Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школьный театр"

Кириллова Наталия Викторовна

С 2021 года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» создаются школьные театры для раскрытия творческого потенциала школьников. Театральное искусство в школе помогает разрешить многообразие психолого-педагогических, социальных и культурных проблем. Это освоение языка и культурных традиций других народов, развитие познавательных интересов, развитие навыков самообучения, самодисциплины, развитие навыков межличностного общения. Представленная рабочая программа может помочь школьному учителю в привлечении обучающихся в творческое объединение "Школьный театр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_teatr_rabochaya_programma_-_kirillova_n.v.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2‌‌ г. Нижние Серги

УТВЕРЖДЕНО

Приказ от 31.08.2023 №96-ОД

Директор МКОУ СОШ №2 г. Нижние Серги

__________ Тараева М.А.

Принято Педагогическим советом. Протокол от 30.08.2023г. №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Школьный театр»

для обучающихся 9 – 11 классов

                                                                     Составитель: Кириллова Наталия Викторовна,

                                                          учитель русского языка и литературы

г. Нижние Серги‌ 2023‌

Пояснительная записка

   Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы, в том числе   в соответствии  С Законом ФЗ №273 от 29.12.2012  «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей» и др.

В основе рабочей программы лежит пособие:

Гиппиус С. В. Полный курс актерского мастерства/ С. В. Гиппиус, К. С. Станиславский. - М.: АСТ, 2020.

Программа носит художественную направленность и рассчитана на учащихся старших классов.

Срок реализации: 67 часов 92 раза в неделю)

В век гаджетов навыки естественного артистизма исчезают у детей. Обосабливаясь, они теряют коммуникативные способности, уверенность в себе, творческое начало. Теперь детям часто нужна помощь для адаптации в социуме. Лучший способ — актёрские тренинги, конечно, в игровой форме. Дети, оторванные от телефонов, учатся: навыкам живого общения; импровизации; умению фантазировать, перевоплощаться; не бояться публичных выступлений; смеяться над собой; сочувствовать, помогать. Творческие уроки развивают речь, улучшают дикцию, расширяют кругозор, словарный запас, развивают память ребёнка. Самое главное: навыки эти помогают проявить свою индивидуальность, стать личностью, выбрать для себя лучшее направление во взрослой жизни.
        
Цель программы: создание условий для реализации и развития творческого потенциала подростков средствами театрального искусства.

Задачи:

-формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению, познанию и творчеству; - развивать мотивацию к творческому театральному мастерству, умению выражать себя речевыми и художественно-эстетическими средствами; -формировать навыки межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности, социализации личности через проигрывание социальных ролей и ситуаций; -обучать навыкам актерского мастерства и сценической культуре. -приобщать подростков к театральному искусству.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

- идентификация себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

- проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны;

- различие основные нравственно-этических понятий;

- соотнесение поступков с моральной нормой;

- оценивание своих и чужих поступков (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

-оценивание ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- мотивация своих действий;

-  готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,

-проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, сопереживания, сочувствия, помощи и др.

-  положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;

- оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы, ответственности, причин неудач;

- применение правил делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения;

- уважение мнения другого человека;

- проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

 Метапредметные результаты

В сфере регулятивных универсальных учебных действий:

- удерживание цели деятельности до получения ее результата;

- планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий);

- оценивание весомости приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно»);

- корректировка деятельности: внесение изменений в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; проектировать способы их устранения;

- анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной) деятельности;

- оценивание результатов деятельности (чужой, своей);

- оценивание уровня владения тем или иным учебным действием (отвечая на вопрос «что я не знаю и не умею?»), нахождение ошибок, установление их причины.

Познавательные универсальные учебные действия:

- умение пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеосюжетов, проводить сравнение и анализ поведения героя;

- понимание и применение полученной информации при выполнении заданий;

- проявление индивидуальных творческих способностей в игре, этюдах, чтении по ролям

 В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

- включение в диалог, в коллективное обсуждение, проявление инициативы и активности;

 - работа в группе, учет мнения партнёров;

- обращение за помощью;

- формулировка своих затруднений;

- предложение помощи и сотрудничества;

- умение слушать собеседника;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

- осуществление взаимного контроля;

 - умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 - способность оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

- составлять устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства;

- уметь самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект, импровизировать;

- работать в группе, в коллективе;

- выступать перед публикой, зрителями.

Обучающиеся научатся:

- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему;

- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Обучающие получат возможность научиться:

- осваивать первичных представлений о театре и его истории, владеть театральной терминологией;

- приобретать начальное умение фиксировать и осмыслять особенности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства;

- приобретать первоначальное умение превращать своё поведение в поведение другого человека, животного, предмета;

- навыкам работы в группе, общению друг с другом, выстраиванию партнерских отношений, основанных на взаимном уважении и взаимопонимании;

- развитию своих наблюдательных и познавательных способностей, эмоциональности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти, образного мышления, чувства ритма;

- овладению начальным опытом самостоятельной творческой деятельности.

