Открытое занятие театра кукол

Митрохина Надежда Владимировна

Открытое занятие театра кукол

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_teatra_kukol.doc428.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГККП «Городской Дворец школьников»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Тема: «Развитие творческого воображения  школьников на занятиях в кружке театра кукол»

Провела: руководитель Образцового театра кукол

 «Колокольчик» Митрохина Н.В.

г. Актобе

2012 г.

Тема: «Развитие творческого воображения школьников на занятиях в кружке театра кукол».

Дата : февраль 2012 года.

Время: 10-00 часов.

Группа учащихся кукольного театра «Колокольчик» 1-го года обучения.

Место проведения:  кабинет № 17 городского Дворца школьников.

Цель : формирование развития творческого воображения у школьников посредством театральной деятельности.

Задачи:   Образовательная – обучить учеников основам театральной игры, ритмопластики, привить культуру и технику речи.

                Воспитательная  – воспитать честность и ответственность в отношении к  работе театра, требовательность к себе и другим, способность ценить настоящую дружбу.

                Развивающая – развить у детей творческую фантазию, воображение, память, креативное мышление  и артистичность, расширять эстетический кругозор.

Оборудование: видеослайды, фильм-этюд, куклы тростевые и петрушки,

МР 3 магнитофон, СD диски.

План.

  1. Организационный момент.
  2. Тема и цель урока.
  3. Слово учителя.
  4. Объяснение новой темы.
  5. Закрепление темы, практическая часть.
  6. Подведение итогов и домашнее задание.

  1. Организационный момент урока. Проверка присутствующих на уроке ребят.

        2. Тема и цель урока.  Руководитель знакомит ребят с темой и целями урока. 

3.Слово учителя.

Воображение являет собой способность человеческого сознания создавать образы, картинки. Лишь благодаря воображению слова обретают для нас смысл и ассоциируются с конкретными предметами, объектами, действиями, свойствами.

Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались в данный момент. Точил ли первобытный человек камень для наконечника стрелы или топора, ломал ли палку для лука, готовил ли яму для поимки зверя – во всех этих делах присутствовал образ, мысленная картина того, что получится, произойдет в недалеком будущем в результате усилий, целенаправленных действий.

Работа над схемой с учащимися

 Воображение может быть четырех основных видов

4. Объяснение новой темы

1.   Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы (по заданию игры изобразить пингвина).

2. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека ().

3. Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

          4.    Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

5. Закрепление темы, практическая часть.

        Дорогие ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами поработаем над играми - упражнениями и этюдами по развитию творческого воображения, что позволит интереснее взглянуть на постановку нового спектакля «Степная красавица».

Для начала проведем игры – упражнения по развитию творческого воображения, после чего перейдем к работе над этюдами.

 «Поиск причин событий»

 Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

  1. Руслан, возвращаясь домой из школы, съел по дороге два сникерса.

  1. Лаура, вместо заданной темы на уроке рисования, нарисовала в альбоме Бабу-Ягу.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.


развитие творческого мышления


       
Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

«Что означает интонация»

Это упражнение развивает воображение на слуховые образы. Педагог зачитывает ребятам сказку, затем предлагает прочитать её самим ребятам по очереди. Каждый должен читать со своей интонацией, пытаясь придать иную эмоциональную окраску тексту. Предлагается прочитать сказку «по-доброму», «грустно», «ласково», «весело», «сердито», «безразлично», «жалобно».

Текст для работы.

Волк и зайцы.

Однажды вышел волк в поле. Видит: бегут по полю два зайца, один заяц по одной дороге, другой – по другой. Хотел волк погнаться за зайцами и говорит: «Нет, я учен, за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». И не стал он гнаться за зайцами. И с чем же остался? А ни с чем.

Каждый полученный вариант прочтения сказки дети должны соотнести с картинкой, выбрав наиболее подходящую из предложенного ниже набора.

«Тень»

Цель игры: развивать внимание, воображение и фантазию.

Ход игры: один ученик – водящий ходит по залу, делая произвольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа ребят (3-5 человек), как тень, следуют за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает. Можно предложить ребятам объяснять свои действия: остановился потому, что  впереди яма;  поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы сорвать цветок, повернулся, так как услышал чей-то крик и так далее.

Театральный этюд – является одним из способов развития воображения.

«Представьте что…»

Раздаются карточки с заданием изобразить действие.

Представьте что:

  • Вам наступили на ногу.
  • У вас закружилась голова.
  • Вас укусила пчела.
  • Вам сильно жмут ботинки.
  • Во время Вашей прогулки по аллее, за вами увязалась собака.

«Превращение предмета»

Цель: Развивать смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Ход игры: предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ученика к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

  1. карандаш или палочка – ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка и так далее;
  2. маленький мячик – яблоко, ракушка, снежок, картошка, ежик, цыпленок и так далее;
  3. записная книжка – зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка;
  4. можно превращать стул, тогда ребята должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник и так далее.

«Речевое поведение персонажа в парных ситуациях»

Задание: придумайте, что скажет один и тот же персонаж в двух различных ситуациях:

  • Он что-то потерял – он что-то нашёл;
  • Ему пролили горячий чай на новые брюки – он пролил горячий чай на свои новые брюки

Это упражнение позволяет пристальнее вглядеться в психологию каждого из героев.

«Озвучиваем немое кино»

Задание: по мимике и жестам персонажа нужно выстроить его речевую характеристику.

