мы загораем, некоторые места, например, поясница, шея - потеют. Прислушайтесь к ощущениям внутри организма, которые вызываются этим воспоминанием. Как правило, дыхание становится легким, глубоким, расслабленным, тело наполняется истомой, мышцы тоже расслабляются. Сквозь закрытые веки мы ощущаем желтый цвет солнца, который греет глаза. Чем больше вы вспомните этих различных ощущений, тем лучше. Можно не застывать в позе – можно повернуться на живот. Будьте свободны, будто вы и в правду на пляже. Вышли ли вы только что из воды, и тело еще мокрое и на него летят насекомые, или вы лежите давно и достаточно вспотели – по телу струятся струйки пота, от чего становится щекотно.

На освоение этих ощущений должно уйти не менее 5-7 минут.

Освоив звуковые ощущения, вспомните запахи, окружающие вас. Запах моря и морской тины, запах ветра, может быть, где-то жгут костер и вы ощущаете запах дыма – да, так и есть, легкий ветер, который только что подул, принес запах дыма, а вот ветер донес запах пирожков с мясом. Откуда этот запах – недалеко продают пирожки, или вы взяли пирожки с собой и этот запах доносится из вашей сумки. Запах вызывает у вас чувство голода – хочется есть. Вы открыли глаза. В чем вы принесли с собой еду – в полиэтиленовом пакете или в рюкзаке? Доставайте еду и ешьте, концентрируя внимание на вкусовых ощущениях, не забывая о тактильных – бутерброд имеет объем, пирожок тоже, колбаса жирная – она оставляет след на пальцах.

Какого цвета небо? Где солнце? Что видно на горизонте и виден ли вообще горизонт? Что вы видите интересного? Может быть на небе интересной формы облако. Что радует взор, что огорчает. Красивый корабль вдалеке радует, консервная банка, оставленная кем-то из туристов, огорчает.

Хорошо провоцировать учащегося на поступок и физическое поведение:

Банка, которая валяется по близости – встать и выбросить ее в мусорку.

Активных детей не нужно просить дважды – пассивное исследование окружающих ощущений само по себе провоцирует в них потребность в действии – встать, размять затекшие мышцы и так далее. Затягивать выход в активное физическое поведение не надо, наоборот, чем раньше это произойдет, тем лучше.

Теперь, когда мы достаточно подробно изучили среду, можно перейти к исследованию ситуативных обстоятельств.

А что вы здесь делаете? Сколько у вас времени?

К этому времени учащийся достаточно хорошо погрузился в свои предлагаемые обстоятельства. Теперь можно в его обстоятельства вносить изменения, которые он должен сиюминутно присваивать и оправдывать.

После того, как в данных обстоятельствах разбужены все органы чувств, и ребенок спровоцирован к активному физическому поведению, можно подходить к событийному повороту в этюде.

Пока вы искали книгу, погода изменилась. Подул прохладный ветер, небо затянулось тучами. Посмотрите на небо, может быть это одна тучка прикрыла солнце – она сейчас пройдет и все поправится, или это надолго? Суда по всему, будет дождь – надо уходить. Собирайте вещи, одевайтесь. Ударил гром. Надо бы поторопиться. Ну вот, когда все собрались и готовы уходить, выясняется, что не хватает чего-то важного – нет часов или кольца или крестика или ключа от квартиры. Куда это могло деться?

Чаще всего происходит так, что ребенок либо оглядывается по сторонам, и не находя дорогой вещи, уходит, либо находит пропажу сразу же, облегчая обстоятельства. Поэтому педагог своим наговором – инструкциями и вопросами руководит поведением ученика, обостряя предлагаемые обстоятельства, отыскивая новые и новые препятствия, приводя к правдивому действенному поведению. Эти инструкции необходимы в начале обучения актера, так как сам ребенок не может сделать этого самостоятельно. В будущем актер должен сам искать событийные повороты и препятствия в действии, но этому ему нужно еще научиться.

Для поиска этой вещи нужно заново перебрать только что сложенные вещи – перебираем, так как вещь очень дорога и ее нельзя терять. Нет. Что делать. Вы отчетливо помните, что пришли на пляж с ней. Ветер усиливается. Вы чувствуете на коже первые капельки дождя – мелкие, холодные. Надо искать быстрее. Ощупываете руками, ногами то место, где вы лежали. Дождь потихоньку усиливается. Тут вы наступили ногой на что-то острое или посадили занозу. Больно. Что делать? Идет ли кровь? Если идет, чем перевязать или продезинфицировать. Дождь усиливается. Никакой возможности найти вещь уже нет, придется уходить не найдя. Капли дождя текут по лицу, мокрая одежда прилипает к телу, рана ноет. Последний раз решили осмотреть место отдыха – ну наконец-то, нашли! Вот она потерянная вещь, слава богу! Забирайте ее и убегайте.

Определенная тема. Один этюд, который произойдет в конце занятия. Он может быть одиночным, парным или групповым. Это приучает учеников к концентрации на чем-либо одном, прививая отношение к учебному материалу как к единому целому, а не разрозненным сценкам.
ЭТЮД – это сквозная непрерывная импровизационная проба актера собой в предлагаемых обстоятельствах и событийной ситуации.

Педагог-режиссер предлагает актеру эти обстоятельства и события согласно идейно-тематическому замыслу и событийному ряду произведения, помогает ему определить действие и основной событийный поворот, но ни в коем случае не вмешивается в то, как актер совершает эти действия и импровизирует в событии.