Театральные профессии

ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА КОСОВСКИХ

Слово "грим" произошло от старо-итальянского слова "морщинистый" и представляет собой театральный макияж, который позволяет актёру перевоплотиться в разные образы. Могут использоваться накладные элементы: крючковатый нос бабы Яги или нос Буратино, усы бравого солдата, бороду старика. Кстати, разные части волосяного покрова - брови, волосы, усы, бороды - гримёру помогают выполнять люди специальной профессии - постижёры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnye_professii.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр  Петродворцового района Санкт-Петербурга
«ПЕТЕРГОФ»

План-конспект занятия

по театральному мастерству

«Театральные профессии»

Ирина Владимировна Косовских,

педагог дополнительного образования


Тема «Театральные профессии»

Цель: развитие познавательного интереса у учащихся к театральным профессиям.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с разнообразием театральных профессий.

Развивающие:

  • развивать творческий потенциал учащихся;
  • развивать коммуникативные навыки и психические процессы учащихся: память, воображение, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся  интерес и любовь к театральному творчеству;
  • воспитывать у учащихся чувство коллективизма, трудолюбие, навыки усидчивости и самоорганизованности.

Тип занятия: комбинированное.

Форма занятия: учебно-практическая.

Методы обучения:

  • словесные: беседа, объяснение, обсуждение;
  • наглядные: применение ИКТ, показ, исполнение изучаемого материала педагогом, наблюдение;
  • практические: игра;
  • объяснительно-иллюстративные: восприятие и усвоение детьми готовой информации;
  • репродуктивный: воспроизведение знаний и освоение способов деятельности по заданиям педагога.

Оборудование:

  • основная часть: проектор, настенный экран, ноутбук, мультимедийная презентация «Театральные профессии», красный и синий маркер, кроссворд, жетоны, 2 стола.
  • для задания 1: 2 бокала с водой, банка с бусинами, книга, барабан с барабанными палочками, кастрюля, ножницы, картон, тетрадь, шоколад, туфли с каблуком;
  • для задания 2: 2 диктофона;
  • для демонстрации опыта: глубокая миска с водой, зеркало;
  • для задания 3: игрушки из киндеров, трафареты предметов, животных;
  • для задания 5: 2 листа А-4, фломастеры, карандаши, клей, ножницы, кусочки ткани, пуговицы, бусины;
  • для задания 6: костюмы, вешалки-плечики для одежды;
  • для задания 7: грим;
  • для рефлексии: маски красные, желтые, синие.

План занятия

п/п

Структурная часть (этап)

Содержание

Время

1

Вводная, организационная часть

Приветствие. Организационный момент. Создание психологического настроя на занятие

5 минут

2

Подготовительная часть

Разминка.

Объявление темы, постановка цели, определение задач

10 мин

3

Основная часть

Комбинированная форма занятия предполагает: параллельное повторение пройденного материала, введение нового образовательного материала; совершенствование ранее приобретенных навыков и отработка вновь полученных умений в процессе тренинговых упражнений и этюдов.

60 мин с перерывом 10 минут

 4

Заключительная часть

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

15 минут

Итого

1 час

30 мин


Ход занятия

I.        Вводная, организационная часть

1.)        Приветствие  учащихся.

2.)         Каждый учащийся выбирает маску, согласно своему настроению. На обратной стороне маски пишет причину своего настроения.

3.)        Затем только руками пытается передать своё настроение, при этом совершенно не включается мимика.

4.)        «Атмосфера картины»

Рассмотрите несколько репродукций картин, например, «Влюбленные» Шагала или «Танец» Матисса. Расскажите об атмосфере картины, объясните, какими средствами художник создал атмосферу картины. Создайте в пространстве комнаты атмосферу, близкую по характеру атмосфере картины, используя находящиеся в комнате предметы, а также ваших партнеров. Не повторяйте сюжет картины. Важно найти свой ассоциативный образ, передающий ее атмосферу.

II.        Подготовительная часть

Мы сегодня с Вами заполним интересный кроссворд. Название кроссворда вы мне сами скажете в конце занятия.

Вывешивается кроссворд, но название «Театральные профессии», закрыто. Кроссворд заполняется в течение всего занятия.

Учащиеся делятся на группы, через упражнение «Броуновское движение» и выбирают цвет своей группы.

III.         Основная часть

Человек этой профессии востребован не только в театре, в кино, но и на телевидении. Он занимается аудиосопровождением (от латинского слова «audio» - слушать, слышать), то есть звуковым сопровождением спектакля.

Как вы думаете кто?

Ответы учащихся: звукорежиссёр.

Группа, которая ответит первой, вписывает слово в кроссворд маркером цвета группы (красный, жёлтый, розовый, синий…).