Содержание курса

Темы курса

Содержание

Количество часов

1

Вводное занятие

Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Игры на сплочение

1

2

История театра. Театр как вид искусства

Знакомство с понятием театр. История театра. Знакомство с театральными профессиями. Театральными жанрами.

1

3

Как зрителю вести себя в театре

Ознакомление с понятиями: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «бис». Знакомство с этикой поведения в театре. Проигрывание этюда» Как надо вести себя в театре»

2

4

Как создаётся спектакль

Знакомить с театральными профессиями. Организовывать беседу об отличиях театра от других видов искусства. Обсуждаем основные отличия театра от других видов искусства. Составление рассказ «мой любимый актёр»

2

5

Просмотр театральной постановки (спектакля) и ее обсуждение

Просмотр профессионального спектакля. Обсуждение.

4

6

Актерская грамота, сценическое искусство

На занятиях в игровой форме идет работа на развитие внимания, воображения и фантазии, разыгрываются этюды на взаимодействие с партнером. Овладение навыками пантомимы. Этюдное оправдание словесных действий

3

7

Художественное чтение

Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Знакомство с законами художественного чтения. Основами сценической лепки фразы. Чтение вслух литературных произведений

4

8

Сценическое движение.

Работа над пластикой. Разучивание простейших танцевальных движений

2

9

Экспромт театр

Учимся импровизации на экспромт постановках

2

10

Репетиционный период.

Работа над пьесой, инсценировкой: чтение сценария, распределение ролей, репетиции, работа над костюмами и декорациями

Учимся работать с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы. Идеи автора. Определение жанра. Чтение пьесы

4

11

Выступление на школьных Новогодних праздниках для учащихся начальных классов.

Учимся держаться на сцене, овладеваем профессией актёра театра.

4

12

Мастерская художника. Театральные профессии

Знакомство с профессией бутафора. Изготовление бутафории к спектаклю. Знакомство с профессией театрального художника. Изготовление декорации к спектаклю. Дорисовываем вторую половинку картины.

2

13

Делаем афишу и программку

Знакомить с правилами изготовления афиши и программки. Организовывать творческую работу учащихся

2

14

Роль декораций в постановке спектакля

Знакомство с профессией декоратора. Выполняем эскиз декорации.

2

15

Образ актера на сцене. Как костюм влияет на отношение к персонажу.

Выполнение эскиза костюмов героев. Знакомство с назначением театральных масок. Подготовка костюмов для спектакля

1

16

Дикция – вежливость актёра

Артикуляционная гимнастика, выполнение упражнений на дыхание, дикцию, подачу звука, всестороннее развитие голосового аппарата.

Тренировка сложных звукосочетаний, скороговорки. Подбор, сочинение и отработка текстов, направленных на выправление индивидуальных недостатков речи.

2

17

Наблюдение

(Наблюдение – основа перевоплощения)

Решение практических задач, упражнений на внимание, наблюдательность. Навыки осознанного наблюдения за окружающим миром, животными, людьми. Импровизации – имитации поведения животных и птиц, людей разного возраста, профессии, характерных сказочных персонажей.

Обсуждение, анализ достоверности, правдивости (похоже – не похоже, перевоплощается – кривляется). Актёрские задания на точность и вариативность повторения: «повтори», «дополни», «отличись».

2

18

«Если бы…, как будто…»

Трансформация физических действий с учётом меняющихся условий (рисовать так, как будто болит рука, ломается карандаш, ветер сдувает листок бумаги и т.д.)

2

19

Предлагаемые обстоятельства

Обыгрывание обстоятельств места, времени, логики поведения (откуда и зачем пришёл, куда направляюсь, чего хочу, что мешает). Импровизации в предложенных обстоятельствах.

2

20

Актёрский этюд. Поведение, действия актёра – главное выразительное средство театра.

Придумывание историй, показ «по правде». Поиск убедительного жеста, мимики, взгляда, интонации. Событие на сцене как актёрская задача, требующая определенной логики поведения.

Анализ, обсуждение того, «что» и «как» играет актёр. Осознание самого себя «в двух лицах»: актёр – и «материал», и «мастер» в одном лице.

2

21

Голос – инструмент актёра

Упражнения на развитие осознанного внимания к темпу, громкости, тембру речи, интонации. Упражнения, направленные на развитие ровности, плавности, гибкости, выносливости голоса. Поиск звукового посыла, полётности звучания. Тренировка тихого звучания – театрального шёпота.

2

22

Речевая орфоэпия

Освоение культуры сценической речи. Практические упражнения на основе правил произнесения гласных и согласных, ударений, пауз и т.д.. Слушание, сравнение и анализ с точки зрения орфоэпии разных вариантов произнесения одного и того же слова, фразы. Выработка установки на внимание к качеству собственной устной речи и речи окружающих.

2

23

Поэтическая речь

Выразительное чтение стихотворений. Самостоятельный поиск темпа, ритма, тембра, интонации.

2

24

Чувство партнёра

Упражнения на органичное сосуществование на сцене вдвоём, втроём; развитие воображения, скорости реакции, навыка совместной слаженной работы. Отработка вариантов: одновременное действие и действие друг с другом. Импровизации, «досочинение своей роли» в логике, заданной другим человеком. Бытовые сценки и коммуникативные ситуации («гость и хозяин», «в магазине», «в музее», «в автобусе» и т.д.)