  1. Педагог использует видео-технику – включает изображение и выключает звук. Детям предлагается посмотреть фрагмент фильма, а затем дается 1 минута, для того, чтобы вообразить и сфантазировать диалог художественных героев данного фильма. И попробовать их озвучить.
  2. Озвучивание мультфильма параллельно с показом. На экране движутся герои, а дети пытаются синхронно озвучивать их реплики. Очень удобно использовать для такого упражнения мультфильмы, поскольку в них жест и мимика всегда не просто выразительны, но и несколько утрированы, а понять суть происходящего несложно.

«Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста»

Задание: проанализировать фрагмент диалога из спектакля «Степная красавица» и продолжите его, с учетом речевых характеристик каждого из персонажей.

Вкатывается перекати – поле, превращается в Сылув.

Сылув – Здорово, старый Намарт, привет, щенок.

Волчонок – Здрасьте!

Отец – Здравствуй, красавица Сылув!

Волчонок – Как? Так значит перекати – поле и есть Сылув?

Отец – Я же тебе говорил!

Волчонок – Какая красивая!

Сылув – Что ты так таращишься, щенок, не видал ещё такую? Ну, давай, давай, мне нравится, когда на меня таращатся! По-прежнему ли безгранична степь, старый Намарт?

Отец – По-прежнему, Сылув!

Сылув – По-прежнему ли в степи нет никого красивее меня?

Отец – По-прежнему, колдунья Сылув!

Волчонок – А вот и есть, есть, есть кое-кто и покрасивее!

Сылув – Ах, на щенячий вкус, ну, ну кто же это?

Волчонок – Это девочка одна красавица Ян-Бикеш.

Сылув – А-а-а – это дочка дурака Асана, что сватается ко мне.

Волчонок – А вот Ян-Бикеш его любит, и он её тоже, он бережет её как горошинку в ладони!

Сылув – Что? Как горошинку? Ну, ну, посмотрим, так чем же лучше меня эта жалкая нескладная девчонка?

Волчонок – А хотя бы, тем, что она о тебе плохо не говорила.

Сылув – Твой щенок дерзит мне, старый Намарт!

Отец – Что ж, Сылув, волк должен расти дерзким и смелым, иначе он не волк.

Прочитав этот фрагмент диалога, следует выяснить, какие особенности речи героев заметили дети, и чем речь одного героя отличается от речи другого. Задание можно конкретизировать, сформулировав наводящие вопросы:

  • Как различается речь героев по настроению?
  • Какие знаки препинания встречаются в речи каждого героя чаще всего?
  • Какие цели высказывания чаще всего у каждого персонажа?
  1. Подведение итогов и домашнее задание. 

Проанализированный этюд из спектакля проигрывается учащимися в куклах за ширмой, что дало возможность глубже взглянуть на своих героев, вжиться в образ и характер своего персонажа.

Домашнее задание:

  • Придумать новые ситуации для упражнения «Речевое поведение персонажа в парных ситуациях на тему «Прогулка в лесу»».
  • Повторить свою роль из спектакля «Степная красавица» и перед зеркалом проиграть своего персонажа, вообразив себя в его образе.

 

Волк и зайцы.

Однажды вышел волк в поле. Видит: бегут по полю два зайца, один заяц по одной дороге, другой – по другой. Хотел волк погнаться за зайцами и говорит: «Нет, я учен, за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». И не стал он гнаться за зайцами. И с чем же остался? А ни с чем.

Волк и зайцы.

Однажды вышел волк в поле. Видит: бегут по полю два зайца, один заяц по одной дороге, другой – по другой. Хотел волк погнаться за зайцами и говорит: «Нет, я учен, за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». И не стал он гнаться за зайцами. И с чем же остался? А ни с чем.

Представьте что:

  • Вам наступили на ногу.

Представьте что:

  • У вас закружилась голова.

Представьте что:

  • Вас укусила пчела.

Представьте что:

  • Вам сильно жмут ботинки.

Представьте что:

  • Во время Вашей прогулки по аллее, за вами увязалась собака.

Представьте что:

  • Пошел сильный ливень.

Представьте что:

  • Идет дождь.

Представьте что:

  • Вы идете по бревну.

Задание: проанализировать фрагмент диалога из спектакля «Степная красавица» и продолжите его, с учетом речевых характеристик каждого из персонажей.

Вкатывается перекати – поле, превращается в Сылув.

Сылув – Здорово, старый Намарт, привет, щенок.

Волчонок – Здрасьте!

Отец – Здравствуй, красавица Сылув!

Волчонок – Как? Так значит перекати – поле и есть Сылув?

Отец – Я же тебе говорил!

Волчонок – Какая красивая!

Сылув – Что ты так таращишься, щенок, не видал ещё такую? Ну, давай, давай, мне нравится, когда на меня таращатся! По-прежнему ли безгранична степь, старый Намарт?

Отец – По-прежнему, Сылув!

Сылув – По-прежнему ли в степи нет никого красивее меня?

Отец – По-прежнему, колдунья Сылув!

Волчонок – А вот и есть, есть, есть кое-кто и покрасивее!

Сылув – Ах, на щенячий вкус, ну, ну кто же это?

Волчонок – Это девочка одна красавица Ян-Бикеш.

Сылув – А-а-а – это дочка дурака Асана, что сватается ко мне.

Волчонок – А вот Ян-Бикеш его любит, и он её тоже, он бережет её как горошинку в ладони!

Сылув – Что? Как горошинку? Ну, ну, посмотрим, так чем же лучше меня эта жалкая нескладная девчонка?

Волчонок – А хотя бы, тем, что она о тебе плохо не говорила.

Сылув – Твой щенок дерзит мне, старый Намарт!

Отец – Что ж, Сылув, волк должен расти дерзким и смелым, иначе он не волк.