Педагог:

В театре, благодаря звукорежиссёру, спектакль наполнен не только музыкой, но и различными шумовыми и звуковыми эффектами. Такие звуки создают необходимую в театральной постановке атмосферу, придают действию реалистичность и красочность. Во время спектакля звукорежиссёр находится в специальном помещении, из окна которого хорошо видно сцену и все происходящее на ней.

Что это значит? Наблюдая за действием на сцене, звукорежиссёр вовремя запускает все звуковые эффекты, нужные в спектакле. Например, кто-то из актёров засмеялся, или взмахнул рукой, или упал на диван, а звукорежиссёр в это время должен включить или выключить музыку, или создать эффект раскатов грома. Музыка, которую зритель слышит в спектакле, подчёркивает самые эмоциональные моменты, создаёт настроение всей театральной постановки в целом. Профессия звукорежиссера стала необходимой в театре, когда появилось огромное множество звуковой техники: микрофоны, громкоговорители, усилители и др. Конечно, есть театры, в которых все спектакли сопровождает оркестр, но даже в таких театрах нужен звукорежиссер.

Задание 1. «Угадай-ка»

Правила: задания выполняют группы по очереди, за правильный ответ педагог выдает жетон. Группа, набравшая большее количество жетонов побеждает.

Педагог: Угадайте, что за звуки и кто их издает.

(Источники звуков за ширмой):

•        переливание воды из бокала в бокал;

•        баночка с горохом, бусинками или т. п.;

•        перелистывание книги;

•        обычный барабан и барабанные палочки;

•        кастрюля и барабанные палочки;

•        разрезание ножницами картона;

•        вырывание листа из тетради;

•        разворачивание шоколадки;

•        топот ног;

•        топот ног в туфлях на каблуках;

•        можно просто похлопать в ладоши.

Педагог: Звукорежиссер подбирает музыку к спектаклю вместе с режиссером. Есть целая аудио библиотека с различными шумовыми эффектами, из них выбирают нужные звуки для каждой конкретной постановки. У опытного звукорежиссера есть коллекция уже записанных звуковых эффектов, например, пение птиц в лесу, дождь, гроза, эхо в горах, скрип двери, говор толпы. Звукорежиссер должен быть и творческим человеком, и техническим работником. Он должен чувствовать связь между музыкой и сценическим действием. Я предлагаю вам попробовать себя в роли звукорежиссера.

Задание 2.  «Поиграем в звукорежиссера!»

Правила: за 5 минут каждая группа должна собрать аудиотеку для озвучки по темам «Комедия», «Драма». Записи производятся на диктофон с использованием имеющихся подручных средств в группе. При подведении итогов учитывается соответствие заданной тематике, количество аудиозаписей, разнообразие использованных приемов передачи звуковых эффектов для передачи атмосферы и обстановки, в которых происходят действия.

Педагог: Свет в театре играет очень важную роль. Недаром существует выражение «в свете софитов», что значит на сцене, в театре. А что такое софит?

Ответы учащихся: Это специальная конструкция из металла, которая создана для того, чтобы подвешивать осветительные приборы над сценой. Софиты можно поднимать или опускать по необходимости. Но в театре помимо софитов есть множество других осветительных приборов. Вообще, свет в спектакле — это практически действующее лицо. Для каждой пьесы свет разный: яркий или тусклый, может быть подсветка сцены снизу, сверху, сбоку или одновременно с разных сторон.

Педагог: До начала театрального действия зрительный зал всегда ярко освещен, а когда начинается пьеса, свет остается только на сцене. Кто же отвечает за освещение на сцене?

Ответы учащихся: светооператор.

Группа, которая ответит первой, вписывает слово в кроссворд маркером цвета группы.

Педагог: светооператор приходит в театр задолго до начала спектакля. После того, как все декорации установлены, светооператор настраивает и проверяет работу всех ламп, софитов и других осветительных приборов, направляет свет на сцену таким образом, чтобы хорошо видны были лица и фигуры актеров. Иногда в спектакле по сценарию должен неожиданно погаснуть свет, или мигать, или стать тусклым — за всем этим следит светооператор. Во время спектакля он включает, выключает и регулирует свет, направляет световые приборы в нужное место на сцене с помощью осветительного пульта. Кроме того, светооператор должен уметь программировать различные картины, создаваемые с помощью света.

Демонстрация опыта: Сегодня мы будем управлять светом... солнца! И сделаем настоящую радугу! Нам понадобится солнечный день, зеркальце и миска с водой. Полностью опускаем зеркало в воду. Миска с водой при этом должна стоять на солнечном месте. Под водой направляем зеркало рукой так, чтобы в него попал солнечный луч. Нацеливаем луч на светлую поверхность (потолок, оконная рама) и смотрим на получившуюся радугу.

