Презентация "Методика обучения детей сценической речи"

Шафик Елена Николаевна

Презентация "Методика обучения детей сценической речи" для детей младшего школьного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методики обучения детей основам сценической речи Подготовила:Шафик Е. Н.

Слайд 2

Огромное большинство людей плохо, вульгарно пользуются речью в своей жизни. Однако они привыкли к ней и не замечают своих недостатков. Станиславский К.С.

Слайд 3

Сценическая речь – это постановка дыхания и голоса, выработка хорошей дикции и правильного произношения, интонации. Практическое овладение техникой речи, дает возможность человеку выражать свои мысли правильным и ясным языком, гибким и звучным голосом, способным привлечь внимание слушателей, воздействовать не только на их сознание, но и на чувства, воображение, волю. Такая речь – уже искусство.

Слайд 4

Таким образом эта дисциплина включает в себя четыре основных раздела: 1. дыхание 2. голос 3. дикцию 4. орфоэпию.

Слайд 5

Станиславский считал сценическую речь наиболее сложным участком актерского мастерства. Функционирование речевого аппарата осуществляется синхронной работой трех, теснейшим образом между собой связанных систем: • дыхательная; • артикуляционная; • голосообразующая .

Слайд 6

– наиважнейший раздел для постановки речевого голоса. От того, как мы дышим, зависит и звучание нашего «инструмента»: сила, мелодичность, красота ДЫХАНИЕ

Слайд 7

В процессе дыхания участвуют мышцы вдоха и выдоха. Главная мышца вдоха – диафрагма. Мышцы брюшного пресса и межреберные мышцы способствуют выдоху. При вдохе плечи должны быть неподвижны! Вдыхать большое количество воздуха вредно!

Слайд 8

Многие упражнения лучше делать в положении лежа на ровной твердой поверхности и – обязательно! – в хорошо проветренном помещении. УПРАЖНЕНИЕ №1. На счет раз – закрыть пальцем правой руки правую ноздрю, сделать вдох носом. На счет два – задержать дыхание, в это время поменять руку. На счет три – выдохнуть через правую ноздрю. Повторить в обратном порядке.

Слайд 9

УПРАЖНЕНИЕ№2 «Обмотать дыханием» Фиксированным выдохом «обмотать» партнера с ног до головы. На оставшемся дыхании сказать «Баста!» (что значит: «Не вырвешься больше»). И потом также «разматывать» его. УПРАЖНЕНИЕ№3 «Как на горке на пригорке стояли тридцать три Егорки (сброс, добор воздуха). И на одном дыхании говорить: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка…» и т.д.

Слайд 10

Точное произнесение звуков возможно лишь при безупречной работе языка, губ, нижней челюсти. У многих людей эти артикуляционные органы столь же слабо развиты, как и мышцы живота. Малоподвижный язык, стиснутые тревогой челюсти, рыхлые, вялые губы съедают чистоту звука. ДИКЦИЯ. ЧИСТОТА ЗВУКА – ГИМНАСТИКА ГУБ

Слайд 11

Поэтому работу над дикцией необходимо начинать с артикуляционной гимнастики. Предлагаю вам несколько упражнений. ВАЖНО! Выполнять упражнения необходимо каждый день. Желательно перед зеркалом.

Слайд 12

1.ГИМНАСТИКА ГУБ Наберите воздух в рот, раздувая щеки и плотно сомкнутые губы. Пусть воздух прорвет сопротивление и вырвется наружу . УПРАЖНЕНИЕ «Маятник» Вытяните губы трубочкой – это маятник часов. Маятник начинает совершать ритмичные движения влево – вправо, амплитуда постоянно меняется; меняется и скорость: то ускоряем, то замедляем движение маятника. ВАЖНО! Следите, чтобы не напрягались мышцы шеи.

Слайд 13

УПРАЖНЕНИЕ «Выращивание цветка» Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках « н », «м», «л», представляем, что выращиваем цветок, которым в данном случае служит открывающая кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня». УПРАЖНЕНИЕ «Мишень» С помощью согласных в, п , г, к, д «обстреляйте» воображаемую мишень. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, и посылайте звук точно в цель.

