Творческие компетенции, как компонент функциональной грамотности школьников в театрализованной деятельности

Тимиркаева Вероника Ивановна

Выступление на методическом семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческие компетенции, как компонент функциональной грамотности школьников в театрализованной деятельности.

В  ближайшем  будущем функциональная  грамотность станет  показателем развитости  цивилизации, государства,  нации,  социальной  группы,  отдельной личности. Поэтому  для  школы  возникает  очень  важная  цель: подготовить  не  отдельных  элитных  учащихся  к  жизни, а  обучить  мобильную  личность,  способной  при необходимости  быстро  менять профессию,  осваивать новые  социальные  роли  и  функции,  быть конкурентоспособным.

Функционально-грамотный человек успешно взаимодействует с изменяющимся окружающим миром, решает различные стандартные и не стандартные жизненные задачи, строит социальные отношения, обладает рефлексивными умениями оценивать свою грамотность, не останавливается на достигнутом уровне образованности.

Театр как социокультурное явление в нашей стране занимает одну из ведущих позиций не только в мире искусства, но и в воспитании и образовании подрастающего поколения. Воспитательную ценность театрального искусства отмечали такие великие педагоги как С.А. Рачинский, К.Д.Ушинский.

 Функциональная грамотность, которая развивается на моих занятиях кукольного театра «Марионетки» включает в себя множество ключевых компетенций. Одна из них - креативное мышление. Под креативным мышлением понимается способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. На наших занятиях одним из средств развития креативной личности, развития воображения, дивергентного  мышления, является театрализованная деятельность, кукловождение. Она обуславливает особое взаимодействие детей и педагога  на основе свободной творческой атмосферы, всемерного поощрения детской любознательности и инициативы, свободы выражения собственного мнения, стремления к оригинальности и самовыражению, способствуют взаимообогащению и укреплению дружеских взаимоотношений между воспитанниками. 

Показателем сформированности функциональной грамотности моих воспитанников кружка кукольного театра «Марионетки» является способность воспитанника применять полученные знания на уроках литературы, изобразительного искусства, технологии и в жизненных ситуациях, переносить полученные знания на применение их в новых нестандартных ситуациях, для  укрепления их позиции в будущем мире нестабильности, так как  мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития.

Поэтому для организации учебной деятельности обучающихся, на кружке кукольного театра, контингентом которого являются учащиеся среднего звена (5-7 классы), на занятиях я подбираю такие методы, приемы и педагогические технологии, на основе которых,  разрабатываю специальные задания для своих воспитанников, которые способствуют формированию функциональной грамотности.

Модель организации учебного процесса предполагает использование практических занятий с элементами ролевых игр и моделированием реальной практики, выполнение самостоятельных творческих заданий в группе и индивидуально, а также методы, в основе которых лежат различные уровни и формы организации деятельности.

Все направления включают в себя как теоретическое изучение учебного материала, так и практико-ориентированные занятия. В основном используется комбинированный тип занятий (сочетание теории с практикой).

В процессе обучения использую различные формы занятий: групповые и индивидуальные, теоретические и практические, этюды и  инсценировки. 

Использую различные методы:

  • Методы активизации познавательной деятельности
  • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей
  • Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях

Также для формирования функциональной грамотности на своих занятиях я применяю средства и технологии:

  • продуктивного чтения и  проблемного обучения во время читки нового сценария спектакля;
  • развития критического мышления, используя приемы   «Инсерт», «Озвучивание мыслей», «Пересказ», «Корзина идей», «Мудрые совы», и т.д. на разных стадиях занятия (вызов, осмысление, размышление);
  • использование приёмов инсценирования и устного словесного рисования.

Организованная деятельность на кружке кукольного театра  позволяет развивать у детей такие качества творческой личности как оригинальность мышления, т. е. способность порождать новые нестандартные идеи, образная память, независимость мышления, умение находить свое собственное решение и умение отстаивать свою точку зрения, способность к импровизации, к выразительному движению, целеустремленность, наконец, умение решать творческие задачи. Наши воспитанники имеют возможность пробудить свои индивидуальные  творческие способности: актерские, музыкальные, танцевальные, поэтические, живописные и т.д. Ведь дети не только играют на сцене, управляя куклами, но и они сами изготавливают кукол-персонажей, создают одежду для них, если она необходима, сами продумывают и изготавливают декорации, придумывают и оформляют афишу к спектаклю, подбирают музыкальное сопровождение к спектаклю. Все это содействует развитию творческого воображения.

Проблема развития творческих способностей личности является одной из важнейших проблем современной педагогики. Управлять процессом воспитания и школьников означает предвидеть, как реализуется цель – творческое развитие их личности. Стремление создать подлинный диалоговый характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками позволяет осуществлять индивидуальную педагогическую помощь детям по широкому кругу проблем. Таким образом, творчество играет огромную роль в формировании функциональной грамотности человека. Особенно важна эта роль в подростковом возрасте.

Закачивая своё выступление, процитирую великого педагога-гуманиста И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

А от себя я добавлю: как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности обучающихся.

Творческий человек – постоянно развивает свои способности и реализует их в нестандартных материальных или духовных ценностей, в новых формах деятельности и общения. Главное в процессе творческой деятельности - создание условий для личностного роста человека, постоянное расширение границ его внутреннего мира. В идеале этот процесс не должен прекращаться, пока человек живет.

Творческая деятельность необходима, чтобы человек  смог подняться до уровня понимания достижений мировой культуры и стал полностью очеловеченным. Такой подход к характеристике творческой деятельности имеет принципиальное значение. Это связано с тем, что многое из того, что создается детьми в процессе их деятельности является объективно новым, оригинальным.

Задачи формирования современного демократичного общества требуют от каждого человека самостоятельности, инициативы, творческого подхода к делу. Театрализованная деятельность обладает значительными воспитательными возможностями по развитию творческого потенциала личности.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации, оживлять куклу. Занятия на кружке кукольного театра и выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя школьник, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.