Задание 3. Через проектор каждой группе предлагается по тени узнать предмет. Группа, правильно распознавшая предмет получает жетон.

Педагог: В театре во время спектакля мы видим различные предметы на сцене. Например, украшения из крупных драгоценных камней, необычную мебель, телефон, зеркало в старинной раме, аппетитные фрукты в красивой вазе, яркую шкатулку и многое другое. Из зала эти предметы кажутся настоящими, но если посмотреть на них вблизи, становится понятно, что это муляж. Как называют человека, который изготавливает данные предметы для спектакля?

Ответы учащихся:  бутафор

Педагог: Правильно! Это мастер на все руки. Бутафор — это и ювелир, и скульптор, и плотник, и художник, и закройщик в одном лице. Он может сделать для спектакля абсолютно все, от маленькой шкатулки до танка внушительных размеров. Почти в каждом театре есть свой бутафорский цех, который делает для спектаклей необходимый реквизит.

Задание 4. Из каких материалов можно изготавливать бутафорию?

Каждая группа по очереди перечисляет материалы.

Ответы учащихся: из бумаги, ткани, картона, мастики, дерева, металла, пластика, войлока, ваты, поролона, стекла, природных материалов, различных синтетических материалов, красок, лаков и др.

Как вы думаете, почему в театре используют бутафорию вместо настоящих вещей? Для этого есть несколько причин:

•        Дешевизна. Например, в спектакле по сценарию нужно золотое колье из драгоценных камней. Такого себе не может позволить ни один театр. А вот сделать колье из искусственных пластиковых камней, которые будут смотреться не хуже настоящих, можно.

•        Лёгкость. Бутафорские предметы более лёгкие, чем настоящие. Мебель, посуда, шкатулки, вазы, изготовленные из более лёгких материалов, весят меньше, их удобнее переносить на сцену из реквизиторского цеха и обратно.

•        Прочность. Бутафория часто создается очень прочной, если нужно, чтобы такая вещь служила не один театральный сезон. Или наоборот, более хрупкой. Например, по сценарию должна разбиться ваза. Её специально изготавливают из таких материалов, чтобы она разбивалась вдребезги без особого труда.

•        Выразительность. Бутафорские предметы часто более яркие и выразительные, чем настоящие. И это неудивительно, ведь публика смотрит на них издалека, и из любой части зрительного зала должно быть понятно, что это за предмет. Зритель должен верить в реальность всего, что он видит на сцене: в реальность драгоценностей, оружия, мебели.

Педагог: Следующая театральная профессия - этот человек создаёт одежду для героев. Он помогает актёрам в их перевоплощении. Как называется эта профессия?

Ответы учащихся: художник по костюмам.

Педагог: Костюм героя является знаком его профессии, статуса, часто показывает его возраст, раскрывает необычность, индивидуальность. И придумывание костюма для актёра – это часть создания образа героя. Костюмы могут быть обычными, если действие происходит в наши дни, а могут относиться к эпохам древности или средневековья. Современный костюм может рассказать зрителю, из какой страны родом герой, из города он или из села. По костюму можно даже понять, кем он работает, в большом или маленьком доме живёт. Художник по костюмам готовит эскизы (рисунки) одежды, обсуждает свои идеи с художником-постановщиком, продумывает детали, выбирает ткани. Пошивом костюмов занимается швейный цех, но и там художник по костюмам контролирует процесс и следит за точностью исполнения своего замысла. Во время примерки он оценивает, насколько целостным и красивым получается образ, если нужно, вносит изменения. По заказу художника по костюму изготавливаются также обувь, украшения, разные дополнения к костюму. Художник по костюмам советуется с режиссёром, художником-постановщиком, гримёром. И, конечно же, с актёрами, каждому из которых костюм должен помочь перевоплотиться в героя произведения. Чтобы стать художником по костюму нужно иметь:

  • способность к рисованию,
  • богатое художественное воображение,
  • интерес к работе с тканями,
  • склонность к работе руками,
  • хорошее восприятие цвета,
  • внимание к деталям.

Художник по костюмам должен: уметь рисовать, знать технологию швейного дела, историю костюма, стилей, технологий создания одежды, знать свойства тканей и владеть средствами их художественной обработки.

Задание 5. Каждой группе  необходимо создать образ и защитить его. Время выполнения задания 5 минут.

Педагог: Этот работник театра отвечает за костюмы и за их подготовку к каждому спектаклю. Как называется театральная профессия?

Ответы учащихся: костюмер.