Слайд 14

Упражнения на выявление и закрепление середины голоса хорошо влияют на дыхание, тренируют нижнебрюшные мышцы (тогда, когда произносятся согласные звуки) и межреберные мышцы (в момент длинного выдоха). Теплый выдох снимает напряжение окологортанной мускулатуры, помогает вывести звук на губы. Упражнения выполняются беззвучно и со звуком. ГОЛОС

Слайд 15

УПРАЖНЕНИЕ№1 Берется хорошо знакомый текст, например: «У Лукоморья дуб зеленый». Он проговаривается мысленно. Вслух же тянется любой из звуков л, м, н , ж, з , в так, чтобы интонационный рисунок был такой же, как будто бы говорится весь текст обычным способом. Текст читается по строчкам. В конце каждой строки – добор дыхания. После произнесения первой строчки с одним согласным звуком, взять добор дыхания и произнести ту же первую строчку, но обычным способом. Потом следующую строчку так же.

Слайд 16

УПРАЖНЕНИЕ№2 Произнести беззвучно согласный звук «б» примерно 1–2 секунды. Мысленно, но губы при этом смыкаются: «Хочу произнести, но не могу». Затем мысленно произносим гласный звук «и». Гласный «тянется» так же беззвучно на теплом выдохе (проверить теплоту ладошкой). Теплый выдох должен быть длинным. Повторить то же, но с другим гласным. Получается так: Б-иии … б-эээ … б-ааа … б-ооо … б-ууу … б-ыыы … П-иии … п-эээ … п-ааа … п-ооо … п-ууу … п-ыыы … Д-иии … д-эээ … д-ааа … д-ооо … д-ууу … д-ыыы …

Слайд 17

После того как потренировали все согласные звуки, нужно попробовать произнести мысленно таким же образом небольшую фразу с большим количеством тренируемого звука. Добыл бобов бобыль. Сидел тетерев не дереве. Кукушка кукушонку купила капюшон

Слайд 18

СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ДЕЙСТВИЕ – это основа основ актёрского искусства. Именно поэтому, помимо способности к глубоко личностному переживанию судьбы своего героя, для актёра неоценимо важны способы пластического, внешнего выражения богатого внутреннего содержания.

Слайд 19

Станиславский К.С. утверждал, что есть невидимое зрителям, скрытое движение мышечной энергии. А по закону, открытому А.Сеченовым , такая невидимая энергия находит выражение в видимых движениях тела. Эти движения, являясь продуктом деятельности сознания, сами воздействуют на него, т. е, совершенствуют процессы нервной деятельности в двигательных центрах коры.

Слайд 20

УПРАЖНЕНИЕ №1 «Взрыв» Исходное положение «в точке», т.е. на коленях, руки обнимают колени, а голова максимально опущена. Положение тела замкнутое, закрытое. Это может быть икринка, яйцо, зерно – в зависимости оттого, что мы хотим получить в итоге. В данном случае это зародыш новой звезды или даже вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку: максимально активно выбросить из себя в окружающий мир энергию, чтобы каждая наша клеточка, каждый участок тела ее излучал.

Слайд 21

Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше. Взрыв доложен быть мгновенным. Это реакция – ответ на хлопок, как будто хлопок – детонатор. А тело – мина. Между хлопком и взрывом не должно быть ни секунды паузы. Акцентируйте внимание детей на том, чтобы они не думали какую позу примет их тело. Пусть поза рождается спонтанно, подсознательно. Важно, чтобы они не успевали ее придумать. Неожиданный хлопок – и жесткое требование мгновенного взрыва.

Слайд 22

УПРАЖНЕНИЕ№2: «Переход» Нужно пройти «по тонкому льду» от одной до другой стены класса, затем по «вспаханной земле», «босиком», « босиком по гравию», «по холодненькой траве с росой», «по углям», «по колено в снегу». Меняя предлагаемые обстоятельства, мы меняем логику поведения будущих артистов. Их основная задача – поверить и подлинно действовать в вымысле.

Слайд 23

С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Важно начинать именно с ног, потому что они наименее выразительны у современного человека. Атрофированы как инструмент творчества. Упражнение выполняется в сфере воображения, как и все остальные.

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!