2

25

Сценическое общение

Поиск и тренировка согласованности, контакта с партнёром по сцене. Тактика взаимодействия в пространстве, речевой интонации, мимике и жестах.

Пристройка сверху, пристройка снизу. Умение видеть, слышать, понимать, предугадывать действия партнера.

2

26

Музыкальное сопровождение. Звук и шумы

Знакомство с ролью музыки в спектакле. Знакомство с понятиями «фонограмма» и «живая музыка». Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Оркестр» в предлагаемых обстоятельствах

2

27

Репетиционный период.

Работа над пьесой, инсценировкой: чтение сценария, распределение ролей, репетиции, работа над костюмами и декорациями.

Постановки по выбранным произведениям. Осваиваем сценическое пространство. Овладеваем навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера.

4

28

Постановка спектакля.

Постановка спектакля на сцене школы по выбранному произведению.

2

29

Поездка в Театр музыкальной комедии г. Екатеринбурга

Просмотр профессионального спектакля. Обсуждение.

Календарно- тематическое планирование

Темы курса

Дата проведения

1

Вводное занятие

1четверть

06.09.2023

2

История театра. Театр как вид искусства

06.09.2023

3-4

Как зрителю вести себя в театре

13.09.2023 (2 ч.)

5-6

Как создаётся спектакль

20.09.2023 (2 ч.)

7-9

Просмотр спектакля.

27.09.2023 (3 ч.)

10

Обсуждение просмотренного спектакля

04.10.2023

11-13

Актерская грамота, сценическое искусство

11.10.2023 (2ч.)

18.10.2023

14-17

Художественное чтение

25.20.2023 (2ч.)

2 четверть

08.11.2023 (2ч.)

18-19

Сценическое движение.

15.11.2023 (2 ч.)

20-21

Экспромт театр

22.11.2023 (2 ч.)

22-23

Работа над пьесой, инсценировкой к Новому году (чтение сценария, распределение ролей)

29.11.2023 (2ч.)

24-27

Работа над пьесой, инсценировкой к Новому году (репетиции, работа над костюмами и декорациями).

06.12.2023(2 ч.)

13.12.2023 (2 ч.)

28-31

Выступление на школьных Новогодних праздниках для учащихся начальных классов.

20.12.2023 (2 ч.)

27.12.2023 (2 ч.)

32-33

Мастерская художника. Театральные профессии

3 четверть

10.01.2024 (2 ч.)

34-35

Делаем афишу и программку

17.01.2024 (2 ч.)

36-37

Роль декораций в постановке спектакля

24.01.2024 (2 ч.)

38

Образ актера на сцене. Как костюм влияет на отношение к персонажу.

31.01.2024

39-40

Дикция – вежливость актёра

07.02.2024 (2 ч.)

41-42

Наблюдение

(Наблюдение – основа перевоплощения)

14.02.2024 (2 ч.)

43-44

«Если бы…, как будто…»

21.02.2024 (2 ч.)

45-46

Предлагаемые обстоятельства

28.02.2024 (2 ч.)

47-48

Актёрский этюд. Поведение, действия актёра – главное выразительное средство театра.

06.03.2024 (2 ч.)

49-50

Голос – инструмент актёра

13.03.2024 (2 ч.)

51-52

Речевая орфоэпия

20.03.2024 (2 ч.)

53-54

Поэтическая речь

4 четверть

03.04.2024 (2 ч.)

55-56

Чувство партнёра

10.04.2024 (2 ч.)

57-58

Сценическое общение

17.04.2024 (2 ч.)

59-60

Музыкальное сопровождение. Звук и шумы

24.04.2024 (2 ч.)

61-64

Репетиционный период. Постановки по сказкам и инсценировкам рассказов

08.05.2024 (2 ч.)

15.05.2024 (2 ч.)

65-66

Постановка спектакля, выступление перед учащимися начальной школы.

22.05.2024 (2 ч.)

67

Поездка в Театр музыкальной комедии г. Екатеринбурга

29.05.2024

Список литературы и интернет-источников

  1. Гиппиус С. В. Полный курс актерского мастерства/ С. В. Гиппиус, К. С. Станиславский.- М.: АСТ, 2020.
  2. П. Брук, «Пустое пространство». М. «Искусство» 2003 год.
  3. Петров В.А. «Развитие творческого потенциала личности средствами студийной работы в театральной самодеятельности» Челябинск.1987г.
  4. Портал «Культура РФ» [Электронный ресурс] //. URL:https://www.culture.ru/theaters (дата обращения: 16.07.2020).
  5. Э.Г. Чурилова Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., «Владос» 2003 г.
  6. Э.П.Гааз, Л.К.Маслова, С.В.Клубков «Я вхожу в мир искусств» №6 2001 год.
  7. Электронная библиотека классической литературы «Крассика.Ру» [Электронный ресурс] //. URL: http://www.klassika.ru/ (дата обращения: 26.08.2019).
  8. Электронный журнал «Театр» [Электронный ресурс] //. URL: http://oteatre.info/(дата обращения: 21.08.2020).