Педагог: Казалось бы, работа костюмера - одна из самых незаметных в театре, но, с другой стороны, ни один спектакль не может состояться без ярких костюмов. Костюмер работает в костюмерном цеху. Там костюмы хранятся с бирками, где указано название спектакля и фамилии актёров, для которых они сшиты. Это помогает не запутаться, если у актёра есть дублёр. Для одного спектакля, как правило, требуется от 10 до 30 костюмов. К каждому костюму прилагается опись, где указано, какие детали прилагаются к костюму, так как костюм — это не только одежда, но и аксессуары.

Например, к платью принцессы прилагается корона, красивые туфельки, мантия, перчатки, кольца, серьги. А к костюму рыцаря — шлем, меч, копье и рыцарские башмаки. Перед каждым спектаклем костюмер проверяет состояние костюмов и относит их в гримёрки, где артисты готовятся к выходу на сцену. Иногда актёру нужна помощь, чтобы одеться.

Например, актрисе трудно надеть корсет или какое-нибудь необычное пышное платье. Тогда костюмер ей помогает. Если во время спектакля актёру нужно переодеться, костюмер ждет его в гримёрной, готовит костюмы и помогает сменить одежду. Особенно помощь костюмера нужна актёрам, когда им необходимо быстро переодеться. Например, персонаж ушел со сцены всего на 5 минут, а вернуться должен уже в другой одежде. Если театральная труппа отправляется на гастроли, то костюмер отвечает за упаковку костюмов, за их сохранность в дороге. После транспортировки он должен расправить все вещи, погладить их утюгом, чтобы они были в идеальном виде.

Задание 6. Каждой группе предлагается подготовить (развесить, разобрать) костюмы к театральной постановке.

Педагог: ещё один работник театрального цеха, помогающий актёру полнее вжиться в роль, работает с лицом актёра, и ему необходимо знать все тонкости работы актёра, все детали его образа на сцене.

Ответы детей: гримёр.

Педагог: Грим для театра рассчитан на большие расстояния, поэтому важна не тонкость исполнения, а подчёркивание характерных особенностей персонажа.

Слово "грим" произошло от старо-итальянского слова «морщинистый» и представляет собой театральный макияж, который позволяет актёру перевоплотиться в разные образы. Могут использоваться накладные элементы: крючковатый нос бабы Яги или нос Буратино, усы бравого солдата, бороду старика. Кстати, разные части волосяного покрова - брови, волосы, усы, бороды - гримёру помогают выполнять люди специальной профессии - постижёры.

Интересный факт: «Однажды, работая над спектаклем «Волшебник изумрудного города», художник по гриму Людмила Левченко увидела нужный материал для бороды Волшебника на Ленинградском рынке. Им оказалась зеленая мочалка, которая и превратилась в бороду героя спектакля! Для постановки режиссер Алексей Бородин требовал именно перламутрово-зеленую бороду, а не настоящую из волос буйвола».

Просмотр видео «Грим в театре».

IV.        Заключительная часть

Педагог: обратите внимание на ключевое слово, которое у нас получилось. Мы сегодня вспомнили только часть театральных профессий, обязательно продолжим знакомство на следующих занятиях.

Кто скажет название нашего кроссворда?

Захотелось ли кому-то, работать в театре? Кем? Почему?

Продолжите фразу: «Мне сегодня на занятии больше всего запомнилось…»

Рефлексия: перед вами лежат маски разных цветов: красные, зеленые, синие.

Если  вам занятие понравилось (все понятно, интересно) поднимите красную маску.

Если  вам занятие не очень понравилось (частично понравилось) – зелёную  маску.

Если  вам занятие не понравилось (многое осталось не понятным, не интересно) – синюю маску.

На обратной стороне маске напишите, что понравилось или не понравилось.


Литература

  1. Барбой Ю. М. К теории театра. СПГАТИ, 2008
  2. Годер Д. Художники, визионеры, циркачи: Очерки визуального театра. М.: НЛО, 2012

РЕСУРСЫ В СЕТИ

  1. Библиотека театроведческой литературы в сети Проблемы современного театрального процесса на страницах журналов,  http://www.teatr-lib.ru
  2. «Петербургский театральный журнал», «Театр», альманахов «Театрон», «Вопросы
  3. театра»: http://ptj.spb.ru/
  4. Сайт «Петербургского театрального журнала», блог  http://ptj.spb.ru/pressa/
  5. Раздел «Пресса о петербургских премьерах» на сайте «Петербургского театрального журнала»  http://oteatre.info/
  6. Сайт журнала «Театр», блог http://sias.ru/publications/magazines/voprosyteatra/«Вопросы театра»